Программа по хоровому пению " Учимся петь" для детей 7-10 лет.
рабочая программа по теме

Багнюк Светлана Петровна

Программа хрового пения для детей 7-10 лет имеет художественно-эстетическую  направленность. Новизна программы заключается в  сочетании традиционных  и современных методов обучения детей младшего школьного возраста. В программе особое внимание уделяется систематическим упражнениям по методике В. Емельянова. Используются некоторые приемы работы над песней по методу Д. Огороднова.В конце  программы представлен подробный репертуар, соответствующий возрасту учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_.hor_.kr_.uchimsya_pet.doc278.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ лицей  № 488

 Выборгского района

ПРОГРАММА ХОРОВОГО ПЕНИЯ

«УЧИМСЯ ПЕТЬ»

для детей 7-10 лет

срок реализации – 2 года

 Учитель музыки

Багнюк Светлана Петровна

Санкт-Петербург

2014 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА.    

Творческое объединение

Хоровое пение

Отдел

Музыкальный

Педагог

Багнюк Светлана Петровна

Название

«Учимся петь»

Вид программы

Модифицированная

Направление

Художественно-эстетическое

Продолжительность освоения программы

2 года

Общее количество часов в год

72

Возраст обучающихся

7-10 лет

Уровень освоения

Общекультурный

Форма организации

Групповая

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность: Сегодня аспекты современного общего образования связаны с поиском путей, направленных на раскрытие творческого потенциала личности ребенка, способного жить в постоянно изменяющемся мире. В этой связи, в условиях школьного образования   актуальным становиться проблема приобщения детей  к хоровому пению как самой доступной и эффективной формы музыкально-творческой деятельности.  

Пение как вид активного творческого музицирования наиболее полно раскрывает способности человека к созиданию, духовно-нравственному совершенствованию; формирует самые разные стороны человеческой личности -  интеллект, память, внимание, волю.

Пение - это  красивый тембр голоса. Человек, обладающий от природы  приятным тембром голоса способен оказывать на окружающих огромное влияние. Такой голос завораживает, «ведет за собой», убеждает. Напротив, слабый, беззащитный голос может утомлять и свидетельствовать о проблемах со здоровьем, слабости гортани и артикуляционного аппарата в целом.

Вот, почему так важно развивать и укреплять свой голос с самого раннего детства, формировать его индивидуальный тембр. Голос -  это проявление человеческой личности, глубины его внутреннего мира.  

Занятия  хоровым пением интенсивно развивают  музыкальные способности детей,  оказывают непосредственное влияние на развитие социальных навыков, повышению самооценки, способности к самоутверждению,  саморегуляции, обретении внутренней гармонии с окружающими людьми.  Хор – это коллективное творчество, которое помогает объединиться, почувствовать и понять рядом стоящего, ощутить себя единым целым с остальными участниками.

 Другой, не менее важной стороной певческой деятельности, является укрепление здоровья ребенка, так как в процессе  пения организм интенсивно снабжает все ткани и органы кислородом, что в целом способствует стабилизации физического и эмоционального состояния ребенка.

Данная модифицированная программа составлена на основе типовой программы «Хор» («Программы внеклассной работы для обще-образовательных школ» - М.,1988г.).

При разработке программы « Учимся петь» учитывались   последние достижения в области педагогики детского хорового исполнительства, а именно работы Е. Малининой, Т. Овчинниковой,  Г. Стуловой, Г. Струве,  а также современные вокально-педагогические технологии развития детского голоса С. Гольдовской, Н. Гонтаренко, В. Емельянова, Д. Огороднова и личный опыт педагога.

Новизна программы заключается в сочетании традиционных методов обучения хоровому исполнительству с инновационными  вокально-педагогическими системами. Методика  занятий основана на принципе целостного функционирования организма - дыхания, голоса, речевого аппарата, кистей рук, что позволяет активизировать нервные окончания коры головного мозга и, тем самым, добиваться предельной концентрации внимания на занятиях.

В основе авторской концепции программы лежат принципы природосообразности и культуросообразности. Принцип природосообразности означает развитие голоса ребенка в соответствии с его природой, где учитываются его индивидуальные и физиологические характеристики. Принцип культуросообразности означает приобщение детей к ценностям музыкальной культуры, знакомство с лучшими образцами народной, классической и современной музыки.

Цель данной программы: приобщение детей к хоровому исполнительству, (вокализированию) раскрытие  личности ребенка, заключающейся в проявлении себя через звучание собственного голоса.

