Загадки в стихах
опыты и эксперименты по музыке (9 класс) по теме

Саая Урана Дадар-ооловна

Загадки о нотах, музыкальных инструментах

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к традициям тувинского народа

(Из опыта работы)


Без традиции нет культуры.

Без культуры нет воспитания.

Без воспитания нет личности.

Без личности нет народа.

Г.Н.Волков


Национальные традиции - это прежде всего мир духовно - нравственных ценностей, мир особого отношения человека к человеку, человека к своей родословной, человека к матери и отцу, старшим, природе, родному очагу, родной земле, роду, племени и народу. Это система нравственных установок, предписаний и запретов, правил человеческого поведения в повторяющихся изо дня в день ситуациях.

По-моему, решающим фактором в нравственной оценке национальных традиций является его устремленность не в прошлое, а в настоящее и будущее, чтобы через национальные традиции своего народа ребенок имел представление о нравственном идеале современного человека, осознал, почувствовал и выработал определенное нравственное поведение, соответствующее нравственным нормам и поведению в обществе. Не открыв ребенку путь к источнику многовекового человеческого опыта, заложенного в этике почитания священных мест: оваа, гор, рек, минеральных источников и др., мы не сумеем сформировать у него правильного отношения к сегодняшней жизни.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использовала и использует все компоненты народной культуры: песню, сказку, пословицы и поговорки, легенды, народные художественные промыслы, игры, праздники и т.д.

Народная педагогика подтверждает, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями.

Народная педагогика тувинцев выработала своего рода этикет поведения: дети должны быть послушны и почтительны к старшим; главный критерий оценки любого человека, в том числе и ребенка - его труд, вклад в общее дело; убеждение в конечной победе добра над злом, в торжестве доброго начала. При этом соблюдались возрастные особенности детей. Возрастной период до 3-х лет тувинцы называли «кечэлир-кажык» - младенчеством. В старину тувинцы говорили, что развитие ребенка по-настоящему начинается с этого возраста. А когда ребенку исполняется 4 года, считали они, в умственном развитии он уступает 3-х летнему, так как ребенок с 3 до 4 лет большое время проводит в игре. С 4 до 6 лет у ребенка развивается память, он хорошо помнит наказы своих родителей, твердо усваивает названия местностей, растений, животных из прослушанных детских сказок, начинает замечать красоту родной природы. С 5 до 6 лет при участии родителей дети начинают усваивать скороговорки. В 7-8 лет дети уже участвовали в словесных состязаниях, отличаясь высокой техникой исполнения.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является
фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, легенд, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства. Особенностью фольклора является его региональная принадлежность и историческая конкретность.

Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно, фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Центральным компонентом устного народного творчества является
сказка. Она также носит конкретно-исторический характер. Сказки отмирают в связи с применением социальных условий, развиваются на основе новых представлений человека об окружающем мире.

Сказки играют большую роль в жизни человека. Вместе со сказками ребенок учится доброте, честности, уважению к старшим, стремлению помочь ближнему, а также мысленно проходит путь сказочных героев. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочки – это золотая дангына (умница, рукодельница), а для мальчика – добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

Прежде чем знакомить детей с тувинскими сказками, я подробно изучила их, старалась подбирать сказки, доступные для понимания детей речевой группы в соответствии с возрастными особенностями детей и занятиями познавательного характера.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности: позднее начало развития речи; дефекты произношения и фонемообразования; скудный запас слов. Речевой опыт таких детей весьма ограничен; языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии системы коррекционных мероприятий, проводимых на занятиях по развитию связной речи и ознакомлению с художественной литературой. На таких занятиях дети учатся определенным речевым навыкам: прослушать рассказ, понять его содержание, уловить последовательность действий, ответить на заданные вопросы и пересказать прослушанный текст.

В процесс обучения необходимо включать сказки, которые имеют воспитательную ценность, четкую композицию, доступны по содержанию и объему. Сюжеты сказок используются в педагогической и психокоррекционной работе. Педагогическая работа – это, в основном, знакомство со сказкой через разные виды театра и анимационные технологии, знакомство с пословицей или поговоркой и беседа по ее содержанию Психокоррекционная работа проводится через ответы детей на предложенные вопросы, проигрывание эпизодов сказки, психогимнастику, продуктивную деятельность. Благодаря богатству языка сказок у детей совершенствуется выразительность речи, происходит знакомство с эмоционально-экспрессивной окраской слов.

Для детей старшей речевой группы понятны сказки о животных «Козлик – медные рожки», «Как медвежонок и мышонок стали друзьями». Эти сказки активизируют словарь детей, помогают войти в мир человеческих взаимоотношений, где смелый поступок всегда оправдан, храбрость всегда в почете.

Авторская сказка Салима Сурун-оола «У кого глаза лучше», народная сказка «Лиса и налим» высмеивают хвастовство, учат скромности и уважению к старшим.

