Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Сипатов Сергей Александрович

Предмет: Музыка

Тема: Импрессионизм в музыке и живописи 

Класс: 5

Форма проведения: учебное занятие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФГКОУ «ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Урок музыки в 5 классе

(по программе урок № 31)

Тема урока:

Импрессионизм в музыке и живописи

по учебнику Г.П.Сергеевой,

Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой

        

Екатеринбург, 2013

Предмет: Музыка

Тема: Импрессионизм в музыке и живописи  

Класс: 5

Форма проведения: учебное занятие.

Цель урока: раскрыть понятие и особенности импрессионизма как художественного стиля и рассмотреть особенности проявления импрессионизма в живописи и музыке.

Задачи: 

Предметные:

  • изучить одно из направлений в изобразительном искусстве и музыке – импрессионизм
  • познакомиться с творчеством основоположника импрессионизма в музыке – Клодом Дебюсси
  • усвоить понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита
  • познакомиться с творчеством художников-импрессионистов
  • научиться понимать связь между музыкой и изобразительным искусством

Метапредметные:

Регулятивные: совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, умение сделать выбор

Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренного материала, услышанных музыкальных фрагментов

Личностные: научиться проявлять эмоциональную отзывчивость, свое отношение к восприятию живописи и музыки

Дидактический материал к уроку: карточки по числу учеников для определения направлений живописи с цифрами №1 , № 2,  № 3;

Три листа ватмана формата А3, пастельные мелки – 3 комплекта.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Проверка домашнего задания

Звучит отрывок симфонической поэмы «Море» Чюрлёниса

  • Ребята, какое музыкальное произведение мы с вами сейчас прослушали?
    (симфоническая поэма «Море» Микалоюс Константинас Чюрлёниса)
  • С какими странами связано имя Чюрлёниса? (Литва)
  1. Изучение нового материала

Тема урока сегодня - Импрессионизм в музыке и живописи.

Все художники до XIX века и первой половины XIX века, несмотря на принадлежность к различным школам, имели одну общую черту: они создавали свои картины в стенах мастерской, предпочитая нейтральное освещение и широко используя асфальтово-коричневый цвет.  (Идет показ картин классического направления живописи на слайдах).

В 60-е годы, благодаря научным открытиям, таким, как изобретение фотографии, теории «цветового круга» (трех базовых цветов), а также изобретение тюбиков для красок, был дан определенный толчок к возникновению нового направления в живописи.

В Париже появляется группа молодых художников (Клод Моне, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Мане и другие), которые предпочитают работать не в стенах мастерской, а на пленэре (на открытом воздухе). Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.  (Идет показ картин художников-импрессионистов на слайдах).

В  1874 году, собранные вместе на первой групповой выставке, эти произведения вызвали настоящий шок. Клод Моне показал среди других полотен картину «Впечатление. Восход Солнца». Впечатление по-французски impression: отсюда и пошло название импрессионисты. Это слово пустил в оборот Луи Леруа, в шутку, но сами художники его приняли, так как оно действительно выражало суть их подхода к натуре.

  •    Чем отличается техника письма художников-импрессионистов от техники письма классиков? (техника письма художников-импрессионистов – беглые пятна, мазки).
  •    Как художники изображают людей, предметы? (расплывчато, без четких контуров)

Задание: 

Ребята, у каждого из вас на парте есть карточка с цифрами №1, № 2, № 3 – это номера картин, которые будут показаны на экране. Напротив каждого номера вам нужно будет написать букву «К» или «И», в зависимости от направления в живописи. «К» – классическое направление. «И» – импрессионизм.

Карточки собираются преподавателем, после показа слайдов.

Новое направление, так ярко проявившее себя в живописи, оказало влияние и на другие виды искусств: поэзию и музыку. Музыкальный импрессионизм наиболее полное воплощение получил в творчестве композиторов: Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Ритмическая импровизация.

Сейчас мы разделим класс на 3 группы по рядам.

(Выполняется с использованием таблицы ритма на экране поочередно каждой группой, после – одновременно под руководством преподавателя)

  • пошли на прогулку по парку (1 ряд выполняет шаги четвертными длительностями);
  • начался мелкий дождь (2 ряд – шаги восьмыми длительностями);
  • побежали, чтоб укрыться от дождя (3 ряд – шаги шестнадцатыми длительностями).
  • один из обучающихся исполняет ритмическую импровизацию на треугольнике.

  • Какое у вас впечатление от такой прогулки?
  • А какое настроение?
  • Вы обратили внимание, что эти шаги звучали как музыка?
  • Как бы вы её назвали?

Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни.

Основоположником импрессионизма в музыке называют выдающегося французского композитора – Клода Дебюсси. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К.Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента музыки: первый – «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и второй – фрагмент оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова (Звучит музыка).

Одновременно на экране идет показ слайдов с изображением моря.

Вопросы после первого фрагмента:

  • Какими средствами композитор передает свое впечатление от картины моря?
  • Каково ваше впечатление от этой музыки?
  • «… разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» — так писал о Клоде Дебюсси в начале XX века его младший современник, выдающийся русский композитор Н.Я. Мясковский. Как вы понимаете данное высказывание?