Задачи:

образовательные:

  • развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;
  • помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в области вокальной деятельности (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, звукообразование и др.);
  • повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры;

развивающие:

  • развитие голоса, сценической пластики, музыкального слуха;
  • формирование музыкальных представлений, художественного вкуса;
  • развитие социальной активности, высокой самооценки;
  • развитие творческого потенциала

воспитательные:

  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание исполнительской и слушательской культуры;
  • воспитание ответственности за творческий результат;
  • воспитание положительных нравственных и эстетических качеств личности: доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Условия реализации программы

 Данная программа  рассчитана на работу с массовой категорией детей в возрасте 7- 10 лет. Срок реализации - 2 года  в объеме 144 часов (72 часа в год). Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Занятия  проходят по группам (ансамблям) в количестве  10- 15 человек. Как правило, одну группу составляют учащиеся одной параллели (1 группа – 1 классы, 2 группа - 2 классы, 3 группа – 3 классы и 4 группа – 4 классы). Репертуарный план для каждой группы составляется индивидуально. Программа предполагает сотрудничество с родителями, школьным психологом, классными руководителями,  логопедом.

Условия набора детей в коллектив

 В коллектив принимаются все желающие по результатам собеседования и прослушивания.

 

Формы организации занятий

Основой организации занятий по данной программе является  дифференцированный подход. При таком подходе реализуется особый принцип расстановки участников хора по уровню музыкальной подготовки.

        Все дети после прослушивания распределяются по рядам.

  • дети с устойчивой интонацией;
  • дети с неустойчивой интонацией, нуждающиеся в поддержке;
  • дети с фальшивой интонацией - «гудошники».

Основные формы организации занятий:

  • групповые (10-15чел.);
  • индивидуально-групповые (работа с «гудошниками» по 3-4 чел.);
  • индивидуальные (сольные проекты);
  • коллективные (сводные репетиции).

Основные методы и приемы, используемые на занятиях хора:

  • наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  • репродуктивный;
  • концентрический метод (по методике М. И. Глинки);
  • метод мысленного пения (пения «про себя»);
  • метод сравнения;
  • метод предупреждения ошибок;
  • фонетический метод;
  • метод игрового проектирования;
  • метод свободного дирижирования;
  • метод высотного моделирования  по методике Д.Е. Огороднова;
  • метод относительной сольмизации по методике венгерского педагога и композитора З. Кодая;
  • метод ритмического воспитания  немецкого педагога и композитора К. Орфа.

 Одним из ведущих приемов обучения детей пению является демонстрация педагогом академической манеры пения.

 Дополнительными методами в работе с детьми являются импровизации- ритмические, вокальные, хоровые и пластические с применением музыкальных инструментов. Они используются на занятиях в форме игры, обычно в середине занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися по программе, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы, социальная адаптация.

На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учётом следующего:

- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся;(коммуникабельность, ответственность, творческое развитие);

- отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);

- знание основ музыкальной грамоты;

- владение вокально-хоровыми навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма, умение держать вокальную партию);

- уровень и качество исполнения произведений;

- выразительность исполнения.

Способы диагностики результативности:

  • анкеты, беседы с детьми;
  • наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках;
  • выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса;
  • предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения;
  • наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.

Формы  подведения итогов реализации программы

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы

являются:

  • индивидуальные прослушивания детей в конце года;
  • открытые уроки;
  • сольные и ансамблевые выступления на школьных мероприятиях;
  • участие в хоровых конкурсах и фестивалях;
  • полугодовые и годовые отчетные концерты;
  • постановка музыкальных композиций, детских опер, спектаклей.

Для реализации программы необходимы следующие музыкально – технические и санитарно – гигиенические условия:

- профессиональный концертмейстер;

- просторное помещение для занятий;

- место для каждого ребёнка;

- наличие настроенного фортепиано;

- наличие классной доски;

- помещение должно быть хорошо освещено;

- необходим соответствующий комфортный температурный режим;

- обязательны регулярные проветривания помещения

- наличие просторного зала с хоровыми станками для проведения сводных репетиций;

- наличие учебных пособий, репертуарных сборников;

- наличие компьютера с мультимедийной доской для  просмотра и анализа репетиций и выступлений;

- наличие ксерокса для распечатки хоровых партий;

- наличие стенда для отражения событий, происходящих в жизни коллектива.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ разд. и темы

Название разделов и темы

Количество часов

Примеча-ние

Всего

Теория

Прак-тика

I

 Певческая установка

1

Музыкальная зарядка для выработки правильной певческой установки

4

1

3

2

Упражнения для развития свободы отдельных частей тела: шее, плеч, головы. Укрепление осанки.

2

1

1

II

 Дирижер и дирижерский жест

1

Понятие об основных дирижерских жестах

2

1

1

2

Упражнения на выработку реакции на различные дирижерские жесты

2

1

1

III

Певческое дыхание

1

Основные правила певческого дыхания. Пение по руке дирижера.

