«Приходила коляда накануне Рождества»
методическая разработка по музыке на тему

Василькова Лилия Александровна

Разработка открытого занятия по программе «Музыкальный фольклор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx36.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П.

города Белово"

Разработка открытого занятия по программе «Музыкальный фольклор»

«Приходила коляда накануне Рождества»

Составил:

педагог дополнительного образования

Василькова Лилия Александровна

2014

Дата: 17.12.2014

Тип занятия:  Изучение нового материала

Цель:  Формирование у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово» из цикла «Зимние святки», формирование интереса к народным традициям.

Задачи:

Обучающие

1. Сформировать у детей знания об одном из народных праздников «Зимние святки»

2. Сформировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх. 

Воспитательные

  1. Прививать интерес, уважительное отношение к культуре своего народа; 
  2. Воспитывать коммуникативные умения работать в группах;
  3.  Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей в группе, самовыражения ребенка средствами различных видов фольклорного искусства;
  4. Через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.

 

Оборудование занятия:

Для педагога: звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, компьютер) музыкальный инструмент (аккордеон)

Для обучающихся: элементы сценических костюмов к обряду «Святки», раздаточный материал (тексты колядок, песенок), шумовые инструменты.

Методы обучения: Словесный метод (рассказ), игровая коммуникация, метод практической работы (упражнения, репетиции)

Формы работы: групповая форма работы.

Подготовительная работа к занятию:

План занятия:

  1. -  Организационный. Приветствие и обозначение темы занятия. (2 мин)
  2. -  Этап изучения  новых знаний и способов деятельности «Что такое коляда?» (7 мин)
  3. -  Разучивание колядок (Коляда, коляда, посконная борода) (5 мин)
  4. -  Прочтение колядок по ролям (5 мин)
  5. -  Этап закрепления изученного (повторение) (5мин)
  6. -  Этап применения изученного; театрализация обряда «Коляда» (10 мин)
  7. -  Игровая часть занятия. Святочная игра «Тетёра шла» (8мин)
  8. -  Этап информирования  о домашнем задании (1мин)
  9. -   Этап подведения итогов учебного занятия (2мин)

Конспект занятия

  1. Здравствуйте, ребята! На дворе у нас уже декабрь, совсем скоро мы все будем праздновать самый любимый праздник Новый год! А знаете ли вы, как в старину на Руси праздновались зимние праздники? С древних времён зимние праздники назывались на Руси «Зимние святки» И все знали, что в эти праздники принято колядовать. А что же такое «Коляда»? Существуют разные названия у слова «Коляда», например: колед - вокруг идущий, или коледа - круговые яства. П. Бессонов предполагал — колоду - зажжённый пень, Н. Костомаров производит коляду от слова коло - колесо. В Древнем Риме calendae означало «первый день месяца» и в общем хранит прежде всего следы этого дохристианского языческого значения «обряд, связанный с началом года» и лишь вторично (в ходе последующих христиансколатинских, средневековонемецких влияний) приобщилось к празднику собственно Рождества.
  2. По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января)  и 10 (23) мая, Мать — сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе рождественская кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, тура (быка).

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п.

Во многих районах Белгородской и Воронежской областях после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома, заставляли их «квохтать» — «штобы куры лутше неслись». Этот обряд совершался с целью обеспечения благополучия, плодовитости домашнего скота и птицы.

  1.     А не пора ли нам колядовать? Пора! Но для этого мы с вами должны разучить «колядку» Это такая песенка, в которой прославляются хозяева и всё их хозяйство. В колядках звучало пожелание на будущий хороший урожай, на богатство.

Коляда, коляда,

Посконная борода.

Эх, пышки – лепёшки,

Да свиные ножки.

В печи сидели,

Да на нас глядели.

На нас косились,

Да в мешок просились!

(говорком) – Будь здрав хозяин с хозяюшкой!

 (поют)        - Открывайте сундуки,

Доставайте пироги!

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

А тёлку за хвост

Мы потащим на мороз!

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок!

Ты Хозяин наш,

Ты кудрявый наш,

Ты кудрями потряси,

Нам гостинец поднеси!

(говорком) – С Иисусом Христом,

Со святым Рождеством!

С праздником!