Детям также интересны и поучительны сказки «Малек», «Отчего верблюд стал печальным», которые учат нравственным ценностям: добру, взаимопомощи, умению держать слово.

Эффективным способом развития речевой практики и мыслительной активности детей с общим недоразвитием речи является формирование умения сравнивать и понимать сравнения. Так, при знакомстве с тувинской народной сказкой «Золотая птичка» проводилась параллель со сказкой А.С.Пушкина «Золотая рыбка»; «Оскус-оол и дилгижик (лисонька)» - параллель со сказкой Ш.Перро «Кот в сапогах».

Сказка «Мальчик с тремя знаниями» вроде бы не сложна сюжетом, но богата содержанием: здесь и польза знаний, и борьба за справедливость. Победа над злом обязательна.

В основе воспитания ребенка служит осознание им своей земли, своей родины. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, богата природа.

У любого народа есть свои
предания и легенды о реках, озерах, горах и т.д. Они передают опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий, знакомят детей со сложными природными явлениями, учат бережно относиться к природе, развивают образную речь детей, воображение, развивают не только интеллектуально, но и нравственно.

У тувинцев образ природы очень конкретизирован. И, по традиции, одушевлен.

При изучении темы «Мой город» мы говорили не только о достопримечательностях Кызыла, но и познакомились с великой рекой Енисей. «Легенда о Енисее» помогает легче запомнить зарождение могучей реки. Помимо этого река представляется живым существом, с характером, индивидуальностью. Здесь также содержится глубокий нравственный смысл: разве можно впоследствии загрязнять реку, если она с детства запомнится живой, способной понимать, чувствовать.

Подбирая литературу, я старалась знакомить детей не только с фольклором, но и
с произведениями тувинских писателей.

Один из детских народных писателей Тувы - Степан Сарыг-оол. Он хорошо знал жизнь и быт своих земляков. Его рассказ «Бюргют» (кличка собаки, дословно «беркут») написан простым, доступным для детей языком. Художественное произведение расширяет кругозор, словарный запас детей, затрагивает нравственные аспекты жизни, содержит неповторимый национальный колорит
.

Другой детский писатель - Геннадий Снегирев. Он часто бывал в Туве и написал очень много произведений о природе, красоте Тувы. В его рассказе «Избушка охотника» говорится о красоте родной природы, об обычаях охотников, о взаимоотношениях человека и окружающей среды.

В наше время начинают возрождаться обряды, которые формируют любовь к природе, к лесу. Недостаточно только знакомить детей с природой, ее явлениями и связями между ними. Необходимо показать, как природа служит человеку, убедить детей в том, что с самых первых дней существования человека она давала ему жилище, пищу, одежду, лекарства, то есть все необходимое для жизни. У различных народов и народностей есть свои любимые деревья: у русских - береза, у тувинцев - кедр. Рассказ Степана Сарыг - оола «Чудесное дерево» помогает понять детям, почему тувинцы почитают кедр, называют его священным деревом, слагают о нем стихи и песни.

При знакомстве детей с тем или иным произведением стараюсь доводить до их сознания идею произведения, расширять активный и пассивный словарь, учу оценивать поступки героев на примере пословиц и поговорок: «Дал слово – держи», «Нужен табуну пастух, человеку – друг», «Силу зря не выказывай, грудь вперед не выпячивай», «Трудолюбивому – хвала, ленивому – насмешки» и др.

Пословицы и поговорки представляют собой систему норм и правил, регламентирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они могут быть выражены в форме запретов, иронии, похвалы и т.д. Исторически пословицы и поговорки всегда относились к поступкам и деятельности людей. Они сопровождают человека с раннего детства. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы и поговорки, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от него пропадет.

Пословицы и поговорки лучше использовать при развитии связной речи детей, уместна после работы с рассказом, сказкой.

Для лучшего понимания идеи произведений в своей работе я использую
наглядные пособия: иллюстрации, предметные картинки; разные виды театра: настольный театр, театр картинок, магнитный театр, перчаточный театр, театр марионеток, пальчиковый театр, театр теней, куклы би-ба-бо, большие напольные куклы, сделанные и сшитые мною в тувинском национальном стиле, а также анимационные технологии.

При знакомстве со сказками и легендами применяю не только художественное слово, но и музыкальное оформление (тувинские народные и современные песни; горловое пение в стиле сыгыт, каргыраа, хоомей; народные мелодии), что привносит национальный колорит произведению.

Использование
разных видов театра, анимационных технологий способствует более полному пониманию идеи произведения и развивают наглядно-образное мышление ребенка.

Для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы провожу
интегрированные занятия: чтение и рисование, пересказ и аппликация, занятия в форме игр-драматизаций и т.д.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы и адекватные методы, средства, педагогические пути.