4

1

3

2

Пение тренировочных упражнений по системе Д.Огороднова

2

-

2

3

Дыхательная гимнастика по методике А.Стрельниковой

2

1

1

IV

Артикуляция. Дикция

1

Артикуляционная гимнастика по методу В.Емельянова

2

-

2

2

Пение скороговорок и дикционных упражнений

1

-

1

V

Звукообразование

1

Работа над округлением гласных в пении

8

1

7

2

Пение staccato, legato, non legato и их чередование

5

1

4

3

Интонационно-фонетические упражнения В.Емельянова

8

2

6

VI

Ансамбль

1

Работа над унисоном в группе и в хоре

5

1

4

2

Упражнения, способствующие выработке дикционного   ансамбля

5

1

4

VII

  Музыкальная грамота.  Интонация.

1

Комплекс вокально-ладовых упражнений по системе относительной сольмизации.

Знакомство с ручными знаками  

2

-

2

2

Упражнения на нахождение тоники

3

1

2

3

Упражнения, закрепляющие знание моделей: I-III-V, V-I, III-II-I, V-IV-III-II-I, IV-III-II-I и др.

4

1

3

4

Упражнения на развитие музыкальной памяти и ладового слуха

2

1

1

VIII

Работа над исполнением музыкальных произведений

1

Исполнение  произведений из репертуарного списка пластическими движениями рук и элементами актерской игры

2

1

1

2

Осмысленное и выразитель-ное исполнение под управ-лением руководителя хора

2

1

1

3

Концертное исполнение (не менее двух раз в год). Обязательный последующий подробный анализ выступлений.

2

1

1

IX

Оформление художественного образа песни. Сценические движения

1

Художественный образ песни и пластика сценических движений

3

2

1

Итого часов в год:

72

20

52

2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ разд. и темы

Название разделов и темы

Количество часов

Примеча-ние

Всего

Теория

Прак-тика

I

Певческая установка

1

Закрепление навыков певческой установки

3

2

1

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия

2

1

1

II

Дирижер и дирижерский жест

1

Закрепление понятий о дирижерском жесте

3

1

2

2

Пение методом свободного дирижирования

3

2

1

III

Певческое дыхание

1

Тренировка полученных навыков дыхания, более длинных фраз, предложений в процессе пения

5

4

1

2

Глубокое дыхание с памятью вдоха

3

2

1

3

Пение на опоре дыхания

2

1

1

4

Объединение двух навыков: «дыхание в пояс» и «зевок»

5

1

4

5

Навык «цепного» дыхания

1

-

1

IV

Артикуляция. Дикция.

1

Упражнения на самостоятельное нахождение логических центров в тексте и выделение их голосом

1

-

1

2

Пение упражнений с перенесением логических ударений на разные слова

2

-

2

3

Пропевание упражнений в более подвижных темпах с сохранением чёткой артикуляции

2

-

2

V

Звукообразование

1

Округление гласных («е», «и», «ы», «э»)

7

3

4

2

Закрепление навыков звуковедения: легато, нон легато, стаккато

2

1

1

3

Фразировка в пении

6

1

5

VI

 Ансамбль

1

Продолжение работы, начатой в прошлом году над ритмическим, динамическим, дикционным, интонационным и др. ансамблем

1

-

1

2

Упражнения, направленные на поиски тембрового ансамбля

1

-

1

Работа над ансамблем в двухголосных попевках и упражнениях

1

-

1

VII

Музыкальная грамота. Интонация

1

Закрепление пройденных ручных знаков

3

1

2

2

Импровизация ступеней лада. Комплекс вокально-ладовых упражнений

2

-

2

3

Работа над начальными навыками двухголосного пения

2

1

1

VIII

Работа над исполнением музыкальных произведений

1

Упражнения на создание разных характеров исполнения: «задумчивый», «сосредоточенный», «радостный», «светлый», «уверенный» и т.д.

4

1

3

2

Пение одного произведения (или его отрывков) по разным исполнительским планам

4

1

3

3

Изучение и исполнение в течение года восьми - десяти произведений. Концертные выступления не менее четырёх раз в год. Анализ концертных выступлений.

2

1

1

IX

Оформление художественного образа песни. Сценические движения

1

Художественный образ песни и пластика сценических движений

5

1

4

Работа вы-полняется на занятиях в течение учебного года, а также на сводных репетициях. Итоги пред-ставляются на концерт-ных выступ-лениях

Итого за год:

72

25

47

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ  1 год обучения

Раздел 1. Певческая установка

Теория: Понятие о певческой установке, Правильное положение корпуса, шеи и головы. Мимика лица при пении, Положение рук и ног процессе пения.

