Рабочая тетрадь по слушанию музыки 1 класс
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Скрябина Ирина Вениаминовна

В рабочей тетради по "Слушанию музыки" представлены краткие конспекты уроков для учащихся, вопросы для классной работы, домашние задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_slushanie_muzyki_russkoe_narodnoe_tvorchestvo.docx95.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Русские народные промыслы

ФОЛЬКЛОР ( англ. фольк – народ, лор – знание ) – народное творчество; искусство, создаваемое народом.

Основные черты фольклора:

  1. Устность бытования
  2. Вариантность
  3. Неизвестный (анонимный) или коллективный автор
  4. Красота и совершенство

Существуют два вида русского фольклора:

  1. Подлинные фольклорные записи

Русская народная песня «Ходила куна»

  1. Фольклор в произведениях композиторов

Русская народная песня «Во саду ли в огороде» звучит  в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Русская народная песня «Во саду ли в огороде»

Русские народные промыслы

  1. Деревянное зодчество (Кижи, Суздаль, Кострома)
  2. Резьба по камню, дереву, кости
  3. Деревянные изделия и их роспись (Хохлома, Палех, Городец)
  4. Вышивка, орнамент (Вологодское кружево)
  5. Изготовление музыкальных инструм

 Д/З Принести предметы народного промысла

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

ВИДЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

  1. Детские песенки

 «Ладушки», «Как под горкой»

________________________________________________________

  1. Потешки

«Идет коза рогатая», «Сорока-сорока»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Небылицы

«Стучит бренчит по улице

 Фома едет на курице»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Скороговорки

«Проворонила ворона воронёнка»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Заклички и приговорки

«Солнышко», «Улитка»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Считалки

«Стакан, лимон, выйди вон»

____________________________________________________________

  1. Дразнилки

«Антошка – картошка», «Борис-барбарис»

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Игры

«Гуси-гуси»

_________________________________________________________

   Д/З Подобрать по 1-2 примера на каждый вид детского фольклора

СКАЗКИ. СКАЗКА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Сказки – эпический жанр фольклора.

Разновидности сказок: социально-бытовые – «Солдат и топор», волшебные – «Жар-птица», о природе и о животных – «Лиса и журавель».

Композиция (строение) сказок:

Присказка, зачин, рассредоточенная экспозиция, завязка, троекратные повторы, кульминация-развязка, концовка.

Например: русская народная сказка «Жар-птица»

Герои сказок: добрые и злые, реальные и фантастические, промежуточные типы. Например: русская народная сказка «Снегурочка»

Собиратели русских сказок: А.Афанасьев, А. Толстой, И. Сахаров, В. Даль.

Народные сказочники: Ефим Честняков – «рыцарь сказочных чудес, костромской писатель и живописец. Сказки «Сергиюшко», «Иванушко». Борис Шергин – архангельский писатель-сказочник. Сказка «Шиш и барин»

Сказки в литературе: В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Гаршин, П. Бажов, П. Ершов.

Сказка в русской музыке.

Анатолий Лядов (1855-1914) – русский композитор, дирижер.

«Кикимора» - «Народное сказание для оркестра». Данная программная оркестровая пьеса  А. Лядова написана по сборнику русских народных преданий А. Сахарова

Что вы представили, слушая это произведение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Д/З  Нарисовать рисунок с изображением кикиморы

СКАЗКИ В ЖИВОПИСИ И В МУЗЫКЕ

Художники – иллюстраторы сказок: В. Васнецов, К. Васильев, И. Билибин, М. Врубель.

Сказка в музыке. Образ Бабы-Яги в русской музыке.

Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом» «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________

Баба-Яга добрая или злая? (подчеркнуть вариант ответа)

Модест Петрович Мусоргский Фортепианный цикл «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»

Какой образ Бабы-Яги вы представляете?

Ваш рисунок Бабы-Яги

Сказка о чудесной силе музыки «Чонгурист»

 Д/З 1. Принести сказку о музыке  2. Нарисовать рисунок Бабы-Яги.

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ. КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

      Славяне были в основном землепашцами и их жизнь была тесно связана с временами года, с календарем. Календарные песни считаются одними из самых древних. Они связаны с праздниками лунного и солнечного календаря и повторяются каждый год по кругу. Рассмотрим календарный круг обрядов и песен.

     24 декабря – день зимнего солнцестояния (древний праздник Коляды, солнечного божества). В праздник Коляды принято ходить с пением величальных поздравительных песен и желать хозяевам хорошего урожая и всяческого благополучия. Песни, которые поют колядующие, называются колядками (авсеньки, щедровки, таусеньки).

Колядка

Коляда,коляда, отворяйте ворота.

Мы пришли колядовать, всем вам счастья пожелать.

 Отворяйте поскорей, мы желаем вам детей.

И здоровья старикам, и игрушек малышам.

Вы нам дайте пирога, и все сбудется тогда.

                                           Колядка «Павочка ходя»

     С 7 по 19 января -  время святок, святочных игрищ. В канун Нового года и последнего дня святок (19 января – Крещение)  девушки устраивают гадание – таинственное действо. Существует много способов гадания (В.А. Жуковский Баллада «Светлана»).  Одно из них описано в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - в чашу с водой опускают серьги, колечки, чашу накрывают платком и поют подблюдные песни.

Подблюдная песня «Слава»

           

         

           Д/З 1. Петь календарные песни  2. Назвать гадания

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ

     Следующий обряд земледельческого календаря масленица, праздник изобилия и проводов зимы. Он начинается за неделю до великого поста ( за 7 недель до первого весеннего полнолуния) и длится 7 дней. Каждый день имеет свое название:

Понедельник – встреча: пекли блины

Вторник – заигрыш: катание на горках

Среда – лакомка: теща приглашала на блины

 Четверг – разгул, широкий четверг: горки, качели, кулачные бои

Пятница – тещины вечера: зять угощал тещу

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – Прощённое воскресенье: сжигают чучело зимы, играют свадьбы, катаются на тройках лошадей, едят блины.

Масленичные песни имеют заунывный характер, узкий диапазон.

РНП «Масленица»

Обряд масленицы показан в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ (ВЕСНЯНКИ)

     В день весеннего равноденствия (22 марта) славяне встречают весну. Хозяйки пекут из теста, делают из глины фигурки птиц, а ребята  с песнями-

закличками выходят на улицу, подбрасывают эти фигурки и поют веснянки.

Веснянка

                                 

                              Д/З 1. Петь календарные песни

                              КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ

       Спустя 7 недель после первого весеннего полнолуния (через 7 недель после Пасхи) празднуют Семик и Троицу. В эту неделю «играли» особенно много песен, так как считали, что это увеличивает плодородие земли.

     Девушки плели и бросали в реку венки, наряжали и завивали березку, водили хороводы, украшали зеленью жилища.

