Презентация к уроку музыки в 6 классе "Космический пейзаж. Вопрос, оставшийся без ответа"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Гурова Ирина Юрьевна

Данный урок  и презентация   по теме Космический пейзаж (Музыка. 6 класс 4 четверть программа  Критская Е.,)  нацелен на осознание учащимися "звукового"  мира космоса на примере произведения Ч.Айвза "Космический пейзаж" и содержит интересный художественный и документальный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse_kosmicheskiy_peyzazh.docx27.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки

в 6 классе МБОУ ООШ №2 г. Собинки

Уч-ль: Гурова И.Ю.

Тема: Космический пейзаж. «Вопрос, оставшийся без ответа»

Цель:  Создание условий для  развития  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов  системно- деятельностного обучения.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные: Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»;

                   -дать определение понятий «диссонанс», «консонанс»;

                   - вспомнить понятие «музыкальный тембр»;

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Урок начинает с прочтения стихотворения

 Уч-ль:

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
(Автор неизвестен)

   -Вот такие замечательные строки подарил нам неизвестный поэт. Ребята,  можете ли вы мне сказать,о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Ответы детей)

- А вы хотели бы ухватиться за звёзды? Сегодня мы совершим с вами необычайно увлекательное путешествие в космос.

Тема нашего урока «Космический пейзаж. Вопрос, оставшийся без ответа»

Презентация. Слайд 1 (тема)

- Я прошу приготовиться к запуску нашей ракеты.

- В составе нашего экипажа сегодня 4  действующих центра  :

 - Центр науки

- Центр  сбора информации

- центр искусства

- центр компьютерных технологий

Центры прошу назначить себе капитанов.

 Капитанам центров прошу взять маршрутные листы и  начать их  оформлять совместно с командой.

Также капитанам предстоить оценить работу каждого члена своего центра и в конце урока поставить оценку.

Обратите внимание, что сейчас вы работаете с Графой 1 «Знал»: Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «космический пейзаж»? Их вы записываете, совещаясь, в эту колонку.

Уч-ль: Так  что же такое космос, как связан он с музыкой и изобразительным искусством, почему всё-таки вопрос, оставшийся без ответа…

На эти и другие вопросы вы найдёте ответы, работая в своих центрах

                                   

(Звуки старта космической ракеты)

Слайд 2 (запуск ракеты )

3.Изучение нового материала. Постановка проблемы.

 Уч-ль: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Мы предоставляем слово центру науки (показ ролика «Полёт Юрия Гагарина»)

Ученик 1: Обычный весенний день  12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.

       2: Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

         3: Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов  человека в космическое пространство.

Слайд 3

УЧИТЕЛЬ: Открылась бездна звезд полна,
                    Звездам числа нет, бездне дна…

                      (Ломоносов М.В.)- так сказал о космосе ещё один выдающийся человек,                   М.В.Ломоносов.    Представьте, что из окна иллюминатора    мы  тоже олюбуемся этой самой бездной. Обратите внимание на колорит, особенности  образов космоса.

(видеоряд картин космоса)

-Что вы заметили? (тона в основном яркие, мерцающие краски)

УЧИТЕЛЬ :Ну а сейчас я приглашаю  центр компьютерных технологий  занять свои места у мониторов для прохождения пробного тестирования нашего экипажа (команда следует к компьютеру, а остальные Центры в это время выполняют задание за столом в виде «домино»)

http://LearningApps.org/213228- ссылка для тестирования

игра «Работа систем корабля» на нахождение пары

УЧИТЕЛЬ: Вы должны собрать в пару соответствующие понятия.

    (тестирование)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Часть пути уже пройдена, а мы следуем дальше.

К чарующим красотам звёздного неба не могло остаться равнодушным не только воображение художников, писателей, но и,  конечно же, музыкантов.

- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных  звуков  изобразить космос?

-Тембры  каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала 20 века Чарльза Айвза. Во время слушания ответьте на вопросы:

Слайд 4

- Сколько  по- вашему действующих лиц в произведении?

-Какие образы у вас возникли?

-Какие они по характеру?

- Тембры каких инструментов помогли определить эти образы?

                  Слушание «Космический пейзаж» Ч.Айвз

Краткая запись ответов на вопросы.

Учитель: Я прошу сдать ваши ответы Центру сбора информации.

Американский  композитор Ч.  Айвза  (1874—1954).  Она  создана  в начале  XX  в. —  во  время,  когда  совершались  научные  открытия  в  области покорения  космоса  и  создания  летательных  аппаратов  (К.  Циолковский). Эта  пьеса,  построенная  на  диалоге струнных  и  деревянных  духовых  инструментов,  стала  философским  размышлением  о  месте  и  роли  человека во  Вселенной.

Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз: «Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.

- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?

- В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему?

Выберите из предложенных вариантов  высказываний на доске тот, который вы считаете верный для ответа на поставленный мною вопрос:

К звездам я прикасаюсь и,

Зеркальностью мира пленён,

Я могу неотступно годами

Ждать привета из бездны времён.

Или:

«Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет- бездне- дна…» М.Ломоносов

(Можно ли изучить бездну? Поэтому вопрос  композитор оставил без ответа)

Учитель:

Я предлагаю Центру сбора информации перейти к выполнению своей миссии на корабле Собрав и обработав всю информацию, вы должны будете составить кластер на тему «Космический пейзаж». Все мы с вами хорошо поработали, и как все космонавты, имеем право на отдых. Управление кораблём предлагаю принять Центру искусства.

                  Исполнение песни «Я рисую» Центр искусства.

Рефлексия:  Все центры:

УЧИТЕЛЬ: Мы начали входить в слои атмосферы Земли. Через несколько минут  мы приземлимся. К этому времени я прошу закончить заполнение маршрутных листов.

ЗВУК РАКЕТЫ

Уважаемые друзья! Мы благополучно приземлились и я прошу центр сбора инфорсмации сообщить нашим гостям-экспертам о проделанной нами работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 ВОПРОСОВ ДЛЯ НУЖНОГО ОТВЕТА

Для начала определимся, что стоит считать правильным ответом. Правильный - это тот, который помогает достичь цели. Завязать беседу с незнакомым человеком. Прояснить подробности загадочной ситуации, ко...

Контрольный тест по теме "Петр I", включающий 15 вопросов с вариантами ответа

Тест содержит вопросы, таметика которых включает в себя реформаторскую деятельность императора, культурную жизнь петровской эпохи , исторические портреты соподвижников и современников Петра I....

Презентация "Безопасность в сети: урок в вопросах и ответах"

Презентация "Безопасность в сети"  предназначена для беседы с учащимися 3-11 классов о безопасном общении в сети, сетевых угрозах, проблемах при  работе в интернете.  Анимация в презент...

Презентация правила игры в волейбол в вопросах и ответах

Методическая разработка создана, для контроля знаний по правилам игры в волейбол....

Презентация правила игры в баскетбол в вопросах и ответах

Презентация правила игры в баскетбол в вопросах и ответах создана для проверки знаний по правилам игры в баскетбол учащихся 8-11 классов...

Практико-ориентированные задания , 22 вопрос ЕГЭ с ответами и полным разбором вопроса.

Практико - ориентированные задания в ЕГЭ вызывают наибольшую сложность у выпускников. В данном документе выборочно представлены вопросы,  которые были решены и  даны простые объяснения....

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...