Практика: С учащимися первого года обучения  разучивается комплекс специальных упражнений, направленных на осознание свободы отдельных частей тела: спины, плечевого пояса, шеи. «Карандаш» « Лошадка» и др. Пение «сидя» и «стоя».  

Раздел 2. Дирижер и  дирижерский жест.

 Теория: Понятие  о дирижере и дирижерском жесте.  Знакомство с основными дирижерскими жестами. Звук голоса и жест. Выражение внутреннего состояния человека в звуке и жесте.

Практика: Отработка навыка жестов «внимание», «вдох», «задержка», «выдох», «начало звука». Упражнения на выработку реакции на различные дирижерские жесты « Я рисую голосом», «Волны моря», « Крик чаек». По знаку дирижёра менять темп, характер звуковедения, динамику и т.д.

Раздел 3. Певческое дыхание.

Теория:  Основные правила певческого дыхания. Вдыхательная установка «зевок». Воспитание чувство «опоры звука».

Практика:  Для решения этой задачи на начальном этапе применяются схемы-алгоритмы, разработанные педагогом-новатором Д. Е. Огородновым.   Подача воздуха «в живот» спокойно, естественно, экономично. Упражнения «вьюга», «бурчалочка». Тренировка вдоха и выдоха по руке дирижёра, задержка дыхания. Упражнения с согласными «ц», «с», «ш». Тренировка полученных навыков дыхания в процессе пения одного, трёх звуков, целой фразы, тренировка смены дыхания во время вокального упражнения, навык «цепного» дыхания.

 Дыхательная гимнастика по методике А. Стрельниковой.  «Кулачки», «Накачка мяча»  «Кошачий танец»,«Крепкие объятия», наклоны головы влево-вправо, а также вперёд-назад (на энергичном вдохе) с последующим медленным выдохом при возвращении в исходное положение.

Раздел 4. Артикуляция. Дикция.

 Теория: Понятие  о дикции и артикуляции. Влияние дикции и артикуляции на качество звучания.  Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта.  Правила орфоэпии при пении.  Выделением главных мыслей и отдельных слов в связи с художественными задачами произведения.

  Практика: Пение попевок и скороговорок в разных темпах. Упражнения - вокализации на сочетание различных слогов-фонем АОУ- АЭЫ.  Артикуляционная гимнастика по методу В. Емельянова. Упражнения, направленная на развитие гибкости и подвижности языка,  освобождение нижней челюсти от зажимов; « Ворона», «Шпага»,  «Уточка» «Лошадки», « Лягушка», «Собака», «Заяц», «Буквоежка» и др.  

 

Раздел 5. Звукообразование.

Теория:  Образование голоса в гортани; атака звука (мягкая, твердая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; понятие о тембре голоса, чистоте интонирования. Типы звуковедения: легато, нон легато, стаккато. Понятие о кантиленном пении. Слуховой контроль за звуком. Понятие о фразировке.

Практика: Работа над округлением гласных в пении, укрепление примарной зоны звучания детского голоса, пение в нюансе меццо-форте для предотвращения форсированного звука. Пение естественным, свободным звуком с опорой на дыхании. Работа по усилению резонирования звука.  Формирование высокой певческой форманты. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.

Используются интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова, направленные на развитие диапазона и тембра голоса. «Вопросы и ответы», «Бронтозаврик».

 Раздел 6 . Ансамбль.

 Теория: Понятие о сольном и ансамблевом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях ( дуэт, трио, квартет). Ансамбль как слияние голосов. Понятие унисона.

Практика: работа над  слитностью голосов по силе, тембру, манере пения, работа над одновременным началом и окончанием пения по руке дирижёра. Отработка навыка умения слушать во время пения себя  и  своих соседей, свою партию и хор в целом.

 Раздел 7. Музыкальная грамота. Интонация.

 Теория:  Понятие о чистоте интонации. Знакомство с ручными знаками.

Практика: Комплекс вокально-ладовых упражнений и специально подобранных  попевок по системе относительной сольмизации. Работа ведется a’ capella; Упражнения на развитие музыкальной памяти, ладового слуха. Начальные навыки двухголосья.

 Раздел 8. Работа над исполнением музыкальных произведений.

Теория: Знакомство  с основными жанрами народной песни, ее особенностями исполнения. Знакомство с классическими и современными композиторами, пишущими музыку для детей.  Прослушивание видео- и аудизаписей с последующим анализом.

Практика: Исполнение репертуара с пластическими движениями рук и элементами актерской игры.  