Хороводная «Со вьюном я хожу»

   

     

      24 июня – последний и самый длинный день летнего солнцестояния – праздник Ивана Купалы (в православии – рождество Иоанна Крестителя). Обряды были связаны с водой и огнём. Люди шли на реку, купались, водили хороводы, жгли костры и прыгали через них – сжигали всю хворь и набирались сил. Лекари собирали целебные травы.

     Таинственна купальская ночь: леший заманивает в лес, русалки в реку, расцветает папоротник. Чучело Мариночку-купалочку сжигали с пением песен.

     После лета наступает пора сбора урожая, приходят осенние праздники: зажинки, дожинки, праздник последнего снопа.

      22 сентября – день осеннего равноденствия, а затем и долгожданное Рождество. Так круг праздников замыкается.

Д/З Повторить календарные обряды и песни

   

                                      ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

     В разных местностях хоровод называют по-разному: каравод, карагод, танок.

     По характеру движения хороводы бывают:

  1. Круговые             Например: «Заинька», «Каравай»
  2. Корзинка             Например: «Ай во поле липенька»
  3. Некруговые – «стенка на стенку»                  

                             Например: «Бояре», «А мы просо сеяли».

Русские народные песни «Ай во поле липенька» и «А мы просо сеяли» звучат в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

                                                     РНП «А мы просо сеяли»

 Хороводы-шествия:

  1. Змейка
  2. Капустка
  3. Воротца
  4. Вьюн
  5. Ручеек

Содержание хороводных песен:

  1. Тема земледелия,   например: «Земелюшка-чернозём»
  2. Семейные,   например: «Во поле береза стояла»

РНП «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Во поле береза стояла» звучит в финале 4 симфонии П.И. Чайковского.

Формы хороводных песен:

 аавв – пара периодичностей,  РНП «Как по морю»

аа1вв – варьированная пара периодичностей,   РНП «Во поле береза стояла»

СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ. СВАДЬБА

СВАДЬБА – театрализованное действо, длящееся от нескольких дней до нескольких недель. Включает сцены драматические, комедийные, обрядовые и игровые.

              ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СВАДЕБНОЙ ИГРЫ:

  1. Сватовство
  2. Рукобитье – договор о свадьбе
  3. Смотрины в доме невесты
  4. Девичник – подруги прощаются с невестой. Поются лирические, величальные песни и причитания
  5. Венчание
  6. Свадебный пир. Длится несколько дней под началом свата или дружки. Поют величальные песни, славя всех гостей, лирические и плясовые.

Русская народная песня «Плывет лебедушка» звучит в опере М.Мусоргского «Хованщина»

Свадебная песня «Плывет лебёдушка»

Особенности свадебных песен

  1. Речь свадебных песен образна, поэтична, наполнена метафорами (образные выражения) и аллегориями (иносказания). Невеста – белая лебёдушка, серая утица. Жених – ясный сокол, сизый селезень. Молодая пара – голуби. Родня мужа – серые гуси. Брак – мостик. Виноградье – довольство.
  2. Мелодии широкого дыхания, много распевов.
  3. Ритм гибкий, необычные размеры 5/4.6/4,7/4.

Свадебные песни звучат в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

 Д/З 1. Выучить основные моменты свадебной игры

   2.Петь свадебную песню «Плывет лебедушка»

БЫЛИНЫ

     Эпос (греч. Слово, рассказ) – род повествовательного изложения.

Эпос в литературе разных народов:

«Илиада» и «Одиссея» -Древняя Греция

«Песнь о нибелунгах» - германский эпос

«Песнь о Роланде» - французский эпос

«Калевала» - карело-финский эпос

Русские былины и украинские думы.

Эпос в живописи: Н. Рерих, А. Корин, К. Васильев, А. Глазунов.

И. Репин «Три богатыря»

Основные черты эпоса: величие, монументальность, гиперболизация.

БЫЛИНЫ – наиболее древние музыкально-эпические произведения.

Герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко.  Исполняются былины нараспев – речитативом (полуговор, полупение). Сказители былин одарены хорошей памятью, певческим голосом, умеют играть на музыкальном инструменте. Известные певцы былин – Федосова, Рябинины, Крюковы, Боян.

Характерные черты былин: рассредоточенная композиция, троекратные повторы, гиперболы (преувеличение) и литоты (преуменьшение).

Былина «Вольга и Микула» (напев Рябинина)

Напев этой былины звучит в опере Н.А. Римского-Корсакова  «Садко», хор «Высота»

Д/З 1.Читать нараспев былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник

       2.Выучить определения и черты былин

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

     Исторические песни – это отражение исторических фактов правдоподобно, без гиперболизации. Они появляются с 14 века. Исторические песни более напевны, по сравнению с былинами. Форма законченная.

К наиболее ранним историческим песням относится русская народная песня «Про татарский полон». В ней рассказывается о том, как в плен к татарам попала русская женщина. Она  оказалась в семье своей дочери, взятой в плен маленькой девочкой , а позже ставшей женой татарского воина. Мелодия этой песни нетороплива, печальна, задумчива.

РНП  «Про татарский полон»

     Позже Н.А. Римский-Корсаков использовал эту мелодию в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Она звучит в оркестровом эпизоде «Сеча при Керженце»

Как звучит тема песни ___________________________________________

Изменилась мелодия песни? Да  Нет  (подчеркнуть)

Кто одержал победу в битве? _____________________________________

Исторические песни запечатлели важные события русской истории. Они посвящены С. Разину, Е. Пугачеву, А. Суворову, героям Отечественной войны 1812 года. Русская народная песня «Из-за острова на стрежень» посвящена Степану Разину.

                         РНП «Из-за острова на стрежень» сл. Садовникова

Характерные черты исторических песен: простые яркие мелодии, четкий ритм, ясная гармоническая основа.

     Д/З 1. Петь исторические песни 2. Выучить характерные черты

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Что такое фольклор?
  2. Назовите основные черты фольклора
  3. Перечислите русские народные промыслы
  4. Назовите виды детского фольклора и приведите примеры
  5. Какие музыкальные сказки вы слушали.
  6. Расскажите о празднике Коляда
  7. Перечислите виды гаданий
  8. Что такое масленица. Сколько она длится.
  9. Охарактеризуйте масленичные песни.
  10. Что такое веснянки? Когда они исполнялись?
  11. Расскажите о празднике Ивана Купалы
  12. Назовите виды хороводов.
  13. Перечислите знакомые вам хороводные песни.
  14. Что такое свадьба? Сколько она длится?
  15. Вспомните основные моменты свадебной игры
  16. В чем особенности свадебных песен?
  17. В какой опере русского композитора М.Мусоргского  звучит свадебная песня «Плывет лебедушка». Напойте её.
  18. Что такое эпос?
  19.  Что такое былина?
  20. Перечислите героев киевских и новгородских былин.
  21. Кто из героев былин не ходил до 30 лет?
  22.  Почему Алёшу Поповича звали Поповичем?
  23.  Откуда родом Илья Муромец?
  24. Что такое гипербола, литота, речитатив?
  25. В каком произведении  русского композитора Н.А. Римского-Корсакова звучит песня «Про татарский полон»
  26. Чем отличаются исторические песни от былин?
  27. Какие исторические песни вы изучали. Напойте их.
  28. Назовите особенности исторических песен.