  1. А теперь нам надо разучить колядки-стишки!

1 - Вечер добрый, хозяюшки!

Дай Вам, Господи, святочки проводить,

Будущего года дождаться!

С миром, с покоем, с добрым здоровьем

И весм миром крестьянским!

2 - Коляда, коляда!

Ты подай пирога!

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину!

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

3 – Коляда, коляда,

Отворяй ворота!

Дай вам, Господи,

Скота, живота,

Корову с телёночком,

Лошадь с жеребёночком,

Свинью с поросёночком!

Здоровья – зозяйке с хозяином!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок!

4 – Я – маленький юльчик,

Сел на стульчик.

В дудочку играю, всех поздравляю.

Хозяин с хозяюшкой,

Поздравляю вас с праздником,

С Христовым Рождеством!

Подайте пятачок отцу - на табачок,

Матери - на кофе, сестре – на картофель!

5 – Что ты, тётка, наварила?

Что ты, тётка, напекла?

Не ломай, не кусай,

А целёхонько давай!

6 – Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!

Что в печи жарится,

То и нам достанется!

От хозяина – пятачок,

От хозяйки – пирожок!

А хозяйка отвечает ребятам:

- Ах вы, хитрые ребятки!

Отгадайте-ка загадки!

Впереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спинке – щетинка!

Что это? (поросёнок)

- Вот вам новая загадка:

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

Что это? (петух)

- Вот вам последняя загадка:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полям кочует,

Коноплю ворует,

По дворам летает,

Крохи собирает! (воробей)

- Играли вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Колядовщики благодарят:

- Хозяюшке кунью шубу!

- Дочерям по веночку золотому!

- Сыновьям по коню вороному!

5. А теперь давайте, ребята, повторим все наши колядки и стишки.

6.  Ну вот, а теперь, мы с вами как настоящие колядовщики, представим себе, что мы вдруг оказались в далёком прошлом во время зимних святок, и нам уже пора идти колядовать! Давайте покажем, как это было! (Разыгрываем фрагмент театрализованного действия «Приходила коляда»)

7.  Во время святок разыгрывали очень много игр, и мы тоже поиграем в народную игру «Тетёра шла»

8. Задание на дом: выучить текст песенки «Коляда, коляда», а также выучить стишки – колядки.

  • Итак, сегодня мы познакомились с очень древним и интересным народным праздником. Как он называется? (Зимние святки)
  • А когда праздновались зимние святки?
  • Что такое колядки? (так назывались песенки, стишки)
  • Что значит «Колядовать»?
  • Кто ходил колядовать?
  • В чём смысл колядования?

Всем большое спасибо за работу на занятии, вы все большие молодцы! Занятие окончено, до свидания!

Самоанализ учебного занятия по программе «Музыкальный фольклор»

«Приходила коляда накануне Рождества»

педагог дополнительного образования Василькова Лилия Александровна

  1. Общие сведения:
  • Открытое занятие проводилось в 1 группе 1 года обучения творческого объединения «Златница». В составе группы 12 человек, дети от 7 до 10 лет, с разными способностями и возможностями.
  • Оборудование учебного занятия:

Для педагога: звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, компьютер) музыкальный инструмент (аккордеон)

Для обучающихся: элементы сценических костюмов к обряду «Святки», раздаточный материал (тексты колядок, песенок), шумовые инструменты.

  1. Тема учебного занятия: «Приходила коляда накануне Рождества»
  • Тема из 1 раздела «Народоведение», пункт 1.2 «Этнография» - Зимний цикл обрядов. Колядки. Знакомство с древним обрядовым действием.
  • Степень сложности средняя.
  1. Цель учебного занятия: 

Формирование у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово» из цикла «Зимние святки», формирование интереса к народным традициям, развитие у обучающихся стремления к познанию глубинного содержания народной музыки.

