Урок по музыке в 5 классе «Прогулка с композитором»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Ибрагимова Наталья Владимировна

Цель:  ознакомить учащихся с музыкальным циклом М.П. Мусоргского  «Картинки  с выставки» как ярким примером переосмысления художественного образа в музыкальном произведении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке в 5 классе «Прогулка с  композитором»

  Ибрагимова Н.В.

   

Цель:  ознакомить учащихся с музыкальным циклом М.П. Мусоргского  «Картинки  с выставки» как ярким примером переосмысления художественного образа в музыкальном произведении.

Задачи: 

  • направить учащихся на осмысление музыкального образа в изобразительном искусстве
  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умения слышать, видеть музыку и выделять главное
  • через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства
  • расширять кругозор обучающихся.

Тип урока: урок углубления и расширения темы «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Вид урока: урок-путешествие.

Методы: 

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый
  • репродуктивный
  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
  • метод эмоциональной драматургии
  • создание нравственных переживаний
  • ситуация занимательности
  • прием сопоставления
  • сравнение, анализ, обобщение
  • по источнику информации и характеру деятельности:
  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • по назначению и дидактическим задачам
  • приобретение знаний
  • формирование умений и навыков
  • применение знаний
  • повторение
  • методы педагогики искусства:
  • побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Структура урока: 

  • организационный момент;
  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
  • сообщение темы и цели урока;
  • ознакомление с новым материалом;
  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  • подведение итогов урока;
  • постановка задания на дом.

Оборудование: медиапроектор, слайд-презентация, ноутбук, синтезатор.

Музыкальный  материал:

  • «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина») М. П. Мусоргский -  эмоциональный настрой
  • «Балет невылупившихся птенцов» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский  - слушание
  • «Баба яга» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский  - слушание
  • «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский  - слушание
  • «Мир, в котором мы живём» , муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной  и А. Хайта - исполнение

Иллюстративный материал:

  • В. А. Гартман «Балет невылупившихся птенцов»
  • Портрет композитора М.П. Мусоргского
  • Портрет художника В. А. Гартмана
  • В. А. Гартман «Балет невылупившихся птенцов»
  • В. А. Гартман « Избушка на курьих ножках»
  • В. А. Гартман. Эскиз «Городские ворота в Киеве»

Ход урока:

   1. Организационный момент:

(слайд 1)     Под весёлую музыку обучающиеся входят в класс.

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга не обычно, а  

музыкально. Я вам пропою приветствие, а вы повторите.

(слайд 2) 

  Музыкальное приветствие: «Добрым утром, в  добрый день, нам здороваться не    

  лень!» (Слова на доске, проигрывается на синтезаторе)  Ученики повторяют.

  1. Постановка цели урока. Вступительное слово учителя.

У: Молодцы! Вы такие музыкальные, поэтому я просто уверена,  что наш урок    

    будет интересным и увлекательным. Мы сегодня совершим прогулку с великим  

    композитором,      

(слайд 3- тема) 

     и сопровождать нас будет музыка.

У: Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,

          В удивительном наряде, в разноцветном,  расписном. 

(слайд 4- музыка) 

    И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг.

    Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлет лес и луг.

    Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой,

  Это музыка торопит и зовёт нас за собой.

Звучит «Рассвет на Москве-реке»

(из оперы «Хованщина») М. П. Мусоргского,          (3 мин.)

  1. Объяснение нового материала.

    У: Ребята, что вы представили, слушая эту музыку, и если бы вам предложили,    

         нарисовать к ней  иллюстрацию, что бы вы изобразили?  (ответы)  

У: Как вы думаете – это музыкальное произведение  мог написать русский  

    композитор или зарубежный? (ответы)

У: Правильно. Это произведение называется «Рассвет на Москве-реке»,

 (Слайд4- картинка)

     и написал его великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.  (Слайд 5)

     Слушание музыки помогает нашему воображению рисовать образы, сюжеты,    

     придумывать сказочных героев. Такая музыка называется живописной.

(Слайд 6)

     Запишите термин:  «Живописная музыка» в тетрадь. (Пауза)

У: А иногда, глядя на картины, можно сочинить музыкальное произведение. Такая    

     живопись называется музыкальной.

(Слайд 7)

У: Запишите термин:  «Музыкальная живопись» в тетрадь. (Пауза)

У: Однажды Модест Петрович Мусоргский прогуливался по выставке картин    

     своего друга – художника В.А.Гартмана.

( слайд 8)

У: И что из этого получилось, мы узнаем, совершив прогулку вместе с ним.    

     Именно так называется пьеса, в которой Мусоргский изобразил себя,    

     переходящего от картины к картине.

     (Слайд 9)

          Слушание пьесы «Прогулка»   М.П.Мусоргского из цикла «Картинки  с    

          выставки».

     Гуляя по выставочному залу с композитором, мы останавливаемся у картины, (Слайд 10)  которая представляет  собой эскиз к балету  для юных танцоров,  

    одетых в костюмы в виде разбитых яичных скорлупок.

Просмотр картины В. А. Гартмана «Балет невылупившихся птенцов»

У: Вам понравилась картина? Мусоргский был  потрясён и взволнован, потому

     после прогулки сочинил музыкальное произведение. Давайте послушаем, как    

     Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

Слушание фрагмента  пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

(из цикла   «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского  (1 мин.)

У: Удалось ли композитору передать созданные художником образы?

У: Какие средства выразительности использовал композитор? В случае    

     необходимости обратитесь к нашему краткому музыкальному словарю (на    

     доске несколько терминов)

(ответы: регистр - высокий, темп - быстрый, ритм – пунктирный)

    У: После прогулки по выставке, Мусоргский не остановился на музыкальной    

         иллюстрации одной картины.    

 (Слайд 11) 

    У: Им  был написан целый цикл, состоящий  из 10 фортепианных пьес, «Картинки  

        с выставки». Такой многочастный  цикл, называют сюита. Давайте подробнее  

        познакомимся с тремя картинами из выставки  и попробуем доказать, что  

         Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку,  

        но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки    

        Гартмана, предложил своё видение.

   У: Пришла пора прогуляться к следующей картинке.

(Слайд 12)

На слайде появляется картина В. А. Гартмана  «Избушка на курьих ножках»

У: Взгляните на эту картинку. Что вы здесь видите?

(ответы: красивый, яркий домик)

У: Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Послушайте  что увидел  

      Мусоргский.    

(Слайд 13)

       Слушание фрагмента  пьесы «Избушка на курьих ножках»

(из цикла «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского (1 мин.)

У: Какие образы вам представились, когда вы слушали? Мусоргский написал не  

     просто музыкальное оформление к данному рисунку, но предложил своё видение    

    хозяйки сказочного домика.

У: А кто живёт в этом домике «на курьих ножках»? Как зовут хозяйку?   

    (ответы:  Баба-Яга)

У: Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ?

    (ответы: пьеса начинается тихо. А потом доходит до очень

 громкого звучания с завываниями и скачками)

У: Правильно. Так и кажется, что из далека летит, стучит нечистая сила, быстро  

     приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе,  

     погоняя помелом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? Музыка  

     стала продолжением истории художника?

У: Пришла пора прогуляться к следующей картинке.

(Слайд 14)  

На слайде появляется эскиз «Городских ворот в Киеве»  В. А. Гартмана. 

У: На следующей картине художник  Гартман изобразил эскиз городских ворот в  

     Киеве. Внимательно рассмотрите изображение ворот, их форму.  Кто  

     невольно представляется? (ответы: богатырь)

     Почему? (ворота изображены в виде богатырского шлема)

У: Именно такой шлем был на богатыре из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и

    Людмила»

(Слайд 15)  

У: Что вы знаете о  богатырях? Кого называют  богатырями? Черты  

     характера?  Каких богатырей вы знаете? (ответы)

У: Теперь сравним ваши представления с картинами русских художников: 

(Слайд 16)  

    Виктора Васнецова «Богатыри»,

(Слайд 17)  

     Павла   Корина «Александр Невский» (ответы)

У: Послушайте, пожалуйста, пьесу «Богатырские ворота» и подумайте, удалось ли  

     композитору их музыкальное изображение?