                                   

                                                Фольклорный праздник

*На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

*При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

*А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

*Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

*Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорит:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

*Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня грустить да печалиться!

*Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, дорогих гостей будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. РНП «Где был Иванушка»

*Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

*РНП «Во кузнице»

*Мальчики здесь мастера

Ловко правят все дела

*Да и девочки под стать

Им не станут уступать

РНП «Как у наших у ворот

Небылицы в лицах

Сидят в теремах светлицах

Щелкают орешки

Да творят насмешки

ЧАСТУШКИ

-              ,что губы надул?

-Кафтан прожег

-А велика ли дыра-то?

-Один ворот остался.

-              есть хочешь?

-Нет, я перекусил

-А что перекусил?

-Да съел краюху хлеба.

-А ты бы её в горшке со сметаной мочил.

-Да в горшок не влезла

-            , сходи за водицей.

-Живот болит!

-             , иди кашу есть!

Что ж, раз           велит, надо идти.

А          наша встала, дубовы ведерки взяла, за водою ключевою пошла!

РНП «Пошла млада за водой»

-Что ваши девчата делают?

-Шьют да поют! Шьют да поют!

-А матушки?

-Порют да плачут, порют да плачут.

РНП «Позолоченная прялица»

*А вы ребятушки, что же закручинились! И для вас есть игра-забава.

                                            Фольклорный праздник

*Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

*Говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.

*Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

*Летят три пичужки, через три пустых избушки.

*Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

*Ай да молодцы! Славно у вас получается.

А сейчас для всех ребят загадаю я загадку!

«На досуге- веселушка и накормит весь народ! Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

*Знаем,знаем.

Звонкие, резные, ложки расписные.

*А то что ложка и на досуге веселушка, мы сейчас всем докажем. Подходите, разбирайте, с нами песню начинайте.

РНП « По за городу гуляет»

-            ! Что шьешь не оттуля?

-А я ещё пороть буду.

- Ну пори. А мы хоровод заведем.

-И я с вами!

РНП « На горе то калина»

*Где песня льется, там легче живется! Запевай- ка песню шуточную, прибауточную!

РНП «Комарочек»

*Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы,парни, не зевайте

Девчатам тоже помогайте.

ЧАСТУШКИ

*Играми да плясками

Сыт не будешь

Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

*Чем же вас гости угостить?

*Спасибо за добрые слова, но…

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

РНП «Блины»

*Мы вас к чаю приглашаем

и здоровья вам желаем.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОТЯЖНЫЕ ПЕСНИ

     Лирическая протяжная песня – душа русского народа. Это мир переживаний одного человека, а не общины. «Песня длинна, как большая дорога, она такая же ровная, широкая, мудрая; когда слушаешь её то….. забываешь всё» - писал о протяжной песне писатель Максим Горький.

     Время возникновения лирической протяжной песни 14-16 века. Истоки: лирические календарные и семейные песни. В русской народной песне «Ноченька» повествуется о тяжелой женской доле.

Русская народная песня «Ноченька»

Особенности протяжных песен

  1. Медленный темп
  2. Звуковой объем от ч4 до 1,5 октав
  3. Мелодическое развитие плавное или скачкообразное. Скачки обычно на квинту, сексту или септиму
  4. Внутрислоговой распев (на один слог несколько нот)
  5. Сложный ритм
  6. Возгласы ах, ох, ой, словообрывы, словесные повторы
  7. Ладовая переменность

Содержание лирических протяжных песен

  1. Семейно-бытовые «Плывет лебедушка»
  2. Солдатские песни «Ой да ты калинушка»
  3. Любовные песни «Не одна в поле дороженька»
  4. Образы природы «Во тумане красно солнышко»
  5. Бурлацкие, ямщицкие

Русская народная песня «Степь»

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОТЯЖНЫЕ ПЕСНИ

     Поэтическую картину исполнения старинной песни «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» создал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».

«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу…. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение – все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом» - писал поэт.  

РНП «Не шуми, мати, зелёная дубравушка»

          Большое дыхание, распев ценились в народе издавна. «Старинная песня как река, льется с извилинами да загонами. Коль душа коротка – протяжной песни не спеть»- писала фольклорист Е. Линёва. «Одному не спеть, артелью легче,» - говорят певцы. Поэтому эти песни часто исполнялись хором. Такой вид многоголосия называется подголосочная полифония. Запевает солист ( он выбирает песню, тональность, темп), к нему присоединяется хор, где каждый поет варианты основной мелодии, то сливаясь, то отделяясь от запевалы.

     Познакомимся с русской народной песней «Ой, ходила куна». Куной называли девушку во время сватовства.

РНП «Ой, ходила куна

                                         Д/З  Выучить песню «Степь»

ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР

     Появление городского фольклора связано с рождением городов в эпоху феодализма (17-18 века)

     Жанры городской песни: фабрично заводские, солдатские, студенческие, песни ремесленников, лирические.

     Тексты профессиональных поэтов. Силлабо-тонический стих.

     Стопа – группа долей с одним ритмическим ударением.

ВИДЫ СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРОВ

              2х дольные  ХОРЕЙ  / - / -     «Наша Таня громко плачет»

                                     ЯМБ       - / - /     «Мне очень нравится жираф»

               3х дольные:   ДАКТИЛЬ / - - / - - «Тучки небесные, вечные странники»

                         АМФИБРАХИЙ - / -   - / - «Как ныне сбирается вещий Олег»

                         АНАПЕСТ         - - /   - - /  «На заре ты её не буди»

     Мелодика: движение по звукам аккордов.

     Лад: преобладает гармонический минор.

     Куплетная форма.

     Аккомпанемент: гитара, гармонь

Разберем характерные черты городской песни «Тонкая рябина»

                      Русская народная песня «Тонкая рябина»

Музыка народная, слова И. Сурикова

              Д/з 1. Определить 2х дольную стопу детского стихотворения

                    2.Выучить песню «Тонкая рябина» ( 1ый куплет)

ШУТОЧНЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

          Шуточные песни – это веселые, задорные песни с шуточным текстом

Украинская народная песня «Журавель»

     П.И. Чайковский использовал песню «Журавель» в финале второй симфонии.

     Плясовые песни сопровождают танец, пляску. Ритм четкий. Распевов мало. Темп быстрый. Характер веселый.  РНП «Я с комариком»

     Колыбельные песни. Поэтически выразительны. Характер ласковый. Темп медленный, спокойный ритм. 2хдольный размер. Мелодия проста. Встречаются распевы.                            

