Методическая разработка урока по музыке 6 класс "Джаз – Искусство 20 века."
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему

Сероштанова Адрияна Викторовна

Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.

Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).

Задачи: 1. Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.

2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни. А Минкова «Старый рояль».

3. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока по музыке 6 класс «Джаз – Искусство 20 века.»

Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.

Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).

Задачи: 1. Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.

2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни. А Минкова «Старый рояль».

3. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Методы и формы работы – коллективно – групповая, индивидуальная, проблемно – поисковые + диалог.

Наглядность: карта США, презентации «Джаз - музыка ХХ века. История, исполнители, стиль», «История развития джаза»,

фотографии Луи Армстронга, Эллы Фитцеральд, Дюка Эллингтона, картинки с музыкальными инструментами.

ТСО – проигрыватель, магнитофон, проигрыватель CD дисков, записи с фонограммами.

Детские музыкальные инструменты – маракасы.

Музыкальный материал:

Негритянская песня «Спиричуэлс», Луи Армстронг «Блюз Западной окраины», Луи Армстронг «Когда боги спускаются с небес», С. Джоплин «Регтайм», А. Минков «Старый рояль», джазовые композиции в исполнении учащихся.

Эпиграф:

Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.

                                                                                  Д. Эллингтон.

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.

                                                Дж. Гершвин.

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.

                                                                                  Луи Армстронг.

Ход урока.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Добрый день вам, добрый день!

Дети: В мире музыки, фантазии и песен.

Учитель: Добрым будь, щедрым будь

Дети: И с искусством в дивный путь!

Дети садятся.

Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя, отгадав кроссворд.

Учитель: На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы что-либо узнавать, необходимо поставить вопрос: «Что мы хотим знать?»

На доске записаны слова: джаз, музыкальные инструменты, ритм.

Определим проблему.

Джаз – что это?

Какие инструменты исполняют джаз?

Какова роль ритма в джазе?

Изучение нового материала.

Наш урок я хочу провести в виде передачи «Музыкальный киоск». Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. В «студию» я пригласила искусствоведов, историков джаза, музыкальных критиков, журналистов, музыкантов – джазменов. Все они – учащиеся 8-Д класса.

Итак, мы начинаем…

«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия. История джаза – часть истории ХХ века. Слово музыкальным критикам.

ый музыкальный критик. Перенесемся в 20-е годы ХХ столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то  джаз-бенде. Какое странное имя?

 ой музыкальный критик. Кто он? – возмущались одни.

 ий музыкальный критик. Кто он!!! – восхищались другие.

2 ой музыкальный критик. Вы слышали какой шум от него? И потом он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

 ий музыкальный критик. Он парень что надо! Притворяться не умеет, говорит что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев.

Учитель: Все хотели знать, откуда взялась эта личность.

ый историк джаза. Родился он на юге Америки в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему миру. Это результат слияния некоторых форм музыкального фольклора «чёрных» и популярно – бытовой музыки «белых».

2 ой историк джаза. Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры привозили туда и свои обычаи. Музыка – одна из них.

3 ий музыкальный критик. Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.

2 ой историк джаза. Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в джазе.

Учитель: Так появились спиричуэлс – религиозные христианские гимны на африканский манер. Из спиричуэлса и трудовой песни возник блюз, что в переводе означает меланхолия, хандра.

Слушание «Спиричуэлс».

ый историк джаза. В начале века зародился и регтайм. Исполнители регтайма распространяли новую музыку повсюду. В этом стиле стали сочинять. Произведения титана регтайма Скотта Джоплина исполняют и сейчас.

«Регтайм» С. Джоплина в исполнении Минаевой Дарьи.

Искусствоведы. Мы говорим о джазе в то время как блюз и регтайм еще не джаз, а только подступы к джазу. Чтобы возник, наконец, джаз, необходимо существование такого города, как Новый Орлеан.

ый музыкальный критик. Новый Орлеан – город-легенда и город легенд – одна из них джаз.

 ой музыкальный критик. Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских композиторов, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы – все это было на слуху, и, в конечном счете, в первом десятилетии ХХ века возникла новая музыка, которая получила название ДЖАЗ.

