рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке на тему

Акмайкина Людмила Николаевна

программа 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass.doc83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  6 -го  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год).

Настоящая рабочая программа по музыке для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта следующих нормативных документов:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • 3-го издание авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);
  • Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта 

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы - расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения .

Срок реализации программы:

Кол-во часов по учебному плану всего – 35 часа.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Освоение учащимися музыкальных умений:

В слушательской деятельности это умения: воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;  дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения,  связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. В данной  деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Контроль уровня обученности осуществляется через доклады, сообщения, презентации в электронном варианте на темы :

а) связанные с музыкальной культурой России;

б) культурой зарубежных стран;

в) биографии композиторов, музыкантов, артистов оперы и балета, эстрады, кино.

Оценка результативности выполнения программы проводится с помощью  итоговых занятий в конце четверти (различные формы проведения: викторины, урок-концерт и т.д.), сдачи самостоятельных работ по темам, участия в конкурсах и фестивалях.        

Форма подведения итогов. Творческий отчёт за год. Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, мероприятиях различного уровня.

Результаты изучения учебного предмета 
Личностными результатами освоения программы по музыке в 5-хклассах являются: 
• формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; 
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; 
• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; 
• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; 
• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; 
• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; 
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. 
Метапредметные результаты подразумевают: 
• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; 
• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; 
• оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; 
• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; 
• определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; 
• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; 
• наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; 
• участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. 
Предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: 
• общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 
• осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; 
• устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; 
• понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств музыкальной выразительности; 
• осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; 
• рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; 
• применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; 
• постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; 
• расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; 
• освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала

Содержание программы.

1 полугодие. Преобразующая сила музыки

1 четверть.

Преобразующая сила музыки. Разное воздействие музыки на людей. Задушевность лирической музыки. Музыка приносит человеку утешение и опору. Музыка с человеком в горе и радости. Музыка  - оружие в борьбе за свободу. Сила героической интонации. Человек – это звучит гордо. Музыка помогает человеку в трудную минуту. (Обобщение тем четверти)

Слушание музыки: И. Шраус. Полька «Трик-трак»: Р. Рахманинов. Прелюдия соль минор; М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно», Ж. Брель «Вальс»; П.И. Чайковский «Вальс фа минор. Сентиментальный», Ф.Шопен «Вальс ми минор. Блестящий № 14»; вторая тема 1-й части Шестой симфонии П.И. Чайковского; С.С.Прокофьев «Повесть о настоящем человеке»; музыка М. Теодоракиса «На побережье тайном», «Я-фронт»; 1 часть Пятой симфонии Л.Бетховена. И.С. Бах. Органная фуга соль минор, «Весенняя песня»; И.С. Бах «Прелюдия» (ми минор), К.Глюк «Мелодия».

Разучивание песен:   муз. Е.Крылатова. сл. С.Гребенникова и Н. Добронравова «Школьная песня». В. Иванов «Песня о дружбе», «Дорога к солнцу».

2 четверть.

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории. Взволнованные интонации искусства (2 ч). Сатирические интонации в музыке (2 ч.). Музыка Рождества.

Преобразующая сила музыки. ( обобщение тем первого полугодия).

Слушание музыки: Руже де Лиль «Марсельеза», муз. П. Дегетейра, сл. Э.Потье «Интернационал»; 1 часть Вторго концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова; «Шествие » из оперы «Золотой Петушок» Н. Римского-Корсакова; Ф. Грубер «Тихая ночь»; И.С. Бах. Фуга (ре- диез) минор из «Хорошо темперированного клавира», т.1, Ф.Шопен «полонез».

Разучивание песен: муз. Г. Эйслера, сл. Б. Брехета, перевод с немецкого А. Болотина, Т. Сикорской  «Песня единого фронта»; « Песня гардемаринов» В. Лебедева, сл. Ю. Решенцева; рождество Христово, колядка; по желанию учащихся.

2 Полугодие. В чем сила музыки?

3 четверть.

Красота и правда в искусстве и жизни. Красота и правда музыки о героях Великой Отечественной Войны. Красота и правда музыки И.С. Баха. Красота и правда шутливой музыки. Красота природы и правда отображения её в музыке. Сила нравственной красоты человека в музыке В чем сила музыки В.А. Моцарта.. Разнообразие красоты и выразительности в музыке. В чем сила музыки?(обобщение материала. Пройденного в 3 четверти).

Слушание музыки: М.И. Глинка. Ария Сусанина, хор «Славься » из оперы «Иван Сусанин», В. Соловьев-Седой, М Матусовский «Баллада о солдате». «Шутка» И.С. Баха, «Двухголосный полифонический вокализ « 1 на тему И.С. Баха»; И.Ф. Стравинский. Сюита №2; Ария Снегурочки. Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского –Корсакова; Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского –Корсакова. Рондо (из «Маленькой ночной серенады»). «Лакримоза» ( из «Реквиама»), Ария Фигаро ( из оперы «Свадьба Фигаро»); «Время,  вперед», «Романс» г. Свиридова, «Ты запой мне эту песню», муз. Г.Свиридова. сл. С.Есенина (фрагмент); финал Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского;

Разучивание песен: А.Зацепин, сл. М.Пляцковского  «Ты слышишь, море?»;

Календарно-тематическое планирование. «Ты слышишь, море?» муз. А.Зацепина, сл. М.Пляцковского; «Прекрасное далеко» муз. Е.Крылатова, сл. Ю. Энтина;  разучивание тематических песен к празднованию календарных праздников.

4 четверть.

Красота и правда музыки о детях. Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки. Единство содержания и формы – красота музыки. Красота и правда «серьезной» и «легкой» музыки. Никто не забыт, ничто не забыто. Жизненная сила музыки П.И. Чайковского. Гармония красоты и правды в жизни и музыке ( обобщение основных тем года)

Слушание музыки: «Отъезд» из сюиты «Зимний костер» С.Прокофьева; «Увели нашу подружку» - 4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В.Салманова; «Весенние воды» С.Рахманинова; вальс из оперетты «Летучая мышь»И. Штрауса; хор «Наши дети» из «Реквиема» Д.Б.Кабалевского,; концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского;

Разучивание песен: «Сказки гуляют по свету» муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского;«Лебединая верность» Е.Мартынова; «Малиновый звон», муз. А.Морозова, сл. А.Поперечного; «Верность» муз. Е.Дубравина, сл. В Суслова; «Песня о солдате» В.Мугиль, М. Агашина; «Дорога Добра» муз. М.Минкова, сл. Ю Энтина; разучивание тематических песен к празднику «Последний звонок старшеклассника»

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабора-торные и прак- тические

Контрольные и диагности-ческие материалы

Экс-курсии

I.

Тема 1 полугодия «Преобразующая сила музыки»

17 ч.

итоговый тест по теме «Музыка помогает человеку в трудную минуту»

II.

Тема 2. полугодия «В чем сила музыки»

18 ч.

Обобщающий урок по теме «Гармония красоты и правды в музыке»

Планируемые результаты освоения содержания программы

Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем,  взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Учащийся научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

.

Перечень учебно-методического обеспечения 
1. Программа «Музыка 1-8 классы», М., Просвещение, 2007г. 
2. Т.И. Науменко Музыка 5 Класс учеб. Для общеобразоват. Учреждений. Дрофа 2007. 
3. Музыка. 5 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев: Дрофа, 2006. 

Технические средства обучения 
1) Компьютер 
2) Видеопроектор. 
Учебно-практическое оборудование: 
1) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 
2) Ящики для хранения таблиц 
3) Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.)
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...