                                                    Колыбельная

Самостоятельная работа: А. Лядов 4 русские народные песни

Расставить в правильном порядке 4 русских народных песни в обработке композитора Анатолия Лядова: протяжная, шуточная, плясовая, колыбельная.

  1. _____________________________ 2. _________________________________

3.______________________________4.__________________________________

АНАЛИЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Разобрать русскую народную песню «Как у наших у ворот» по следующему плану6

  1. Название песни. Жанр
  2. Стихотворный размер
  3. Характер.
  4. Лад, тональность. Мелодия плавная или со скачками. Есть ли распевы.
  5. Структура мелодии (по буквам)
  6. Размер. Ритмические особенности.
  7. Темп
  8. Диапазон (от самой низкой до самой высокой ноты)
  9. Вывод

                Русская народная песня «Как у наших у ворот»

1.____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5._____________________________________________________________

6. ____________________________________________________________

7. ____________________________________________________________

8. ____________________________________________________________

9. ____________________________________________________________

Разобрать по плану предложенную русскую народную песню:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3._____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

7.____________________________________________________________

8.____________________________________________________________

9.______________________________________________________________

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

     Фольклорные истоки авторской песни – творчество средневековых поэтов – музыкантов.   Это мейстерзингеры, барды, трубадуры, труверы, сказители.

                                       

                                        ЧЕРТЫ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ:

  1. Лирическое или шуточное содержание
  2. Многовариантность текста
  3. Устная традиция
  4. Традиционный инструмент – гитара
  5. Авторы в основном любители
  6. Часто автор и исполнитель одно лицо

ЖАНРОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

          Романс и баллада (50-60 годы) . Булат Окуджава 

               Например: «Мы за ценой не постоим», «Бери шинель»

          Политическая сатира (70-80 годы). Владимир Высоцкий, Александр Галич

               Например: «Облава на волков», «Братские могилы»

          Туристская или походная песня (60-80 годы). Юрий Визбор

               Например: «Милая моя»

          Лирика (50-90годы) Новелла Матвеева, Вероника Долина 

          Шуточные песни (50-90 годы). Татьяна и Сергей Никитины

               Например: «Собака бывает кусачей», «Очень вкусный пирог»

          Лирические, казачьи, солдатские песни. Александр Розенбаум

               Например: «Вальс-бостон»

          Лирические, шуточные песни : Олег Митяев

               Например: «Крепитесь люди, скоро лето»

Какая из прослушанных песен тебе запомнилась и понравилась____________________

КОМИ МУЗЫКА

     Музыкальный фольклор коми включает следующие песенные жанры:  семейно-бытовые, лирические, детские, частушки и причитания. Используются семиступенные лады. Диапазон различный, форма куплетно-строфическая, размеры двухдольные и смешанные.

Коми народная песня «ДОЛИ-ШЕЛИ»

Жанр _________________________________________________________________

Характер _______________________________________________________________

Есть ли распевы ___________________________________________________________

КОМИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

СИГУДЭК трехструнный – смычковый и щипковый

ЧИПСАНЫ – духовые дудки, ПЭЛЯН – разнообразные дудки

ТОТШКЭДЧАН – колотушка, СЯРГАН – трещотка

Собиратели коми народных песен: А.Г. Осипов, П.И. Чисталев

Яков Перепелица Балет «ЯГ-МОРТ» (1961год)

«Яг-Морт» («Лесной человек») – первый коми национальный балет. Либретто Г. Тренева по коми народным сказкам. Драматургия балета – борьба добра и зла. Музыкальный язык рожден коми национальным фольклором. В балете 3 интонационные сферы: лирическая, сказочная и народная.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Райда, Тугай – возлюбленный Райды, Яг-Морт- «лесной человек», Ёма – ведьма.

ТАНЕЦ-ИГРА «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

Характер_____________________________________________________________

Лад____________________________Темп_________________________________

Интонационная сфера__________________________________________________

ТАНЕЦ ЯГ-МОРТА

Характер_______________________________________________________________

Лад__________________________________Регистр___________________________

Интонационная сфера___________________________________________________

СЦЕНА РАЙДЫ И ЯГ-МОРТА – кульминация балета

Музыкальное содержание _______________________________________________

______________________________________________________________________

ТАНЦЫ ПЕЖГАГОВ

Характер_____________________________________________________________

Темп ________________________ Регистр _________________________________

Интонационная сфера___________________________________________________

Нарисовать рисунок по балету «ЯГ-МОРТ»

Оглавление

Содержание уроков.

1 четверть

Стр.

1

Русское народное творчество. Русские народные промыслы

1

2

Детский фольклор. Виды детского фольклора

2

3

Сказки. Сказки в русской музыке

3

 4

Сказки в живописи и в музыке

4

5

Календарные обряды . Календарные песни. Святки

5

6

Календарные обряды и песни. Масленица. Веснянки

6

7

Календарные обряды и песни. Семик, троица. Праздник Ивана Купалы

7

2 четверть

1

Хороводные песни

8

2

Семейно-бытовые обряды и песни. Свадьба

9

3

Былины

10

4

Исторические песни. Вопросы для повторения

11-12

3 четверть

1

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки»

13-14

4 четверть

1

Лирическая протяжная песня. Особенности протяжной песни

15

2

Лирические протяжные песни. Подголосочное многоголосие

16

3

Городской фольклор

17

4

Шуточные, плясовые, колыбельные песни

18

5

Анализ русской народной песни

19

6

Авторская песня

20

7

Коми музыка. Коми музыкальные инструменты.

Я.Перепелица Балет «Яг-Морт»

21

Словарь музыкальных терминов

для учащихся 1 класса по предмету «Слушание музыки»

Фольклор – народное творчество, искусство, создаваемое народом.

Сказки – эпический жанр фольклора.

Календарные – песни , связанные с календарём.

Гадание – таинственное действо

Свадьба – театрализованное действо, длящееся от нескольких дней до нескольких недель.

Метафора – образное выражение.

Аллегория – иносказание.

Эпос – род повествовательного изложения.

Былина – наиболее древние музыкально – эрические произведения.

Речитатив – полуговор, полупение.

Гипербола – преувеличение.

Литота – преуменьшение.

Исторические песни – отражение исторических фактов правдоподобно, без гиперболизации.

Лирическая протяжная песня – мир переживаний одного человека.

 Стопа – группа долей с одним ритмическим ударением.

Хорей – 2-хдольная стопа с ударением на первый слог.

Ямб – 2-хдольная стопа с ударением на второй слог.

Шуточные песни – весёлые песни с шуточным текстом.

Плясовые песни – сопровождают пляску, танец.

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Русские народные промыслы

ФОЛЬКЛОР ( англ. фольк – народ, лор – знание ) – народное творчество; искусство, создаваемое народом.

Основные черты фольклора:

  1. Устность бытования
  2. Вариантность
  3. Неизвестный (анонимный) или коллективный автор
  4. Красота и совершенство

Существуют два вида русского фольклора:

  1. Подлинные фольклорные записи

Русская народная песня «Ходила куна»

  1. Фольклор в произведениях композиторов

Русская народная песня «Во саду ли в огороде» звучит  в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Русская народная песня «Во саду ли в огороде»

Русские народные промыслы

  1. Деревянное зодчество (Кижи, Суздаль, Кострома)
  2. Резьба по камню, дереву, кости
  3. Деревянные изделия и их роспись (Хохлома, Палех, Городец)
  4. Вышивка, орнамент (Вологодское кружево)
  5. Изготовление музыкальных инструм

 Д/З Принести предметы народного промысла

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

ВИДЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

  1. Детские песенки

 «Ладушки», «Как под горкой»

________________________________________________________

  1. Потешки

«Идет коза рогатая», «Сорока-сорока»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Небылицы

«Стучит бренчит по улице

 Фома едет на курице»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Скороговорки

«Проворонила ворона воронёнка»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Заклички и приговорки

«Солнышко», «Улитка»

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Считалки

«Стакан, лимон, выйди вон»

____________________________________________________________

  1. Дразнилки

«Антошка – картошка», «Борис-барбарис»

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Игры

«Гуси-гуси»

_________________________________________________________

   Д/З Подобрать по 1-2 примера на каждый вид детского фольклора

СКАЗКИ. СКАЗКА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Сказки – эпический жанр фольклора.

Разновидности сказок: социально-бытовые – «Солдат и топор», волшебные – «Жар-птица», о природе и о животных – «Лиса и журавель».

Композиция (строение) сказок:

Присказка, зачин, рассредоточенная экспозиция, завязка, троекратные повторы, кульминация-развязка, концовка.

Например: русская народная сказка «Жар-птица»

Герои сказок: добрые и злые, реальные и фантастические, промежуточные типы. Например: русская народная сказка «Снегурочка»

Собиратели русских сказок: А.Афанасьев, А. Толстой, И. Сахаров, В. Даль.

Народные сказочники: Ефим Честняков – «рыцарь сказочных чудес, костромской писатель и живописец. Сказки «Сергиюшко», «Иванушко». Борис Шергин – архангельский писатель-сказочник. Сказка «Шиш и барин»

Сказки в литературе: В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Гаршин, П. Бажов, П. Ершов.

Сказка в русской музыке.

Анатолий Лядов (1855-1914) – русский композитор, дирижер.

«Кикимора» - «Народное сказание для оркестра». Данная программная оркестровая пьеса  А. Лядова написана по сборнику русских народных преданий А. Сахарова

Что вы представили, слушая это произведение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Д/З  Нарисовать рисунок с изображением кикиморы

СКАЗКИ В ЖИВОПИСИ И В МУЗЫКЕ

Художники – иллюстраторы сказок: В. Васнецов, К. Васильев, И. Билибин, М. Врубель.

Сказка в музыке. Образ Бабы-Яги в русской музыке.

Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом» «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________

Баба-Яга добрая или злая? (подчеркнуть вариант ответа)

Модест Петрович Мусоргский Фортепианный цикл «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»

Какой образ Бабы-Яги вы представляете?

Ваш рисунок Бабы-Яги

Сказка о чудесной силе музыки «Чонгурист»

 Д/З 1. Принести сказку о музыке  2. Нарисовать рисунок Бабы-Яги.

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ. КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

      Славяне были в основном землепашцами и их жизнь была тесно связана с временами года, с календарем. Календарные песни считаются одними из самых древних. Они связаны с праздниками лунного и солнечного календаря и повторяются каждый год по кругу. Рассмотрим календарный круг обрядов и песен.

     24 декабря – день зимнего солнцестояния (древний праздник Коляды, солнечного божества). В праздник Коляды принято ходить с пением величальных поздравительных песен и желать хозяевам хорошего урожая и всяческого благополучия. Песни, которые поют колядующие, называются колядками (авсеньки, щедровки, таусеньки).

Колядка

Коляда,коляда, отворяйте ворота.

Мы пришли колядовать, всем вам счастья пожелать.

 Отворяйте поскорей, мы желаем вам детей.

И здоровья старикам, и игрушек малышам.

Вы нам дайте пирога, и все сбудется тогда.

                                           Колядка «Павочка ходя»

     С 7 по 19 января -  время святок, святочных игрищ. В канун Нового года и последнего дня святок (19 января – Крещение)  девушки устраивают гадание – таинственное действо. Существует много способов гадания (В.А. Жуковский Баллада «Светлана»).  Одно из них описано в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - в чашу с водой опускают серьги, колечки, чашу накрывают платком и поют подблюдные песни.

Подблюдная песня «Слава»

           

         

           Д/З 1. Петь календарные песни  2. Назвать гадания

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ

     Следующий обряд земледельческого календаря масленица, праздник изобилия и проводов зимы. Он начинается за неделю до великого поста ( за 7 недель до первого весеннего полнолуния) и длится 7 дней. Каждый день имеет свое название:

Понедельник – встреча: пекли блины

Вторник – заигрыш: катание на горках

Среда – лакомка: теща приглашала на блины

 Четверг – разгул, широкий четверг: горки, качели, кулачные бои

Пятница – тещины вечера: зять угощал тещу

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – Прощённое воскресенье: сжигают чучело зимы, играют свадьбы, катаются на тройках лошадей, едят блины.

Масленичные песни имеют заунывный характер, узкий диапазон.

РНП «Масленица»

Обряд масленицы показан в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ (ВЕСНЯНКИ)

     В день весеннего равноденствия (22 марта) славяне встречают весну. Хозяйки пекут из теста, делают из глины фигурки птиц, а ребята  с песнями-

закличками выходят на улицу, подбрасывают эти фигурки и поют веснянки.

Веснянка

                                 

                              Д/З 1. Петь календарные песни

                              КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ

       Спустя 7 недель после первого весеннего полнолуния (через 7 недель после Пасхи) празднуют Семик и Троицу. В эту неделю «играли» особенно много песен, так как считали, что это увеличивает плодородие земли.

     Девушки плели и бросали в реку венки, наряжали и завивали березку, водили хороводы, украшали зеленью жилища.

Хороводная «Со вьюном я хожу»

   

     

      24 июня – последний и самый длинный день летнего солнцестояния – праздник Ивана Купалы (в православии – рождество Иоанна Крестителя). Обряды были связаны с водой и огнём. Люди шли на реку, купались, водили хороводы, жгли костры и прыгали через них – сжигали всю хворь и набирались сил. Лекари собирали целебные травы.

     Таинственна купальская ночь: леший заманивает в лес, русалки в реку, расцветает папоротник. Чучело Мариночку-купалочку сжигали с пением песен.

     После лета наступает пора сбора урожая, приходят осенние праздники: зажинки, дожинки, праздник последнего снопа.

