Воплощение авторского подхода к уроку музыки.
учебно-методический материал по музыке по теме

Ибрагимова Наталья Владимировна

        Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воплощение авторского  подхода к уроку  музыки.

Учитель музыки МОУ  СОШ  №1: Ибрагимова Н. В.

        Каждый год, заканчивая свой большой учительский отпуск, всё чаще ловлю себя на мысли о школе, об учениках. С душевным трепетом иду в школу 1 сентября. Вот он, мой любимый “уютный уголок” в огромной школе, – кабинет музыки. Учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Внутренне протестую, когда уроки музыки называют по старинке “пение”. Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства, не терпит к себе пренебрежительного отношения. Мои ученики знают, что урок музыки – это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.  Звенит звонок, постепенно затихают шумные поклонники “попсы” и “рока”. Звучат первые аккорды оркестра, звучит классическая музыка. Я открываю им новый мир, в который они входят сначала недоверчиво, а затем целиком погружаются в чарующие звуки. Я вглядываюсь в их глаза: отражают ли они те чувства, которые я хочу им передать?.. Урок закончен. Смущённо и робко встают мои ученики со своих мест. Надеюсь, что каждый из них стал чуточку добрее и терпимее.

     Выдающийся Гражданин своего времени Дмитрий Борисович Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ Учителя, который “... должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость. Учитель должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам не увлечён”. Он мечтал о том времени, когда на вопрос о роде своей деятельности в школе учитель ответит: “Я музыкант. Я учу детей музыке”. Это обо мне.

       Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.

     Идея обновления музыкального образования в школе не давала мне покоя, побуждала к поиску новых форм и методов работы.  В своей школе я имею   возможность применения компьютера, а, именно, компьютерных программ в учебном процессе на уроках музыки

        Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Программы по музыке предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, а их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.

Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования,  можно выделить такие направления его применения:

- прослушивание и анализ музыкальных произведений;

- создание музыки;

- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;

- создание собственных музыкальных программ;

- получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.

Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются  как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить интерес ученика к высочайшей его форме - стойкого.

Существующие программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных школах, можно поделить на группы.

Музыкальные компьютерные средства

  • Музыкальные редакторы
  • Энциклопедии
  • Игровые программы
  • Программы-тесты и викторины
  • Комбинированные программы

Любая из представленных музыкальных программ разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения подростков и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке музыки, информатики или английского языка, будут выбраны типы программ для изучения музыкального искусства.

___________________________________________________________________________________________

    Дети любят играть, и делают они это виртуозно. В любом ребенке живет исследователь; правда, у одних это качество проявляется очень ярко, а у других “исследовательская жилка” запрятана глубоко и надежно. Помочь лучше узнать других, более пристально посмотреть на свое “творение” и проявить себя в различных видах творческой деятельности – речевой, музыкальной, двигательной, умственной – как раз помогают игры.

В игре, используемой в качестве форм организации учебной ситуации, ребенок чувствует радость учения: проявляется и умственная, и социальная активность, мобилизуются интеллектуальные силы, которые сопровождаются эмоциональным подъемом. Игра становится мощным средством самовоспитания, самовыражения и самоусовершенствования. И мне хочется поделиться с некоторыми, на мой взгляд, интересными находками.

Игра “Прятки” при усвоения темы crescendo и diminuendo.

По принципу игры “Холодно – жарко”. Выбирается водящий в отсутствии которого прячется какой либо предмет. Водящему предстоит найти этот предмет, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое сопровождается ритмическими хлопками детей. Громче музыка и хлопки звучат, значит предмет близко и наоборот.

Игра “Лишнее слово”.

А) гобой, флейта, рожок, труба, кларнет

Б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано

В) пианист, трубач, флейтист, композитор, пианист

Г) вальс, полька, фокстрот, мазурка, марш

Д) симфония, песня, пьеса, сюита, соната

Игра “Ритмическое эхо” при изучении темы о регистрах.

