Рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса"
рабочая программа по музыке на тему

Общеобразовательная рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса".1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonkie_golosa._rabochaya_programma.docx70.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 436

Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО                                                            УТВЕРЖДАЮ

Протокол педагогического совета                                директор школы№436

№__  от «__»______________20__ г                               /_________/ И.П. Моисеенко                                                                                                

                                                                                            «__» _______________20__ г

РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Звонкие голоса»

Возраст обучающихся 10-15 лет

Срок реализации 2 года

Автор-составитель программы:

Доценко Елена Олеговна

Педагог дополнительного образования

Категория : без категории

Санкт-Петербург

2015

                                              Пояснительная записка

Программа «Звонкие голоса» имеет художественно – эстетическую направленность, общекультурный уровень освоения

Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.

Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.

Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Программа «Звонкие голоса» по своему характеру является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Данная программа, в соответствии с законом «Об образовании РФ», призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства сформировать «человека и гражданина».

Образовательная программа «Звонкие голоса» составлена на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

Вышеперечисленные разделы программ скорректированы и адаптированны с учетом потребностей и возможностей детей данной местности и условий образования в Центре внешкольной работы.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

1Обучающие: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

2.  Воспитательные: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

3.  Развивающие: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

Во время занятий с воспитанниками реализуются основные принципы работы:

1.  Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т. д.

2.  Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.

3.  Смена традиционных приоритетов; голос ребенка первичен - это цель развития, репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В. В. Емельянова.

4.  Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.

5.  Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.

В вокальный ансамбль принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса.

Данная программа рассчитана на 2 года.

1 год- 72 часа(2 часа в неделю).

2 год- 72 часа (2 часа в неделю).

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповые, индивидуально-групповые, по группам, коллективные и т.д.

Формы проведения занятий:

  • лекция
  • праздник
  • контрольное занятие
  • творческая мастерская

Методы обучения:

- по способу организации учебно-воспитательного процесса:

  • словесные
  • репродуктивные
  • наглядные
  • иллюстративные

- по уровню деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративные: дети воспринимают и усваивают готовую информацию, которую до них доводит педагог.
  • Репродуктивные: дети на занятиях самостоятельно воспроизводят освоенные приемы работы.

Ожидаемые результаты и способы их определения

1 год обучения

Должны знать

Должны уметь

- строение артикуляционного аппарата

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

2 год обучения

Должны знать

Должны уметь

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое звучание голоса;

петь чисто и слаженно в унисон;

- петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

Этапы реализации программы.

I ЭТАП - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в пении - крикливости, грубости звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная задача - воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей детей, умение петь в унисон с включением элементов двухголосия. Большое внимание на занятиях уделяется музыкальным играм.

II ЭТАП - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть небольшой запев. Умение петь двухголосие (развитое) и двухголосие с элементами трехголосия. Создание детского эстрадного ансамбля. Участие в концертах, в городских, зональных конкурсах и фестивалях.

III ЭТАП - воспитанники поют уже трехголосные произведения гармонического и полифонического склада; разучивается обширный певческий репертуар, состоящий из произведений современных композиторов, из русской и западной классики, из народных песен. Воспитанники постоянно совершенствуются в овладении вокально-хоровыми навыками. Продолжается работа по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата достаточно широкого диапазона. Ансамбль активно выступает в концертах, принимает участие в конкурсах и фестивалях.

Этапы и формы педагогического контроля

Музыкально - певческие навыки формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к группе в целом.

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого воспитанника необходимо знать результаты работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать воспитательные задачи. В связи с этим необходимо 1-2 раза в год индивидуально проводить прослушивание всех детей. Программа проверки должна быть достаточно подробной. Время - продолжительным (от 30 до 60 минут), условия - благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении воспитанника.

Педагогическую диагностику желательно проводить за месяц до окончания обучения в группе, чтобы в оставшееся время можно было устранить выявленные недоработки. В процессе прослушивания заполняются диагностические карты.

Проверкой знаний, умений и навыков являются открытые, контрольные и зачетные занятия, а также публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Концертные выступления активизируют воспитанников, повышают ответственность за исполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на эстраде перед слушателями. Но концертные выступления следует ограничивать, особенно первые годы занятий.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

Групповые занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.

В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Для развития звуковысотного слуха, навыка многоголосного пения в занятие введены занятия хоровым сольфеджио (по системе Г. Струве).

Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом «эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором».