      22 сентября – день осеннего равноденствия, а затем и долгожданное Рождество. Так круг праздников замыкается.

Д/З Повторить календарные обряды и песни

   

                                      ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

     В разных местностях хоровод называют по-разному: каравод, карагод, танок.

     По характеру движения хороводы бывают:

  1. Круговые             Например: «Заинька», «Каравай»
  2. Корзинка             Например: «Ай во поле липенька»
  3. Некруговые – «стенка на стенку»                  

                             Например: «Бояре», «А мы просо сеяли».

Русские народные песни «Ай во поле липенька» и «А мы просо сеяли» звучат в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

                                                     РНП «А мы просо сеяли»

 Хороводы-шествия:

  1. Змейка
  2. Капустка
  3. Воротца
  4. Вьюн
  5. Ручеек

Содержание хороводных песен:

  1. Тема земледелия,   например: «Земелюшка-чернозём»
  2. Семейные,   например: «Во поле береза стояла»

РНП «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Во поле береза стояла» звучит в финале 4 симфонии П.И. Чайковского.

Формы хороводных песен:

 аавв – пара периодичностей,  РНП «Как по морю»

аа1вв – варьированная пара периодичностей,   РНП «Во поле береза стояла»

СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ. СВАДЬБА

СВАДЬБА – театрализованное действо, длящееся от нескольких дней до нескольких недель. Включает сцены драматические, комедийные, обрядовые и игровые.

              ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СВАДЕБНОЙ ИГРЫ:

  1. Сватовство
  2. Рукобитье – договор о свадьбе
  3. Смотрины в доме невесты
  4. Девичник – подруги прощаются с невестой. Поются лирические, величальные песни и причитания
  5. Венчание
  6. Свадебный пир. Длится несколько дней под началом свата или дружки. Поют величальные песни, славя всех гостей, лирические и плясовые.

Русская народная песня «Плывет лебедушка» звучит в опере М.Мусоргского «Хованщина»

Свадебная песня «Плывет лебёдушка»

Особенности свадебных песен

  1. Речь свадебных песен образна, поэтична, наполнена метафорами (образные выражения) и аллегориями (иносказания). Невеста – белая лебёдушка, серая утица. Жених – ясный сокол, сизый селезень. Молодая пара – голуби. Родня мужа – серые гуси. Брак – мостик. Виноградье – довольство.
  2. Мелодии широкого дыхания, много распевов.
  3. Ритм гибкий, необычные размеры 5/4.6/4,7/4.

Свадебные песни звучат в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

 Д/З 1. Выучить основные моменты свадебной игры

   2.Петь свадебную песню «Плывет лебедушка»

БЫЛИНЫ

     Эпос (греч. Слово, рассказ) – род повествовательного изложения.

Эпос в литературе разных народов:

«Илиада» и «Одиссея» -Древняя Греция

«Песнь о нибелунгах» - германский эпос

«Песнь о Роланде» - французский эпос

«Калевала» - карело-финский эпос

Русские былины и украинские думы.

Эпос в живописи: Н. Рерих, А. Корин, К. Васильев, А. Глазунов.

И. Репин «Три богатыря»

Основные черты эпоса: величие, монументальность, гиперболизация.

БЫЛИНЫ – наиболее древние музыкально-эпические произведения.

Герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко.  Исполняются былины нараспев – речитативом (полуговор, полупение). Сказители былин одарены хорошей памятью, певческим голосом, умеют играть на музыкальном инструменте. Известные певцы былин – Федосова, Рябинины, Крюковы, Боян.

Характерные черты былин: рассредоточенная композиция, троекратные повторы, гиперболы (преувеличение) и литоты (преуменьшение).

Былина «Вольга и Микула» (напев Рябинина)

Напев этой былины звучит в опере Н.А. Римского-Корсакова  «Садко», хор «Высота»

Д/З 1.Читать нараспев былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник

       2.Выучить определения и черты былин

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

     Исторические песни – это отражение исторических фактов правдоподобно, без гиперболизации. Они появляются с 14 века. Исторические песни более напевны, по сравнению с былинами. Форма законченная.

К наиболее ранним историческим песням относится русская народная песня «Про татарский полон». В ней рассказывается о том, как в плен к татарам попала русская женщина. Она  оказалась в семье своей дочери, взятой в плен маленькой девочкой , а позже ставшей женой татарского воина. Мелодия этой песни нетороплива, печальна, задумчива.

РНП  «Про татарский полон»

     Позже Н.А. Римский-Корсаков использовал эту мелодию в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Она звучит в оркестровом эпизоде «Сеча при Керженце»

Как звучит тема песни ___________________________________________

Изменилась мелодия песни? Да  Нет  (подчеркнуть)

Кто одержал победу в битве? _____________________________________

Исторические песни запечатлели важные события русской истории. Они посвящены С. Разину, Е. Пугачеву, А. Суворову, героям Отечественной войны 1812 года. Русская народная песня «Из-за острова на стрежень» посвящена Степану Разину.

                         РНП «Из-за острова на стрежень» сл. Садовникова

Характерные черты исторических песен: простые яркие мелодии, четкий ритм, ясная гармоническая основа.

     Д/З 1. Петь исторические песни 2. Выучить характерные черты

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Что такое фольклор?
  2. Назовите основные черты фольклора
  3. Перечислите русские народные промыслы
  4. Назовите виды детского фольклора и приведите примеры
  5. Какие музыкальные сказки вы слушали.
  6. Расскажите о празднике Коляда
  7. Перечислите виды гаданий
  8. Что такое масленица. Сколько она длится.
  9. Охарактеризуйте масленичные песни.
  10. Что такое веснянки? Когда они исполнялись?
  11. Расскажите о празднике Ивана Купалы
  12. Назовите виды хороводов.
  13. Перечислите знакомые вам хороводные песни.
  14. Что такое свадьба? Сколько она длится?
  15. Вспомните основные моменты свадебной игры
  16. В чем особенности свадебных песен?
  17. В какой опере русского композитора М.Мусоргского  звучит свадебная песня «Плывет лебедушка». Напойте её.
  18. Что такое эпос?
  19.  Что такое былина?
  20. Перечислите героев киевских и новгородских былин.
  21. Кто из героев былин не ходил до 30 лет?
  22.  Почему Алёшу Поповича звали Поповичем?
  23.  Откуда родом Илья Муромец?
  24. Что такое гипербола, литота, речитатив?
  25. В каком произведении  русского композитора Н.А. Римского-Корсакова звучит песня «Про татарский полон»
  26. Чем отличаются исторические песни от былин?
  27. Какие исторические песни вы изучали. Напойте их.
  28. Назовите особенности исторических песен.

                                   

                                                Фольклорный праздник

*На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

*При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

*А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

*Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

*Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорит:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

*Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня грустить да печалиться!

*Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, дорогих гостей будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. РНП «Где был Иванушка»

*Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

*РНП «Во кузнице»

*Мальчики здесь мастера

Ловко правят все дела

*Да и девочки под стать

Им не станут уступать

РНП «Как у наших у ворот

Небылицы в лицах

Сидят в теремах светлицах

Щелкают орешки

Да творят насмешки

ЧАСТУШКИ

-              ,что губы надул?

-Кафтан прожег

-А велика ли дыра-то?

-Один ворот остался.

-              есть хочешь?

-Нет, я перекусил

-А что перекусил?

-Да съел краюху хлеба.

-А ты бы её в горшке со сметаной мочил.

-Да в горшок не влезла

-            , сходи за водицей.

-Живот болит!

-             , иди кашу есть!

Что ж, раз           велит, надо идти.

А          наша встала, дубовы ведерки взяла, за водою ключевою пошла!

РНП «Пошла млада за водой»

-Что ваши девчата делают?

-Шьют да поют! Шьют да поют!

-А матушки?

-Порют да плачут, порют да плачут.

РНП «Позолоченная прялица»

*А вы ребятушки, что же закручинились! И для вас есть игра-забава.

                                            Фольклорный праздник

*Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

*Говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.

*Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

*Летят три пичужки, через три пустых избушки.

*Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

*Ай да молодцы! Славно у вас получается.

А сейчас для всех ребят загадаю я загадку!

«На досуге- веселушка и накормит весь народ! Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

*Знаем,знаем.

Звонкие, резные, ложки расписные.

*А то что ложка и на досуге веселушка, мы сейчас всем докажем. Подходите, разбирайте, с нами песню начинайте.

РНП « По за городу гуляет»

-            ! Что шьешь не оттуля?

-А я ещё пороть буду.

- Ну пори. А мы хоровод заведем.

-И я с вами!

РНП « На горе то калина»

*Где песня льется, там легче живется! Запевай- ка песню шуточную, прибауточную!

РНП «Комарочек»

*Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы,парни, не зевайте

Девчатам тоже помогайте.

ЧАСТУШКИ

*Играми да плясками

Сыт не будешь

Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

*Чем же вас гости угостить?

*Спасибо за добрые слова, но…

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

РНП «Блины»

*Мы вас к чаю приглашаем

и здоровья вам желаем.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОТЯЖНЫЕ ПЕСНИ

     Лирическая протяжная песня – душа русского народа. Это мир переживаний одного человека, а не общины. «Песня длинна, как большая дорога, она такая же ровная, широкая, мудрая; когда слушаешь её то….. забываешь всё» - писал о протяжной песне писатель Максим Горький.

     Время возникновения лирической протяжной песни 14-16 века. Истоки: лирические календарные и семейные песни. В русской народной песне «Ноченька» повествуется о тяжелой женской доле.

Русская народная песня «Ноченька»

Особенности протяжных песен

  1. Медленный темп
  2. Звуковой объем от ч4 до 1,5 октав
  3. Мелодическое развитие плавное или скачкообразное. Скачки обычно на квинту, сексту или септиму
  4. Внутрислоговой распев (на один слог несколько нот)
  5. Сложный ритм
  6. Возгласы ах, ох, ой, словообрывы, словесные повторы
  7. Ладовая переменность

Содержание лирических протяжных песен

  1. Семейно-бытовые «Плывет лебедушка»
  2. Солдатские песни «Ой да ты калинушка»
  3. Любовные песни «Не одна в поле дороженька»
  4. Образы природы «Во тумане красно солнышко»
  5. Бурлацкие, ямщицкие

Русская народная песня «Степь»

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОТЯЖНЫЕ ПЕСНИ

     Поэтическую картину исполнения старинной песни «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» создал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».

«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу…. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение – все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом» - писал поэт.  

РНП «Не шуми, мати, зелёная дубравушка»

          Большое дыхание, распев ценились в народе издавна. «Старинная песня как река, льется с извилинами да загонами. Коль душа коротка – протяжной песни не спеть»- писала фольклорист Е. Линёва. «Одному не спеть, артелью легче,» - говорят певцы. Поэтому эти песни часто исполнялись хором. Такой вид многоголосия называется подголосочная полифония. Запевает солист ( он выбирает песню, тональность, темп), к нему присоединяется хор, где каждый поет варианты основной мелодии, то сливаясь, то отделяясь от запевалы.

     Познакомимся с русской народной песней «Ой, ходила куна». Куной называли девушку во время сватовства.

РНП «Ой, ходила куна

                                         Д/З  Выучить песню «Степь»

ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР

     Появление городского фольклора связано с рождением городов в эпоху феодализма (17-18 века)

     Жанры городской песни: фабрично заводские, солдатские, студенческие, песни ремесленников, лирические.

     Тексты профессиональных поэтов. Силлабо-тонический стих.

     Стопа – группа долей с одним ритмическим ударением.

ВИДЫ СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРОВ

              2х дольные  ХОРЕЙ  / - / -     «Наша Таня громко плачет»

                                     ЯМБ       - / - /     «Мне очень нравится жираф»

               3х дольные:   ДАКТИЛЬ / - - / - - «Тучки небесные, вечные странники»

                         АМФИБРАХИЙ - / -   - / - «Как ныне сбирается вещий Олег»

                         АНАПЕСТ         - - /   - - /  «На заре ты её не буди»

     Мелодика: движение по звукам аккордов.

     Лад: преобладает гармонический минор.

     Куплетная форма.

     Аккомпанемент: гитара, гармонь

Разберем характерные черты городской песни «Тонкая рябина»

                      Русская народная песня «Тонкая рябина»

Музыка народная, слова И. Сурикова

              Д/з 1. Определить 2х дольную стопу детского стихотворения

                    2.Выучить песню «Тонкая рябина» ( 1ый куплет)

ШУТОЧНЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

          Шуточные песни – это веселые, задорные песни с шуточным текстом

Украинская народная песня «Журавель»

     П.И. Чайковский использовал песню «Журавель» в финале второй симфонии.

     Плясовые песни сопровождают танец, пляску. Ритм четкий. Распевов мало. Темп быстрый. Характер веселый.  РНП «Я с комариком»

     Колыбельные песни. Поэтически выразительны. Характер ласковый. Темп медленный, спокойный ритм. 2хдольный размер. Мелодия проста. Встречаются распевы.                            

                                                    Колыбельная

Самостоятельная работа: А. Лядов 4 русские народные песни

Расставить в правильном порядке 4 русских народных песни в обработке композитора Анатолия Лядова: протяжная, шуточная, плясовая, колыбельная.

