Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Ибрагимова Наталья Владимировна

      Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С. При работе по данной программе используется следующий учебно-методический комплект: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat_5_klass.doc175 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №46

                                                                                                                                                                                           

         «Рассмотрено»                                                                                                                      «Утверждено»

       Руководитель МО                                                                                                        Директор МБОУ СОШ №46

       -------- /  -------------------/                                                                                              ------------/Михайлов. А.Л./

           Протокол  №1 от                                                                                                           Приказ №  ____________от  

          «____»_________  2014 г.                                                                                             « ____»____________2014 г.                                                    

                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ИБРАГИМОВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

высшая квалификационная категория

по музыке, 5 класс

   

Хабаровск

2014 г.

Пояснительная записка.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

        Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7- классы. Искусство. 8-9 классы – М. «Просвещение», 2010;;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2011/2012 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 2080 от 24 декабря);
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.                                                                        

      Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С. При работе по данной программе используется следующий учебно-методический комплект: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 5 класса.

  Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, авторское поурочное планирование используется без изменений.

        Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует  обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тестирование, уроки-концерты.

Учебный план по музыке для 5 класса

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

 и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1. «Музыка и литература» 

16 ч.

2 ч.

4 ч.

Обобщающие уроки

II.

Тема №2. «Музыка и изобразительное искусство»

 

18 ч.

2 ч.

4 ч.

Обобщающие уроки

Защита проектов.

Итого

34 ч.

4 ч.

8 ч.

Учебно-тематический план по музыке для 5 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

 I полугодие «Музыка и литература»      16 часов.

I четверть     9 часов.            

1.

Что роднит музыку с литературой

1 ч.

2.

Вокальная музыка. Жанры русских народных песен.

1 ч.

Музыкальная викторина.

3.

Вокальная музыка. Романс.

1 ч.

4.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1 ч.

Тест на термины.

5.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1ч.

6.

Жанр вокальной музыки баркарола.

1 ч.

7.

Вторая жизнь песни.

1 ч.

8.

Жанры фортепианной музыки.

1 ч.

9.

Обобщающий урок. Что роднит музыку с литературой.

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся.

II четверть.       7 часов.

1.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1 ч.

2.

Контраст интонаций в творчестве В. Моцарта.

1 ч.

Проверочная работа.

3.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.Римского-Корсакого «Садко».

1 ч.

Творческая работа.

4.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. П.И.Чайковский балет-сказка «Щелкунчик».

1 ч.

Творческая работа.

5.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1 ч.

Творческая работа.

6.

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1 ч.

7.

Обобщающий урок. «Музыка и литература»     

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся.

II полугодие

        «Музыка и изобразительное искусство».        18 часов.

III четверть      10 часов.

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1 ч.

2.

Развитие русской духовной музыки.

1 ч.

Викторина.

3.

Образ матери в музыке и изобразительном искусстве.

1 ч.

4.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева

1 ч.

5.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1 ч.

Викторина.

6.

Живописная музыка в песнях Ф. Шуберта.

1 ч.

7.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1 ч.

Рисунки по теме.

8.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1 ч.

.

9.

Состав симфонического оркестра. Волшебная палочка дирижера.

1 ч.

10.

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1 ч.

Сообщения учащихся. Фронтальный опрос.

IV четверть            8 часов.

1.

Образы борьбы и победы в искусстве.

1 ч.

2.

Храмовая музыка. Застывшая музыка.

1 ч.

3.

Полифония в музыке и живописи.

1 ч.

Творческая работа.

4.

Музыка на мольберте.

1 ч.

5.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1 ч.

Рисунки по теме.

6.

Звучащие картины.

1 ч.

7.

Мимолётности С. Прокофьева.

1 ч.

8.

Мир композитора. С веком наравне.

1 ч.

Информационные проекты. Оценивание певческих умений учащихся.

Календарно-тематическое планирование по музыке для  5 класса

I полугодия «Музыка и литература»

I четверть        9 часов.

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.

Что роднит музыку с литературой

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

1.М.И.Глинка «Жаворонок».

2. Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг

3. Гимн гимназии.

2.

Вокальная музыка. Жанры русских народных песен.

Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен.

Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.Лихачев).

Музыкальная викторина.

1. Музыкальная викторина на определение жанров русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, плясовые.

2. Песни на стихи Н.А. Некрасова («Коробейники», «Огородник», «Меж высоких хлебов затерялося»),

3.К.Петров-Водкин «Полдень» и Б.Кустодиев «Голубой домик».

4. русс. нар. п. «Со вьюном я хожу».

3.

Вокальная музыка. Романс.

Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете».

Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».

Лишнее слово.

1.А.Варламов «Горные вершины».

2.А.Рубинштейн «Горные вершины»

3.муз.М.Минкова «Дорога добра».

4.

Фольклор в музыке русских композиторов.

Характерные особенности программной музыки.

Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.

Интонационно-образный анализ  тем Шахриара и Шехеразады.

Сочинение восточной сказки по музыке 4 части «Шехеразады».

Рисунки. Тест на термины.

1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части.

2. муз.М.Минкова «Дорога добра».

5.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе метода «тождества и контраста».

  1. С.В. Рахманинов «Вокализ».
  2. Ф. Мендельсон «Песня веницианского гондальера».
  3. П. И. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».
  4. Повторение гимна гимназии.

6.

Жанр вокальной музыки баркарола.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Композиторы – жанры – произведения.

1.М.И.Глинка «Венецианская ночь».

2. Ф.Шуберт «Баркарола».

3. муз. С.Соснина «Солнечная капель».

7.

Вторая жизнь песни.

Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.

1.П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал.

2.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.

2. муз. П. Аедоницкого, сл. И Шаферана «Красно солнышко».

8.

Жанры фортепианной музыки.

Творчество Ф. Шопена. Новаторство его творчества. Взаимосвязь музыки и поэзии. Жанры фортепианной музыки.

Тв. Т. с. 21(найти в учебнике произведения)

  1. Ф. Шопен «Прелюдии № 7, № 20».
  2. Ф. Шопепн «Вальс № 7».
  3. Ф Шопен «Мазурка», «Полонез».
  4. Повторение песенного репертуара классов.

9.

Обобщающий урок по теме «Что роднит музыку с литературой».

Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Музыкальная викторина. Устный опрос индивидуальный и фронтальный.

II четверть            7 часов.

1.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского  и западноевропейского композиторов.

 

1. Г.В. Свиридов «Снег идет».

2. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

2. муз. и сл. С. Смирнова «Не грусти, улыбнись и пой».

2.

Контраст интонаций в творчестве В. Моцарта.

Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».

Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

Проверочная работа.

1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»

2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

3. В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

4.В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Dies irae» .

5.Разучивание канона В. А. Моцарта «Dona nobis pacem».

3.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин.

1.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: «Песня Садко» и «Колыбельная Волховы».

2. муз. и сл. С. Смирнова «Не грусти, улыбнись и пой».

4.

 Второе путешествие  в музыкальный театр. Балет. П.И.Чайковский балет-сказка «Щелкунчик».

Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.

Творческая работа.

1. С.Фостер «Домик над рекой».

2. П.И.Чайковский Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей , «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»; сцена битвы Щелкунчика с мышами.

5.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Творческая работа.

1. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

2.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни, финальный хор «Как приручить кошек».

6.

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально-театральных жанров.

Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»

1. Подбор музыки к видео фрагменту.

2. Гладков «Бременские музыканты».

7.

Обобщающий урок.

«Музыка и литература»

Взаимодействие музыки и литературы. Жанровое многообразие вокальной музыки.

Музыкальная викторина.

II полугодие «Музыка и изобразительное искусство».

III четверть     10 часов.

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм  - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика.

Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.

1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»

2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.

3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть.

4.Все классы разучивание Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

2

Развитие русской духовной музыки.

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Понятие знаменный распев.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Викторина.

1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»

2. Икона «Покров Пресвятой Богородицы», А.Рублев «Троица».

6. Муз. Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

3

Образ матери в музыке и изобразительном искусстве.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Образ матери в музыке разных эпох.

1. Ш Гуно, Д Каччини, Ф Шуберт «Аве, Мария» - по выбору

2. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

3. Муз. и сл. С. Смирнова «Мама»

4

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский».

Н.Зиновьев «Ледовое побоище». «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

5

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.

Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.

Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер».

Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы.

  1. 1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д.
  2. 2.Рахманинов С.В. «Островок»
  3. Рахманинов С.В. «Весенние воды».
  4. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.
  5. 5.Левитан «Весна. Большая вода».

. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей»

6

Живописная музыка в песнях Ф. Шуберта.

Взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них.

Определение приемов развития темы и формы.

1.Ф.Шуберт «Форель» и

 «Фореллен-квинтет».

 

муз. и сл. С.Смирнова «Семь весёлых нот».

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Определение жанра концертной симфонии.

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента.

Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке.

1. С.В. Рахманинов фрагменты сюиты-фантазии – «Светлый праздник» и «Слезы».

2. В. Кикта «Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром.

3. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».

8

Портрет в музыке и изобразите-льном искусстве

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки.

Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия».

Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка.

Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению?

В какой форме написаны произведения?

Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини?

1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д.Жилинский «Альтист» и т.д..

2. И.С.Бах «Чакона», 3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С.Коненков «Н.Паганини».

4.Паганини «Каприс №24».

5. С.В. Рахманинов «Вариации на тему Паганини».

6. Музыка и слова А. Куклина «Песенка о песенке»

9

Состав симфонического оркестра. Волшебная палочка дирижера.

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Интонационно-образный анализ произведений.

1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3».

2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ».

3. Повторение песенного репертуара.

10

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Размышление на тему урока. Заслушивание сообщений учащихся.

Сообщения учащихся.

Оценивание певческих умений учащихся.

1

Образы борьбы и победы в искусстве.

Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть.

2. Музыка и слова А Куклина «Песенка о песенке»

2

Храмовая музыка. Застывшая музыка

Гармония в синтазе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Что объединяет произведения музыкального искусства и архитектуры? Подбор музыкальных произведений, созвучных образному строю репродукций. Определение характерных особеннстей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.  Архитектура – застывшая музыка.

Отличия православной и католической музыкальной культуры.

1. Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131).

2. И.С. Бах «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор.

3. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка»

3

Полифония в музыке и живописи

Определение «полифония», «токката», «фуга».

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?

Творческая работа.

  1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

2. «Прелюдия» соль минор.

3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».

4.М.Чюрленис «Фуга».

5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка»

4

Музыка на мольберте.

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.

Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

1. М. Чюрленис прелюдии для фортепиано.

2. М. Чюрленис «Море» симфоническая поэма.

3.Триптих «Соната моря», «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу».

4. А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».

5

Импрессио-низм в музыке и живописи

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Анализ цветового колорита, композиции.

Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца».

2. Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

3. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».

4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет»,  «Кукольный кэк-уок».

5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».

6

Звучащие картины.

Знакомство с жанром реквиема.

Интонационно-образный анализ.

Анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.

1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».

2.С.Красаускас «Реквием».

3. Гимн России.

7

Мимолётности С. Прокофьева.

В каждой мимолетности вижу я миры…

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.

Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.

Сравнение различных исполнительских трактовок.

1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».

2. . М.П.Мусоргский  «Избушка на курьих ножках».

3.  В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик»

8

Мир композитора.

Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия.

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси

1. Защита группового проекта «Взаимосвязь музыки композитора … с произведениями изобразительного искусства».

2.Составление «Концертной афиши» для урока-концерта.

3. Муз.Г.Струве «Музыка»

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
  • стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...