Разработка внеклассного мероприятия на тему "Масленица"
методическая разработка по музыке на тему

Шестова Ирина Ивановна

Ход мероприятия "Масленица" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

                     Средняя общеобразовательная школа № 113

                           Внеклассное мероприятие по теме

                                              «Масленица»

                         «Особенности масленичной недели»

                                       (методическая разработка)

   

                                                                   МБОУ СОШ № 113, тел. 281-29-14

                                                                                 Шестова Ирина Ивановна

                                                                                                  Учитель музыки

                                                                 г. Уфа ул. Менделеева, д.177/1, кв.7

                                                                                              дом. тел. 228-25-98

                                                     Уфа - 2013

Тема:    «Особенности масленичной недели»

Цель:   Познакомить учащихся с особенностями празднования Масленицы

              на Руси. Познакомить с традициями и обрядами, которые пришли

              из далёкого прошлого в современный праздник.

Задачи:

              –  Расширение представлений об истории, быте и специфических

                  особенностей музыкального искусства и культуры русского

                  народа через традиции праздника Масленицы.

              –  Формирование умений и навыков выразительного исполнения

                  народной музыки, с использованием элементов русских

                  народных танцев.

             –   Привитие бережного отношения к культурным традициям

                  русского народа, воспитание интереса, любви и уважения

                  к музыкальной и общей культуре народа, осознание себя как

                  личности, принадлежащей к великому народу.

Музыкальный материал:

  1. Русская народная музыка в исполнении оркестра народных инструментов.
  2. РНП « Блины».
  3. РНП  «Едет Масленицы».
  4. РНП  «Верба Рясна»
  5. РНП  «Перед весной», в обработке П.И.Чайковского.
  6. РНП  «Проводы Масленицы», в обработке Н. А. Римского-Корсакова
  7. РН Приговорка «Гори, гори ясно…»

Оборудование:

  1. CD – проигрыватель, диски – CD.
  2. Чучело Масленицы.
  3. Метла.
  4. Загадки.
  5. Призы.
  6. Дидактические карточки.
  7. Картины, фотографии на тему «Масленица».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:              

Вход под русскую народную музыку.

Ведущий: (далее В.)  Сегодня мы поговорим о традициях и обрядах, корни которых уходят в далёкое прошлое. В то время, когда люди поклонялись разным силам природы: небу, солнцу, ветру.  Люди верили, что всё, что населяет окружающий мир, живое. Такая вера получила название язычество, что значит «народная вера», а слово «народ», это одно из значений древнеславянского слова «язык». Когда Русь приняла  Христианство, многие продолжали поклоняться языческим богам. На протяжении многих веков народные традиции переплелись с церковными праздниками. С древности Человек зависел от природы. Это заставило людей изучать окружающий мир, улавливать связь разных явлений друг с другом. Отсюда появилось много примет, тонких и верных наблюдений. (Например: солнце зашло за тучу на закате – завтра будет дождь; птицы рано улетают на юг – зима будет ранняя; снега мало зимой – плохой урожай, засуха).  Люди верили, что собравшись все вместе, совершая магические обряды, они могли помочь солнцу и земле в слабое их время.

- А в какое время года земля и солнце слабеют?

Дети:  (далее Д.) В конце зимы, начале весны (поём песню «Перед весной»)

1.    Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Люли-люли, проходит.

2.    Снег и холод прочь уводит ,

Весну красную приводит,

Люли-люли приводит.

3.    Встаёт солнышко пораньше,

Светит красное подольше,

Люли-люли подольше.

4.    Ты прощай, Зима-старушка,

Ты, седая холодушка,

Люли-люли, холодушка.

В. Правильно. Основным действующим началом была молодёжь. Только юность в своём буйстве веселья и энергии могла разбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла. Именно в это время: в конце февраля, начала марта проходит большой и весёлый праздник «МАСЛЕНИЦА». Это переходящий праздник, то есть, у него нет точной даты. В этом году он проходит с 28 февраля по 6 марта. Продолжается он целую неделю и называется: Масленица – сырная неделя, сплошная.

В конце зимы солнце разворачивается на весну и нашло в себе силы, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мёртвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая. Жизнь и веселье, и удаль людская в помощь ему. Каждый день Масленицы имел своё название, свой обряд. На этой неделе мясо уже не ели, а молочные продукты можно было употреблять. Погулять вволю перед великим постом – дух праздника.

