"Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания детей"
презентация к уроку по музыке на тему

Козориз Наталья Валерьевна

В 2014 году с этой темой я выступала на районных педагогических чтениях  "Воспитание культуры через искусство и творчество".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I. Эстетический вкус.

       

        Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства - музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

      В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

     Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

         Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях школьников знакомят с классическими произведениями музыки. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Слушая произведения композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

        Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играют уроки пения и музыки. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

         Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

II. Эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства.

 

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет» (Людвиг Тик).

    Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.    

        Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

     Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков.

        Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний.

    Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс. Известно, что под содержанием искусства понимается отражение в художественных образах наиболее характерных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокойное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок способен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое звучание, и выразительные интонации.

    Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к звучанию музыки.

     Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав песню, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

      Музыка, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывает разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый. Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

        Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников. Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова, эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

     Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.

   Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение в воспитании эстетического вкуса.

III. Музыкально-эстетическое воспитание школьников.

      Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами музыкального искусства, приучению к его эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подготовка самого учителя. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

       

    Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при прослушивании музыки и побуждение их к оценке музыкальных произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Так же в воспитании эстетического восприятия младших школьников необходимо широко использовать заучивание наизусть  песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников. Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремление к восприятию продолжается и в последующих классах, на более высоком уровне.

        Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов- весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного.

       Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в музыке. В школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отношения к изучаемому музыкальному произведению. В старших классах практикуется написание сочинений, устный и письменный анализ музыкальных произведений.

       В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений, большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по музыке можно использовать произведения литературы и изобразительного искусства.

        Не стоит забывать, что ученики старших классов отличаются повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, несдержанностью, частыми переменами настроения. При этом они очень любознательны, так как в этом возрастном периоде формируются их личность, самосознание. Они могут очень бурно проявлять свои эстетические чувства, причем как в отношении прекрасного, так и безобразного. Начинают проявлять критическое отношение к произведениям искусства. Поэтому исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда зачастую учащиеся увлекаются какофонией, отсутствием гармонии  и недооценивают классику.

      Работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса невозможно проводить без предварительного исследования приверженности старшеклассников к тому или иному направлению в музыке. На свой самый первый урок у старшеклассников я подготовила анкеты, в которых были вопросы об их музыкальных предпочтениях, любимых жанрах и стилях. Так же в анкетах были вопросы и о классической музыке: о композиторах, об известных им произведениях. Подавляющая часть ребят уже являются приверженцами  и поклонниками современной рок и поп-культуры. Это означает, что в работе с ними прямым, лобовым натиском на объект их поклонения невозможно добиться положительных результатов. Более того, навязчивое утверждение превосходства народной, классической и современной академической музыки над популярной вызывает у детей негативную реакцию.

В таких случаях можно идти на небольшие хитрости. Сначала я дала послушать I часть известной сонаты №14  Л.В. Бетховена в рок-обработке, затем включила оригинал в исполнении Владимира Горовица. Я не была удивлена тому, что большинство детей откликнулось на второе исполнение Лунной сонаты. Ребята высказались, что оригинал более насыщенный и глубокий. Очень важно, чтобы старшеклассники умели и любили вслушиваться в произведение, анализировать его и сравнивать.

Один из уроков в 9 классе был посвящен  жанрам пения. Я рассказывала про классическое (академическое) пение, народное пение. Приводила примеры, включала фрагменты. Спустя некоторое время заметила, что ребята потеряли интерес к теме, начали отвлекаться. Тогда я решила вернуть их интерес-  рассказала о видах экстримального вокала, о технике пения. Дети задавали вопросы, урок перешел в форму диалога и стал им интересен. Иногда приходится отклоняться от темы урока, чтобы заинтересовать старшеклассников.

      К сожалению, с отключением школы от руководства музыкальным развитием старшеклассников и прекращением их систематического общения с музыкальной классикой происходит разрушение основ их музыкальной культуры, заложенных в процессе всего музыкального образования. Многие хотели бы слушать серьезную музыку и даже пробуют, но, не понимая ее, оставляют это занятие. Тем не менее, старшеклассники музыкой активно интересуются, но только той, которая им доступна, и тогда речь идет об односторонности предпочтений, поверхности знаний о музыке. Бесспорно, из всех искусств музыка сегодня оказывает наибольшее влияние на умы и души людей. Для молодежи она сейчас наиболее популярное и наиболее известное искусство. О музыке много говорят, о ней идут жаркие дискуссии на страницах молодежных газет и журналов.

Закончить выступление хочется китайской поговоркой: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий

чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение».

   Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец с ее исключительно сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобрело сегодня особую актуальность. Музыкальное воспитание способствует развитию и интеллектуальных способностей личности.

Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки. Большая нравственная и психическая нагрузка современной жизни, ее стремительные темпы в совокупности с тотальной технизацией пагубно влияют на нервную систему людей, особенной детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно-профилактическую роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

Музыкальное восприятие как фактор эстетического воспитания детей

Музыкальное восприятие есть процесс отражения, становления музыкального образа в сознании человека. В основе этого процесса лежит оценочное отношение к произведению. Автор М.С. Протасова....

Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...

Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся

В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...