программа по пению 8 кл
календарно-тематическое планирование по музыке (8 класс) на тему

Шиляева Вера Анатольевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penie-8_kl.docx30.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по музыке и пению в 8 классе составлена на основе  учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2012г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

— коррекционная направленность обучения;

—оптимистическая перспектива образования;

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-средства музыкальной выразительности;

-основные жанры музыкальных произведений;

-музыкальные инструменты;

-музыкальные профессии и специальности;

-особенности творчества изученных композиторов;

-особенности народного музыкального творчества.

Учащиеся должны уметь:

-самостоятельно исполнять несколько песен;

-отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:

-называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

-называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

-определять характер, содержание произведения;

-определять ведущие средства выразительности;

-давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
-подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между  слухом  и   голосом,   слухом  и  моторно-двигательными проявлениями.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

— дети могут слушать произведение;

— беседовать о характере, особенностях формы произведения;

— пропевать главную тему инструментального произведения голосом;

— выполнять индивидуальные задания творческого характера — рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

— исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;

— включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.

8 класс

Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание , звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

Эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;

Выразительное  «концертное» исполнение разученных произведений;

Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;

Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метрометрических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения:

-пение на одном звуке, на разные слоги;

-пение мажорных и минорных трезвучий и пентахородов, звукорядов на слоги;

-пение попевок с полутоновыми интонациями;

-пение с закрытым ртом;

-совершенствование певческого дыхания;

-упражнения на чистое округленное интонирование;

-вокально-хоровые распевания на песнях;

-пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.

Слушание музыки

Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян, Г.Свиридов.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.

 

Учебно-тематическое планирование 8 класс:

        I четверть (9 часов).         

Тема урока

Словарная

 работа

Наглядность,

технические

средства

Кол- во

 часов

Дата

1.

Вводный урок. Правила пения. Повторение выученного в 7-м классе. «Осенняя попевка»- разучивание.

«Певческая установка», «попевка»

Музыкальный центр, текст попевки.

1

   .09.

2.

Показ и разучивание песни «С чего начинается Родина?»(муз. В.Баснера,  сл. М.Матусовского)

«испытания», «заветная», «просёлочная дорога», «будёновка», «клятва»

Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни.

1

   .09.

3.

Закрепление песни «С чего начинается Родина?»(муз. В.Баснера,  сл. М.Матусовского) Музыкальная игра «Поём как звёзды»

Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни.

1

   .09.

4.

Показ и разучивание песни «Не повторяется такое никогда»(муз. С.Туликова,  сл. М.Пляцковского)

«бесконечный», «спорить не о чем», «промелькнувшая звезда»

Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни.

1

   .09.

5.

Закрепление песни «Не повторяется такое никогда»(муз. С.Туликова,  сл. М.Пляцковского). Музыкальная игра «Дружный хор».

Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни.

1

   

6.

Знакомство с биографией и творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Прослушивание музыкального произведения «Токката».

«соната», «реквием»

Музыкальный центр, аудиозапись с       произведениями Баха, портрет композитора.

1

   

7.

Показ и разучивание песни «Гляжу в озёра синие»(муз. Е.Птичкина, сл. И.Шаферана)

«милее», «нарекли», «слава высокая»

Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни.

1

8.

Закрепление песни «Гляжу в озёра синие»(муз. Е.Птичкина, сл. И.Шаферана).  Музыкальная игра «Допой песню».

Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни.

1

   

9.

Итоговый урок. Закрепление выученных в I- й четверти песен.

Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен.

1

   

     

                 

 

 II четверть (7 часов).

1 .

Повторение выученных

в I- й четверти песен. Музыкальная игра «Угадай песню».

   

Музыкальный

 центр,

 аудиозапись,

 тексты песен.

1

   

2.

«Песни народов мира»- беседа. Показ и разучивание песни «Барыня» (народная).

«нонче»,

«субботея», «изюм»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.          

1      

   

3.

Закрепление песни «Барыня» (народная).Музыкальная игра «Хорошо ли вы знаете песню?».

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   

4.

Знакомство с биографией и творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Прослушивание музыкальных произведений «Песня Садко «Заиграйте мои гусельки»(из оперы «Садко»), «Сеча при Кержинце» (из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

«гусельки», «сеча», «град»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 портрет композитора.        

1

   

 

5.

Показ и разучивание песни «Три белых коня» (муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенёва).

«остыли реки», «нахохлились дома», «и до весны всё дремлет тут»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   

6.

Закрепление песни  «Три белых коня» (муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенёва).Повторение новогодних песен.

Музыкальный  

 центр,

аудиозаписи,

 текст песни.        

1

   

7.

Итоговый урок. Закрепление выученных в II- й четверти песен.

Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен.

1

                            III четверть (9 часов).

1.

Повторение выученных

во II- й четверти песен.

 «Зимняя попевка»- разучивание.

Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен, текст попевки.

1

   

2.

Показ и разучивание

 песни «Подмосковные вечера»

(муз. В.Соловьёва-Седого, сл.

 М.Матусовского)

«шорохи», «из лунного серебра», «искоса»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   

3.

Закрепление песни  «Подмосковные вечера»

(муз. В.Соловьёва-Седого, сл.

 М.Матусовского).

Музыкальная игра «Прерванная песня».

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

 

4.

Знакомство с биографией и творчеством Петра Ильича Чайковского. Прослушивание музыкального произведения «Времена года».

Музыкальный центр, аудиозапись с произведениями Чайковского, портрет композитора.

1

   

5.

Показ и разучивание

 песни «Где же вы теперь, друзья- однополчане»

(муз. В.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова)

«отгремев», «однополчане», «спутники», «ветерок попутный», «верста», «не тужи»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   

6.

Закрепление песни  «Где же вы теперь, друзья- однополчане»

(муз. В.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова)

Музыкальная игра «Допой песню».

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   

7.

Знакомство с биографией и творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Прослушивание отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»

«увертюра»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 портрет композитора.        

1

   

8.

Прослушивание песен о мамах, женщинах. Музыкальная игра «Поём как звёзды»

Музыкальный  

 центр,

аудиозаписи.        

1

   

9.

Итоговый урок. Закрепление выученных в III- й четверти песен.

Музыкальный  

 центр,

аудиозаписи,

 тексты песен.        

1

 

IV четверть (8 часов).

1.

Повторение выученного в

III четверти. «Весенняя

попевка»- разучивание

Музыкальный  

 центр,

аудиозаписи,

 тексты песен.        

1

   

2.

Показ и разучивание

 песни «Когда весна придёт, не знаю»

(муз. Б.Мокроусова, сл.

 А.Фатьянова)

«без следа», «с колыбели», «в лютый холод», «полдень»

 Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   .04

3.

Закрепление песни «Когда весна придёт, не знаю»

(муз. Б.Мокроусова, сл.

А.Фатьянова)Музыкальная игра «Дружный хор»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   .04

4.

Показ и разучивание

 песни «День Победы»

(муз. Д.Тухманова, сл.

 В.Харитонова)

«вёрсты», «порох», «у мартеновских печей», «очи», «Европа»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   .04.

5.

Закрепление

 Песни «День Победы»

(муз. Д.Тухманова, сл.

 В.Харитонова). Музыкальная игра «Хорошо ли вы знаете песню?»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

  .05.

6.

Показ и разучивание

 песни «Старый клён»

(муз.А.Пахмутовой, сл.

 М.Матусовского)

«по переулку», «небосвод»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   .05.

7.

Закрепление песни «Старый клён»

(муз.А.Пахмутовой, сл.

 М.Матусовского)

Музыкальная игра «Поём как звёзды»

Музыкальный  

 центр,

аудиозапись,

 текст песни.        

1

   .05.

8.

Итоговый урок. Закрепление песен, выученных в 8-м классе. Подведение итогов года.

Музыкальный  

 центр,

аудиозаписи,

 тексты песен.        

1

  .05.

                         

 РЕСУРСНОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1. Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы  Москва «Владос»          2000г.

2. Музыка в 5-8классах  .Д.Б.Кабалевский .Москва « Просвещение»                                                               1985г.

3.Комплекс учебно-дидактического материала, включающий в себя нотные пособия, сборники песен и  использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов детских фонограмм

Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»),

«Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»),

 «Детский альбом» П.Чайковского; М; Музыка,1990г.

«Классическая музыка детям»; 10 СД; «Твик» 2005г.

«Развивалочки» Е.и С. Железновых; 5СД; «Твик» 2005г.

«Аудиоэнциклопедия» 2СД; «Твик» 2006г.

 -использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов детских фонограмм

4.Интернет ресурсы:

www.openclass.ru

http://uchportal.ru

|MuzRuk.net

http://teacheibox.ru

karaoke.ru Каталог «Детские песни»

mycelebrities.ru›publ/ljudi/kompozitory/ – биографии композиторов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Рабочая программа "Сольное пение"-предмет по выбору

Рабочая программа предназначена для обучающихся в ДМШ на всех отделениях (кроме эстрадного)...

Образовательная программа "Эстрадное пение"

Программа для воспитенников вокальной студии детского дома....

Программа сольного пения

Программа сольного пения...

Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по предмету эстрадное пение....

Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2013-14 учебный год)

По программе проводился образовательный процесс для учащихся 7-15 лет по предмету эстрадное пение....