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т. к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

В первые годы обучения (особенно в младшей группе) воспитанники занимаются пением индивидуально 1 раз в неделю по 25 минут. Можно объединять двух певцов, тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность одному из участников делать небольшие перерывы. В последующие годы постановке голоса отводится по 36 часов в год. В этот период индивидуальные занятия сочетаются с занятиями вокального ансамбля.

В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.

Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.

Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.

В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.

Словесный показ, пояснения, беседы с воспитанниками (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если воспитанники сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог призван помочь детям выявить нравственную направленность музыкального произведения.

Для включения воспитанников в активную и приятную для них деятельность при исполнении или слушании произведения, для активизации музыкального развития детей и подростков, особенно младшего школьного возраста, на занятиях используется ряд эффективных приемов.

Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Часы

Общее

кол-во

Теория

Практика

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

5

2

3

2

Певческая установка. Дыхание.

4

1

3

3

Распевание

17

2

15

4

Вокальная позиция.

5

2

3

5

Звуковедение. Использование певческих навыков.

17

2

15

6

Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.

6

2

4

7

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

8

Работа над сценическим репертуаром.

7

2

5

9

Праздники, выступления, репетиции.

9

0

9

10

Итого

72

15

57

                                                 Содержание

                                             1 год обучения

 Вокально-хоровая работа

1. Знакомство с голосовым аппаратом. (индивидуальная, ансамблевая работа).

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, нефорсированным звуком.

Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. Выработка певческого вибрато. Работа над чистотой интонирования.

Практика. Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).

Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммообразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм).

Элементы двух - и трехголосия.

Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков).

Выработка дыхания.

Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы.

2. Певческая установка. Дыхание

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса

3. Распевание

Упражнения на закрепление и расширение примарной зоны звучания детского голоса; пение в динамическом  нюансе mf во избежание форсирования звука.

Упражнения, основанные на фонетическом методе обучения: упражнения на сочетание различных звуков и слогов.  Метод показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения для развития интонационного слуха. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Развитие навыка пения legato, воспитание навыка пения с использованием мягкой атаки звука. Упражнения нацеленные на раскрепощение артикуляционного аппарата.

4.Вокальная позиция

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

5. Звуковедение. Использование певческих навыков.

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. . Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

7. Беседа о гигиене певческого голоса.

Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение, несоблюдение правил гигиены голоса ( употребление пищевых продуктов, нарушающих нормальное функционирование голосового аппарата таких как семечки, сухарики, мороженное, шоколад). Неправильная техника пения (использование приемов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста). Большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях (пыльные и холодные помещения).

8. Работа над сценическим репертуаром

Данная тема включает в себя выбор, разучивание разнообразного песенного репертуара. Основу репертуара составляют детские эстрадные произведения, Так же сюда могут входить народные попевки,  песни из репертуара различных исполнителей. Исходя из большого разнообразия мероприятий,  в репертуар вокального коллектива включаются произведения композиторов классиков.

9. Праздники, выступления, репетиции.

Выступление солистов и группы (дуэт).В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Часы

Общее

кол-во

Теория

Практика

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

2

2

2

2

Певческая установка. Дыхание.

4

1

3

3

Распевание

17

2

15

4

Вокальная позиция.

5

2

3

5

Звуковедение. Использование певческих навыков.

17

2

15

6

Дикция. Артикуляция.

6

2

4

7

Беседа о гигиене певческого голоса.

3

3

0

8

Работа над сценическим репертуаром.

7

2

5

9

Праздники, выступления, репетиции.

9

0

9

10

Итого

72

15

57

1. Знакомство с голосовым аппаратом. (индивидуальная, ансамблевая работа).

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, нефорсированным звуком.

Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. Выработка певческого вибрато. Работа над чистотой интонирования.

Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).

Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммообразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм).

Элементы двух - и трехголосия.

Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков).

Выработка дыхания.

Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы.

2. Певческая установка. Дыхание

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса

3. Распевание

Упражнения на закрепление и расширение примарной зоны звучания детского голоса; пение в динамическом  нюансе mf во избежание форсирования звука.

Упражнения, основанные на фонетическом методе обучения: упражнения на сочетание различных звуков и слогов.  Метод показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения для развития интонационного слуха. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Развитие навыка пения legato, воспитание навыка пения с использованием мягкой атаки звука. Упражнения нацеленные на раскрепощение артикуляционного аппарата.

4.Вокальная позиция

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

5. Звуковедение. Использование певческих навыков.

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. . Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

7. Беседа о гигиене певческого голоса.

Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение, несоблюдение правил гигиены голоса ( употребление пищевых продуктов, нарушающих нормальное функционирование голосового аппарата таких как семечки, сухарики, мороженное, шоколад). Неправильная техника пения (использование приемов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста). Большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях (пыльные и холодные помещения).

8. Работа над сценическим репертуаром

Данная тема включает в себя выбор, разучивание разнообразного песенного репертуара. Основу репертуара составляют детские эстрадные произведения, Так же сюда могут входить народные попевки,  песни из репертуара различных исполнителей. Исходя из большого разнообразия мероприятий,  в репертуар вокального коллектива включаются произведения композиторов классиков.

9. Праздники, выступления, репетиции.

Выступление солистов и группы (дуэт).В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменять


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

__________   год обучения

№ п/п

занятия

Дата

Наименование разделов

Тема занятия

Количество часов

по разделам и темам

 

Всего

Теория

Практика

1

2.09

Знакомство с голосовым аппаратом

Физиологическое строение голосового аппарата.

5

1

2

3.09

Знакомство с голосовым аппаратом

Изменение голоса с возрастом.

5

1

3

8.09

Знакомство с голосовым аппаратом

Разнообразие голосов.

5

1

4

9.09

Знакомство с голосовым аппаратом

Резонаторы.

5

1

5

15.09

Знакомство с голосовым аппаратом

Подвижные органы голосового аппарата.

5

1

6

16.09

Певческая установка.

Дыхание.

Основные положения головы и корпуса.

4

1

7

22.09

Певческая установка.

Дыхание.

Атака звука.

4

1

8

23.09

Певческая установка.

Дыхание.

Твёрдая атака. Мягкая атака.

4

1

9

29.09

Певческая установка.

Дыхание.

Открытый звук.

4

1

10

30.09

Распевание.

17

1

11

6.10

Распевание.

17

1

12

7.10

Работа над сценическим репертуаром.

Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя.

7

1

13

13.10

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

14

14.10

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

15

20.10

Вокальная позиция.

Ансамбль. Требования к ансамблю.

Проблемы в работе с ансамблем.

5

1

16

21.10

Вокальная позиция.

Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования.

5

1

17

27.10

Вокальная позиция.

Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр.

5

1

18

28.10

Вокальная позиция.

Выявление уровня развития фонематического слуха.

5

1

19

4.11

Вокальная позиция.

Упражнения с твёрдой и мягкой атакаой.

5

1

20

5.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

17

1

21

11.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

17

1

22

12.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

17

1

23

18.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

17

1

24

19.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

17

1

25

25.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

17

1

26

26.11

Звуководение. Использование певческих навыков.

 Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

17

1

27

.212

Звуководение. Использование певческих навыков.

 Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

17

1

28

3.12

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

17

1

29

9.12

Звуководение. Использование певческих навыков.

 Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

17

1

30

10.12

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

17

1

31

16.12

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

17

1

32

17.12

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями

17

1

33

23.12.

Звуководение. Использование певческих навыков.

 Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

17

1

34

24.12

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

17

1

35

13.01

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

17

1

36

14.01

Звуководение. Использование певческих навыков.

Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

17

1

37

20.01

Дикция. Артикуляция.

Взаимосвязь речи и пения.

Тембр певческого и речевого голоса.

6

1

38

21.01

Дикция. Артикуляция.

Артикуляция как работа органов речи.

6

1

39

27.01

Дикция. Артикуляция.

Артикуляционная гимнастика.

6

1

40

28.01

Дикция. Артикуляция.

Упражнения тренировочной программы для грудного регистра.

6

1

41

3.02

Дикция. Артикуляция.

Дыхательные упражнения.

6

1

42

4.02

Дикция. Артикуляция.

Тренажёр самоконтроля развития дикции.

6

1

43

10.02

Работа над сценическим репертуаром.

Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела

7

1

44

11.02

Работа над сценическим репертуаром.

Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

7

1

45

17.02

Работа над сценическим репертуаром.

Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. 

7

1

46

18.02

Распевание.

17

1

47

24.02

Распевание.

17

1

48

25.02

Распевание.

17

1

49

2.03

Распевание.

17

1

50

3.03

Распевание.

17

1

51

9.03

Распевание.

17

1

52

10.03

Распевание.

17

1

53

16.03

Распевание.

17

1

54

17.03

Распевание.

17

1

55

23.03

Беседа о гигиене певческого голоса.

Бережное отношение к здоровью- как залог вокального успеха.

2

1

56

24.03

Беседа о гигиене певческого голоса.

Болезни горла и носа. Требования и нагрузки на голос.

2

1

57

30.03

Распевание.

17

1

58

31.03

Распевание.

17

1

59

6.04

Распевание.

17

1

60

7.04

Распевание.

17

1

61

13.04

Распевание.

17

1

62

14.04

Распевание.

17

1

63

20.04

Работа над сценическим репертуаром.

Мимика. Выражение лица, улыбка

7

1

64

21.04

Работа над сценическим репертуаром.

Владение собой, устранение волнения на сцене.

7

1

65

27.04

Работа над сценическим репертуаром.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

7

1

66

28.04

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

67

4.05

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

68

5.05

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

69

11.05

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

70

12.05

Праздники, выступления, репетиции.

9

71

18.05

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

72

19.05

Праздники, выступления, репетиции.

9

1

Всего: 72 часа


Разделы, название темы

Часы

Дата

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

2

2

Певческая установка. Дыхание.

4

3

Распевание

17

4

Вокальная позиция.

5

5

Звуковедение. Использование певческих навыков.

17

6

Дикция. Артикуляция.

6

7

Беседа о гигиене певческого голоса.

3

8

Работа над сценическим репертуаром.

7

9

Праздники, выступления, репетиции.

9

Материально-техническое обеспечение должно соответствовать современным требованиям.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.

Инструмент (рекомендуется фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. В классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий.

Для усиления голоса желательно иметь специальную электро-усилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойке. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности

Литература для учителя:

1.  Алиев Ю. Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

2.  Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.

3.  Добровольская Н. Н., Орлова Н. Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.

4.  Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт - Петербург, ] 997.

5.  Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.

6.  Спутник учителя музыки./ Сост. Т. В. Челышева. - М., 1981.

7.  Работа с детским хором. / Под ред. В. Г. Соколова. М., 1981.

8.  Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. - СПб.: Изд-во «Лань». 1997.

9.  Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.

10.  Сафарова Н. Э. Игры для организации пианистических движений. - Екатеринбург, 1994.

11.  Программа «Хор». / Под ред. Овчинниковой Т. Н. - М., Просвещение, 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.

12.  Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С. С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.

13.  Программа «Сольное пение». / Под ред. В. И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1975. / Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

14.  Юдина Е. И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.

15. 1. «Хор» Т. Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 1986, с.68-98/. Разделы: вокально-хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочного материала и импровизаций; слушание музыки; примерные требования к учащимся.

2. «Вокально-инструментальный ансамбль» /ВИА/ С. С. Кугелевой /М., Просвещение, 1986, с.366-389/. Разделы: постановка голоса; основы музыкальной грамоты и сольфеджио; основы сценического движения и сценическое оформление номеров.

Литература для детей:

1.  Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.

2.  Гульянц Е. И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.

3.  Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.

4.  Журавленко Н. И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.

5.  Королева Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.

6.  Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.

7.  Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.

8.  Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.

                            Приложение

Методические рекомендации.

Музыкальное развитие воспитанников на занятиях осуществляется в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи.

Все воспитанники, несмотря на различные музыкальные данные, должны на занятии учиться, уяснять проходимое, осваивать музыкально-песенный репертуар.

Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются в определенной последовательности и предназначены для разминки артикуляционного аппарата, что является абсолютно необходимым компонентом любой профессиональной работы с голосом.

Развитие артикуляционной мускулатуры благотворно влияет на дикцию. С помощью этих упражнений достигается двигательная единообразность, необходимая при пении в ансамбле.

Также, для активизации артикуляционного аппарата и выработки четкой дикции, применяются скороговорки, проговариваются загадки, небольшие стихотворные тексты на четко выдержанном ритме.

Формирование вокально-хоровых навыков, прежде всего, осуществляется на специальных певческих упражнениях. Упражнения выполняются в последовательности постепенного усложнения двигательных, слуховых и звуковых заданий: от игры в младшей группе к обучающим и тренирующим в средней и старшей группах. Распевание проходит в начале занятия, что важно для настройки слуха и подготовки голосового аппарата к работе над художественным материалом.

Особенно трудным разделом работы является пение по нотам.

В младшей группе, прежде чем узнать названия звуков, дети учатся петь эти звуки «по руке» и по графическому рисунку. По мере развития слуха, слуховой наблюдательности воспитанники знакомятся с нотной записью. Они разучивают простейшие упражнения и отрывки из песен по нотам. Помогают детям усвоить нотную запись слуховые диктанты, загадки, ребусы.

Чтобы пение по ногам стало осмысленным и выразительным, более старшим воспитанникам вначале предлагается освоить ряд интонационных моделей, экспонирующих наиболее типичные связи ступеней лада, что впоследствии позволит петь мелодии самостоятельно, аналогично чтению по букварю.

Работа по изучению нотной грамоты находит продолжение в заданиях на фортепиано, что способствует пробуждению более глубокого интереса к музыке и увеличивает сферу их жизненных потребностей, как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков.

В формировании метроритмического чувства у воспитанников сохраняется опора на использование двигательных навыков:

а) пение разучиваемых песен с прохлопыванием ритмического рисунка или метрический долей;

б) чтение ритмического рисунка ритмослогами по нотному тексту под аккомпанемент педагога;

в) исполнение канона с выстукиванием или вышагиванием ритма своего голоса каждой группой:

г) исполнение ритмических остинатных фраз под аккомпанемент педагога;

д) ритмическая импровизация с использованием ударных инструментов. Основное внимание уделяется песне ее показу, разбору и разучиванию.

Слушая песню, разбирая и разучивая ее, учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, приобретают знания, развивают слух, чувство ритма. Пение способствует общему и музыкальному развитию воспитанников, прививает любовь к музыке, воспитывает художественный вкус.

На первых порах вокально-хоровые навыки укрепляются на одноголосных песнях и песнях с элементами двухголосия. Хорошее чистое унисонное пение базируется на правильных вокальных навыках и создает самые благоприятные условия для перехода к многоголосию.

Переход от унисона к многоголосию совершается постепенно, путем воспитания гармонического слуха, т. к. трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как в таковом, сколько в умении слышать. Необходимо с самых простых песен и упражнений приучать детей вслушиваться в красоту - звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания по сравнению с одноголосным пением.

Задача состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал воспитанников, позволил им с первых шагов ощутить красоту многоголосного звучания.

Большинству этих требований отвечает исполнение канона. Должным образом подобранные (самостоятельность движения голосов, краткость материала, простота мелодии) они обеспечивают значительное продвижение обучающихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании навыков собственно многоголосного пения.

Переход к многоголосному пению проходит в несколько этапов:

1)  подготовка слуха к восприятию многоголосия начинается задолго до собственно двухголосного пения и включает специальные упражнения на развитие гармонического слуха: вслушивание в звучание гармоний, ритмические упражнения, пение песен с не дублирующим мелодию сопровождением;

2)  воспитанники осваивают эпизодическое гармоническое двухголосие на основе консонирующих интервалов - терции и квинты.

В этом виде голосоведения происходит как бы «расщепление» унисона на ряд интервальных цепочек, являющихся наиболее доступным материалом для восприятия, а следовательно, и для исполнения;

3)  затем воспитанники знакомятся с произведениями, в которых ведущей хоровой партией является низкий (второй голос). При этом обращается внимание на особое значение приемов двухголосного пения, берущих начало от народного хорового исполнительства. Вследствие такого методического подхода на разучивание и подготовку к исполнению затрачивается меньше времени, воспитанники быстрее овладевают навыками подстраивания своей партии к партии другого голоса, а двухголосие становится более устойчивым;

4)  далее осваивается многоголосие (первоначально в виде трехголосия) со всемерным использованием выдержанных звуков. Если выдержанный звук является доминантой или тоникой, то многоголосие выполняется более точно;

5) следующий этап противоположное голосоведение с преимущественным использованием интервалов октавы, квинты, терции, а также с ведущим значением нижнего (второго, третьего) голоса. И, наконец, в сферу внимания воспитанников вводится многоголосие с элементами подголосочной полифонии.

Такая многоплановая работа позволяет работать и над унисоном, и над многоголосием. Работа над многоголосным сочинением может активизировать становление мелодического («унисонного») слуха; соответственно работа над унисоном в определенной мере способствует становлению чистоты интонации в пении на несколько голосов.

Во время занятий постоянное внимание должно уделяться певческой установке, причем непременно воспитанники должны петь и в положении сидя, и стоя.

При воспитании навыков певческого дыхания, звукообразования и звуковедения необходимо развивать у учащихся самоконтроль. Только в этом случае все навыки могут быть усвоены успешно и основательно. Большое значение в развитии самоконтроля имеет индивидуальный опрос с разбором пения, с ясными замечаниями и указаниями.

Необходимо уделять внимание вопросам фразировки, т. к. осознание учащимися фразы самым непосредственным образом способствует ее правильному художественному исполнению.

Особое внимание нужно уделять вопросам интонации, строя и ансамбля. Для этого в репертуаре следует иметь несколько произведений без сопровождения. Кроме того, произведения, написанные с инструментальным сопровождением, полезно учить без него, т. к. такое пение способствует выработке стройности и чистоты интонирования, красоты звука, ансамбля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...

Программа кружка "Свой голос"

Очень важно  для человека   выразить все, что ему   захочется, верно  сформулировать мысль, найти нужные слова для передачи мысли....