Работа над чистотой интонирования, выразительностью исполняемых произведений. Освоение средств музыкальной выразительности - динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и др. Работа над осмысленностью произношения текста. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения; сольно и вокальным ансамблем.

 Раздел 9.  Оформление художественного образа песни. Сценические движения.

 Теория:  Пластика сценических выступлений. Художественный образ песни и пластика движений. Мимика лица. Понятие артистизма, музыкальности. Контроль за певческой установкой в процессе выступления на сцене.

 Практика: Отработка  характера исполняемых произведений во взаимосвязи с пластическими движениями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ  2 год обучения

Раздел 1. Певческая установка. 

Теория:  Закрепления навыков певческой установки. Контроль за певческой установкой во время пения. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Практика:  Пение в положении «сидя» и «стоя». Пение с пластическими движениями.  

Раздел 2. Дирижер и  дирижерский жест.

 Теория:  Закрепление понятий  о дирижере и дирижерском жесте.  Выразительность движений.

Практика:  Свободное дирижирование во время пения. Упражнения для мягкости рук. Отработка выразительности  и гибкости движений.  Соответствие жеста характеру исполнения произведения.

Раздел 3. Певческое дыхание.

Теория:   Закрепление основных правил певческого дыхания.  Объединения двух навыков «дыхания в пояс» и «зевок».

Практика:    Продолжение работы над схемами-алгоритмами, разработанные педагогом-новатором Д. Е. Огородновым.  Упражнения по дыхательной системе  А. Стрельниковой.  Авторские дыхательные упражнения « Собака большая и маленькая», « Звоночек», « Надуваем и сдуваем воздушный шар». Распределение дыхания во время пения на более длинные музыкальные фразы.   Постоянный контроль над процессом дыхания в исполняемых произведениях.

 Раздел 4. Артикуляция. Дикция.

 Теория:  Закрепление понятий  о дикции и артикуляции. Влияние дикции и артикуляции на качество звучания.  Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта.  Правила орфоэпии при пении.  Выделением главных мыслей и отдельных слов в связи с художественными задачами произведения.

  Практика: Пение вокальных упражнений в подвижном темпе с сохранением четкой дикции. Упражнения- вокализации на сочетание различных слогов-фонем АОУ- АЭЫ.  Упражнения- чистоговорки на повторяющиеся слоги. Упражнения по системе В. Емельянова.

Раздел 5. Звукообразование.  

Теория:  Закрепления навыков правильного образования звука. Понятие о резонаторах, усиливающих звук.  Атака звука. Типы звуковедения: легато, нон легато, стаккато. Понятие о кантиленном пении. Слуховой контроль за звуком. Понятие о фразировке.

Практика:  Продолжение работы над  округлением гласных в пении. Четкость произнесения согласных.  Укрепление примарной зоны звучания детского голоса, пение в нюансе меццо-форте для предотвращения форсированного звука. Пение естественным, свободным звуком с опорой на дыхании. Работа по усилению резонирования звука.  Формирование высокой певческой форманты. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.

 Раздел 6 . Ансамбль.

 Теория:  Закрепление понятий  о сольном и ансамблевом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях(  дуэт, трио, квартет) Ансамбль как слияние голосов. Понятие унисона.

Практика: работа над  слитностью голосов по силе, тембру, манере пения, работа над одновременным началом и окончанием пения по руке дирижёра. Отработка навыка умения слушать во время пения себя  и  своих соседей, свою партию и хор в целом. Работа над ансамблем в двухголосных попевках.

 Раздел 7. Музыкальная грамота. Интонация.

 Теория: Закрепление пройденных ручных знаков.  Понятие гамма, звукоряд. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Практика:  Импровизация ступеней лада. Сочинение песен детьми из двух, трех звуков. Работа над начальными навыками двухголосного пения. Канон. Ритмическое двухголосье. Освоение народных песен гетерофонного склада. Комплекс вокально-ладовых упражнений и специально подобранных  попевок по системе относительной сольмизации. Работа ведется a’ capella; Упражнения на развитие музыкальной памяти, ладового слуха.

Раздел 8. Работа над исполнением музыкальных произведений.

Теория: Знакомство  с основными жанрами народной песни, ее особенностями исполнения. Знакомство с классическими и современными композиторами, пишущими музыку для детей.  Прослушивание видео- и аудиозаписей с последующим анализом.

Практика: Исполнение репертуара с пластическими движениями рук и элементами актерской игры.  

Работа над чистотой интонирования, выразительностью исполняемых произведений. Освоение средств музыкальной выразительности- динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и др. Работа над осмысленностью произношения текста. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения; сольно и вокальным ансамблем.

 Раздел 9.  Оформлением художественного образа песни. Сценические движения.

