Почему педагогу важно владеть навыками исследовательской деятельности.
методическая разработка по музыке на тему

Рачина Елена Григорьевна

Статья об необходимости владения педагогом навыками научно исследовательской деятельности, при реализации ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Почему педагогу важно владеть навыками исследовательской деятельности.

Коль мир зелёный перед нашими глазами

Мы зрители и лицедеи сами.

(Уильям Шекспир.)

Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. В классе к педагогу обращено 15 – 30 пар глаз, принадлежащих тридцати неповторимым личностям. Как каждого из них не только научить тому, что требует базисный план, образовательные стандарты, учебные  программы, но и развить их способности, сформулировать нравственные позиции, привлечь нормы и ценности гуманизма?

Весь учебно – методический комплекс, как правило, разрабатывается на некоего усредненного ученика. Но в школе у нас – реальные дети, требующие индивидуального творческого решения в подходе к каждому ребенку. Кроме того, в детском сообществе создается уникальный общий микроклимат, который, заставляет учителя готовить каждый урок, занятие как оригинальное произведение. Педагогу важно творчески переосмыслить возможность восприятия, осмысления и усвоения его питомцами не только основного учебного содержания, но итого воспитательного пласта, который явно не «звучит» в классе, но воспринимается на подсознательном уровне. Это сложнейшая исследовательская аналитическая работа.

Выдающиеся педагоги всех времен и народов отмечали эту обязательную составляющую педагогическую деятельность. Я.А. Коменский писал «Каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего плана, чтобы, хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять своеобразно с этим». А в трудах  А. Дистервего отмечается, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

Безусловно, не каждый день педагог садится за письменный стол и занимается научной деятельностью. Но при этом всякий настоящий Учитель выстраивает свою собственную образовательную концепцию, разрабатывает отвечающие ей образовательные программы по своему предмету для различных классов, вырабатывает стратегию и тактику обучения (педагогические технологии). И перед каждым уроком, сообразно с его целью и задачами, продумывает логику его построения именно в том или ином классе, с учетом именно сегодня сложившихся взаимоотношений с классом, эмоциональной настроенности учащихся, с учетом их здоровья и даже погоды за окном.

Такое тщательное, аналитическое осмысление строится не на стихийном энтузиазме, оно требует основательной теоретической подготовки, изучение работ по психологии, социологии, педагогике и, конечно, по предмету. В логике педагогического исследования, отвечая на вопросы:

- зачем учить? (целеполагание),

- чему учить? (отбор содержания),

- как учить? (вывод образовательных технологий),

Выстраивается индивидуальная учительская концепция. А затем на базе этой концепции надстраиваются ежедневные уроки – импровизации. Эти авторские спектакли сохраняют логику и структуру избранной стратегии. Но допускают импровизации в тактике. Самый хороший экспромт – это, домашняя заготовка, поэтому, готовясь к уроку педагог продумывает и «творит» вариативные тактические приемы для того, чтобы на уроке не скучали самые сильные ученики и были активны те, кто послабее.

В последние годы творческая работа педагогов приобрела особое значение. Появление инновационных учебных заведений разно уровневых образовательных программ, дифференциация образовательных процессов в традиционной школе – все это заставляет учителя переосмысливать и анализировать свою педагогическую деятельность.

Потребности и установки человека определяют его избирательное отношение в восприятии мира, направленность поведения человека. Именно в этом заключается связь его мотивационно – потребностной сферы с познавательными процессами. Ценности, ради которых живет человек, цели к которым он стремиться, входят в пространство феноменов психологии личности. Это обуславливает необходимость анализа психолого – педагогических исследований по вопросам проявления личностных факторов, влияющих на познавательную активность школьников, коммуникативность на уроках.

Такой подход именуется сегодня личностно – ориентированной образовательной концепцией и требует от педагогов знаний по различным аспектам психологии личности (возрастной, общей и педагогической психологии).

Все вышеперечисленные особенности педагогической деятельности рассматривали с позиции процесса обучения, т.е. работы учителя – предметника. Но каждое учебное учреждение сегодня имеет свою концепцию, образовательные цели, дополняющие и расширяющие образовательные стандарты.

Проектирование концепции и программы развития учреждения являются вторым (а, по сути первым!) исследовательским направлением, которое ведется в педагогическом коллективе. Именно его результаты определяют те «рамки», которые вписываются весь образовательный процесс данного учебного заведения. Эта деятельность требует достаточного уровня подготовки педагогов и администрации к исследовательской деятельности.

Третье направление исследовательской деятельности – это исследование учащегося в процессе познания. Эта самая настоящая научная и научная исследовательская деятельность, организовывать которую и управлять которой можно. Если имеются собственные навыки и опыт в этой области.

Вот, собственно, и ответ на вопрос, почему педагогу важно владеть навыками исследовательской деятельности. Где же взять такой коллектив.

Исследователей – педагогов «выращивают» в коллективе. Все зависит от позиции директора, его умения создать мотивацию творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Навыки исследовательской деятельности для создания творческих проектов обучающегося. Формирование метапредметных компетенций

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умен...

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Презентация  отражает  систему  работы  учителя  по  формированию  навыков  исследовательской  деятельности  на  уроках  русского  язык...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

Презентация "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"

Презентация "Развитие  приемов  и навыков  исследовательской   деятельности   на  уроках  географии"...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...