Учащиеся вслед за звучанием музыкальных фрагментов воспроизводят звучания, динамических оттенков и ритмических рисунков, отмечая нижний звук хлопком по столу, верхний хлопком над головой. Можно вставить средний звук, который нужно отметить хлопком кулачками перед грудью.

По этой же теме “Ракеты”. При исполнении учителем хроматической гаммы вверх – ракеты (указательные пальцы) “летят” вверх и обратно. Эта игра может быть физминуткой.

Игра при изучении темы “Мажор и минор”. Учащиеся делятся на две группы. Первая повторяет ритмический рисунок только мажорных фраз, вторая – только минорных, исполняемых учителем на фортепиано.

Интересное предложение игры “Лесная симфония” при изучении этого жанра в журнале “Искусство в школе” № 3 за 2002 год.

В программе 1 класса есть хорошо известная народная песня “Уж как шла лиса”. На примере этой песни можно провести музыкально-речевую игру, превратив ее в “Лесную симфонию”, которая состоит из разнообразных речевых партий, принадлежащих, помимо лисы другим животным, птицам, рыбам, насекомым. И обыграть так, что многоликая живность, обитавшая в лесу и вне его, приняло участие в описанном событии (лиса нашла Азбуку) и чтобы каждый обитатель по-своему на него реагировал. Каждая партия поется на двух нотах, но в разных регистрах, развивая чувство равномерной ритмической пульсации.

Вот текст партий:

На первый ритмический рисунок:

На второй ритмический рисунок:

Уж как шла ли- са по трав-ке
Наш-ла аз-бу-ку в кА-нав-ке

Она се-ла на пе-нек
И чи-та-ла весь де-нек

Медведи:

Бурундук: 

Мы не грамотные мишки,
Не учили нас по книжке.

Я ворчливый бурундук
Суну азбуку в сундук.

Рыбы: 

Хоть и мы немые рыбы,
Азбуку читать смогли бы.

Хомячок: 

Я пушистый хомячок,
Спрячу книжку под бочок.

Коза:

Шла коза через лесочек,
Съела в азбуке листочек.

Бегемот:

Я голодный бегемот,
Взял бы азбуку – и в рот!

Мышка:

Шур-шур-шур,
- шуршала мышка,
Я шуршу совсем как книжка.

Воробей:

Прыг да прыг,
да чик–чирик!
Я учиться не привык.

Ёж:

Азбуку читать приятно -
Это и ежу понятно.

Бобер:

Много книг прочел бобер
И умен он, и хитер.

Павлин:

Я павлин, царица-птица
Не желаю я учиться.

Какаду: 

Расхрабрился какаду:
Я и сам букварь найду.

Лягушка:

А лягушка горько плачет:
Книжка от меня ускачет.

Конь:

Бьет копытом пегий конь:
Мой букварь, попробуй тронь!

Слоненок:

Я слоненок – недоучка
Дайте книжку, дайте ручку!

Сова:

Я премудрая сова,
И без книжек – голова.

Синичка:

Тинь–тинь-тинь – поет синичка
Вот любимая страничка!

Черепаха:

Хоть живу я дольше всех,
Буквы мне учить не грех!

Уж:

Совершу для вас я чудо -
В азбуке закладкой буду
.

Гиппопотам : 

И сказал гиппопотам:
– Книжка мне не по зубам!

Распределяются партии между детьми по желанию. Учитель задает ритм, темп, поддерживая равномерную ритмическую пульсацию и игровой тонус.

Первый этап игры – последовательное и ритмическое непрерывное проговаривание всех партий в характере и соответствующем тембру героя голосом, не выходя из общего ритма и темпа.

Второй этап – начинается так же с той разницей, что каждый, вступивший со своей партией, проговорив ее, не замолкает, а многократно ее повторяет, пока к нему присоединяются все новые и новые персонажи. В конце получается, что все дружно сканируют – каждый свою партию. Это и есть настоящая симфония.

