НОД «Осень, осень, в гости просим!»
план-конспект по музыке на тему

Бахаева Татьяна Геннадьевна

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе 

на тему: «Осень, осень, в гости просим!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_osen.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе  

на тему: «Осень, осень, в гости просим!»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Задачи:

– Художественно – эстетическое развитие:

«Музыка»

1. Познакомить детей с новым произведение И. Баха «Страсти по Иоанну» (отрывок).

2. Познакомить с характером  музыки (немного грустная, плавная, как полет осеннего листочка).

3. Упражнять в умении импровизировать с танцевальными движениями, отображающими  характер музыки: плавные покачивания, кружение, легкий бег.

Выразительно исполнять знакомую песню «Осенние подарки» (муз. и сл. Шестаковой). Передавать в пенни спокойный, напевный характер песни. Петь плавно и в умеренном темпе. Начинать петь сразу после вступления, правильно  брать дыхание, удерживать его до конца музыкальной фразы, чисто интонировать мелодию, выдерживать долгий звук, развивать навык равномерного  выдоха (упражнение на дыхание «Воротики», «Воздушный шар»). Побуждать исполнять песню выразительной интонацией: ласково, напевно. Отображать это мимикой, жестом.

4. Закрепить умение детей различать двухчастную форму музыки, передавая это  движениями: покачивание руками из стороны в сторону на I часть, легкий бег – на II часть музыки. Отмечать начало и конец звучания.

5. Закрепить  умение соотносить движения с текстом в игре «Сороконожка», «Мы деревья». Развивать способность выполнять движения самостоятельно.

«Аппликация»

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: наклеивание листьев на лист бумаги.

2. Закрепить умение выполнять аппликацию из предложенных материалов (осенние сухие листья, клей, лист бумаги), пользоваться знакомыми способами и приемами действий (аккуратно намазать одну сторону листа клеем, приложить к бумаге, прижать, убрать остатки с помощью салфетки).

3. Воспитывать эстетический вкус, умение радоваться результата своей работы, замечать красоту созданного.

– «Познавательное развитие»:

1. Закрепить знания детей о деревьях (дуб, береза, клен, рябина).

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

– «Речевое  развитие»:

1. Расширить и обогатить знания детей об осенних деревьях, формировать способности  детей к восприятию  и пониманию загадок и стихов.

2. Закрепить умение отвечать на вопросы педагога предложениями, интонационно верно проговаривать текст игр «Сороконожка», «Мы – деревья».

3. Тренировать длинный выдох, умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи, используя дыхательные упражнения «Воротики», «Воздушный шар».

4. Упражнять в умении анализировать и оценивать пение своих товарищей , высказываться самостоятельно, давая развернутый ответ.

5. Повторить выученное ранее стихотворение «Я по садику гуляла». Упражнять в прочтении его с естественными интонациями.

6. Активизировать словарь детей прилагательными: спокойная, напевная, протяжная, ласковая.

– «Физическое развитие»:

1. Упражнять в умении выполнять различные виды ходьбы («паровозиком», пружинящим шагом, высоко поднимая ноги, топающим шагом), ориентироваться в пространстве (бег врассыпную).

2. Формировать основы безопасного поведения во время коллективных игр (бегать, не наталкиваясь друг на друга).

3. Способствовать овладению техникой расслабления мышц (упражнение «Мы- деревья»).

– «Социально – коммуникативное развитие»:

1.Способствовать поддержанию интереса детей к играм, используя различную атрибутику ( листочки, шапочки).

2. Развивать личностные качества детей: уверенность в себе, давая положительную оценку и самооценку, умение действовать в коллективе, подчиняясь правилам.

Методы и приемы:         

– практические: упражнения, игры, аппликация;

– наглядные: слушание музыки, рассматривание выполненной работы (аппликация);

– словесные: чтение художественных произведений (загадки).

Материалы и оборудование: игрушечный почтовый ящик, конверт желтого цвета, письмо с текстом; столики с подносами, на которых лежат  сухие листья березы, дуба, рябины, клена, бумага, клей, салфетки; СD-диск с записью музыки Баха «Страсти по Иоанну»; картонные листочки дуба, березы, клена, рябины; шапочки с изображением этих же  листьев.

Репертуар: «Сороконожка» (игра); загадки о деревьях – дубе, березе, клене, рябине; попевка «Листик полетел…»; песня «Осенние подарки» В. Шестаковой («Муз. руководитель № 5, 2006 г., стр. 74); И. Бах «Страсти по Иоанну» (фрагмент); стихотворение «Я по садику гуляла»; разработка Лантуховой Е.М. «Осенних листьев и мелодий хоровод»

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры,  физминутки, НОД  

( образовательная деятельность) в спортзале

Игровая

 Дидактические, подвижные игры

Изобразительная

 Мастерская по изготовлению предметов детского творчества

Коммуникативная

 Отгадывание загадок, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, подвижные игры с музыкальным сопровождением, НОД в музыкальном зале

Восприятие художественной литературы  и фольклора

Рассказывание, обсуждение

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1.

