"Небесное и земное в звуках и красках"
план-конспект урока по музыке (5, 6 класс) на тему

Гадушкина Елена Викторовна

Урок раскрывает отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки   в 5 классе по теме  

«Небесное и земное в звуках и красках»

по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

                                                         

                                                          Автор материала:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                          Гадушкина Елена Викторовна,

                                                          учитель музыки

                                                          высшей квалификационной категории,

                                                              МБОУ Ясногорская СОШ,                                                                                                                                                        

                                                          Оловяннинского района,

                                                          Забайкальского края.

                                                         

                                     п. Ясногорск, 2015

                                 Цели урока:                                        

  - сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;
- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;
- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;

- развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого  проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей,

- развивать  певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.

                                 Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.

Развивающие:

 - научить понимать различия в музыке и изобразительном искусстве, которые входили в состав культа православных и католических храмов,

- раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам  древнерусского и западноевропейского искусства.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся внимание к слову, его смыслу и интонационному раскрытию музыкальной речи в духовных произведениях;

- на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитывать  чувство любви к природе, искусству.

                                   

                                 Ход урока

1.Орг. момент (вокальный)

 - Здравствуйте ребята!

 - Здравствуйте!

2. Актуализация знаний.

 - На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?

 Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение.

Но давайте сначала вспомним, что мы называем  музыкальной живописью и живописной музыкой?

- Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?

Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов,  а композиторы с помощью музыкальных красок.

-Что входит в понятие музыкальные краски?

Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.

3.Введение нового материала

4.Постановка проблемы

Слайд 2.

Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова

Молю творца…

Чтобы молитва, чтоб любовь

Всегда мне были утешеньем…

Чтоб сердцем я не остывал,

Чтоб думал, чувствовал, мечтал…

Слайд 3. Картина И. Остроухова «Сиверко» на фоне концерта №3 для фо-но с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на доске)

- В каком жанре написана картина?  Пейзаж.

- Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение? 

В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства.

«В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…»

- А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3  Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…

- Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.

- Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр.

- Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит (сочетание цветов), композиция и др.

Слайды 4, 5 пейзажных картин на фоне мелодии «Ах, не одна ты, во поле, дороженька» (2 куплета).

- Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова? Поступенность мелодической линии, спокойное «развёртывание». Одна тема мелодии  как бы вытекает из  предыдущей. Неспешный темп, негромкая динамика.

- В какой песне, которую мы пели на уроке,  взаимосвязаны поэтическая живопись и русская песенность?                                                                                                                  «Красно – солнышко» муз. П. Аедоницкого.

Слайд 6.                                                                                         Вокально-хоровая работа над песней «Красно – солнышко». Формирование красивого и плотного звукоизвлечения на legato.

- Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура,  живопись,  литература?  Хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое?

Слайды 7, 8, 9, 10, 11 с храмовой архитектурой на фоне мелодии старинного песнопения (фрагмент знаменного распева).

- Кто и как исполняет распев? Мужской хор. A capella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность  мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика.

В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.

Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.

Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.

Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке.

Слайд 12 с текстом знаменного распева (крюковая запись).

Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак).Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.

Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других системахраспевов.
Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором
a capella.

Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства:

  1. не было конкретного автора. Их создавал распевщик,  который считался интерпретатором,
  2. песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.

Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.

 Слайд 13, 14 с иллюстрациями 4-х линейной нотации

Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.

В XY веке  из Киева в Москву пришло партесное  пение – многоголосное.

Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.

Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада.

Слайд 15, 16 «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и  Джотто «Мадонна с младенцем на троне».

В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного. Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент). Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и  Джотто «Мадонна с младенцем на троне».

 Слайд 17, 18 с изображением убранства православного храма.

В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы.  На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения.

- Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы могли следить за линией мелодии, распеванием слогов и подпевать).

Слайд 19 с изображением икон «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Толгская» на фоне  мелодии распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

- Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся». (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы следили за мелодиковедением, распеванием слогов и могли подпевать).

Слайд  20 с изображением иконы «Богоматерь Великая Панагия» на фоне  мелодии распева «Богородице Дево, радуйся!» П. И. Чайковского.

- Послушайте фрагмент мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы следили за мелодиковедением, распеванием слогов и могли подпевать).

Слайд  21 с изображением иконы «Покров Пресвятой Богородицы»» на фоне мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова.

- Сравните эти мелодии.

- В чём сходство этих мелодий и в чём различие?

- Сравните их со старинным русским распевом и главной мелодией концерта С. Рахманинова.

- Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?

Самостоятельная работа в группах. Игра - нотные музыкальные загадки.

Слайд  22. Группа, которая  правильно и быстро справится с заданием – победитель!  

Рефлексия

Ученикам раздать карточки для заполнения  мишени-рефлексии

- Где были центры христианской культуры в средневековье? Центрами были храмы.

- В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка?     В 10 веке, с принятием Христианства.

- Как в средневековой Руси исполнялись песнопения?   Одноголосно, припевы пелись хором – а capella.

- Как в средневековой Руси записывались песнопения?  Крюками над текстом, которые впоследствии изменяли, дополняли распевщики.

- В каком веке появляется 5-ти линейная нотация?  В начале 18 века.

- Что означает партесное пение?    4-х голосие.

- Как исполняются песнопения в католических храмах? Под аккомпанемент органа или оркестра.

- Как исполняют песнопения в православных храмах?     A kapella.

D:\Мамина папка\ритерии и системы оценивания\рефлексия урока\мишень.jpg

Подведение итогов.

Презентация к уроку прилагается.

Использование интернет ресурсов:

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=917

www://muzofon.ru

http://www.artvedia.ru/history/4                     yandex.ru/imagesправославные иконы 14-16 вв.                                                      yandex.ru/imagesправославные храмы 11-16 вв                      yandex.ru/imagesрефлексия