Разработка урока в 7 классе "Опера Князь Игорь"
план-конспект занятия по музыке (7 класс) на тему

Татьяна Николаевна Кулага

Урок в 7 классе "Опера Князь Игорь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_7_klass.doc112.5 КБ
Office presentation icon opera_knyaz_igor.ppt2.51 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе

Учитель музыки: Кулага Татьяна Николаевна Быковской средней общеобразовательной школы им. А. С. Джурко Шипуновского района.

Раздел:  Особенности драматургии сценической музыки

Тема: Опера «Князь Игорь».

ХПИ: «Князь Игорь»... опера высокого гражданственного звучания... Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».  Б. Асафьев.

Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Задачи: - обобщить представления учащихся о жанре эпической оперы на примере фрагментов из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»;

- помочь им усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольными и хоровыми).

Наглядные пособия.

 -  портрет А.П. Бородина;

 -  презентация «Князь Игорь»;

 -  рабочие тетради по музыке.

 - видиосюжеты из оперы

Учебно-практическое оборудование :

-   наутбук

 -  магнитофон 

 -  аккордеон 

 - фортепиано,

 

Основные этапы урока:

  1. Приветствие, распевка - 2 мин.
  2.  Вопросы для повторения ранее изученного – 8 мин.

3.   Изучение нового материала, слушание, просмотр, обсуждение фрагментов из оперы

      Слушание,  просмотр, обсуждение фрагментов из оперы - 15 мин.

4.   Выполнение схемы-таблицы в тетради – 5 мин.

5.  Исполнение песни сл. и муз. Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»

6.  Ответы на вопросы 3 мин.

7.  Рефлексия, оценивание детей,объявление Д/З  5 мин

                           

Этапы  урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

Эмоциональный настрой.

Распевочная песня русская народная «Хас-Булат удалой»

Исполнять народные песни.

Восприятие

Песни.

2.

Организационный момент.

.

(слайд 1)

Давайте вспомним, с музыкой какого ком-позитора мы знакомились на прошлом уроке?  (слайд 2)

Кем он был по профессии?

 

С каким произведением А.П. Бородина мы с вами сейчас знакомимся?

Музыка и либретто написаны?

Какой стиль оперы?

Сколько действий?

Понимать роль музыки в жизни человека

Ответы детей:

А.П. Бородин;

химик, профессор в медико-хирургической академии, му-зыкант, компо-зитор;

Опера «Князь Игорь»;

А.П. Бородиным

Народно-эпический;

4 действия.

3.

4.

5

6..

Изучение нового материала, слушание, просмотр, обсуждение фрагментов из оперы

Художественное восприятие хора

«Солнцу красному слава»  (фрагмент)

Художественное восприятие хора«Улетай на крыльев ветра»)

Составление таблицы музыкальной формы

И так,  мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".

(слайд 3)

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. (слайд4)    Му-зыкальная драматургия оперы строитя на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: русские – князь Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, ее брат Владимир Галицкий и половцы – хан Кончак и его воины.1-е и 4-е действие происходит в русском городе Путивле, а 2-е и 3-е д. переносит слушателей в лагерь половцев.

Как начинается опера?

. (слайд5,6)

 Соборная площадь запол-нена народом, провожа-ющим дружину князя в поход.  Звучит фрагмент хора«Солнцу красному слава»  

Во 2 дейтвии композитор рисует стан кочевников людей с другим укладом жизни.  С особым мастерством он воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающими ритмами.

(слайд7) (Звучит хор и танец девушек-невольниц «Улетай на крыльев ветра»)

Как называется песня которая рисует князя Игоря?   2 д. оперы- Князь в плену, но он пользуется уважением половцев - они видят в нем бесстрашного воина.

О чем размышляет герой?

Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. Затем следует речетатив-раздумье.  (слайд 8) Его настроение изменяется трижды: (слайд 9) в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Ария Игоря является самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения.
А. Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену. 
(слайд 10)Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. .  (слайд 11) Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво. В третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах. .  (слайд12) Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму). Заполним таб-лицу-схему музыкальной формы. Во время разбора ответить на вопросы:

Какой тембр голоса у героя?

Какие интонации пронизывают речитатив?

Каково настроение героя?

4 д. «Плач Ярославны»  Здесь не использованы ком-ром подлинно-народные мелодии, но образ Ярославны пронизан интонациями таких древних песенных жанров, как плач, причет (причетание).

Мелодию вступления, как будто выросшую из молчания опустошенной врагами родной земли, подхватывает голос Ярославны. Интонации ее голоса и деревянных духовых инструментов оркестра (флейты, кларнета) словно переплетаются  в скорбном диалоге. (слайд 13)

Вопрос: Каким предстает перед нами образ Ярославны?

