Слайд 2. Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова Молю творца… Чтобы молитва, чтоб любовь Всегда мне были утешеньем… Чтоб сердцем я не остывал, Чтоб думал, чувствовал, мечтал… Слайд 3. Картина И. Остроухова «Сиверко» на фоне концерта №3 для фо-но с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на доске) - В каком жанре написана картина? Пейзаж. - Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение? В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства. «В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…» - А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность… - Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный. - Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр. - Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит (сочетание цветов), композиция и др. Слайды 4, 5 пейзажных картин на фоне мелодии «Ах, не одна ты, во поле, дороженька» (2 куплета). - Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова? Поступенность мелодической линии, спокойное «развёртывание». Одна тема мелодии как бы вытекает из предыдущей. Неспешный темп, негромкая динамика. - В какой песне, которую мы пели на уроке, взаимосвязаны поэтическая живопись и русская песенность? «Красно – солнышко» муз. П. Аедоницкого. Слайд 6. Вокально-хоровая работа над песней «Красно – солнышко». Формирование красивого и плотного звукоизвлечения на legato. - Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура, живопись, литература? Хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое? Слайды 7, 8, 9, 10, 11 с храмовой архитектурой на фоне мелодии старинного песнопения (фрагмент знаменного распева). - Кто и как исполняет распев? Мужской хор. A capella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика. В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу. Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии. Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам. На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура. Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке. Слайд 12 с текстом знаменного распева (крюковая запись). Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак).Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста. Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других системахраспевов. Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором a capella. Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства: - не было конкретного автора. Их создавал распевщик, который считался интерпретатором,
- песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.
Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты. Слайд 13, 14 с иллюстрациями 4-х линейной нотации Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева. В XY веке из Киева в Москву пришло партесное пение – многоголосное. Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие. Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада. Слайд 15, 16 «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне». В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного. Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент). Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне». Слайд 17, 18 с изображением убранства православного храма. В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы. На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения. - Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы могли следить за линией мелодии, распеванием слогов и подпевать). Слайд 19 с изображением икон «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Толгская» на фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. - Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся». (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы следили за мелодиковедением, распеванием слогов и могли подпевать). Слайд 20 с изображением иконы «Богоматерь Великая Панагия» на фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся!» П. И. Чайковского. - Послушайте фрагмент мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы следили за мелодиковедением, распеванием слогов и могли подпевать). Слайд 21 с изображением иконы «Покров Пресвятой Богородицы»» на фоне мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова. - Сравните эти мелодии. - В чём сходство этих мелодий и в чём различие? - Сравните их со старинным русским распевом и главной мелодией концерта С. Рахманинова. - Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?
|