Третий этап – когда после учителя вступают одновременно все участники – каждый со своей партией – в течении какого-то времени дружно декламируют партитуру. Можно разнообразить динамически. Учитель начинает шепотом, так же тихо вступают дети, постепенно наращивая громкость и закончив по жесту учителя оглушительным сканированием. Или наоборот.

Эта игра позволяет максимально индивидуализировать работу с детьми вплоть до того, что каждый ребенок может иметь свою роль, партию, свой голос в симфонической партитуре. Наряду с этим, исполнение “Симфонии” требует четко согласованных коллективных ритмических действий. Таким образом, каждый отдельный голос, непохожий на другие, должен эмоционально и ритмически точно вписаться в общую партитуру и сочетаться с другими голосами.

При усвоении темы “Жанр симфония” мы в классе распределяемся на группы инструментов и виртуально исполняем при слушании фрагментов из симфоний.

Ну и, конечно, огромное количество интересных игр у К. Орфа. Например одна из них речевые игры “Слушай барабан” и “Динь-дон”, которые исполняются каноном. Нотные примеры можно найти в журнале “Искусство в школе” “ 6 за 1999 год.

По программе в 3 классе “Музыкальный фольклор” очень много возможностей обыгрывания народных песен. При знакомстве с народными праздниками я знакомлю детей со многими народными играми и сценками. На уроке разыгрываются сценарии народных праздников, народных посиделок. Это помогает самим детям соприкоснуться с забытыми праздниками и ближе узнать о народных традициях и обрядах.

Эти игры в основном для младших школьников. А вот некоторые для учащихся 4-7 классов.

Игра “Музыкальный тайник” 

Цель познавательной игры – расширить знания о музыке каждого участника.

Чтобы открыть какой – либо тайник, нужно узнать секрет или шифр. Например, в известной сказке Али-Баба пользовался волшебным словом сим-сим, чтобы попасть в пещеру разбойников.

“Музыкальный тайник” тоже имеет волшебную силу, и чтобы его открыть нам помогут волшебные буквы алфавита. Отгадывать их мы будем по принципу игры “Поле чудес”, но все вопросы будут связаны с музыкой.

Правила игры:

Перед вами слово. Его надо будет открыть. Вам будет предложено 3 попытки. Если вы отгадаете букву с первой попытки, то получаете 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1. Если ответа не было, баллы не присуждаются.

За выкрики без руки – команда лишается 1 балла. За помощь, если команда соперников не знает ответа, присуждается 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Призами будут отметки. За наибольшее количество баллов – 5, меньшее – 4.

Например: Отгадать слово – фамилию композитора Рахманинов.

А Вопрос достоинством в 3 балла.: Как называется пение хора без музыкального сопровождения? (а капелла)

Вопрос достоинством в 2 балла: Совместное пение нескольких действующих лиц? (ансамбль)

Вопрос достоинством 1 балл: Название сольного номера в опере, в котором герой передает глубокие личные переживания? (ария)

В В 3 балла: Назовите имя известного эстрадного певца, с необычно широким диапазоном голоса? (Витас)

В 2 балла: Медный духовой инструмент, бывший охотничий рожок? (валторна)

В 1 балла: Как называется песня для голоса без слов? (вокализ)

И В 3 балла: Какая страна считается родиной оперы? (Италия)

В 2 балла: Расстояние между двумя звуками – нотами? (интервал)

В 1 балла: Имя крестьянина, которого воспел в своей опере М. Глинка? (Иван)

М В 3 балла: Одноголосно выраженная музыкальная мысль? (мелодия)

В 2 балла: Музыкальный жанр, служащий для обеспечения синхронного движения большого числа людей? (марш)

В 1 балл: Австрийский композитор, получивший в XVIII веке звание чудо-ребенок? (Моцарт)