 Теория:  Пластика сценических выступлений. Художественный образ песни и пластика движений. Мимика лица. Понятие артистизма, музыкальности. Контроль за певческой установкой в процессе выступления на сцене.

 Практика: Отработка  характера исполняемых произведений во взаимосвязи с пластическими движениями.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь: 

  • понимать дирижерский жест;
  • свободно без за жимов открывать рот;
  • правильно брать дыхание, закреплять и распределять его на короткие фразы;
  • петь соло и в ансамбле;
  • петь простейшие попевки по ручным знакам;
  • петь в сопровождении инструмента и без сопровождения;
  • беречь свой голос;
  • исполнять грамотно и выразительно выученные произведения (от 5 до 10 произведений).

Знать:

  • об академической манере пения;
  • чистоте интонации звучания;
  • основные правила певческой посадки;
  • правила орфоэпии;
  • что такое певческое дыхание и его отличие от обычного дыхания.

 Иметь представление:

  • о средствах музыкальной выразительности-динамике, темпе, фразировке;
  • о строении голосового аппарата;
  • о кантиленном пении;
  • о том , что такое опора звука, резонаторы, регистры.

 К концу 2 года обучения учащиеся будут иметь представление:

  • о различных типах певческого голоса;
  • о сольном и ансамблевом пении;
  • о различных жанрах и особенностях музыкальных произведений.

Знать:

  • о средствах музыкальной выразительности: динамике, темпе, фразировке, различных типов звуковедения;
  • о правилах певческого дыхания;
  • о полетности звука;
  • о единстве текста и музыки;
  • о чистоте интонирования;
  • о правилах произношения гласных и согласных в музыкальном произведении.

 Уметь:

  • понимать дирижерский жест;
  • естественно, без зажимов открывать рот;
  • петь округлым звуком в академической манере;
  • усвоить «полу-улыбку», «полу-зевок»;
  • закрепить дыхание и распределить его на более длинные фразы;
  • беречь голос;
  • эмоционально и выразительно исполнять выученные произведения;
  • выучить от 5 до 10 произведений.

 

ВЫБОР РЕПЕРТУАРА

Репертуар, как совокупность произведений исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.

Репертуар влияет на весь учебно - воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально - теоретические знания, вырабатываются вокально - хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического вкуса, формированию художественных взглядов и представлений детей. В «репертуарной политике», как в зеркале, отражаются взгляды руководителя на его понимание хорового искусства, что в конечном итоге определяет художественно - исполнительское лицо детского коллектива.

 Главным критерием в  подборе репертуара является яркость, доступность, высокая художественная ценность.

 Особое место при выборе репертуара уделяется детской хоровой музыке современных петербургских композиторов. (В. Плешак, В. Гаврилин, С. Баневич, С.Смольянинов, С. Южанинаи др.).

Приложения.

Примерный репертуар младшего хора:

  1. Дон-дон; обр. А. Гречанинова;
  2. Скок, поскок; обр. А. Никольского;
  3. Дождик; обр. В. Кирюшина;
  4. Котик; обр. В. Кирюшина;
  5. Дон-дон; обр. В. Кирюшина;
  6. Скок, скок, поскок; обр. Ю. Тихоновой;
  7. Патока с имбирём; обр. Г. Лобачёва;
  8. Не летай, соловей; обр. А. Егорова;
  9. Ворон; обр. Е. Тиличеевой;
  10. Колыбельная; обр. Ю. Слонова;
  11. Петушок; обр. Ю. Слонова;
  12. Маки, маковочки; обр. А. Гречанинова;
  13. Вставала ранёшенько; обр. А. Гречанинова;
  14. Во сыром бору тропина; обр. А. Лядова;
  15. А я по лугу; обр. Ю. Слонова;
  16. Сеяли девушки яровой хмель; обр. А. Лядова;
  17. Со вьюном я хожу; обр. А. Гречанинова;
  18. Котя, котенька-коток; обр. Т. Попатенко;
  19. Колыбельная; обр. А. Лядова;
  20. Как у наших у ворот; обр. Ю. Тихоновой;
  21. Дрёма; обр. Е. Комальковой;
  22. Где был, Иванушка; обр. Ю. Тихоновой;
  23. Коровушка; обр. М. Красева;
  24. Заинька, попляши; обр. Н. Римского-Корсакова;
  25. Перед весной; обр. Ю. Слонова;
  26. Как на тоненький ледок; обр. М. Иорданского;
  27. Блины; обр. А. Абрамского;
  28. Ходила младёшенька по борочку; обр. Н. Римского-Корсакова;
  29. На горе-то калина; обр. Ю. Чичкова;
  30. Во поле берёза стояла; обр. неизвестного автора;
  31. Ах, улица, улица широкая; обр. Е. Туманян;
  32. Выйди, выйди, солнышко (украинская); обр. Л. Ревуцкого;
  33. Чудак (чешская); обр. В. Блага;
  34. Два кота (польская); обр. В. Сибирского;
  35. Здравствуй, праздник! (болгарская); обр. И. Арсеева;
  36. Плясовая (венгерская); обр. Т. Попатенко;
  37. Кто пасётся у ручья? (болгарская); обр. И. Арсеева;
  38. Сел комарик на дубочек (белорусская); обр. С. Полонского;
  39. Вы, ангелы, к нам летите скорей (немецкая); обр. Ю Тихоновой;
  40. Братец Яков (французская); обр. Ан. Александрова;
  41. Пастушья песня (французкая); обр. А. Колэ;
  42. Весёлые гуси (украинская); обр. М. Красева;
  43. Где ты, колечко (греческая); обр. М. Рейниш;
  44. Гусята (немецкая); обр. Т. Попатенко;
  45. Времена года (немецкая); обр. Т. Попатенко;
  46. Пусть делают все так, как я (английская); обр. А. Долуханяна;
  47. Солнце (грузинская); обр. Д. Аракишвили;
  48. Дед Макдональд (американская); обр. Т. Весселса;
  49. Четыре ветра (английская); обр. А. Долуханяна;
  50. Перепёлочка (белорусская); обр. С. Полонского;
  51. Кадэ Руссель (французская); обр. Ж. Векерлена;
  52. Любопытный дрозд (польская); обр. Ю. Блинова;
  53. Спи, моя милая (словацкая); обр. В. Неедлы;
  54. Журавель (украинская); обр. Ю. Слонова;
  55. У меня пропал гусак (венгерская); обр. Т. Попатенко;
  56. Путаница (немецкая); обр. Ан. Александрова;
  57. Колыбельная (украинская); обр. Гр. Лобачёва;
  58. Кукушка (эстонская); обр. В. Модель;
  59. К нам снова тёплый май пришёл (немецкая); обр. н.а. 16 века;
  60. Весна (немецкая); обр. н.а. 16 века;
  61. Кукушка (французская); обр. Ан. Александрова;
  62. На Авиньонском мосту (французская); обр. Ан. Александрова;
  63. Чудо-ярмарка (болгарская); обр. И. Арсеева;
  64. Соловей и лягушка (немецкая); обр. В. Модель;
  65. Пастушка (французская); обр. Ж. Векерлена;
  66. Родные просторы (американская); обр. Т. Весселса;
  67. Шесть подарков (английская); обр. Н. Ллойда;

Осень

68.      Падают листья; М. Красев;

69.     Осень; Е. Тиличеева;

70.     Дождик; Е. Подгайц;

71.     Белочки; З. Левина;

72.     Скворушка прощается; Т. Попатенко;

73.     Осенняя песня; П. Ярдани;

74.     Осень; В. Иванников;

75.     Осень; П. Чайковский;

Зима

76.    Рождественская песня; С. Панченко;

77.    Белый снег; И. Арсеев;

78.    Хорошая зима; Е. Туманян;

79.    Котёнок и щенок; Т. Попатенко;

80.    Ёлочка; Л. Бекман;

81.    Заинька; Н. Потоловский;

82.    Грустная песня; Е. Тиличеева;

83.    Зимний вечер; М. Красев;

Весна

84.    Соловейко; А. Филиппенко;

85.    Подснежник; М. Иорданский;

86.    Весенняя песенка; Н. Потоловский;

87.    Весенняя весть; Р. Шуман;

88.    Весенняя песенка; Ц. Кюи;

89.    Ручеёк; Ю. Тихонова;

90.    Майский день; Ц. Кюи;

91.    Птицы вернулись; В. Кикта;

Лето

92.    Вырос в поле колокольчик; Л. Бирнов;

93.    Утро в деревне; А. Лепин;

94.    Весёлая дудочка; М. Красев;

95.    Венок; Г. Фрид;

96.    Облака; В. Иванников;

97.    Летний вальс; М. Красев;

98.    Божьи коровки; Ю. Тихонова;

99.    Здравствуй, славная пора; М. Парцхаладзе;

Зарубежные композиторы-классики

100.    Жизнь моя полна Тобою; И.С.Бах;

101.    У колыбели я стою; И.С.Бах;

102.    Спор; А.-Э.-М. Гретри;

103.    Вечерняя песнь; А. Тома;

104.    Детские игры; В.А. Моцарт;

105.    Тоска по весне; В.А. Моцарт;

106.    Колыбельная; Б.Флисс;

107.    Сурок; Л. ван Бетховен;

108.    Малиновка; Л. ван Бетховен;

109.    Лесной покой; Й. Брамс;

110.    Небывалая страна; Р. Шуман;

111.    Мотылёк; Р. Шуман;

112.    Лесная песнь; Э. Григ.