  1. _____________________________ 2. _________________________________

3.______________________________4.__________________________________

АНАЛИЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Разобрать русскую народную песню «Как у наших у ворот» по следующему плану6

  1. Название песни. Жанр
  2. Стихотворный размер
  3. Характер.
  4. Лад, тональность. Мелодия плавная или со скачками. Есть ли распевы.
  5. Структура мелодии (по буквам)
  6. Размер. Ритмические особенности.
  7. Темп
  8. Диапазон (от самой низкой до самой высокой ноты)
  9. Вывод

                Русская народная песня «Как у наших у ворот»

1.____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5._____________________________________________________________

6. ____________________________________________________________

7. ____________________________________________________________

8. ____________________________________________________________

9. ____________________________________________________________

Разобрать по плану предложенную русскую народную песню:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3._____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

7.____________________________________________________________

8.____________________________________________________________

9.______________________________________________________________

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

     Фольклорные истоки авторской песни – творчество средневековых поэтов – музыкантов.   Это мейстерзингеры, барды, трубадуры, труверы, сказители.

                                       

                                        ЧЕРТЫ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ:

  1. Лирическое или шуточное содержание
  2. Многовариантность текста
  3. Устная традиция
  4. Традиционный инструмент – гитара
  5. Авторы в основном любители
  6. Часто автор и исполнитель одно лицо

ЖАНРОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

          Романс и баллада (50-60 годы) . Булат Окуджава 

               Например: «Мы за ценой не постоим», «Бери шинель»

          Политическая сатира (70-80 годы). Владимир Высоцкий, Александр Галич

               Например: «Облава на волков», «Братские могилы»

          Туристская или походная песня (60-80 годы). Юрий Визбор

               Например: «Милая моя»

          Лирика (50-90годы) Новелла Матвеева, Вероника Долина 

          Шуточные песни (50-90 годы). Татьяна и Сергей Никитины

               Например: «Собака бывает кусачей», «Очень вкусный пирог»

          Лирические, казачьи, солдатские песни. Александр Розенбаум

               Например: «Вальс-бостон»

          Лирические, шуточные песни : Олег Митяев

               Например: «Крепитесь люди, скоро лето»

Какая из прослушанных песен тебе запомнилась и понравилась____________________

КОМИ МУЗЫКА

     Музыкальный фольклор коми включает следующие песенные жанры:  семейно-бытовые, лирические, детские, частушки и причитания. Используются семиступенные лады. Диапазон различный, форма куплетно-строфическая, размеры двухдольные и смешанные.

Коми народная песня «ДОЛИ-ШЕЛИ»

Жанр _________________________________________________________________

Характер _______________________________________________________________

Есть ли распевы ___________________________________________________________

КОМИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

СИГУДЭК трехструнный – смычковый и щипковый

ЧИПСАНЫ – духовые дудки, ПЭЛЯН – разнообразные дудки

ТОТШКЭДЧАН – колотушка, СЯРГАН – трещотка

Собиратели коми народных песен: А.Г. Осипов, П.И. Чисталев

Яков Перепелица Балет «ЯГ-МОРТ» (1961год)

«Яг-Морт» («Лесной человек») – первый коми национальный балет. Либретто Г. Тренева по коми народным сказкам. Драматургия балета – борьба добра и зла. Музыкальный язык рожден коми национальным фольклором. В балете 3 интонационные сферы: лирическая, сказочная и народная.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Райда, Тугай – возлюбленный Райды, Яг-Морт- «лесной человек», Ёма – ведьма.

ТАНЕЦ-ИГРА «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

Характер_____________________________________________________________

Лад____________________________Темп_________________________________

Интонационная сфера__________________________________________________

ТАНЕЦ ЯГ-МОРТА

Характер_______________________________________________________________

Лад__________________________________Регистр___________________________

Интонационная сфера___________________________________________________

СЦЕНА РАЙДЫ И ЯГ-МОРТА – кульминация балета

Музыкальное содержание _______________________________________________

______________________________________________________________________

ТАНЦЫ ПЕЖГАГОВ

Характер_____________________________________________________________

Темп ________________________ Регистр _________________________________

Интонационная сфера___________________________________________________

Нарисовать рисунок по балету «ЯГ-МОРТ»

Оглавление

Содержание уроков.

1 четверть

Стр.

1

Русское народное творчество. Русские народные промыслы

1

2

Детский фольклор. Виды детского фольклора

2

3

Сказки. Сказки в русской музыке

3

 4

Сказки в живописи и в музыке

4

5

Календарные обряды . Календарные песни. Святки

5

6

Календарные обряды и песни. Масленица. Веснянки

6

7

Календарные обряды и песни. Семик, троица. Праздник Ивана Купалы

7

2 четверть

1

Хороводные песни

8

2

Семейно-бытовые обряды и песни. Свадьба

9

3

Былины

10

4

Исторические песни. Вопросы для повторения

11-12

3 четверть

1

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки»

13-14

4 четверть

1

Лирическая протяжная песня. Особенности протяжной песни

15

2

Лирические протяжные песни. Подголосочное многоголосие

16

3

Городской фольклор

17

4

Шуточные, плясовые, колыбельные песни

18

5

Анализ русской народной песни

19

6

Авторская песня

20

7

Коми музыка. Коми музыкальные инструменты.

Я.Перепелица Балет «Яг-Морт»

21

Словарь музыкальных терминов

для учащихся 1 класса по предмету «Слушание музыки»

Фольклор – народное творчество, искусство, создаваемое народом.

Сказки – эпический жанр фольклора.

Календарные – песни , связанные с календарём.

Гадание – таинственное действо

Свадьба – театрализованное действо, длящееся от нескольких дней до нескольких недель.

Метафора – образное выражение.

Аллегория – иносказание.

Эпос – род повествовательного изложения.

Былина – наиболее древние музыкально – эрические произведения.

Речитатив – полуговор, полупение.

Гипербола – преувеличение.

Литота – преуменьшение.

Исторические песни – отражение исторических фактов правдоподобно, без гиперболизации.

Лирическая протяжная песня – мир переживаний одного человека.

 Стопа – группа долей с одним ритмическим ударением.

Хорей – 2-хдольная стопа с ударением на первый слог.

Ямб – 2-хдольная стопа с ударением на второй слог.

Шуточные песни – весёлые песни с шуточным текстом.

Плясовые песни – сопровождают пляску, танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"

Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов,  поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...

Рабочая тетрадь по СБО 5 класс Раздел "Личная гигиена"

Рабочая тетрадь по СБО 5 класс раздел "Личная гигиена"...

Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-1 класс

Макет рабочей тетради по предмету музыка 1 классразработан в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....

Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-2 класс

Рабочая тетрадь по предмету музыка 2 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС...

Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-3 класс

Рабочая тетрадь по предмету музыка 3 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....

Рабочая тетрадь по слушанию музыки 2 класс

В рабочей тетради по "Слушанию музыки" представлены краткие конспекты уроков по следующим темам: средства музыкальной выразительности, музыка для детей, музыкальные жанры и содержание музыкальных прои...

Рабочая тетрадь по слушанию музыки 3 класс

В "Рабочей тетради" по слушанию музыки 3 класс представлены следующие темы: маршевая музыка, танцы, балет, опера, оперетта, церковная музыка, джаз и рок-музыка....