ПОНЕДЕЛЬНИК: ВСТРЕЧА

Звал позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости:

Душа ль ты моя Масленица, красная краса, русая коса,

Сахарны твои уста, сладка твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широк дворок,

На горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

(  поём  песню «Едет Масленица»)

Едет масленица золотая,

Наша гостьюшка дорогая,

На саночках расписных

Гостит Масленица 7 деньков

Погостила бы семь годков.

Без блинов Масленица не  Масленица. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Вечером, старшая в семье женщина выходила во двор к реке, к колодцу, потихоньку призывая месяц заглянуть в окно, подуть на опару (спросить ребят, что такое «опара»).

Месяц, ты месяц, золотые твои рожки!

Выглянь в окошко, подуй на опару!

У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов, который она держала в секрете. Первый блин клали на окошко, «для душ родительских».

Честные наши родители, вот для вашей души блинок!

ВТОРНИК:  ЗАИГРЫШ

На заигрыш приглашались парни и девушки покататься на горках, поесть блинов. В домах братья устраивали для сестёр снежные горы, а мать посылала позываток звать соседских дочек и сынков  с наказом:

У нас горы готовы, блины испечены – просим пожаловать!

Позыватка встречали с почестями, угощали и отпускали с наказом:

Кланяйся хозяйке и хозяину со всеми домомчанцами, а деток пришлём к вечеру!

СРЕДА:  ЛАКОМКА

На «лакомки» тёща приглашала зятя к себе на блины и собирала других гостей. Много пословиц и поговорок отражают взаимоотношения зятя и тёщи: Зять на дворе – пирог на столе; Был у тёщи, да рад, утёкши;

У тёщи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник.

( поём песню «Блины»)

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели

Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица печь блины – то мастерица.

Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои.

Напекла она поесть сотен 5, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои.

ЧЕТВЕРГ:  РАЗГУЛЯЙ ЧЕТВЕРТОК ШИРОКИЙ.

С четверга разгул развёртывался вовсю ширь, всем миром. Все выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год. В другое время драки были строго наказуемы.

Масленица, пышка на улицу вышла, на гору кататься, с ребятами драться!

Дети катались с гор все дни Масленицы, а взрослые присоединялись к ним с четверга. Съезжали на санях, салазках, рогожах. Катанию придавался особый смысл: человек вступал в союз с землёй, пробуждал её застылую силу и энергию, что было залогом его достатка и благополучия.

( поём песню «Верба Рясна»)

Верба рясна – распрекрасна,

Пришла, масленица красна,

В вёдрах донца выбиваючи,

Маслом поливаючи,

Деток с горочек катаючи.

ПЯТНИЦА:  ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

Теперь зятья угощали своих тёщ блинами, оказывали им при этом большие почести. Если молодые жили первый год, зять звал тёщу «учить дочку печь блины». Вечером тёща присылала: Таган, половник, кадушку для опары. Тесть присылал: мешок гречневой муки, коровьего масла. Молодая жена «сдавала экзамен», показывая, какая она умелая хозяйка.

Дочкино уменье – матери прославленье.

СУББОТА:  ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

В этот день приглашали к себе гостей молодые невестки. Если золовка была не замужем, невестки созывали своих подруг, а если замужем – то приглашали всю родню.

Центральной фигурой всех праздничных дней была Масленица: кукла из соломы, которую наряжали в старый кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в дранные лапти. Называли её «Зимушка – Марёна». Её возили в санях по деревням, катали на санках с гор, славили и величали. И вот наступал последний день.

ВОСКРЕСЕНЬЕ:  ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ, ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ.

Это последний всплеск бесшабашной удали и веселья. На улицу выходили все, дома оставались лишь младенцы да старики, уже не выходящие из дома.

С утра ребятишки собирали дрова – жечь Масленицу.

Ельник, березник на чистый понедельник!

Уж толь не дрова осиновы дрова, берёзовы дрова!

Подавайте их сюда на Масленицу, на горельщицу!

Взрослые в «прощёное воскресенье» ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. А также просили друг у друга прощение за то зло, которое причинили своим близким и друзьям.

Простите, люди добрые, за грехи вольные и невольные!

Около полудня, старуха, которую называли «Почуха – хороводница», проходила по деревне с песней, собирая всех в один хоровод.

Прощай, масленица – плутовка, погостила ты у нас не долго!

Погостила всего семь деньков, оставалась бы на семь годков!

( собираем хоровод и поём песню «Прощай, Масленица»).

1.  Раным-рано петухи у нас запели,

Про весну красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай Масленица.

2.  Уж проталины меж снегов зачернели,

 С крыш сосульки звонко зазвенели.

Прощай, прощай, прощай Масленица.

3.  Мы весны красны прихода дожидаем,

Хором зимушку провожаем.

Прощай, прощай, прощай Масленица.

Собираясь в круг, люди постепенно включались в игры, выкрикивая дразнилки, частушки, загадки, на ком останавливались, тот получал блин.

В самом конце гуляния люди всем вместе кричали, прогоняя Зиму- Морену:

Масленица загорела, всему миру надоела,

Обманула, провела, годика не прожила,

До Поста довела, дала редьки хвост на Великий Пост.

Гори, гори ясно, чтобы не погасла,

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

Символ зимы сжигали, чем быстрее он сгорит, тем быстрее солнце наберёт силу, тем раньше наступит весна.

Можно провести игры, как в помещении, так и на улице. Загадать загадки.

  Для игр:  

                  Корзины – 3, мячи - 15.

                  Мячи – 3,  кегли – 9.

                  Канат.

                  Метла – 2,  обручи – 2.

Выход на улицу. Торжественное сжигание Масленицы. Чаепитие с блинами. Исполнение частушек.

Если погода не благоприятная, можно загадать загадки  

– см. Приложение 1 (За правильные ответы – сладкие призы).

                                                                          Приложение 1

ЗАГАДКИ

1.На дереве сидело 7 воробьёв, одного из них съела кошка.

Сколько воробьёв осталось на дереве?

2.На что похожа половина апельсина?

3.Пришли гости. В холодильнике было 1 лимонад, 1 пакет сока, 1 бутылка минералки. Что надо открыть в первую очередь?

4.Когда чёрной кошке лучше всего зайти в дом?

5.1 мальчик идёт из школы 30 минут. За какое время этот путь пройдут 3 мальчика?

6.На каком дереве сидит ворона во время проливного дождя?

7.Может ли дождь лить 2 дня подряд?

8.Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?

9.Что легче 1 кг. ваты, или 1 кг. железа; пуд соли или пуд пуха?

10.Грузовик ехал в деревню, по дороге он встретил 4 мальчика. Сколько машин ехало в деревню?

11.Какая река самая страшная?                                                             (тигр) 

12.Какой город летает?                                                                           (орёл)

13.В каком месяце 28 дней?                                                                     (февраль)

14.Какой месяц самый короткий?                                                            (май)

15.Что можно приготовить, но нельзя съесть?                                        (уроки)

16.Все его любят, а как поглядят, то морщатся.                                       (солнце)

17. Чем заканчивается день и ночь?                                                           (ь)

Что есть в озере, море, океане, но нет в реке?                                     (о)

У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?            (8)

Чем заканчивается лето и начинается осень?                                       (о)

В парке 8 скамеек, 3 покрасили. Сколько скамеек стало в парке?     (8)

В каком году люди едят больше?                                              (в високосном)

Кто говорит на всех языках?                                                              (эхо)

Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось?

1,5 судака стоит 1,5 рубля. Сколько стоит 13 судаков?                   (13 р. )

Когда мальчика называют женским именем?            (когда он СОНЯ)

Когда руки становятся местоимениями?                    ( когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)   

Когда человек бывает деревом?                                   (когда он СО СНА)

В корзине 3 яблока. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы одно осталось в корзине?                                                      (Отдать одно с корзиной)

Спрыгнуть с него на ходу можно, А вскочить нельзя.       (самолёт)

Сколько яиц можно съесть натощак?                                   (1)

Когда в пустом кармане что-нибудь есть?                   (когда в нём есть дырка)

Может ли страус назвать себя птицей?                  (Нет, он говорить не умеет)

Сколько горошин может войти в один стакан?          (0, все надо положить)

Едут 2 поезда. Один с горы, другой под гору. Как им разойтись?

Тает снежок, ожил лужок день прибывает, когда это бывает?     (Весной)

Снег на поляне, лёд на лугах, Вьюга гуляет, когда это бывает?   (Зимой)

Не снег, не лёд, а в серебро  деревья убирает.                                (Иней)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...