Русские композиторы-классики

113.    Мыльные пузырики; Ц. Кюи;

114.    Цирк кота морданки; Ц. Кюи;

115.    Белка; Ц. Кюи;

116.    Комар, один задумавшись; А. Аренский;

117.    Расскажи, мотылёк; А. Аренский;

118.    Там вдали за рекой; А. Аренский;

119.    Колыбельная; Н. Потоловский;

120.    Золтая рыбка; Н. Потоловский;

121.    Берёзы; Н. Потоловский;

122.    Ты, соловушка, умолкни; М. Глинка;

123.    Спи, сестрица..-колыбельная песня братца; П. Чесноков;

124.    Детская песенка; П. Чайковский;

125.    Песня про комара из оперы «Борис годунов»; М. Мусоргский;

Современные композиторы

126.    Колыбельная пчелы; Е. Подгайц;

127.    Разговор; Е. Подгайц;

128.    Мишка с куклой пляшут полечку; М. Кочурбина;

129.    Берёзонька; А. Филиппенко;

130.     Лебеди; А. Флярковский;

131.    А у меня есть флейта; Э. Фримерт;

132.    Сонная песенка; Р. Паулс;

133.    Неразумное желание; Р. Паулс;

134.    Синеглазка; В. Кикта;

135.    Колыбельная; С. Стразов;

Детские народные песни в обработке Й. Брамса

136.    Колыбельная;

137.    Спящая красавица;

138.    Домовой;

139.    Песочный человечек;

140.    Наседка;

141.    Соловей;

142.    Божья коровка;

143.    Ангел-хранитель;

А. Лядов Детские песни

144.    Окликание дождя;

145.    Зайчик;

146.    Сорока;

147.    Петушок;

148.    Колыбельная;

149.    Ладушки;

150.    Бом-бом-бом (забавная);

151.    Скок-поскок (забавная);

152.    Лучина (забавная);

Виктор Калинников Детские песни

153.    Козёл;

154.    Киска;

155.    Тень-тень;

156.    Котик (колыбельная);

157.    Мишка;

158.    Зайчик;

159.    Курочка;

160.    Царь Картаус;

161.    Звёздочки;

162.    Осень;

Е. Веврик Забавки

163.    Улиточка;

164.    Ёж;

165.    Шёл медведь;

166.    Грустная колыбельная;

167.    Жили-были два кота;

Е. Подгайц Семь английских песенок

168.    Why do you cry, Willi?

169.    Teddy Bear;

170.    One, Two, Three;

171.    Good Night;

172.    Pussi-Cat;

173.    Cat and Mouse;

174.    Tick-tock.

СПИСОК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина Н. С чего начинается детский хор. Дека-ВС. 2008
  2. Багадуров В.  Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей.-М.,1953
  3. Варламов А. Вокальная педагогика.-М.1953
  4. Глинка М. Управление и усовершенствование голоса.- М.1950
  5. Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства.-2007
  6. Дмитриев Л.  Основы вокальной методики.-М. 1996
  7. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 1997
  8. Живив В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.-М.,2003
  9. Малинина Е. Вокальное воспитание детей.-Л.,1967
  10. Морозов  В.П. Искусство резонансного пения. Москва. Институт психологии РАН. 2008
  11. Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод. пособие._Киев,1989
  12. Осеннева М., Самарин В. Уколова Л. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективом: Учебное пособие.-М.1999
  13. Рачина Б. Технология и методика обучения музыки в общеобразовательной школе: Учебное пособие- СПб.,2007
  14. Стулова Г.П., Шишкина Л.В. Избранные духовные хоры для детей и юношества. Москва. Владос. 2002
  15.  Струве Г.А. Хоровое сольфеджио.-М,.1986
  16.  Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором._М.2002
  17. Садовников В. Орфоэпия в пении. М.-1952
  18. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса: Сб. статей //Вопросы певческого воспитания школьников.-М.,1958

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Вокально-хоровое пение"

Описание рабочей программы  по  дополнительному  образованию "Вокально-хоровое пение"....

Программа по хоровому пению

Программа по хоровому пению для учащихся хорового отделения Школы искусств...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор" (2014-15 учебный год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 1 ступени для йчащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразоваетльная программа "Основы хорового пения" (2013-14 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель"  для учащихся 6-7 лет....

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....

Программа кружка «Хоровое пение» 2018-2019 г. для детей 7-13 лет

Программа дополнительного образования детей 7 - 13лет...