Вопросы после второго фрагмента:

  • Сравните музыку из первого фрагмента «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и музыку фрагмента оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова.

В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от неё?

«Послеполуденный отдых фавна» — первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль.

Кто такой фавн? Это лесное божество.  Художник Л.Бакст изобразил  его в одноименной  декорации. (Показ слайда с картиной). Козлоногий фавн прячется в пещере от зноя и играет на свирели мелодию  для своей возлюбленной. Его музыка обрывиста. Она - то утихает, то усиливается. Звуки арфы передают звучание ручья, шелест листвы, порывы ветра. Потому она так разнообразна. Флейты, гобои, арфы воссоздают почти осязаемую картину послеполуденного зноя. Это произведение  Дебюсси вызвало много откликов, в которых подчеркивалась связь музыки с живописными произведениями художников – импрессионистов.

На экране идет показ фрагмента одноименного одноактного балета.

Творчество К.Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов  XX века включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кейк-уок» - модный в начале века танец американских негров. Слово кейк-уок в переводе с английского cake-walk означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику).

Звучит «Кукольный кейк-уок» из сюиты «Детский уголок» (на фортепьяно).

Вокальная импровизация.

А сейчас мы с вами исполним вокальную импровизацию на фрагмент из данного произведения.

Класс делится на три группы по рядам.

1 ряд – исполняет аккомпанемент

2 ряд – поет мелодию

3 ряд – интермедию

Перед исполнением звучит фрагмент «Кукольный кейк-уок» из сюиты «Детский уголок» (с голосом)

Репетиция проводится по отдельности с каждым рядом, затем – все вместе, со звуковым фрагментом.

  1. Итог урока

Ребята, сегодня мы знакомились с импрессионизмом.

  • Скажите, можно ли провести аналогию между музыкой и живописью?
  • Что объединяет музыку с живописными произведениями художников – импрессионистов? Поясните свой выбор.

Импровизация на тему

А сейчас нам понадобится ваша импрессия от урока и от услышанной музыки. У меня в руках 3 листа бумаги и три набора пастельных мелков для рисования. Сейчас мы с вами ещё раз включим музыку, пустим по рядам листы бумаги с мелками, а вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение, и закрасите выбранным цветом небольшой участок бумаги.

Звучит музыка: К. Дебюсси Бергамасская сюита. Лунный свет.

Далее идет просмотр рисунков, их сравнение и анализ.

Домашнее задание

Подготовить сообщения о композиторе-импрессионисте М.Равеле.

Выставление оценок.

Технические средства обучения:

персональный компьютер,

мультимедийный проектор,

музыкальный центр,

интерактивная доска,

фортепиано,

треугольник,

флеш-накопитель,

презентация к уроку.

Методическая литература:

  1. Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863—1883, Москва «Молодая гвардия», 1999
  2. Морис Серюлль и Арлетт Серюлль. Энциклопедия импрессионизма, Москва «Республика», 2005
  3. “Импрессионизм“. Н.В.Бродская, СПб, Аврора, 2002 (254 стр, 269 ил.,7 авт. листов текста)
  4. Альшванг А. Клод Дебюсси, М., 1935;
  5. Альшванг А. Произведения Клода Дебюсси и М. Равеля, М., 1963
  6. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963
  7. Мартынов И. Клод Дебюсси, М., 1964
  8. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка. Учебник. 5 класс, М.,  2005

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E1%FE%F1%F1%E8,_%CA%EB%EE%E4

http://classic-online.ru/ru/production/1063

http://muzofon.com/search/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5

http://www.belcanto.ru/sm_debussy_faune.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%EF%F0%E5%F1%F1%E8%EE%ED%E8%E7%EC

Самоанализ:

Схема анализа урока

(по  Т. И.  Шамовой  и  Ю. И. Конаржевскому)

Характеристика урока

Баллы

1

Обозначена цель урока

2

2

Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности

2

3

Соответствие содержания учебного материала ТДЦ

2

4

МО обеспечили: мотивацию деятельности

2

5

Сотрудничество учащихся и учителя

2

6

Контроль и самоконтроль

2

7

Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ

2

8

ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися

2

9

Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ

2

10

ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ

2

11

Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект

2

12

Воспитательный аспект

2

13

Развивающий аспект

2

 

Условные  обозначения:

Триединая дидактическая цель

ТДЦ

Методы обучения

МО

Содержание учебного материала

СУМ

Формы организации познавательной деятельности

ФОПД

        Балльные оценки:

2 – реализовано полностью;

1 – реализовано частично;

0 – не реализовано.

Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.

85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.

Эффективность урока – отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.

Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской.  Тема урока «Славны были наши деды!»...

урок музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи"

Открытый урок по музыке в 7 классе, ярко раскрывающий межпредметные связи. На уроке отчётливо продемонстрирована героическая тема через музыку, литературу, живопись....

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...