Учитель: А какие инструменты исполняют джазовую музыку?

Ответы детей: Корнет, тромбон, кларнет, флейта – пикколо, медные духовые и ритм. Группа (барабан, контрабас и туба).

Учитель: А что же происходило дальше?

ый историк джаза. А дальше – запись первой грампластинки. Это произошло 26 февраля 1917 года. Ансамбль «Ориджинал Диксленд джаз бенд» стал знаменитым. Тираж пластинки превысил 1 млн. экземпляров.

Дети: Да, цифра по тем временам неслыханная.

2 ой историк джаза. А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке, Европе, побывал у нас и везде умудрился завести верных друзей.

ий историк джаза. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Джазовая композиция в исполнении Челенюк Дарьи.

Искусствоведы. Джазу присуща импровизация. Джазовый музыкант выступает и автором того, что играет. Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя  огромное количество стилей и направлений.

От традиционного джаза (новоорлеанский и чикагский стили, диксиленд), он прошел путь через свинг, бибоп, мейн-стим к современному кулджазу, фри-джазу, электронному джазу и джаз-року. Это музыка, которая находится в постоянном развитии. Известность приобретали лишь его отдельные формы: свинг в 30-х годах, джаз-рок в 70-х и ритм-энд-блюз в наши дни.

Джазовая композиция в исполнении Полуих Татьяны.

Искусствоведы. В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена , как Луи Армстронг, Элла Фитцжеральд, Бенни Гудмен, Чарли Паркер, Бесси Смит, Билли Холлидей, Глен Миллер.

Учитель: С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в СССР. Начало положено в 1922 г. В. Парнахом. Джаз – оркестр Александра Цфасмана был создан в 1927 году. С 1929 г. Ленинградцы слушали джаз-капеллу Георгия Ландсберга. Многое сделали для развития джаза в 30-е годы Александр Варламов, Николай Минх, Леонид Утесов.

В стиле джаз сочиняли и многие композиторы – Дж. Гершвин, Дебюсси, Равель, Стравинский, Щедрин Р., А. Эшпайт, А. Шнитке.

Работа в терминологических словарях.

Спиричуэлс – песни американских негров религиозного содержания.

Блюз (хандра, меланхолия) – сольная лирическая песня американских негров.

Регтайм – танцевальная музыка особого, ритмического склада.

Диксиленд – объединение новоорлеагнского и чикагского джаза.

Учитель: Для закрепления материала предлагаю игру «Выбери инструмент» и тесты.

Попробуем нарисовать психологический портрет Джаза:

1)      учтивость, религиозность, важность – от спиричуэлса;

2)      нежность, романтичность, мечтательность – от блюза;

3)      веселый нрав, жизнерадостность, живость характера – от регтайма.

Роль ритма в джазе – это главное. Существование ритм – группы принципиально для джаза. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики.

Пьеса «Джаз» в исполнении Устинова Александра.

Джаз – род профессионального музыкального искусства, увеселительного, танцевального характера, в основе которого лежит импровизация.

Вокально-хоровая работа.

Упражнения – распевки на дыхание.

Песня «Старый рояль» - исполнение учителя.

Анализ песни:

Учитель: В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? (Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов).

Игра «Музыкальное эхо».

1) Разучивание по фразам

2)На определенный слог

3) 1 куплет со словами

4) Пение с детскими музыкальными инструментами

5) Пение группами, вместе и с солистами

Журналисты берут интервью у гостей и учащихся.

Учитель: Джаз – уникальное явление, музыкальный феномен. Он представляет широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими.

Подведение итогов.

Что нового вы узнали? Что понравилось?

Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.

Выставление оценок за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.

Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве  Гагарина Григория Григорьевича ...

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

Методическая разработка урока "Весна в России 19 века"

Аннотация к уроку:«Весна: в России середины 19 века», 9 классПедагогическая мастерская.Автор: Хорунжая Татьяна Викторовна Предлагаемая мастерская позволяет учащимся построить свои собственные зна...

Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.

Конспект  урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...

Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке».

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету....