Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
учебно-методический материал по музыке на тему

Шупинская Марина Леонидовна

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ  

И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор:

Меркурьева Марина Леонидовна.

Москва, 2011

1.ВВЕДЕНИЕ

Музыка. Для каждого человека, в этом слове, заключен огромный мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей. Она способна унести нас в далекое прошлое и помочь заглянуть в будущее. Музыка развивает пространственное и ассоциативное мышление, стимулирует работу мозга, способствует развитию речи и памяти, развивает трудолюбие, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Кроме этого, правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на психику и здоровье человека.

       Урок музыки в школе – это основная педагогическая форма организации получения знаний о мире музыкального искусства через общение педагога и учащихся между собой. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, умения и навыки. Развивающая функция урока – нацеленность на развитие духовных и психологических качеств учащихся. Подлинное педагогическое искусство состоит в воздействии не только на ум, но и на чувства. Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе. Каким же должен быть урок музыки в современных условиях?

         Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное пространство. В возросшем информационном потоке педагог должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, неотъемлемой частью которой являются знания о новых информационных технологиях и умение их применять в педагогической деятельности. Современному педагогу необходимо идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, что позволит решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика.

         В этой связи важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах и технологиях организации образовательной деятельности, основанных на комплексе интерактивных методов, которые в значительной мере увеличивают уровень взаимодействия между преподавателем и учениками, раскрывают новые возможности качества образования и контроля усваивания знаний обучающимися. (Презентация 1. Слайды 1- 2)

       При реализации этих методов на первый план выходит информатизация образовательного процесса, как обеспечение сферы образования детей методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания. (Слайд 3)

2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

        Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) мы подразумеваем совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. (Слайд 4) Современные мультимедийные технологии, используемые как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения обучающимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося за счёт подключения зрительных, слуховых и тактильных анализаторов, способствуют качественному усвоению знаний обучающимися и повышают эффективность работы до 30-40%.  

Представляемая в трёхмерном пространстве яркая цветная динамичная информация, сопровождаемая звуковыми эффектами, делает уроки «живыми», помогает осмысленно воспринимать новый материал, способствует формированию точных эталонных образов в памяти детей. Мультимедийные программы представляют собой информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения.  

        Используя в педагогической деятельности мультимедийные технологии, преподаватель применяет на практике следующие дидактические возможности ИКТ:

  • представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  • контролировать временные параметры подачи информации;
  • выдавать большой объем информации по частям, обеспечивая ускоренное усвоение учебного материала обучающимися; (Слайд 5)
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание;
  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  • выходить в мировое информационное сообщество, используя  информационные ресурсы в учебных целях. (Слайд 6)

         Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров.

1.По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные курсы). (Слайд 7)

2.По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы). (Слайд 8)

3.По типу информации: электронные и информационные ресурсы

  • с текстовой информацией (учебники, энциклопедии, периодические издания, методические материалы);
  • с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы);
  • с комбинированной информацией (Слайд 9)

        Основными преимуществами использования мультимедийных технологий в образовании являются:

  • удобство и легкость предъявления материала в    качестве предмета рефлексии;
  • возможность фиксировать содержание с многократным возвращением к нему в нужном режиме;
  • построение принципиально новой системы общения;
  • выбор индивидуального темпа, объема, времени обучения; (Слайд 10)

  • удобство хранения и доступа к большим объемам информации;
  • копирование, тиражирование, редактирование, быстрая передача на расстояние;
  • возможность имитации недоступных процессов и явлений и их моделирования;
  • широкие возможности для создания эмоционально-фонового сопровождения. (Слайд 11)

        Направления использования ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного образования:

  • как средство наглядности при изучении нового материала;
  • закрепление изложенного материала;
  • проведение практических и самостоятельных работ;
  • контроль и проверка знаний учащихся;
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  • проведение интегрированных уроков с разными школьными предметами (музыка + история, литература, математика, география и т.д.)
  • диагностика качества обучения; (Слайд 12)

  • самообразование учащихся и педагогов;
  • видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий;
  • создание фонотеки и видеотеки;
  • запись фонограмм;
  • использование мультимедийных технологий в театрализации мероприятий и   школьных спектаклей;
  • участие в проектной деятельности;
  • создание рабочих программ и портфолио педагога;
  • работа с ресурсами Интернет. (Слайд 13)

       Использование ИКТ на уроках музыки позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения учебного материала;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся

с разным уровнем готовности к обучению. (Слайд 14)

         Виды использования ИКТ для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся:

  • Программа для создания презентаций;
  • Программы для звукозаписи и обработки аудиофайлов;
  • Электронные интерактивные учебные материалы;
  • Музыкальные энциклопедии;
  • Презентации, видеоматериалы;
  • Обучающие программы;
  • Программы для обработки и создания видео;
  • Интернет - ресурсы для учителя. (Слайд 15)

       

Компьютерная презентация базируется на следующих дидактических принципах:

  • научности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • системности и последовательности;
  • сознательности и активности;
  • прочности;
  • связи теории и практики;
  • интерактивности;
  • индивидуализации. (Слайд 16)

         Компьютерная презентация сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, повысить мотивацию к творческой и познавательной деятельности на уроках музыки и в системе дополнительного образования.

3. ОБЗОР ПРОГРАММ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА И МЕРОПРИЯТИЯ

 

           Программа для создания презентаций Microsoft Power Point. 

С помощью этой программы можно создавать довольно красочные презентации, которые пригодятся для большей наглядности и понятности при представлении учебного материала на уроках. В этой программе кроме обычного текста и рисунков (фотографий), на слайдах можно также поместить видео и звуковые файлы. Для представления этой информации используются различные эффекты, которые помогают сделать презентацию красивой. Для размещения информации на слайде, в программе имеются различные макеты, которые можно выбрать в меню программы или при большом желании создать самому. В макетах слайд разбивается на различные области, в каждую из которых можно поместить определенный вид информации (текст, графические объекты и т.д.). Эта возможность позволяет более гибко представить показ, используя слайды с различными видами макетов в одной презентации; (Слайд 17)

           Программа для обработки звука Sound Forge. Это одна из самых популярных и действительно полезных программ, предназначенных для обработки аудио на профессиональном уровне. С ее помощью можно обрабатывать аудиосигнал, изменяя его до неузнаваемости или же редактировать неудачно записанную партию какого-либо музыкального инструмента. Sound Forge успешно объединяет в себе практически полный набор современных звуковых эффектов и мощные средства редактирования звуков для последующего их использования в сэмплере; (Слайд 18)

           Для записи, редактирования и воспроизведения звуковых файлов в Windows используется специальная программа Звукозапись (Sound Recorder). Работа с данной программой имеет смысл, если персональный компьютер оснащен звуковой платой. Подключенные к ней микрофон, динамики или наушники позволяют прослушивать и записывать звуки; (Слайд 19)

          Windows Movie Maker– это программа для обработки видео. Она входит в комплект Windows XP, но работает также на Vista и 7. Цель программы – предоставить пользователям инструмент для быстрого и легкого создания домашнего видео с добавлением различных эффектов. Записав видео на цифровую видео камеру, и скопировав его на жесткий диск, вы может обработать его и придать ему профессиональный вид, больше привлекательности и интереса. Программа позволяет вставить красивые переходы между сценами и различные эффекты, украшающие видео. Добавив фоновую музыку, вы сможете подчеркнуть настроение участников видео, и придать ему энергетики; (Слайд 20)

        Создание видеоклипа при помощи программы Pinnacle Studio - это программное обеспечение для редактирования видео и создания видео-дисков, объединяющее в себе простой и интуитивно понятный интерфейс с профессиональными возможностями. Захват видео с различных видео источников; (Слайд 21)

          Программа Nero для записи данных с компьютера на диск. Пакет программ Nero Burning Rom включает в себя программу для разработки и печати обложек для компакт-дисков, программу для записи CD/DVD дисков, служебную программу для редактирования звуковых файлов, программу для тестирования скорости чтения компакт дисков, программу утилита для тестирования CD/DVD приводов и прочие. Программа Nero позволяет пользователю работать со всеми современными типами DVD и CD приводов. В возможности Nero входит запись CD и DVD дисков, а также запись дисков данных, загрузочных дисков, видео дисков и супер видео дисков; (Слайд 22)

            Программы – КАРАОКЕ. Караоке — это японская аббревиатура от слов «караппо» (здесь взят первый слог «кара»), что значит «пустой», и «окесутура» (взят первый слог «оке»), означающего «оркестр». В дословном переводе караоке означает «пустой оркестр», а под пением караоке понимают пение под записанное инструментальное сопровождение, в качестве которого выступает мелодия песен, изначально записанная без голоса певца, или песен, голос певца из которых был искусственно удален при помощи специализированных программных средств. Караоке-пение открывает широкие перспективы для начинающих талантов, развивает голос и музыкальный слух, помогает в освоении разговорного иностранного языка, позволяет быстро и качественно освоить большое количество песенного материала на уроках музыки и системе дополнительного образования школьников. vanBasco's Karaoke Player является самым популярным плеером для пения в стиле караоке на персональных компьютерах. Интерфейс программы дружелюбен и даже не опытный пользователь начинает быстро ориентироваться при в управлении. На панели инструментов программы в нижней части имеются кнопки с надписями "Playlist", "Control", "Karaoke", "Ounput", "Piano". С помощью них вы можете управлять отображением вспомогательным окон; (Слайд 23)

         Уроки и мероприятия, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Эту задачу помогает решать следующая многочисленная группа программ, каждая из которых уникальна сама по себе. Эти программы (музыкальные обучающие энциклопедии, пособия и игры) делают уроки лёгкими и увлекательными.

           Энциклопедия классической музыки содержит в себе 5 часов классической музыки, 400 биографических статей, 200 статей о музыкальных произведениях, словарь музыкальных терминов,12 тематических экскурсий о муз. культуре разных стран, видеофрагменты и анимацию, музыкальные викторины различной сложности, хронология событий и дат. (Слайд 24)

          Энциклопедия музыкальных инструментов содержит шедевры мастеров со всего мира, начиная с древних времен и до нашего времени. Музыкальными инструментами интересуются люди самых разных профессий. Ведь именно звук является самым распространенным средством общения между людьми. С давних времен, когда человечество еще стояло на первой ступени своего длинного исторического пути, все самые сокровенные слова могла заменить музыка. На этом диске собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Учащимся предоставляется возможность познакомиться с многовековой историей возникновения и развития музыкальных инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных экспонатов, чья судьба неразрывно связана с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.
Особенности диска: удобная навигация по разделам, подробнейшая информация о каждом инструменте, более 1000 музыкальных фрагментов и примеров, свыше 900 музыкальных инструментов и ансамблей;
 (Слайд 25)

           Мультимедийная энциклопедия "Sonata. Не только классика" - это путеводитель по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, авторской песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Проект "Соната" признан одним из лучших на конкурсе авторских электронных ресурсов для образования в России. (Слайд 26)

           

Практический курс "Учимся понимать музыку". Занятия курса в современной мультимедийной форме расскажут о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, научат слушать и понимать музыку, помогут приобщиться к мировой музыкальной культуре, а тестовые задания станут отражением ваших успехов в "Дневнике достижений". (Слайд 27)

         «Щелкунчик» удачно сочетает увлекательную компьютерную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки.  Компьютерная игра поможет ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты. (Слайд 28)

           "Волшебная флейта" продолжает серию детских программ "Играем с музыкой". Пять увлекательных заданий, направленных на развитие музыкальных способностей, а также интересные викторины и загадки, открывающие новые горизонты для знакомства с биографией великого композитора Моцарта и историей создания одного из его творений, – все это в познавательном путешествии вместе с волшебной флейтой. (Слайд 29)  

           «Алиса и Времена года» - музыкальная обучающая программа из серии «Играем с музыкой», основанная на классических произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и Антонио Вивальди «Времена Года». В США – на родине оригинальной программы – развивающая программа была отмечена призом зрительских симпатий «Parents Choice». (Слайд 30)

Интерактивные музыкальные тренажеры.

В музыкальной игре Music Match «Ноты и нотный стан» можно закрепить знания соответствия клавиши и ноты на нотном стане в скрипичном и басовом ключах. В этой игре нужно находить соответствующую ноту предложенной клавише на клавиатуре. Клавиша выделяется красным цветом. (Слайд 31)

             Владение преподавателем компьютерными технологиями позволяет ему получать информацию в безграничных просторах сети Интернет, а также на различных педагогических форумах, например, форуме сайта in-ku.com «Учитель музыки в общеобразовательной школе», «Сеть творческих учителей» и др. (Слайд 32)

       4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ  

Использование мультимедийных технологий на уроках музыки способствует усвоению программного материала в полном объеме, реализует цели и задачи изучаемого курса. (Слайд 33) Цели и задачи освоения образовательной программы «МУЗЫКА»:

1)  формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

2)    развитие общей музыкальности школьников, восприимчивости и способности к сопереживанию на основе восприятия и анализа художественного образа;

3)  формирование мотивационной направленности на    продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, музицирование, драматизация музыкальных произведений) (Слайд 34)

4)    воспитание эстетического отношения к миру на основе развития общих художественных способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, их связях с театром, кино, литературой, живописью.

5)    расширение музыкального и общего культурного кругозоров;

6)    овладение основами музыкальной грамотности: рамках изучаемого курса. (Слайд 35)

Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера.

На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д. Так проверку пройденного материала можно провести в форме проведения викторины, которые имеются практически в каждой информационной, тематической и образовательно-игровой программе.  При проведении урока – презентации начать его можно в форме разгадывания музыкального кроссворда с ключевым словом, определяющим тему урока, составленного по материалам пройденных тем, что позволяет нам проверить знания слушателей, а ученики сами назовут тему предстоящего урока.

В начале урока можно вывести на экран анимированную распевку для младших школьников, где озорной звоночек здоровается с детьми и поднимает тонус урока с первых минут. (Слайд 36)

          Изучая потную азбуку на уроках в младших классах очень продуктивно использовать визуальный нотный стан, рассказывать стихотворения о расположении нот на нём. (Слайд 37)

         Учитывая, что основным видом деятельности учащихся начальных классов является игра, компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет усвоению учебного материала в игровой форме. Ученики с огромным удовольствием отгадывают музыкальные ребусы, задачки и загадки, что помогает учителю видеть уровень усваивания учебного материала. (Слайд 38)

          Мультимедийные презентации помогают освоить учащимся музыкальные жанры, возникшие на основе песни, танца и марша (Слайд 39)

           Знакомясь с творчеством композиторов, обязательным является использование изображений портретов композиторов (Слайд 40), а также проведений уроков - музыкальные гостиных с театрализованными диалогами между композиторами и учениками. Так, например, изучая творчество Александра Порфирьевича Бородина (Слайд 41), или Петра Ильича Чайковского (Слайды 42 – 48). 

 

          Знакомясь с музыкальными инструментами (Слайд 49), ученики любят отгадывать музыкальный частушечный кроссворд. (Слайд 50)

           Жизнь чудесней, интересней, если рядом с нами песня. Песни – караоке позволяют быстро и качественно освоить детям новый музыкальный песенный материал на уроках и во время внеклассных мероприятий, значительно обогатить и расширить песенный репертуар, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником. (Слайд 51)

           Использование ИКТ на уроках музыки разнообразят формы проведения урока, контроля усвоения обучающимися пройденного материала. Так благодаря применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм проведения занятий как урок-экскурсия, урок-концерт, урок-игра и др. Педагог может красочно подготовить и провести уроки по темам «В музыкальном театре», «Опера, балет, мюзикл», «Музыкальные театры мира», «Инструменты симфонического оркестра», «Знакомство с джазом» и многим другим. (Слайды 52 - 57)

          Знакомясь с историей возникновения и технологией изготовления таких музыкальных инструментов, как орган, клавесин, клавикорд на уроке «День рождения фортепиано», учащиеся с большим интересом воспринимают видео – материал, собранный из фрагментов документальных и художественных фильмов. (Слайды 58 - 61)

                  

           Использование на уроках демонстрационного  зрительного ряда: видеофильмов на основе опер балетов, мюзиклов, художественных и документальных фильмов об искусстве и жизни выдающихся музыкантов и творчестве композиторов, мультипликации, концертов классической и популярной музыки, песен – клипов, фильмов – путешествий по музыкальным театрам мира и т.д., выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия информации и позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией. Помимо видеоматериалов несомненным богатством является и синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии. (Слайды 62- 64)

        По результатам анкетирования учащихся использование ИКТ делает урок музыки более:

  • наглядным –  21%
  • интересным – 22%
  • информационным – 15%
  • лёгким – 10%
  • повышающим общий уровень развития – 29%
  • личностно – ориентированным – 3%(Слайд 65)

5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         В последние годы всё большее развитие получает новый вид учебно – исследовательской деятельности школьников – проект. Благодаря применению в проектной деятельности информационно - компьютерным технологий, у детей формируется стойкий интерес к музыке, раскрываются индивидуальные особенности ребёнка, появляется его творческая активность, осознаётся учащимися язык музыкального искусства.

         Музыкальный проект -  погружение в мир авторской песни «Наполним музыкой сердца» раскрывает перед учащимися историю возникновения жанра бардовской песни. Проект помогает приобщиться ученикам к бардовскому искусству через раскрытие его тематики и огромного воспитательного потенциала, заключённого в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии, знакомит с творчеством российских бардов Ю.Визбором, Б.Окуджавой, В.Высоцким, А.Розенбаумом, С.Никитиным, способствует развитию умения отличать хорошую музыку (как «лёгкую» так и «серьёзную») от подделки. (Слайды 66 - 69)

         Работая над проектом «Проблема классифицирования танцев народов мира», постигая один из прекраснейших видов искусства, мы надеялись, что полученные знания сыграют особую роль в совершенствовании личности. Формирование культуры молодёжи невозможно без обращения к художественным ценностям общества, накопленных в процессе его развития. Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Мы предприняли попытку проанализировать и систематизировать собранный материал с помощью этнографии, географии, математики, геометрии, статистики, музыки. (Слайды 70 - 74)

           Информационные и коммуникационные технологии активно и успешно применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников. (Слайд 75) Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, целью которого является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Любые школьные праздники или мероприятия запомнятся ученикам, если они красочно оформлены с помощью мультимедийных технологий. Например, на школьных праздниках «День знаний» (Слайды 76 – 77), «Посвящение в первоклассники» (Слайды 78 - 84), «Масленица» (Слайды 85 – 88), «Весны прекрасные мгновенья» (Слайды 89 - 90).

         Неоценимое значение имеет использование компьютерных технологий и в проведении конкурсов и фестивалей. Так, например, на Всероссийском Фестивале искусств «Волшебный мир», мультимедийные возможности выполняют не только информационно – ознакомительную функцию, демонстрируя на экране фотографии коллективов - участников (Слайды 91 - 105), но и раскрывают непосредственно режиссёрский замысел, органично вливаясь в сюжет развития спектакля. Так, например, в музыкальной сказке «Ты – особенный» по мотивам произведения Макса Лукадо зритель мог видеть на экране анимированную история создания Мастером разноцветных человечков, и сам Мастер, оставаясь невидимым, общался с героями сказки через иллюстративный ряд на экране. (Слайд 106).

        Важнейшее значение в формировании у обучающихся духовных качеств личности гражданина и патриота России имеет обращение к теме Победы в Великой Отечественной войне 1941- 45 годов. И здесь на помощь приходят мультимедийные технологии в воспитании нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, уважения к ее истории, гордости за свой народ, в повышение интереса к историческому прошлому нашей Родины, к ее песенному наследию и популяризации военной песни как духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве (Слайды 107-109), а также при изучении истории создания гимна России (Слайды 110 -113), гимна Западного округа Москвы (Слайд 114) 

6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО УРОКА «ЗАНЯТИЕ, КАК УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ОТКРЫТИЕ И СКАЗКА. ЭВРИСТИКО - ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»

Музыка - язык души, а «душа обязана трудиться» с раннего возраста. Соприкоснувшись с музыкой по-настоящему, ребёнок получает огромный духовный потенциал на всю жизнь. Всё лучшее закладывается в человеке с детства, поэтому необходимо с раннего возраста всесторонне приобщать ребёнка к прекрасному: посещать с ним детские концерты в филармонии, театральные спектакли, художественные выставки, где формируется эстетический вкус ребёнка, расширяется его кругозор, где он обогащается духовно.

           Главным видом деятельности эвристического познания ребёнка дошкольного возраста является игра. Играя, ребёнок активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, переживает в действии изучаемое, познаёт его изнутри, постигая суть и терминологию. В игре он перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» занятия. Этого нельзя не учитывать в работе с малышами.

            В качестве игровой среды на уроках, музыкальная педагогика

рассматривает музыкально-дидактические игры и пособия, основное назначение которых — в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В процессе игры ученики получают знания об основах музыкальной грамоты и учатся любить, ценить и понимать музыку.

         Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку, сделают занятия более увлечёнными, приобщат детей к творческому открытию   прекрасного мира музыки.

         О концептуальных положениях дидактической эвристики мы узнаём ещё с древних времён выдающегося древнегреческого учёного Архиме́да, который согласно легенде, как-то принимал ванну и открыл закон гидростатики. «Эврика!», что означало «Нашёл!» закричал Архимед в этот момент. Эвристика (др.-греч. «отыскиваю», «открываю») — наука, изучающая творческую деятельность, методы открытия новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами, а также методики процесса обучения. (Приложение 2.Слайд 2) 

          В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный объект (материал для конструирования) но не готовые знания о нем.  Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) затем с помощью учителя сопоставляется с достижениями в соответствующей области. В итоге ученик переосмысливает и достраивает свой результат. Происходит личностный образовательный рост ученика (его знаний, чувств и опыта). (Приложение 2.Слайды 3-5)

          Для передачи моего педагогического опыта работы в данном направлении педагогам Западного округа был проведён мастер – класс на тему: «Занятие, как увлекательное путешествие, открытие и сказка. Эвристико - дидактический подход в процессе обучения детей младшего возраста игре на фортепиано» (Приложение 2.Слайд 1)

                    Мастер – класс проходил в форме музыкального путешествия на паровозике и сопровождался мультимедийной презентацией. Ученики – дети пяти и шести лет читали стихи, пели песни, играли на синтезаторе и фортепиано сольно и в ансамбле. За время проведения занятия была продемонстрирована игровая деятельность учеников со следующими дидактическими материалами, разработанными мною: играми «Доминотки», «Музыкальное путешествие», «Путешествие на воздушном шаре», «Клавиши и ноты первой октавы», «Клавиши и ноты четырех октав», «Этажи – октавы», «Нотки и домики», «Музыкальные инструменты», «Музыкальный паровозик», «Птички Та и Ти-ти»; «Мишкины лапки»; лото «Ноты скрипичного ключа», «Ноты басового ключа», «Ноты первой октавы».

Цели и задачи мероприятия:

  • познакомить детей с основами музыкальной грамоты в доступной для их возраста игровой форме с помощью разработанных дидактических игр и пособий;
  • побуждать их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях;
  • направлять личностный образовательный рост ученика (его знаний, чувств и опыта).
  • развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, внимание;
  • развивать творческую инициативу и фантазию;
  • обогащать обучающихся новыми впечатлениями;
  • развивать потребность к самовыражению, речь детей;
  • повышать мотивацию к занятиям музыкой.

         Начало «Музыкального путешествия»: Миша играет на синтезаторе, а девочки подпевают знакомые слова детской песенки и аккомпанируют, подыгрывая ему на треугольнике, бубне и маракасах, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком» - одна за другой. (Слайд 6)

          Первая остановка «Музыкальный дворец». (Слайды 7 - 9) Клавиатура фортепиано – это воображаемый семиэтажный дом, на каждом этаже которого живут семьи зверушек: слоны, медведи, волки, лисы, зайцы, мышата и птички. Дети вместе хором повторяют названия – клавиатура, октава и перечисляют животных, по очереди раскладывая на клавиатуре фортепиано фигурки зверюшек (пальчиковые куклы). Педагог знакомит собравшихся гостей с игрой «Домики для нот» - в каждой октаве два домика: маленький (ноты ДО-РЕ-МИ) и большой (ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ), в домиках живут нотки, обозначаемые знакомыми детям предметами-маркерами для лучшего запоминания: ДОМ-РЕПА-МИШКА-ФАКЕЛ-СОЛНЫШКО-ЛЯГУШКА-СИНИЧКА. На нотной линейке наглядно (с помощью презентации) показывается расположение каждой нотки (значком-изображением знакомого предмета), а дети ещё раз повторяют все вместе названия нот и маркеров-предметов: до-дом, ре-репа, ми-мишка, фа-факел, соль-солнышко, ля-лягушка, си-синичка. Цель этой игры: дети должны уметь найти на любом этаже-октаве любую нотку. Педагог вызывает детей младшего возраста по одному и каждому дает задание: показать конкретную нотку на каком-либо этаже-октаве. Дети охотно выходят и безошибочно показывают заданную ноту, «перелетая» в гости к разным героям на «парашютике» - сформированной виде купола парашюта кисти руки, приземляясь на кончик среднего пальца поясняя, в каком домике (в большом или в маленьком, эта нотка живет). Каждый ребенок показывает по 2-3 нотки в разных октавах, давая пояснения.

          Продолжение «Музыкального путешествия» (Слайд 10): Миша играет на синтезаторе, а девочки Олеся, Рита и Саша подпевают знакомые слова детской песенки и аккомпанируют, подыгрывая ему на треугольнике, бубне и маракасах, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком» - одна за другой.

          Станция «Цирк ловких пальчиков». (Слайды 11-13) Дети и педагог под веселую песенку показывают гостям зарядку для пальчиков рук. Пальчиковые игры направлены на развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев при подготовке к обучению игре на фортепианной клавиатуре. Забавные тексты песенок являются подсказкой для предлагаемых движений, а весёлая и красивая музыка создаст нужное настроение, поможет ритмичному и выразительному исполнению.

          Затем педагог знакомит собравшихся гостей с игрой «Путешествие на воздушном шаре»: на картинке изображены две раскрытые ладошки, на каждой их них в центре ладони нарисован кружочек в виде купола, каждый пальчик обозначен цифрой от 1 до 5, над пальчиками располагаются пальчиковые куклы. Цель игры: научить ребенка правильно формировать свод кисти руки и постановку пальцев при игре на фортепиано, отработать плавные движения кистей рук, уметь определять цифровое обозначение каждого пальчика. Игра: ребенок кладёт свои ладошки на нарисованные, «надувая» воздушный шар, собирает кисть в купол, затем на вершину купола (тыльная сторона кисти руки) сажается лягушонок-путешественник и летит (плавные движения кистью руки, так, чтобы не уронить пальчиковую куклу) к другой пальчиковой кукле по выбору ребенка или педагога, называя номер указанного пальца. Далее игрушка-путешественник плавно сходит по трапу (по своему пальчику) и приглашает другой персонаж в путешествие – поднимаются и летят вдвоем. Пока летят (плавная широкая амплитуда рукой ребенка), ребенок фантазирует, что игрушки-путешественники видят: какие моря-океаны, леса, горы и т.д., – ребенок фантазирует, строит красивые образные словосочетания (важно для развития речи), сочиняет сказку (если зверюшка-путешественник упадет, прибежит доктор Айболит и вылечит её). Педагог и ребенок показывают гостям игру на практике.

         Продолжение «Музыкального путешествия» (Слайд 14): Олеся и Рита - дуэтом на одном фортепиано играют «Вальс собачек», предварительно прохлопав ритм и синхронно с этим по слогам произнеся: «вальс тан-це-вать», а Миша и Саша аккомпанируют им с помощью треугольника, бубна, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком».

         Станция «Филармония веселых ноток» - звукоряд. Дети читают стихи про нотки, рассказывая о расположении нот на нотном стане, дублируя анимационное появление ноток на экране. (Слайды 15-24)

         Продолжение «Музыкального путешествия» (Слайд 25): Миша и Саша играют на синтезаторе песню «Голубые санки», а Олеся и Рита аккомпанируют им с помощью треугольника, маракасов, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком».

         Станция «Ритмический зоосад». (Слайды 26-30) Педагог показывает игру «Птички Та и Ти-ти», разработанную в помощь детям дошкольного возраста для развития чувства ритма. Педагог произносит ритмическую задачку-стишок, а дети показывают ритмические доли двумя руками (красные знаки – правая рука, синие – левая) на слайде презентации. Затем задача усложняется: добавляются цифры к ноткам – птичкам и ритм отбивается разными пальчиками. После чего эти пальчики переносятся на клавиатуру и, «надевая перчатки», мы назначаем каждой клавише определенный пальчик. Таким образом, по цифрам, даже не зная нот, дети-дошкольники могут сыграть свои первые мелодии.

        Игра «Три медведя»: три медведя идут по лесу, оставив много следов. Следы большого медведя, медведицы и Мишутки – это наглядное воплощение длительностей нот. «Та-а» – шаги Михайла Ивановича, «та» – Настасьи Петровны, «ти-ти» – шаги Мишутки.  Дети «читают» следы, проговаривая и притопывая ногами ритм.

          Паровозик снова отправляется в путь. (Слайд 31) Все дети исполняют ансамблем песенку «Ваня – простота»: Миша - на синтезаторе, Рита и Олеся на фортепиано в четыре руки, а Саша -  на металлофоне.

          Станция «Лаборатория музыкальных загадок». (Слайды 32-43) С помощью мультимедийных технологий дети помогают заблудившимся ноткам найти свои клавиши, отгадывают загадки и ребусы, закрепляющие знания расположения нот на нотном стане. Игра «Музыкальный ребус»: нотка изображает слог слова, которое дети должны отгадать. Усложнение задания: стихи-ребус про рыбок (сокращение времени на отгадывание слова). Затем творческое задание адресуется гостям. Необходимо спеть частушечный кроссворд, отгадывая загадки про музыкальные инструменты. Гости с большим энтузиазмом принимают участие в этом конкурсе, приближаясь тем временем к новой станции. (Слайды 44-53)

           Станция «Музыкальная игротека». (Слайды 54-60) Здесь педагог демонстрирует дидактический материал, применяемый на практике в игровой деятельности с учениками. Игры «Доминотки» - домино с нотами, «Клавиши и ноты первой октавы», «Лото», «Музыкальный паровозик».

           «Музыкальный паровозик» - адаптированная к игре запись нотного текста песенки в виде вагончиков – тактов и колёс – долей такта. Ученик исполняет заданную мелодию, переходя от вагончика к вагончику. В случае ошибки, вагончик отправляется в «депо» на ремонт, таким образом, в игровой форме ребёнок учится добиваться качественного исполнения, воспитывая усидчивость и трудолюбие. Далее над вагончиками изображаются символы зверят, которые едут в вагончиках с нотками. Зверята соответствуют значениям гармонических функций в малой и большой октавах и при совместной игре двумя руками на синтезаторе составляют линию автоаккомпанемента.

          На экране демонстрируется видеоролик, созданный педагогом, который иллюстрирует прошедший новогодний концерт класса. Новогодняя тематика настраивает на новый этап путешествия. (Слайд 62) Начинается сказочная игра «Музыкальные чудеса». (Слайды 63-70) На экране появляется изображение сказочной страны, где дети видят природные явления всех времён года, кроме зимы. Цель игры - вернуть зиму в сказочную страну. Для этого дети поочерёдно переходят от картинки к картинке, исполняют свои музыкальные произведения на синтезаторе с автоаккомпанементом, и тем самым возвращают зиму в сказку. Так, Саша, исполнив «Jingle bells», превращает ландыши в рождественский колокольчик, Олеся, исполнив песню «Новый год» превращает избушку Бабы Яги в Новогоднюю ёлку, Рита, сыграв спиричуэл «Когда святые маршируют», превращает грибочки в поющих детей, а Миша, аккомпанируя девочкам, которые спели песенку «Как на тоненький ледок», заморозил тучку, на экране пошёл снежок и в сказочную страну пришла зима. Эта игра - концерт привела всех к вратам «Музыкальной сокровищницы».

         «Музыкальная сокровищница». (Слайды 71-83) На экране под классическую музыку возникают шедевры мировой живописи – картины с изображением музыкантов и музыкальных инструментов. Агния Исай исполняет на синтезаторе пьесу Людвига ванн Бетховена «Весёлая. Грустная» Синтезатор передаёт звучание струнного оркестра и клавесина. Затем мы переходим в следующий зал «Музыкальной сокровищницы», где демонстрируются слайды о П.И.Чайковском.  Ученицы исполняют пьесы из «Детского альбома»: Агния Исай - «Бабу Ягу» и Маша Уткина - «Вальс».

            Подведение итога занятия: дети повторяют теоретические понятия – закрепление пройденного, под музыку звучат красивые стихи, посвящённые музыкальному искусству и юным музыкантам. Педагог отвечает на вопросы присутствующих гостей, демонстрирует методическую литературу, используемую в работе. В завершении этого яркого и насыщенного разными приёмами и методами мероприятия звучит песня А.Ермолова «Гимн музыке». (Слайды 84-86)

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, отметим, что деятельность педагога имеет специфику, которая выражается в том, что он выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одарённых и талантливых детей и подростков, организуя их качественное и доступное образование. Применение средств ИКТ в системе образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

Использование ИКТ способствует:

  • повышению мотивации учащихся к предмету;
  • активизации их познавательной деятельности;
  • развитию творческих способностей детей;
  • приобретению учениками углублённых знаний;
  • повышению самооценки учащихся;
  • гармоничному развитию личности детей. (Приложение 1.Слайд 115)

Бесспорно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребенка и ИКТ можно достичь положительного результата, работать более креативно, а значит продуктивно, прокладывая верный путь в будущее образования наших детей. Современному педагогу необходимо творчески использовать свои знания в работе и тем самым стремиться к новому качеству образовательного процесса. (Приложение 2.Слайд 116)

Список использованных в работе материалов, интернет – ресурсов:

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М.: Академия, 2001

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994

Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – http://pedsovet.org/

   

«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел    «Музыкальная электроника».

Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием    возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/ 

 

Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство».

Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»

Материалы сайта http://festival.1september.ru/ 

Издательство детских образовательных программ http://www.vest-tda.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важн...

Пример проведения урока ритмики для детей 5-6 лет для педагогов дополнительного образования детей.

В данном материале можно ознакомиться с планом проведения урока хореографии для детей 5-6 лет, а так же воспользоваться предоставленным материалом и рекомендациями при создании своего урока. Это темат...

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

Мастер-класс в рамках Декады дополнительного образования 18.05.2012 г.

Цель мастер-класса по теме: "Изготовление элементов модели одежды из нетрадиционных материалов" - развитие творческой инициативы ребенка, мотивации к занятиям посредством освоения приемов изготовления...