Н В 3 балла Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э. Грига? (Норвегия)

В 2 балла: Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец)

В 1 балла: Графический знак музыкального письма? (нота)

О В 3 балла: Назовите самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент? (орган)

В 2 балла6 Как называется вид театрально-музыкального искусства, который первоначально назывался “драма на музыку”? (опера)

В 1 балл: Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр)

Р В 3 балла: Как называется опера М. Глинки, написанная на мотив сказки А. Пушкина? (Руслан и Людмила)

В 2 балла: Назовите композитора сказочника? (Римский-Корсаков)

В 1 балл: Каким словом определяется высота звучания музыки? (Hегистр)

Х В 3 балла: Как называется опера М. Музоргского? (Хованщина)

В 2 балла: Как называется песенный парад? (Хит)

В 1 балл: Как называется коллектив певцов, руководимый дирижером? (Хор)

Следующая игра для получения знаний по теме “Разновидности оркестров”

Задание: Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов симфонического оркестра. Подсказкой послужит вписанный в кроссворд по вертикали слово “Симфонический”

С_ _ _ _ _ _ самый высокий по звучанию струнный смычковый инструмент

_И_ _ _ _ _ ударный инструмент, имеющий определенную высоту звучания

_ _ _М_ _ _ медный духовой инструмент с кулисой

Ф _ _ _ _ _ самый высокий по звучанию деревянный духовой инструмент

_ О _ _ _ _ _ _ ударный инструмент, имеющий определенную высоту звучания

_ _ _ _ Н _ _ деревянный духовой инс-нт, в переводе обозначающий “ясный звук”

_ _ И _ _ _ _ _ ударный инструмент, в переводе обозначающий “поющее дерево”

_ _ _ _ _ _ Ч _ _ _ средний по высоте звучания струнный смычковый инструмент

_ Е _ _ _ _ _ _ _ ударный инструмент с звонким металлическим звуком

_ _ С _ _ _ _ _ _ _ ударный щёлкающий инструмент, испанского происхождения

К_ _ _ _ _ _ _ _ самый низкий по звучанию струнный смычковый инструмент

_ И _ _ _ _ струнный инст-нт, не входящий в состав симфонического оркестра

_ _ _ _ Й деревянный духовой инструмент

Такой же кроссворд ребята отгадывают при изучении темы «Оркестр народных инструментов».

Конечно, далеко не на каждом уроке применяются такие и другие игры. Но в целом игровые формы на уроках способствуют:

  • Освоению предметного материала;
  • Снятию психического напряжения;
  • Созданию ситуации успеха;
  • Формированию положительных мотиваций;
  • Созданию возможности для самовыражения учащихся;
  • Развитию воображения и фантазии;
  • Формированию нового взгляда на мир;
  • Воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

РЕФЕРАТ на тему: «Комплекс навыков, необходимых для воплощения и реализации художественного замысла»

В  процессе  обучения  игре  на  инструменте  создаются  условия, всесторонне  благоприятствующие  формированию  и  развитию  первичной...

Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

Урок музыки в 7-«а» и 7-«б» классах (сдвоенный). Тема урока: Многообразие воплощения образа.

Урок в 7-«а» и 7-«б» классах (сдвоенный).Тема урока: Многообразие воплощения образа.Тип урока: Урок-этюдЦель:  Развитие эмоциональной сферы, интеллекта. Помочь понять детям смысл своей деятельнос...

Идеи для воплощения: бусы из упаковки

Эти яркие красивые бусы вовсе не из пластмассы, а из упаковки от хлопьев.Подойдёт любая подходящая бумажная упаковка для продуктов или обложки журналов.[more]Разрезаем на треугольники. Затем, чтобы тр...

Открытый урок по теме «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры» (заседание научного совета).

Цель урока заключается в повторении и систематизации изученного материала по теме "Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза", а также в развитии устной и письменной речи учащихся, формировании нр...