Преподаватель - профессионал сегодня
методическая разработка по музыке на тему

Витальева Любовь Николаевна

 

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka._prepodavatel_-_prof._segodnya.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО Торопецкая ДШИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ПРОФЕССИОНАЛ

СЕГОДНЯ

Методическая разработка

Преподаватель: Витальева Любовь Николаевна

2015 год

Модель современного преподавателя-профессионала

Учитель – это

•    Свеча, которая светит другим,

       сгорая сама;

•    Человек, который может делать

        трудные вещи  лёгкими;

•     Человек, который с добротой  

         выводит  блуждающего на его дорогу.

Модель учителя — это мысленный образ оригинала идеального (совершенного) профессионала.

        

Составляющими модели учителя-профессионала являются его кредо и карта профессиональных достоинств учителя.

Кредо  современного учителя актуально на протяжении многих столетий, так как оно заложено в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость. Вот эти истины:

 •        Я знаю, чему надо научить

 •        Я знаю то, чему надо научить

 •        Я знаю, как научить

 •        Я понимаю, что эти знания нужны людям

 •        Я вижу, что люди благодарны мне за работу

 •        Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Второй составляющей модели учителя-профессионала является карта профессиональных достоинств учителя. Она включает в себя разнообразные свойства и черты определённой модели. Карта профессиональных достоинств учителя имеет 4 составляющие.

Учитель должен:

  •    Повышать педагогическое мастерство.
  •    Проводить самоанализ и рефлексию.
  •    Участвовать в инновационной и экспериментальной работе.
  •    Обобщать опыт работы, делиться им с коллегами.
  •    Планировать работу по самообразованию.
  •    Работать над профессиональным имиджем.

Учитель должен знать:

  •   Содержание своего предмета.
  •   Методику преподавания.
  •   Способы самодиагностики.
  •   Возрастную психологию.
  •   Приёмы мотивации учебной деятельности    учащихся.
  •   Способы, методы и приёмы индивидуального и дифференцированного обучения.
  •  Новые педагогические концепции и технологии.
  •   Современные направления  развития образования.
  •   Нормативно-правовые документы.

Учитель должен уметь:

  • Доступно излагать материал.
  • Объективно оценивать знания учащихся.
  • Обучать практическим знаниям и навыкам.
  • Критически оценивать свое воздействие на учеников.
  • Устанавливать рабочие отношения с учениками и их родителями.
  • Грамотно и чётко излагать свои мысли и требования.
  • Приучать учеников к овладению понятийным аппаратом предмета.
  • Управлять своими эмоциями.
  • Организовать самообразование учеников.
  • Использовать технические средства обучения.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Качества личности учителя:

  •   Ум.        
  •   Благородство.
  •    Культура.
  •   Знания.
  •   Профессионализм.
  •   Любовь к детям.
  •   Дисциплинированность.
  •   Склонность к творчеству.
  •   Коммуникабельность.
  •   Активность.
  •   Организаторские способности.
  •   Интеллигентность.
  •   Чувство юмора.
  •   Умение слушать.
  •   Способность к анализу.
  •   Трудолюбие и упорство.
  •   Тактичность.
  •   Справедливость.
  •   Гибкое педагогическое мышление.

Остановимся на некоторых качествах личности учителя.

Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что:

прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы. На крики одни дети не реагируют никак, других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Отличительные признаки современного учителя- профессионала:

  •   гуманный
  •   следует чётким морально-этическим принципам
  •   лично заинтересован в результатах своей деятельности
  •  умеет образцово работать в коллективе
  •   умеет представить свой   профессиональный опыт.

Модель современного учителя-профессионала (схематически):

        Гуманист, творец, исследователь, личность, новатор.

Учитель-гуманист пропагандирует общечеловеческие ценности, осознаёт нравственный долг перед каждым учеником, обладает высоким уровнем общекультурной компетентности.

Учитель-творец создаёт и организует творческую развивающую среду, находится в постоянном поиске нового, руководит творческими работами учащихся.

Учитель-исследователь создаёт собственные исследовательские проекты, обладает целостным видением своего труда, открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта.

Как личность учитель-профессионал является образцом воспитанности и культуры поведения, является интеллигентным, дисциплинированным, коммуникабельным человеком, обладающим гибким педагогическим мышлением.

Педагог-новатор характеризуется неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей. Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность.

        

Мною подготовлена памятка учителю для профессиональной подготовки и проведения урока. Она поможет организовать учебно-воспитательный процесс начинающим педагогам, провести диагностику педагогических умений опытным учителям.

«Если кто-то мыслит иначе, чем мы, он не только не оскорбляет нас этим, он обогащает нас, даёт нам возможность исследовать…. Только исследуя что-то, человек развивается…»

                   Антуан де Сент-Экзюпери

Памятка учителю

для профессиональной подготовки и проведения урока

Профессиональный учитель:

1.         Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.

2.         Серьёзно и обстоятельно готовится к урокам.

3.         Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.

4.         Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.

5.         Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу.

6.         Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке.

7.         Настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.

8.         Умеет переключить виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.

9.         Знает и использует методику дифференцированного обучения.

10.         Создаёт творческую атмосферу на уроке: разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся.

11.         Владеет умением задавать вопросы.

12.         Постоянно работает с понятийной базой предмета.

13.         Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.

14.         Знает, кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки.

15.         Умеет организовать микрогрупповую творческую деятельность учащихся.

16.         Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет отметки.

17.         Подбирает и выдаёт разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания.

Список используемых источников:

1. Андрейчук А.С. «Авторитет и престиж учителя».

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.

3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976.

4. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.,1990.

5. Щербакова А. И. «Профессиональные функции педагога, особенности его профессии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический портрет учителя профессионала».

В любой  школе есть учителя, способные   к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам  пр...

ЭССЕ "Моя педагогическая философия". Для конкурса "Профессионал-2013"

Эссе для конкурса "Профессионал-2013". Мои педагогические размышления....

Презентация "Сегодня в городе салют. Сегодня ленинградцы плачут"

Презентация о блокадном Ленинграде. Можно использовать на классных часах или других внеклассных мероприятиях....

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. "Итоги III Всероссийского конкурса мультимедийных презентаций на иностранном языке «Страны изучаемого языка – вчера, сегодня, завтра» http://профконкурс.рф Молодёжная редакция профобразования http://проф-обр.рф

Завершился еще один, уже третий по счету конкурс мультимедийных презентаций на иностранном языке. В конкурсе приняли участие 400 обучающихся из  профессиональных образовательных организаций ...

Сценарий «Весна пришла сегодня к нам - сегодня день 8 Марта!»

Сценарий праздничного концерта посвященный Международному женскому дню 8 марта «Весна пришла сегодня к нам -  сегодня день 8 Марта!»...

Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в рамках XII городского Пушкинского праздника "Сегодня я влюблён, сегодня счастлив я"

С октября 2001 года в нашем городе Полярные Зори (Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Зав...