Материал к муниципальному этапу всероссийского конкурса "Учитель года России".
презентация к уроку по музыке по теме

Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках музыки Багнова Елена Викторовна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» 2015 год

Слайд 2

Универсальные учебные действия: личностные действия; познавательные действия; регулятивные действия; коммуникативные действия ; знаково-символические учебные действия .

Слайд 3

Коммуникативные учебные действия формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Слайд 4

Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В рамках предмета “Музыка” для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы.

Слайд 5

Работа в парах и малых группах

Слайд 6

Метод сотрудничества

Слайд 7

Беседы

Слайд 8

Д искуссии

Слайд 9

Наблюдение и фиксирование результатов

Слайд 10

Поиск информации

Слайд 11

Содержание курса пятого класса Музыка и литература Музыка и изобразительное искусство

Слайд 12

Урок: «Стань музыкою, слово !» - участие в коллективном обсуждении проблемы; способность вести диалог ; умение грамотно и точно выражать свои мысли; - петь слаженно в хоре, группе .

Слайд 13

Урок: «Мир русской песни» - работа в группах; - использование речи для регуляции своего действия ; - участие в коллективном обсуждении; - слушание и исполнение музыкального произведения .

Слайд 14

Урок: «Музыкальный портрет» - внимательное , вдумчивое слушание музыки; - анализ и обсуждение услышанного; - участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; - слушать и понимать речь других.

Слайд 15

Урок: «Образы природы в творчестве музыкантов» слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; - умение работать в группе; -рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки.

Слайд 16

Предмет “Музыка ” создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей, передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

Слайд 17

« Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания » Федор Иванович Янкович де Мариево



Предварительный просмотр:

Коммуникативные  универсальные  учебные действия

на уроках музыки.

                                             «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся,              

                                  сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания»

                                                                                       Федор Иванович Янкович де Мариево

          Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процессов. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. 

         Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

           Цель предмета «Музыка» заключается в духовно – нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему  компоненту гармоничного формирования личности.

Основным нововведением стандартов второго поколения является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические учебные действия.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным универсальным учебным действиям относится:

 • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• возможность каждому учащемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • умение вести диалог.

Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В рамках предмета «Музыка» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы:

- работа в парах и малых группах;

- метод сотрудничества;

- беседы;

- дискуссии;

- наблюдение и фиксирование результатов;

- поиск информации;

- приемы: “командно-игровая деятельность”, “учимся вместе”.

Содержание курса пятого класса «Музыка и другие виды искусства» раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение курса пятого класса предполагает знакомство учащихся с жанрами музыки: песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел “Музыка и литература”) и знакомство со специфическими жанровыми разновидностями: музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другими (раздел “Музыка и изобразительное искусство”). Всё это предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Кроме того, содержание курса призвано научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и, тем самым, подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания “композиций”;
  • метод междисциплинарных взаимодействий;
  • метод проблемного обучения.

(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2010).

Названные методы способствуют решению поставленной задачи – формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Изучаемая тема

Музыкальный материал

Элементы содержания

Коммуникативные универсальные учебные действия

Стань музыкою, слово!

(раздел “Музыка и литература)

М. Яковлев, стихи

А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Установление внутренних связей музыки с литературой.

Зачем нужен поэтический текст? В чем проявляется музыкальность стихотворения «Зимний вечер»

А. С. Пушкина.

- участие в коллективном обсуждении проблемы;

- способность вести диалог;

- умение грамотно и точно выражать свои мысли;

- петь слаженно в хоре, группе.

Мир русской песни

(раздел

“Музыка и литература”)

«Не летай-ка, соловей»,

«Вьюн над водой»,

«Каляда-маляда»

Определение роли русской народной песни в нашей жизни.

Изучение различных жанров народной песни.

- работа в группах;

- использование речи для регуляции своего действия;

- участие в коллективном обсуждении;

- слушание и исполнение музыкального произведения.

Музыкальный портрет (раздел “Музыка и изобрази-тельное искусство”)

М.Мусоргский, песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»;

М.Мусоргский, гном из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

Сопоставление произведений музыки и живописи.

- внимательное и  вдумчивое слушание музыки;

- анализ и обсуждение услышанного;

- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

- слушать и понимать речь других.

Образы природы в творчестве музыкантов (раздел “Музыка и изобрази-тельное искусство”)

П.И. Чайковский, «Апрель.

Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»)

Усвоение понятия «музыкальный пейзаж». Сопоставление общих понятий в музыке и живописи.

- слушание музыкальных произведений;

- анализ и обсуждение услышанного;

- умение работать в группе;

- рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки.

