Открытый урок "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона"
план-конспект урока по музыке на тему

Открытый урок на тему: "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона" был проведен с ученицей 1 класса Пшенкиной Варварой во втором полугодии учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.odt18.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Мордовская детская школа искусств»

Открытый урок

преподавателя Боевой Н. А.

«Формирование музыкально-исполнительских
навыков в классе аккордеона»

март 2015

Как бы ни был прост  музыкальный инструмент,

 он может передать нам

с помощью своего звучания,

дух не только великого

артиста,

но и целого

поколения и даже эпохи»

Э. Пухоль

Урок с ученицей 1 класса Пшенкиной Варварой.

Тема урока: «Формирование музыкально — исполнительских навыков в класса аккордеона»

Цель: Активация процессов аналитико – синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа.

Задачи:

Развивающие

1.Совершенствование технических навыков.

2. Развитие эмоционального образно – ассоциативного мышления, понимания учащимся содержания произведения.

3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.

4. Развитие основных музыкальных способностей (гармонического и мелодического слуха, чувство ритма, музыкальной памяти.)

5. Создание психологически - комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.

Воспитательные

1. Формирование коммуникативной культуры поведения и общения.

2. Воспитание эстетического вкуса на лучших образцах мировой классики.

3. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремленности, трудолюбия.

Образовательные

1. Способствовать формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

2. Формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.

Здоровьесберегающие

1. Снятие мышечных зажимов, правильная организация игрового аппарата.

2. Снятие напряжения на глаза, восстановление внимания.

Форма занятия – индивидуальный урок.

Вид урока: Урок совершенствования новых знаний и умений.

Структура урока.

I Организационный этап:

1. Приветствие

2. Сообщение цели и хода работы на уроке

II Этап Основная часть урока:

  1. Знакомство с творчеством Р. Бажилина
  2. Знакомство с образом Петрушки.
  3. Работа над пьесой «Петрушка»

III Заключительный этап:

1. Оценка

2. Домашнее задание

3. Конец урока

Методы и приемы используемые на уроке:

Словесный - сообщение, беседа.

Демонстративный – прослушивание музыки.

Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.

Репродуктивный – исполнение выученного материала.

Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.

В основу урока легли следующие методические принципы:

Индивидуальный подход.

Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.

Единство художественного технического развития.

I Организационный этап:

Педагог: Здравствуй, Варюша! Сегодня на уроке я познакомлю тебя с творчеством Р. Н. Бажилина. Поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Петрушка». Проходи к компьютеру, будем знакомиться с творчеством композитора!

II Этап Основная часть урока:

Педагог: Варя, я расскажу тебе биографию этого замечательного композитора и мы вместе послушаем несколько пьес, написанных Романом Бажилиным.

Роман Бажилин — заслуженный артист Российской Федерации, кандидат педагогических наук, профессор, ректор ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Известный исполнитель-аккордеонист, композитор и педагог.
Родился в 1962 году в Тамбове. В 1981 окончил Тамбовское музыкальное училище им. С.В.Рахманинова (класс Л. Корякиной), в 1986 — Ростовский музыкально-педагогический институт (класс проф. В.Ушенина). В 1998 окончил с отличием ассистентуру-стажировку Ростовской консерватории. С 1985 преподает в Тамбовском музыкальном училище (ныне ТГМПИ им. С.В.Рахманинова). С 2000 — доцент, с 2005 — профессор, с 2010 — заведующий кафедрой народных инструментов. В 2010 с успехом защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Диссертационном совете Московского педагогического государственного университета на тему: «Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы». Р.Н.Бажилин — автор и редактор 45 научных и учебно-методических работ, учебных пособий, изданных в России, Украине, Германии. Читает лекции и проводит мастер-классы в учебных заведениях России. Неоднократно участвовал в жюри международных конкурсов. Руководит ансамблем русских народных инструментов «Серпантин». Автор сочинений для аккордеона, ансамблей и оркестров, музыки к документальным фильмам, радиопередачам, более чем 50 спектаклям драматических и кукольных театров России. Лауреат международных конкурсов, лауреат премии Центрального федерального округа в номинации «За достижения в области музыкального искусства» за большую концертную работу в 2007–2009 годах, создание популярных музыкальных произведений и пропаганду классического музыкального наследия.

Педагог: Таким образом можно сказать, что Роман Николаевич Бажилин — современный Тамбовский композитор, который пишет очень интересные и доступные произведения не только для взрослых, но и для самых маленьких детей.

Педагог: А теперь мы послушаем произведения этого композитора. («Упрямая овечка», «Розовое фламинго», «Карамельный аукцион») Все произведения программны, у всех есть конкретный образ.

Педагог: А сейчас послушаем произведение «Петрушка»

Педагог: Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Педагог: А теперь давай подготовимся к работе над пьесой, сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения. «Дирижер» – это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Это упражнение способствует правильному дыханию и развитию игровых движений.  «Робот» – это упражнение для выработки правильной осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон и раскачивание расслабленными руками. «Шейка» – педагог мягкими ласковыми касаниями рук осторожно помогает делать плавные круговые движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных мышц. Шею не напрягать. Ученик выполняет.

Педагог: Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию пьесы. Вспомни об образе Петрушки.

Ученица играет.

Педагог: Варя. Молодец, сыграла хорошо. Как ты думаешь Петрушка веселый или грустный персонаж?

Ученица: Веселый.

Педагог: А какими средствами можно достичь веселый характер?

Ученица: Быстрый темп.

Педагог: Верно, так попробуй же сыграть чуть живее.

Ученица играет.

Педагог: Варя, посмотри на 2, 4 и 5  строчки. Здесь композитор использовал прием игры, который называется тремоло мехом, давай поработаем над этим приемом отдельно.

Ученица играет.

Педагог: А теперь посмотри на 3 строчку, здесь повторяется материал 1 строчки, только немного варьирован, т. е. изменен. Мелодия изложена восьмыми нотами и в быстром темпе у тебя могут возникнуть небольшие сложности по исполнению этой строчки. Давай поработаем над этой строчкой отдельно.

Ученица играет.

Педагог: Варя, а теперь попробуем сыграть всю пьесу целиком, в характере веселом, задорном, в быстром темпе с верным меховедением, без остановок.

Ученица играет.

III Заключительный этап:

Педагог: Варюша! Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: вообразили героя, представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор, отметили новаторские особенности, разными способами поработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка. Ты хорошо поработала на уроке и заслужил хорошую оценку. Наш урок окончен. Выставляется оценка и записывается домашнее задание.

Список литературы:

1. Вопросы музыкальной педагогики В. А. Натансон. Музыка 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока. Совершенствование спортивных навыков. 4 класс

Конспект урока по физической культуре в начальной школе. 4 класс. Тема:Совершенствование двигательных умений и навыков На данном уроке учитель  использует здоровьесберегающие...

Открытый урок "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне"

Открытый урок проведен с ученицей 3 класса Саратовой Аней во 2 полугодии 2015-2016 учебного года...

2014 Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона

2014 Илларионова Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона...

Методическое сообщение "Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона."

Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона...

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

Доклад на тему "Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона"

Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше та...