«Князь Игорь» —
народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану».
Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать жанр эпической оперы. Обосновывать  свои предпочтения в ситуации выбора.

Распозновать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средтва музыкальной выразительности.

Сопоставлять образы народной и профессиональной музыки.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Выявлять характерные свойства музыки.

Сосредоточенность внимания.

Выявлять характерные свойства музыки.

 Разбор по частям

Ответы на вопросы:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение  к плачу Ярославны.

С пролога «Солнцу красному слава»  Его музыка  величественна, торжественна.

Ария.

 Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине,

Три раздела,трехчастная форма).

 (высокий бас);

героические, мужественные, лирические;

мрачное.

Простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.

7..

Художественное исполнение.

Вспомните песню, которую мы учили на прошлом уроке. 

Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения песни.

Песня на сл. Евгения Аграновича, муз. Рафаила Хозака "От героев былых времен...".

8.

Рефлексивный анализ.

4.Итог урока. Какова основная идея оперы. (слайд 14)

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении

Таблица-схема музыкальной формы ария Князя Игоря.

А

В

А

кода

Речитатив «Ни сна, ни отдыха»

1 раздел «И бранной славы пир веселый» Середина 1 раздела «Погибло всё»

«Ты одна, голубка-лада»

«Уже ли день за днем»

«Ох, тяжко»

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Порфирьевич Бородин (19 в., русский композитор) Русская эпическая опера . « Князь Игорь»

Слайд 2

В 17 лет Александр блестяще выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Медико-хирургическую академию . Здесь он проявил себя как талантливый ученый-химик. В 23 года, окончив с отличием академию, назначен врачом- ординатором, где проработал 4 года, а затем становится профессором, академиком химии и медицины. Опубликовал более 40 серьезных работ .

Слайд 3

Музыка была увлечением всей жизни Бородина. Он - автор симфоний (среди них "Богатырская", "Русская"), инструментальных, вокальных и других сочинений. Им создана монументальная героическая опера "Князь Игорь", которая увидела свет год спустя после смерти Александра Порфирьевича. И.Е. Репин. Портрет А.П. Бородина.

Слайд 4

Текст и музыка «Игоря » сочинялись одновременно. Опера писалась в течении 18 лет , но не была завершена. После смерти А. Бородина Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы. Премьера прошла с большим успехом в Петербурге на сцене Мариинского театра . Издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Обложка .

Слайд 5

Опера начинается с пролога, который исполняет хор «Солнцу красному слава!»

Слайд 6

Эскиз к декорации «Князь Игорь".

Слайд 7

II действия оперы переносит нас в лагерь половцев

Слайд 8

"Ни сна, ни отдыха измученной душе. Мне ночь не шлёт надежды и спасенья. Всё прошлое я вновь переживаю…" Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в арии из II действия оперы. Князь в плену, но он пользуется уважением половцев — они видят в нём бесстрашного воина. Но ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине.

Слайд 9

Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает.

Слайд 10

Ария Игоря является самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения. А. Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.

Слайд 11

Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.

Слайд 12

Отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах . Кадр из фильма "Князь Игорь".

Слайд 13

Мелодию вступления, как будто выросшую из молчания опустошённой врагами родной земли, подхватывает голос Ярославны. Интонации её голоса и деревянных духовых инструментов оркестра (флейты, кларнета) словно переплетаются в скорбном диалоге. В IV действии А. Бородин рисует образ жены князя Игоря Ярославны оперы. Ария пронизана народными интонациями таких древних песенных жанров, как плач , причет ( причитание). Кадр из фильма

Слайд 14

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Конспект и презентация урока музыки "Опера Князь Игорь""

Методическая разработка включает в себя конспект, презентацию. На уроке учащиеся продолжают знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствова...

Решение нравственных проблем в "Слове о полку Игореве" и опере А. Бородина "Князь Игорь". ( Интегрированный урок ).

Задачи урока: 1. Составить образы героев" Слова ..." с нравственной точки зрения. ...

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

Разработка урока музыки в 7 классе по теме "Опера А. Бородина "Князь Игорь"

Конспект урока, презентация, проверочная работа...

Разработка урока по теме: "Опера Бородина «Князь Игорь"

Цели урока:– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.Образовательные задачи урока:– Развить интерес к изучению жанра оперы.Воспитательные задачи урока:– Восп...

Презентация к уроку "Опера Бородина «Князь Игорь"

Цели урока:– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.Образовательные задачи урока:– Развить интерес к изучению жанра оперы.Воспитательные задачи урока:– Восп...