статья "Музыкотерапия"
статья по музыке (8 класс) на тему

Данная статья посвящена изучению влияния музыки на способности человека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья "Музыкотерапия"28.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Никитина Ирина Николаевна, учитель музыки МБУ СОШ № 13,              г.о. Тольятти

Музыкотерапия.

               Музыка издавна считается невербальной формой коммуникации, порой более результативной в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение.

              Трагедия погружает нас в печаль, а удача делает счастливыми. Почти каждый день нашей жизни мы испытываем чувства легкого разочарования, гнева, облегчения, расстройства, возбуждения или предвкушения наряду с тысячами других эмоциональных состояний. Даже если, в конце концов, они не будут иметь большого значения, в определенную минуту они кажутся важными; нам легко их назвать и понять, почему мы их испытываем. Мы также знаем, что хорошая музыка, как и события нашей жизни, обладает способностью влиять на нас – но почему? Почему музыка, которая представляет собой  всего лишь организованную последовательность звуков, способна так влиять на наши эмоции?

            Английский богослов 18 века Томас Бисс усматривал в том, что музыка способна трогать нас, Божий промысел. Он изложил свои взгляды в проповеди от 7 сентября 1726 года:

« Музыка не в инструменте, и не в ушах. Инструменты – это чистая материя, дерево, металл или струны, работа мастера, которые сами по себе ничего не чувствуют, не слышат, не двигаются и не издают звуков. А уши, которые, казалось бы, слышат и представляют собой  создание Творца, тоже ещё не инструмент;  и,  не смотря на то, что созданы они из более совершенного и тонкого материала, сами ничего не ощущают. Однако сочетая оба эти инструмента, природный и рукотворный, Бог даёт нам услышать и наслаждаться тем, что мы называем музыкой».

            Учёные,  всё ещё далеки от понимания сложной структуры человеческого мозга, но всё-таки говорят о том, что музыка находит нужную струнку в мозге, которая воздействует на душевное состояние,  вызывая определённые эмоции. О благотворном воздействии музыки на душу человека писали Пифагор, Платон, Аристотель. Лечил своих пациентов музыкой Авиценна.

           Лечение музыкой называется музыкотерапией. Термин имеет греко-латинское происхождение. История музыкотерапии насчитывает много веков. Широко применяемый в Древней Греции и Риме, этот метод был известен ещё в Древнем Египте, в III тысячелетии до нашей эры, где с помощью музыки лечили душевнобольных, катая их в лодке по Нилу и успокаивая при этом игрой на музыкальных инструментах. Известны имена музыкантов жрецов Шебут-им-мума и Имхотепа. Из Ветхого завета известен арфист Давид, излечивший своей игрой царя Саула от депрессии.

          В настоящее время музыкотерапия успешно используется как в лечебной, так и в педагогической деятельности в качестве одного из перспективных методов. Опыт многих специалистов нередко содержит примеры использования в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт индивида со средой. Если у ребёнка присутствуют выраженные трудности в общении со сверстниками, когда он хочет, но не может общаться с другими детьми и находится  в  постоянном «диссонансе» с социумом. Использование музыкотерапии развивает коммуникативную функцию у детей с трудностями социальной адаптации.

        Использование музыки приводит к регуляции психовегетативных процессов, способствует регуляции психоэмоциональных состояний. Например, музыка Баха помогает сосредоточиться и сконцентрировать своё внимание; музыка Вивальди и Моцарта активизирует эмоциональную сферу, поднимая настроение, улучшая внутреннее состояние человека. Мной был проведён эксперимент в параллели 7-х классов, когда во время написания сочинения на уроке литературы детям ставили музыку И.Штрауса. Результат превзошёл все ожидания. Сочинения детей были расцвечены интересными фразами, красивыми оборотами, глубокими рассуждениями:

 « ….. Пейзаж за моим окном живописен в любое время года. Рябины, берёзы, ясени – все они сейчас расписаны щедрыми красками осени. Наливаются грозди рябины – вот уж птичья радость! Будет где собраться на зимнюю «тусовку» снегирям и воробьям!»

      «На карниз окна уселся воробей, смотрит на меня глазами-бусинками и, верно, думает: « Не пора ли тебе смастерить кормушку? Одной рябиной сыт не будешь!» Я обязательно сделаю.»

     «Вот так, остановившись у окна на минутку, можно и увидеть, и вспомнить очень многое, а может быть, даже что-то понять. Я стою у окна и думаю……»

     Таким образом, музыка является универсальным средством, которое способно формировать наши интересы, вкусы, развивать культуру;  также музыка является средством лечения человеческих душ, и самое главное способствует раскрытию творческого потенциала человека.