Рабочая программа по музыке 7 класс Критская
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Ибрагимова Наталья Владимировна

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы  «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплектадля 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №46

                                                                                                                                                                                           

         «Рассмотрено»                                                                                                                      «Утверждено»

       Руководитель МО                                                                                                        Директор МБОУ СОШ №46

       -------- /  -------------------/                                                                                              ------------/Михайлов. А.Л./

           Протокол  №1 от                                                                                                           Приказ №  ____________от  

          «____»_________  2014 г.                                                                                             « ____»____________2014 г.                                                    

                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ИБРАГИМОВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

высшая квалификационная категория

по музыке, 1 класс

   

Хабаровск

2014 г.

Пояснительная записка

Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки», тема «В музыкальном театре. Опера» расширена за счёт темы «Музыка к драматическому спектаклю Гоголь-сюита», которая рассматривается на обобщающем уроке в виде проекта. Тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В этом полугодии темы «Музыка народов мира», «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» рассматриваются в виде проектов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;
  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы  «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

 Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. В данной рабочей программе добавлен второй час на предмет музыки за счет резервных часов. Второй дополнительный час используется на формирование вокально-хоровых навыков за счет расширения песенного репертуара. Песенный репертуар включает в себя разные музыкальные направления: народные песни, песни современных авторов, песни композиторов классиков. Расширенный список вокально-хорового репертуара приложен к программе.

   

     Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

       

 В связи с увеличением часов изменились и требования к уровню вокально-хоровых навыков учащихся:

Знать / Понимать:

  • Правила охраны голоса, особенно в период мутации.
  • Разновидность певческих атак.
  • Основы элементарной музыкальной грамоты для умения читать по нотам, двух голосные партитуры.
  • Различные формы музыкальных произведений( куплетная, вариации, хоры из опер)
  • Понятия: певческая культура, многоголосие, строй).

Уметь:

  • Правильно пользоваться певческим дыханием, пользоваться принципом цепного дыхания.
  • Четко, без усилий произносить сложные тексты и тексты на иностранном языке.
  • Выразительно и чисто исполнять песни с различными видами двухголосия.
  • Интерпретировать характер произведения.

           В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности используются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Учебный план по музыке для 7 класса

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

 и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экскурсии

I.

Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки»

34 ч.

4 ч.

Обобщающие уроки

Хоровой концерт.

II.

Тема №2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

36 ч.

4 ч.

Защита исследователь-ских проектов

Хоровой концерт.

Итого

70 ч.

8 ч.

Учебно-тематический план по музыке для 7 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки» 34час.

I четверть                18 часов.

1-2.

Классика и современность

2 ч.

3-4.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

2 ч.

5-6.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная.

2 ч.

7-8.

В музыкальном театре. Опера.

Родина моя! Русская земля.

2 ч.

Викторина

9-10.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

2 ч.

11-12.

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

2 ч.

Викторина

13-14.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли.

2 ч.

15-16.

В музыкальном театре. Балет. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2 ч.

Тест.

17-18.

Героическая тема в русской музыке. Обобщающий урок.

2 ч.

Фронтальный опрос. Оценивание певческих умений учащихся.

II четверть                 16 часов.

1-2.

Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

2 ч.

Проектные работы учащихся.

3-4.

 В музыкальном театре. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире

2 ч.

5-6.

В музыкальном театре. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

2 ч.

7-8.

В музыкальном театре. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен.

2 ч.

9-10.

В музыкальном театре. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

2 ч.

Викторина.

11-12.

Сюжеты и образы духовной музыки. И.Бах Высокая месса. «От страдания к радости».

2ч.

13-14.

Сюжеты и образы духовной музыки. С. Рахманинов Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

2 ч.

Викторина.

15-16.

Обобщающий урок. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

2ч.

Проектные работы учащихся. Хоровой концерт.

II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 36 час.

III четверть           20 часов.

1-2.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Музыканты – извечные маги».

2 ч.

3-4.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. 

2 ч.

Викторина.

5-6.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2 ч.

Фронтальный опрос.

7-8.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

2 ч.

9-10.

Циклические формы инструментальной музыки. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.

2 ч.

11-12.

Циклические формы инструментальной музыки. Соната № 2 С.С. Прокофьева.

2 ч.

13-14.

Циклические формы инструментальной музыки. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2 ч.

Викторина.

15-16.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна.

2 ч.

Викторина

17-18.

Симфоническая музыка. Симфония №40 В.-А. Моцарта

2 ч.

19-20.

Симфоническая музыка. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Обобщающий урок.

2 ч.

Фронтальный опрос. Оценивание певческих умений учащихся.

IV четверть               16 часов.

1-2.

Симфоническая музыка. Симфония №5 Л. Бетховена.

2 ч.

3-4.

Симфоническая музыка. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

2 ч.

Викторина.

5-6.

Симфоническая музыка. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея.

2 ч.

7-8.

Симфоническая музыка. Симфония №5 П.И. Чайковского.

2 ч.

Тест.

9-10.

Симфоническая музыка. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

2 ч.

Викторина.

11-12.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

2 ч.

13-14.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

2 ч.

Викторина.

15-16.

Инструментальный концерт. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

2 ч.

Проектные работы учащихся. Хоровой концерт.


Календарно - тематическое планирование

I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки» 

I четверть     18 час.

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1-2.

Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

Знаменитые музыканты Ярославской земли.

1.Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

Ю. Саульский «Счастье тебе, земля».

Г.Струве «Школьный корабль».

3-4.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера.

1. Глинка М.И. «Интродукция»

2.  Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.

Ю. Саульский «Счастье тебе, земля».

Г.Струве «Школьный корабль».

5-6.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

1. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

2.Песня Вани «как мать убили» из I действия.

Ю. Саульский «Счастье тебе, земля».

Г.Струве «Вечная Русь».

7 «в»Г.Струве «Школьный корабль».

7-8.

В музыкальном театре. Опера.

Родина моя! Русская земля.

Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

1.Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

2. Хор «Славься» из эпилога оперы.

3. Повторение песенного репертуара.

9-10.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога.

2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия.

Крылатов «Крылатые качели».

А.Ермолов «Новый год».

А. Ермолов «Зимняя сказка».

Е. Крылатов «Прекрасное далёко».

А. Ермолов «Осенний блюз».

11-12.

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия. 

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.

4. Отработка песенного репертуара.

13-14.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.

Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

1.Вступление к первому действию.

2. Хор «Стон русской земли» из I действия.

Крылатов «Крылатые качели».

А.Ермолов «Новый год».

А. Ермолов «Зимняя сказка».

Е. Крылатов «Прекрасное далёко».

А. Ермолов «Осенний блюз».

15-16.

В музыкальном театре. Балет. Первая битва с половцами. Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

1 Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы»..

2.«Плач Ярославны».

3. «Молитва».

4. Повторение песенного репертуара.

17-18.

Героическая тема в русской музыке.

Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.

Л.В. Собинов – «золотой тенор России».

1. И. Глазунов «Слава предкам».

2. В.Верещагин «Не замай – дай подойти!»

3. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

4. Хор «Солнцу красному слава!» из оперы «Князь Игорь».

II четверть          16 часов.

1-2.

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

1. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

2. Разучивание со всеми классами Дж. Гершвин «Хлопай в такт друг».

3.  Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

3. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

3-4.

В музыкальном театре. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере.

1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

5-6.

В музыкальном театре. Опера «Кармен». Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

1. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

2. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

3. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

4. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

5. Отработка песен.

7-8.

В музыкальном театре. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен.

1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро»,

9-10.

В музыкальном театре. Образ Хозе, образы «масок» и Тореодора.

Музыкальные характеристики Хозе и Тореро.

 «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания». Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

11-12.

Сюжеты и образы духовной музыки. И. Бах. Высокая месса. «От страдания к радости».

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.  

1. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

 2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

13-14.

Сюжеты и образы духовной музыки. С. Рахманинов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Характерные особенности музыкального языка С. Рахманинова. Музыкальные образы всенощной.

1. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

15-16.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

Обобщающий урок.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Раскаяние и смерть Иуды».

2. Хоровой концерт.

II полугодия «Особенности драматургии

камерной и симфонической музыки»      36 часов.

III четверть       20 часов.

1-2.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

3-4.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

1. Бах И.С. «Kyrie eleison»  из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.

2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

3. Шуберт Ф. «Аве, Мария».

4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2».

5-6.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.

Знаменитые музыканты Ярославской земли.

1. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

2. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

7-8.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках

1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

3. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

9-10.

Циклические формы инструментальной музыки. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».

3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

4. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

11-12.

Циклические формы инструментальной музыки. Соната № 2 С.С. Прокофьева.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композитора Прокофьева C.C..

По выбору учителя:

1. Прокофьев C.C. «Соната №2».

3. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

13-14.

Циклические формы инструментальной музыки. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композитора Моцарта В.А

1. Моцарт В.А. «Соната № 11»

7 «а» Ю. Саульский «Вечный огонь».

15-16.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Характерные черты музыкального стиля композитора Й. Гайдна.

1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»).

17-18.

Симфоническая музыка. Симфония №40 В.-А. Моцарта.

Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Характерные черты музыкального стиля композитора  В.-А. Моцарта. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта.

Моцарт В.-А. «Симфония №40».

19-20.

Симфоническая музыка. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Обобщающий урок.

Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).

Повторение песенного репертуара.

IV четверть          16 часов.

1-2.

Симфоническая музыка. Симфония №5 Л. Бетховена.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

1. Бетховен Л. «Симфония №5».

 Ю. Саульский «Вечный огонь».

  «Майский вальс».

 Соловьёв-Седой «Баллада о солдате».

 Я Френкель «Журавли».

М. Карминский  «Довоенный журнал.

 

3-4.

Симфоническая музыка.  Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.

 1. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).

2. Повторение и отработка песенного репертуара.

5-6.

Симфоническая музыка. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея.

Истоки симфонии в крестьянском народном искусстве и в городском фольклоре. Создание портрета героя симфонии. Созвучность пейзажа и музыки симфонии.

. Калиников В. Симфония №1.

Я. Дубравин «Пристань детства».

Цветков «Весенние сны».

П.Маккартни « Вчера».

7-8.

Симфоническая музыка. Симфония №5 П.И. Чайковского

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

1.Чайковский П.И. «Симфония №5».

П.Маккартни « Вчера».

Ю. Саульский «Вечный огонь».

Соловьёв-Седой «Баллада о солдате».

 Я Френкель «Журавли».

9-10.

Симфоническая музыка. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. Ярославский симфонический оркестр и знаменитые ярославские дирижеры.

1.Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.

Ю. Саульский «Вечный огонь».

 «Майский вальс».Соловьёв-Седой «Баллада о солдате».

11-12.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

7 «а» Я. Дубравин «Пристань детства».

13-14.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

2. Повторение песенного репертуара. Подготовка к концерту.

15-16.

Инструментальный концерт. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Обобщающий урок

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

 Фронтальный опрос. Хоровой концерт.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;
  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования,  выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах. 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....