Музыкальный руководитель вносит почтовый ящик. Вынимает красивый кон-верт желтого цвета, читает письмо от Осени с вопроса-ми: почему листочки ста-новятся желтыми и красны-ми, а затем опадают?

Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя

Дети демонстрируют хо-рошие знания о деревьях в осенний период,

правильно отвечают на поставленные педагогом вопросы.

2.

Музыкальный руководитель рассказывает детям о пере-менчивости осенней погоды (то солнечная, то дождли-вая), предлагает вспомнить игру про «Сороконожку»:

Шла сороконожка

По сухой дорожке

Вдруг закапал дождик: кап!

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи

Грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу

И потопаю потом,

Ой, какой от лапок гром!

Дети встают друг за другом в колонну, говорят слова игры и сопровождают их  движениями

движение «паровозиком», пружинящим шагом, держась за плечи друг друга,

останавливаются

идут высоко поднимая колени

останавливаются, трясут правой ногой

трясут левой ногой

идут топающим, пружинящим шагом

Дети согласовывают дви-жения с текстом,

правильно выполняют различные виды ходьбы («паровозиком», пружиня-щим шагом, высоко под-нимая колени, топающим шагом).

Умело владеют правиль-ной интонацией во время проговаривания текста игры «Сороконожка».

3.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на  столы с подносами. На подносах сухие листья, бу-мага, клей для аппликации. Музыкальный руководитель читает загадки о деревьях: береза, клен, дуб, рябина, предлагает вместо ответа поднять нужный листочек на отгадку:

За могучий рост и силу

Дерево мне это любо.

Ищут желуди ребята

Под листвой большого… (дуба)

В осень золотом одета,

А зимой в морозы.

Белый ствол, как лучик света,

У красавицы… (березы)

Листья длинные, как перья,

Держат нити паутины

Птицам на зиму веселье – Грозди ягод от… (рябины)

Протянул ко мне ладошку – Желтый, солнцем озарен,

Только выше он немножко.

Здравствуй, друг мой добрый…

                                                 (клен)

Дети садятся за столами с подносами, на которых лежат осенние сухие листья с деревьев. Слушают загадки и вместо ответа поднимают нужный листочек с того или иного дерева

Поднимают и показывают листочек дуба

Поднимают и показывают листочек березы

Поднимают и показывают листочек рябины

Поднимают и показывают листочек клена

Дети демонстрируют пред-ставления о растениях ближайшего окружения, деревьях:

– дуб;

– береза;

– рябина;

– клен

Умеют по имеющимся признакам (форма, вели-чина) находить и выделять из предложенных листоч-ков те, которые соответ-ствуют прочитанной за-гадке.

4.

Музыкальный руководитель предлагает исполнить по-певку, поднимая и опуская листочки.

Музыкальный руководитель исполняет постепенное дви-жение мажорной гаммы вверх (ре,-ля,)

Постепенное движение ма-жорной гаммы вниз (ля, - ре,)

Дети берут по одному листочку, поют.

Листочек  полетел ( поднимают вверх)

Листочек мой упал

( опускают вниз)

Дети чисто интонируют поступенное движение мелодии вверх и вниз в пределах квинты, разли-чают направление движе-ния мелодии, отмечают его движением руки.

5.

Музыкальный руководитель привлекает внимание детей к выполнению дыхатель-ных упражнений «Вороти-ки», «Воздушный шар».

Предлагает спеть песню «Осенние подарки» (муз. и сл. В. Шестаковой) с выра-зительной интонацией, про-тяжно и ласково.

Вместе с детьми выполня-ют дыхательные упражне-ния «Воротики», «Воздуш-ный шар». Для повторного исполнения выбирают со-листов.

Дети выполняют упражнение «Воротики», «Воздушный шар».

Поют песню.

При повторном исполнении дети – солисты поют песню по куплетам. Остальные дети слушают и оценивают пение товарищей.

Дети слышат и хорошо различают в песне запев. Начинают петь сразу пос-ле вступления, правильно берут дыхание и удержи-вают его до конца музы-кальной фразы. Поют вы-разительно, эмоционально интонационно верно пере-давая характер песни. Внимательно слушают пе-ние своих товарищей. Дают правильную оценку их исполнению, исполь-зуют развернутый ответ.

6.

Музыкальный руководитель знакомит детей с новым произведением И. Баха «Стра-сти по Иоанну» (отрывок)  в записи СD, определяет ха-рактер музыки (немного грустная, плавная как полет осеннего листочка), предла-гает послушать и немного подвигаться под нее.

Дети берут по листочку, слушают музыку, желающие импровизируют танец (выполняют танцевальные движения с листочками в характере музыки: плавные покачивания, кружение, легкий бег и т.д.)

Дети эмоционально откли-каются на музыку, имеют достаточный опыт в тан-цевальных импровизаци-ях, они правильно испол-няют знакомые движения, в соответствии с музыкой

7.

Музыкальный руководитель предлагает детям создать аппликацию «Осенняя до-рожка», выполняя работу под звучание музыки Баха «Страсти по Иоанну» (от-рывок). Музыка звучит как фон. Музыкальный руково-дитель предлагает полюбо-ваться своей работой, при-влекая внимание детей к яркому цвету осенних листьев, их разнообразной форме, количеству упавших на дорожку листьев, срав-нивает их с цветным ковром.

Дети выполняют коллективную работу – аппликацию «Осенняя дорожка» (наклеивают сухие осенние  листья на длинный лист бумаги), любуются результатом своей работы. Один из детей читает стихотворение «Я по садику гуляла и листочки собирала:

Вон их сколько самых разных- желтых, бурых, даже красных!

Набрала большой букет-

Теплой осени привет!»

Дети хорошо владеют про-стейшими приемами выполне-ния аппликации, имеют необ-ходимые представления о спо-собах выполнения работы (на-клеивание листьев на лист бу-маги, используя клей), умеют правильно вести себя во время выполнения коллективной работы, проявляют аккурат-ность, У детей развивается мел-кая моторика рук. При рассма-тривании своей работы про-являют  положительные эмо-ции, любуются результатом. Выразительно, с естественной интонацией читают стихи.

8.

Музыкальный руководитель организовывает детей на игру «Листопад», делит де-тей на три подгруппы и раз-дает им картонные листья дуба, клена, рябины. Напо-минает детям, правила иг-ры, по желанию детей на-значает трех из них на роли деревьев (в шапочках с листь-ями дуба, клена, рябины). Исполняет музыку двухчаст-ной формы. С окончанием звучания  музыки, музыкаль-ный руководитель отмечает тех, кто выиграл в игре (быстрее собрались у свое-го дерева). Музыкальный ру-ководитель повторяет игру со сменой детей-деревьев. На-поминает о безопасности дви-жения во время игры (не на-талкиваться друг на друга).

Дети по желанию вызываются на роли деревьев: дуба, клена, рябины, произвольно встают на расстоянии друг от друга.

На 1 часть музыки выполняют покачивание  руками из стороны в сторону, изображая маленький ветер, на 2 часть – бегут врассыпную, в конце второй части, бросают листья вверх, затем подбирают любой из листьев и бегут к дереву, листочек которого им достался.

Дети хорошо слышат и различают двухчастную форму музыки, ее начало и конец, передают это в движении, согласно пра-вилам игры, демонстри-руют хорошее качество движений  (легкий бег), ориентировку в простран-стве (бегают врассыпную). Двигаются согласно с правилами безопасности  (не наталкиваются друг на друга). Дети хорошо уме-ют подчиняться правилам игры.

9.

Упражнение «Мы – деревья»

Мы – деревья,

Ноги – корни,

Тело – ствол большой и сильный

Наши ветки ветер клонит

Пляшут листья в небе синем (исполняет фрагмент вальса «Осенний ветерок» А. Гречанинова)

Музыкальный руководитель повторяет упражнение еще раз и предлагает  выпол-нить самостоятельно.

Дети произносят текст все вместе, выполняя движения.

Дети покачиваются в такт словам, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены,

Дети проводят руками по телу снизу вверх.

Дети покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки.

Дети быстро машут кистями рук под легкую музыку. В конце музыки опускают руки вниз несколько раз встряхивая ими для расслабления.

Дети выполняют упражнение самостоятельно.

Дети правильно соотносят движение с текстом, про-говаривая его во время движений.

Правильно, верно выды-хают, рационально расхо-дуют и своевременно во-зобновляют запасы возду-ха.

Владеют способами расслабления мышц

Дети проявляют  полную самостоятельность при выполнении движений.

10

Итог занятия 

Как вы сейчас были похожи на молодые деревца! Давай-те будем беречь деревья, не станем их ломать, ведь они такие красивые!»).

Дети еще раз любуются аппликацией и уходят из зала под музыку Баха.

На протяжении занятия у детей формируется эсте-тический вкус и бережное отношение к природе.

Итоговое мероприятие: осенний праздник «Осень! Осень! В гости просим!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осень, Осень, в гости просим!"

Методическая разработка массового мероприятия экологической направленности для ребят младшего  школьного возраста. Цель данного сценария: в доступной форме с использованием сказочных персонажей (...

Праздник для малышей "Осень, осень, в гости просим"

Традиционно в нашем Центре проходят осенние праздники для младших воспитанников. В этом году, придерживаясь традиции, провели еще одно мероприятие "Осень, осень, в гости просим". Предлагаю вашему вним...

Сценарий "Осень,осень , в гости просим"

Сценарий осеннего утренника для средней группы...

Осень, Осень, в гости просим!

приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Осенин.ы ...

Утренник " Осень, осень в гости просим!"

Веселый, осенний  утренник для начальной школы. Много игровых моментов, песен, инсценировок, участвовать могут несколько классов....

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о...

Осень, осень - в гости просим!

Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе, развитие речи, творческих способностей учащихся; обогащение знаний учащихся об осени; сплочение классного коллектива....