  1. Содержание учебного занятия:
  • Содержание учебного занятия соответствует его цели;
  • Проведена дидактическая обработка содержания (был приготовлен раздаточный материал: карточки с текстами колядок)
  • Учебный материал занятия способствует развитию творческих способностей детей через театрализацию действия, через игровые моменты, через предлагаемую импровизацию действия.
  • Учебный материал данного занятия содействует формированию у детей знаний о народном празднике «Зимние святки», умений свободно звонко, в речевой манере пропевать народную песенку «Приходила коляда» с движением и театрализацией.
  1. Тип учебного занятия:
  • Изучение нового материала
  • Тема из 1 раздела «Народоведение», пункт 1.2 «Этнография» - Зимний цикл обрядов. Колядки. Знакомство с древним обрядовым действием.
  • Так как это занятие по изучению нового материала, то взаимосвязь с предыдущими занятиями осуществилась благодаря ранее изученной народной подвижной игре «Тетёра шла», которая разыгрывалась в конце занятия.
  1. Структура учебного занятия:
  • Этапы учебного занятия последовательны: этап организационный, этап изучения нового материала, этап закрепления изученного, этап применения изученного, игровая часть занятия, этап подведения итогов.
  • Главный этап данного учебного занятия, я считаю, это применение изученного материала на практике, когда обучающиеся уже поняли задачу, ознакомились с новым материалом, отрепетировали тексты и чтение по ролям, надели на себя некоторые элементы народной одежды, театральные маски, атрибуты обрядового действия «Колядования» и показали отрепетированный фрагмент театрализованного представления. Этот этап, я считаю, помог детям проявить себя настоящими артистами, применить все свои творческие задатки и способности, и получить от этого настоящее творческое удовлетворение и удовольствие.  
  • Целостность занятия обеспечивалась путём последовательного соединения этапов данного учебного занятия.
  1. Методы обучения:

  • В подготовке и проведении занятия мною были использованы такие методы обучения, как словесный метод – это рассказ о народном празднике «Коляда», метод практической работы (упражнения, репетиции), так же использовалась игровая коммуникация. Все эти методы соответствуют цели данного занятия.
  • Развитию познавательной активности обучающихся, я считаю, способствует словесный метод обучения, когда обучающиеся знакомятся с новым материалом, слушают рассказ педагога, осмысляют, представляют, задают вопросы.
  • Эффективность использования данных методов, по моему мнению, довольно высока, потому что позволяет добиться поставленных целей и задач.  
  1. Система работы педагога:
  • Работа с обучающимися организованна должным образом, все дети были вовлечены в сценарий проведения занятия, роли распределены и отрепетированы.
  • Все обучающиеся во время занятия были под моим контролем, к каждому старалась подобрать индивидуальный подход. Объём учебного материала соответствует намеченным целям и задачам.
  • Во время занятия старалась наиболее доступно и эмоционально донести изучаемый материал до обучающихся, считаю, что это мне как педагогу это удалось.
  1. Система работы обучающихся:
  • Обучающиеся 1 года обучения, 1 группы во время занятия были организованны, вполне самостоятельны и активны для изучения нового материала.

Подводя итог самоанализа и анализируя свою работу, я пришла к выводу, что, используя все вышеперечисленные методы работы и приёмы обучения, мне удалось достичь поставленной цели и выполнить все задачи на данном занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 6 классе. Тема: «Накануне Рождества»

Данная работа предназначена для изучения традиций Британии связанных с празднованием Рождества...

сценарий сказки "Ночь накануне Рождества" Н.В. Гоголь

Сценарий сказки "Ночь накануне Рождества" Н.В. Гоголя для 6 класса+музыка для спектакля....

"Накануне Рождества"(интеграция английский язык+художественное творчество)

Презентация содержит слайды для интегрированного НОД, рассказывающие о великом празднике Рождестве, который празднуется 25 декабря. Дети узнают историю празднования Рождества Христова, традициях и обы...

Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»

Фольклорная программа  «Пришла Коляда накануне Рождества»...

Сценарий мероприятия "Пришла Коляда накануне Рождества"

Педагоги: Барышникова Любовь Васильевна, Нестеренко Ольга Викторовна...

сочинения учащихся на конкурс "Накануне Рождества", занявшие призовые места

Эти сочинения (сказки и рассказы) написали мои ученики (6 класс). В городе проводился конкурс "Накануне Рождества". Предложенные вашему вниманию работы заняли призовые места....

ПРИШЛА КОЛЯДА НАКАУНЕ РОЖДЕСТВА

Сценарий рождественских колядок...