Учет возрастных особенностей детей с общим недоразвитием речи требует широкого применения игровых приемов, словесных и дидактических игр, упражнений-этюдов, пальчиковых игр, психогимнастики. На каждом занятии организую подвижные игры, динамические паузы, глазодвигательные упражнения, речевую гимнастику, подобранные по теме занятия.

Помимо чтения, рассказывания, просмотра мультфильма, работы с аудиокассетами, презентациями одним из основных методов подачи и усвоения материала с детьми является
диалог между детьми и взрослыми, детей друг с другом. В диалоге развивается речь, проявляется умение ребенка слушать друг друга, анализировать и рассуждать. Это активизирует мыслительную деятельность, развивает речь, а также воспитывает умение правильно общаться в коллективе.

Необходимо подчеркнуть, что приобщение детей к традициям, культуре невозможно без соответствующей
развивающей среды, так как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. В группе оформлен патриотический уголок, где имеются символика России и Тувы; карта Тувы, на которой обозначены растительный и животный мир; макет горного ландшафта с юртами; куклы в национальных костюмах. Также подобран материал в виде книг, альбомов, буклетов, аудио-и-видеовизуальных средств, подбор мультфильмов, включающих в себя сведения как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края; о знаменитых людях; собран материал о животном и растительном мире; о священных домашних животных Тувы.

Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит
экскурсиям. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, начинают активно общаться между собой и с взрослыми. Результаты этих экскурсий не заставляют себя долго ждать. Рассматривая альбом о Кызыле, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Появились изменения и в строительных играх: в них стали появляться интересные детали (около дома течет река Енисей).

^ Воспитательный процесс невозможен без тесного контакта с родителями. Родители постоянно в курсе того, чем мы занимаемся в группе. Так, при изучении темы «Семья» вместе с родителями были составлены родословные семьи, чтобы ребенок наглядно увидел свою ветвь, себя в системе родственных отношений. Хочется отметить, что к составлению Древа Жизни некоторые молодые семьи подошли очень серьезно: они изучили свою генеалогию с точки зрения национальных, сословных, профессиональных корней в разных поколений и были удивлены полученными результатами (в некоторых семьях в роду были и продавцы-китайцы, и ламы, и люди разных национальностей).

Папка-передвижка «Наши имена» вызвала огромный интерес у родителей. Взрослым всегда интересна информация о значении имени своего ребенка, но на практике иногда оказывалось, что ребенка называют в честь кого-то, а значение имени родители не знают. (Так мальчика назвали Тэмуджин в честь Чингис-Хана, а в переводе с монгольского языка Тэмуджин означает «кузнец», об этом родители узнали из папки-передвижки).

Часто взрослые при подборе сказок для чтения детям не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ведь не каждый ребенок способен прослушать весь текст до конца. Данное умение формируется постепенно. Об этом говорилось в консультации для родителей «Правила чтения сказок», в которой даны рекомендации по использованию сказок в семейном воспитании.

В Туве
Шагаа занимает центральное место в календарной традиции, и в нашем детском саду ежегодно проводится этот праздник. В тувинском стиле оформляется зал, дети читают стихи, благопожелания, проводятся национальные игры, звучит музыка, исполняются танцы. Мальчики имеют возможность показать свою силу, ловкость и посоревноваться в борьбе «Хуреш». В организации и проведении праздника мы всегда привлекаем родителей: мамы готовят выставку национальных блюд, а папы учат мальчиков приемам национальной борьбы, становятся судьями-секундантами в борьбе «Хуреш». Именно национальные праздники учат быть не только зрителями, но и становиться активными его участниками.

К празднику Шагаа мы с детьми также готовим театрализованные игры, инсценировки, посвященные тому или иному году по Лунному календарю.

Театрализованная деятельность всегда радует детей, пользуется у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Привлекая детей к театрализованной деятельности, важно пробудить эмоции ребенка. Сопереживание персонажам инсценировок развивает чувства ребенка, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах, формирует нравственные ценности. Через театральную деятельность у детей воспитывается уважительное отношение к другим детям независимо от их национальности, особенностей личности и поведения.

Участие детей нетувинской национальности в национальных праздниках помогает, с одной стороны, вхождению их в тувинскую культуру, а с другой стороны – в детях формируется искренний благожелательный интерес к культурам других народов, понимание того, что «другой» не значит «чужой». Именно дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций у детей характеризуется наибольшей открытостью, создает фундамент толерантности, интернациональных чувств.

Народные знания, доброта и отзывчивость должны лежать в основе всего воспитательного процесса. «Не зная свою культуру, не будешь знать и другой»,- гласит народная мудрость.

Тема эта очень интересна и обширна; я и в дальнейшем планирую продолжить работу по приобщению детей к традициям тувинского народа, ибо наша общая задача – не только сформировать личность, но и наполнить душу ребенка красотой, наполнить ее добротой, уважением и любовью к людям, к своей Родине.