(Слайд 18)  

Слушание фрагмента пьесы «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского (1 мин.).

У: Что объединяет музыку композитора   с этими картинами?

    (ответы: чувствуется сила – могучая, но добрая, характер величавый,    

    торжественный)

У: Образ русских богатырей ещё с древних времён воспевали в своих былинах  

     певцы-сказители. И до сих пор богатырская тема пронизывает всё русское    

    искусство, потому что художники, писатели, музыканты видят в богатырях    

    истоки национального характера, русского патриотизма, видят защиту и надежду  

    русской земли.

     

      4 Вокально-хоровая работа.

У: Предлагаю вам разучить куплет из песни «Большой хоровод»,  слова для которой  

     написала  поэт Елена  Жигалкина, когда  была    вашей  ровесницей, а  музыку –  

    Борис  Савельев.

     

           5.Подведение итогов.

У: Ну вот, ребята, наша прогулка по выставке подошла к концу.

У: Чтобы проверить, что  нового вы сегодня узнали во время прогулки, я предлагаю    

     заполнить   кроссворд:

 (Слайд 9)

   1.  Автор прослушанного музыкального цикла. (Мусоргский)

   2.  Название цикла: «… с выставки»  (Картинки)

   3.  Для какого инструмента был написан цикл? (фортепиано)

   4.  Название последней пьесы цикла «Богатырские…» (ворота)

У: Дописываем букву Ю,  по вертикали: тоже получилось слово, обозначающее  

     название многочастного цикла, состоящего из контрастных пьес. (сюита)

       6. Домашнее задание.

У: Нарисовать сказочный персонаж к любому понравившемуся произведению,  

     которое вы услышали и увидели на уроке.

7.Рефлексия.

У: На заготовках, которые лежат на ваших столах, изобразите смайлик,  

    выражающий ваше настроение после нашего урока.


   
8.Заключительное слово учителя.

У:  На этом наш урок закончен. Спасибо вам за работу. Я вам очень благодарна и в  

      знак моей благодарности дарю вам сладкий приз к чаепитию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе "Прогулка по Латинскому кварталу"

Урок французсого языка в 9 классе "Прогулка по Латинскому кварталу" является уроком №6 по теме "Я гуляю по Парижу", разработан по УМК  "Синяя птица", авт. Н.А.Селивановой и А.Ю.Шашуриной.Это урок...

Технологическая карта урока в 9-м классе «Прогулка по Парижу»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с ЭОР в 9-м классе «Прогулка по Парижу»...

Урок во 2 классе "Прогулка по выставке"

Интегрированный урок во 2 классе по изобразительному искусству и музыке....

открытый урок по музыке и ритмике «Прогулка по зимнему лесу» для особых детей ( глубокая умственная отсталость)

Тип урока – закрепление полученных знанийФорма проведения: фронтальнаяЦели:Обучающая: закрепление знаний о «музыкальном настроении»;Коррекционная: формирование эмоциональной отзывчиво...

Конспект урока по немецкому языку для 5 класса «Прогулка по немецкому городу»

В ходе урока учащиеся активизируют лексику по подтемам «Старый немецкий город. Что в нём?», «Жители города», «Улицы города», закрепляют знания грамматич. материала (указательные местоимения), развиваю...

Внеклассное занятие по биологии для 5, 6 класса. Прогулка по лесу. (Сезонные изменения в жизни растений. Определение деревьев.) Игра-соревнование.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 5, 6 классов "Прогулка по лесу". Первая часть компьютерной презентации содержит фотоматериалы с изображением растений в разное...