Таким образом, учебный предмет «Музыка» создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений:

  • умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
  • контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
  • извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей, передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

А также предмет «Музыка» способствует формированию коммуникативных умений специального и культурологического характера:

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
  • знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
  • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.



Предварительный просмотр:

                                                                               Эссе   «Я – учитель».                

 «Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения,

музыка придает жизнь и веселье

всему существующему…

её можно назвать воплощением

всего прекрасного и возвышенного»        

Платон.                                                    

               Как стать учителем? Для меня этот вопрос начал решаться ещё в раннем детстве. Едва научившись ходить и разговаривать, я увлечённо пела вместе с артистами, которые выступали по телевидению. Во дворе с друзьями проводили театрализованные представления, устраивали концерты перед нашими родителями. Когда мне исполнилось восемь лет, я самостоятельно записалась в музыкальную школу. Шло время, я и моё увлечение росли вместе. Какими замечательными  были участия в конкурсах и поездки на концерты. Этот таинственный момент, когда открываются кулисы и ты выходишь на сцену, не передаваем. Ни одно музыкальное мероприятие не обходилось без моего участия. Любимых предметов в школе было очень много, но к окончанию школы вопросы «кем быть?» и «где учиться?» практически были решены: победила музыка.

       Профессии «учитель» можно позавидовать: она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Эта прекрасная профессия всегда побуждает идти в ногу со временем и даже и на шаг вперёд.

Я работаю в школе сравнительно недавно и свой первый урок помню очень хорошо. Когда ко мне в класс вошли малыши, не знаю, кому было страшнее: им или мне, но урок завершился и детки ушли, а я осталась наедине со своими мыслями: план-конспект и занятие вживую очень отличались.  Время идёт, я набираю всё больше педагогического опыта, и вдохновляют меня они, мои ученики. Вот уже десять лет дарю своим мальчишкам и девчонкам прекрасный мир музыки.

        Для многих предмет «музыка» всего лишь развлечение и не нужный урок в школе. А  для меня - это сложный творческий процесс,  в который  я вовлекаю за собой детей. Урок музыки – это урок искусства. Сегодня меняется статус этого предмета  в школе. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков к урокам, ориентированных на развитие личности учащихся и их творческих способностей. 
         Для меня главное и важное в любом уроке – его атмосфера. Важнейшая функция музыки – коммуникативная, её смысл заключается в человеческом общении, наслаждении музыкой вместе со всеми. От учителя зависит очень многое. И я с каждым годом всё больше и больше влюбляюсь в свою профессию и стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был моей педагогической симфонией. Я стремлюсь соответствовать образу современного учителя музыки,  уроки стараюсь строить художественными по содержанию, а по форме – учебными.

Я люблю своих учеников, уважаю их мнение, их интересы, на этих «трёх китах» выстраиваю своё обучение и считаю, что учитель должен воспитывать доброту. Именно тогда каждый урок, каждая встреча учителя и учащихся превратится в праздник. Любовь способна творить чудеса. Это она учит детей быть добрыми и милосердными, возбуждает живой интерес к знаниям, воспитывает постоянное  желание  самосовершенствоваться.    

Педагоги – творческие люди, а учителя музыки – творческие вдвойне. Кто, как не мы, развиваем в учениках коммуникабельность и креативность, умение показать себя на сцене, увлечь песней, эстетически воспитать. А значит, мы помогаем ребенку быть более адаптивным в этом мире.

Созданная в нашей школе вокальная группа «Элегия» за пять лет переросла в хоровую студию, без которой не обходится ни одно школьное и городское мероприятие. Отрадно видеть, как учащиеся творчески растут и совершенствуются.

Музыка отражает любое наше состояние: радость и печаль, любовь и разлуку. И пусть мои ученики не станут великими музыкантами, но, если будут тянуться к той «вечной Музыке, от которой так хочется жить», значит, я состоялась как Учитель!

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"...

Задание «Методический семинар» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Формат конкурсного задания: компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы Садовниковой Т.А. , описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализ...

Заявка на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018»

Заявка на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018»...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» (номинация «Лучший учитель)

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» (номинация «Лучший учитель)...

Приказ Об утверждении состава жюри, участников и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в муниципальном район в 2019-2020 учебном году

В соответствии с пунктом 48 Положения о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1252), в целях объективной проверки олимпиадных заданий, выполненных участни...

Приказ Об утверждении состава жюри, участников и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в муниципальном район в 2019-2020 учебном году

В соответствии с пунктом 48 Положения о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1252), в целях объективной проверки олимпиадных заданий, выполненных участни...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......