Литература


1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей

5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.


2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

3.Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. - Дошкольная педагогика, № 5, 2008.

4.Сказка как источник творчества детей. / Науч. Ред. Безруких М.Н., науч. Рук Лебедев Ю.А. – М., 2001.

5.Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. – Санкт-Петербург, 1996.

6.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: ФОЛИО, 2000.

7.Петрова Е.А. Театрализованные игры. Значение их в коррекционном обучении детей. - Дошкольное воспитание, № 4, 2001.

8.Калзан А.К О тувинском фольклоре. – Кызыл, 1961.

9.Кенин –Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006.

10. Самдан З.Б. Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в тувинском фольклоре. - Кызыл, 1986.

11. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов. / Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – М., 1988.

12. Мудрость народа. / Тувинские пословицы и поговорки. – Кызыл, 1994.

13. Сарыг-оол С.А. На зимовье. – М. – 1980.

14.Тувинские народные сказки. / Перевод и составление М. Хадаханэ. – Кызыл, 2000.

15. Мудрый филин. /Тувинские народные сказки. – М., 1989.

16. Рамазанова М. Кускежик. – Кызыл, МП Новости Тувы, 1992.

17. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций./ Учебное пособие. – М., 2007.

18. Погосова Н.М. Погружение в сказку. /Сказкотерапевтические программы.- Санкт-Петербург, 2006.

19. Арапчор А.Д. Тыва улустун мифтери болгаш тоолчургу чугаалары. – Кызыл, 1995.

15. Натпит-оол С. Методические основы изучения тувинского фольклора. // Башкы, №%, 1993.



Предварительный просмотр:

Игра- викторина

«Колесо истории»

Учитель музыки: Саая У.Д.

Класс: 9-11 кл

Цель:

- воспитание любви к родному краю, родному городу, восхищение своей малой Родине;

- развивать знание о Туве, о знаменитых людях Тувы, об исторических событиях.

Оборудование: шары, картинки о Туве, пословицы.

 

Ход игры:

1 заезд «Голубая Тува».

1. Какими государствами ограничит Тува ? (Монголия, Алтай, Китай, Красноярский край, Бурятия)

2. Назовите самый первый город. (г. Туран)

3.В каком году основан  г. Туран ? (1885г.)

4. В каком году стали использовать агальматолит ? (1880 г)

5.Впервые как называли Туву ? (Таны-Уула, Урянхай, )

6. В каком году основан Тувинская Народная Республика ?

7. Какие полезные ископаемые есть в Туве ?

Стихотворение «Ынак Тывам».

2 заезд «Ак-Довурак наша Родина»

1. Почему город называется Ак-Довурак ? (потому что есть Асбест)

2. В каком месте основан Ак-Довурак, почему именно здесь ?

 (на месте Кара-Даш, потому что в городе есть асбест, город основан на промышленности асбеста)

3.На какие участки разделяют город ? (Строительная, Постоянный,Южный)

4. Численность нашего города ? (13 тыс. 300 чел)

5. Что означает в переводе слово «Асбест» ? (тонкий золотой волос)

        Песня «Ак-Довурак»

3 заезд «Наши земляки»

1 Назовите улиц которые названы в честь заслуженных работников Тувы?

(Д-Калдар-оол, М. Марат и тд )

2. Назовите знаменитых людей нашего города .

3. В каком году построен наша  школа №2 ? (1961г) и сколько лет исполнен.

Итог: Награждается команду у кого больше очков.

МОУ СОШ №2



Предварительный просмотр:

Загадки в стихах

Учитель музыки: Саая У.Д.

1. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. 
(Гармонь)

2. От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь? 
(Аккордеон)

3. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? 
(рояль)

4. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его... 
(фортепиано)

5. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин? 
(орган)

6. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется? 
(скрипка)

7. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. 
(барабан)

8. Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки. 
(ноты)

9. На листочке, на страничке —
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. 
(Ноты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка английского произношения, в стихах

Загадка английского произношения, в стихах...

Стихи учащихся 5-ых классов и загадки про животных

творческие работы учащихся 5-ых классов к теме "Животные" по природоведению к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивавновой...

Стихи и загадки о временах года

Тематическая подборка стихов и загадок о временах года. Очень простые для восприятия, не длинные - удобно использовать, как на занятиях, так и в паузах между режимными моментами....

Загадки и стихи по химии

Материал поможет украсить и разнообразить урок....

Геометрия в загадках и стихах

Материал может быть использован при изучечении  геометрического материала  на уроках математики в 6-8 классах коррекционной школы.....

В помощь учителю - загадки, пословицы, стихи

В этом разделе размещены загадки. пословицы, стихи и другие материалы, которые учитель может использовать при подготовке к урокам...