Презентация к уроку Здравствуй родина моя 3 кл
презентация к уроку по музыке по теме

Саая Урана Дадар-ооловна

 Почему музыка русских композиторов полна народными мелодиями ?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класстан дашкаар ажыл.

Тема: Владимир Яковлевич Шаинскийңин ырылары.

Ак-Довурактын №2 школазының

бирги категориязының ыры башкызы

Саая Урана Дадар-ооловна.

Класс: 1-2  класстарга

Сорулгазы: В.Я.Шаинский деп композиторңун допчу –намдары- биле болгаш оон чогааткан ырларын таныштырары;

 - ыры дузазы –биле уругларны чараш аажы-чаңга, бисти долгандыр турар чараш чуулдерге, эш-ɵɵру-биле найралдыг болурунче кижизидери;

- уругларның сагыш-сеткилин,чугаа домаан ,чогаадыкчы чоруун  тоол, музыка дузазы-биле сайзырадыры.

Дерилгези: композиторлар чуруу, мультфильмнер чуруктары, ырылары, шариктер, ноталар, персонажтарның маскалары, баян, магнитофон.

Репертуар: «Улыбка», «Голубой вагон», « Чебурашка».

Киржикчилери:

1.Автор

2. Крокодил Гена

3. Чебурашка

4. Крошка Енот

5.Илбичи.

Класстан дашкаар ажылдын чорудуу:

Организастыг кезээ: аялга адаа-биле оореникчилер кирип келгеш олуттарынга олургулаптарлар.

Башкы: Экии, уруглар !

Бо хун силерге солун тоол коргузуп бээр бис. Баштай тоолду эгелээр бертинде «Мультфильмнерге ынак бис» деп викторинаны ойнаптаалыңар. Кайы хире мультфильмнер билир эвес силер:

1. «Бременские музыканты» – деп мультфильмде кандыг хогжум херекселдеринге ойнап турарларыл? (гитара, барабан,скрипка, бубен).

2. «Ну, погоди !»  - деп мультфильмде бɵру кандыг- кандыг шимчээшкиннерни хɵйну кылып турарыл ? (маннаар,шураар)

3. «Торуттунген хун чылда чангыс катап болур» - деп кайы мультфильмде ырлап турарыл ? Кым ырлап турар ? ( «Крокодил Гена болгаш  Чебурашка»).

Эр-хейлер, дыка-ла мультфильмнер билир уруглар-дыр силер. Ам тоолувусту эгелээлиңер. Кичээнгейлиг дыңнаңар уруглар !

Аялга адаа-биле автор тоолду чугаалап эгелээр.

Автор:  Бир-ле катап, каржы илбичи чурттап чораан. Аңаа кезээде каржы болуру солун эвес, чалгааранчыг аппарган. Оон ол боданган:

Илбичи (оореникчи унуп кээр): Мен черле эки кижи болуп шыдаар кижи мен бе?, кезээде каржы кижи болуру солун эвес аппарды (кезек боданып туруп, туруп)

- Ойт, бо хун мээн тɵруттунген хунум !

Автор: -дээш бодаптарга оон-даа мунгаранчыг аппарган, чуге дизе ол каржы боорга кым-даа ооң бажынынче келбес турган. Оон ол оожум чугааланган:

Илбичи: Бир-ле кижи мени хɵгледип, эки кижи болурунга дузалажып чедип кээр болза !

Автор:  Ынчап боданып олурда Илбичинин чанынга мультфильмнер киржикчилери кɵступ кээр.

(Крошка Енот, Чебурашка, крокодил Гена кирип келирлер).

Илбичи: - Кымнар силер ?

Крошка Енот: - Мен Крошка Енот –дыр мен, а бо Чебурашка-дыр, бо крокодил Гена-дыр – дээш шуптузунун орнунга харыылаан.

Илбичи: А силер чуну кылып билир силер ? 

Шупту: ырылар  ырлап.

Автор: Илбичи оон-даа кайгап-элдепсинип, аалчыларынче кɵруп туруп,туруп, чуну-даа ыытаваан. Бир дугаар Чебурашка ырызын  ырлап эгелээн:

Я был когда-то странной,

Игрушкой безымянной

Который  в магазине

Никто не подойдет

Теперь я Чебурашка

        Мне каждая дворняжка

                                                      При встрече, сразу

                                                       Лапу подает…

Автор: Ооң соонда, крокодил Гена ырлай берген:

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам

А вода по асфальту рекой.

И не ясно прохожий

В этот день непохожий

Почему я веселый такой.

  Я играю, на гармошке

У прохожих, на виду

                 К сожаленью, день рождения

                                                 Только раз, в году…

Автор: каржы Илбичиге дыннап олурарга бил-ле чуул аңаа кайгамчыктыг болу берген.Ол кезек бодангаш, улаштыр дыннап олурупкан.

(Илбичи кайгап – элдепсингенин, боданып олурарын коргузер)

Крошка Енот: От улыбки хмурый день светлей

                          От улыбки в небе радуга проснется

                           Поделись с улыбкою своей

                           И она к тебе не раз вернется.

                                              И тогда наверняка

                                                           Вдруг запляшут облака

 И кузнечик запиликает на скрипке

                                                     С голубого ручейка

                                                Начинается река

Ну, а дружба начинается с улыбки.

Автор: Илбичи кезек када боданып олургаш, айтырган:

Илбичи: Улыбка- деп чуу чувел ?

Крошка Енот: Улыбка – дээрге, хулумзуруг дээни ол-дур, а хулумзуруг дээрге, кажан биске эң солун каттырынчыг, ɵɵрунчуг апаары, кажан бистернин эштеривис барда биске хоглуг апаары. Кɵр даан, хунчугеш база хулумзуруп каттырып тур ! ( Хунчугештин чуруунче айтыр)

Автор: Илбичи  хунче кɵруп туруп туруп, хулумзуруп ɵɵруп эгелээн (илбичи хунче коор, каттырар)

Оон шупту улусче коруп тургаш чугаалаан: 

Илбичи: Мен, шуптуңарны тɵруттунген хунумче чалап тур мен !. Чуге дизе шупту силер мээн эштерим боор силер. Ынчангаш ам шупту ɵɵруп - хɵглеп танцылаар бис. (дээш амырап каттырып турар). Ам ынчаарга бо чараш , хɵглуг ырыларнын аялгазын кым чогаадып кааны ол ?

Крошка Енот,  Чебурашка, крокодил Гена: Владимир Яковлевич Шаинский – дээш композиторнун чуруунче айтыр.

Чебурашка: Композиторнун дугайында дыннадыгны кылыр. Чогааткан ырларын дыннатпышаан чуруктарын кɵргузер.

Крокодил Гена: Ынчангаш шупту В.Я. Шаинскийнин чогаатканы «Улыбка деп ырызын» тоолувусту доозуп тура ырлажыылыңар. Ынчангаш, бо ырыны ырлап,  силерге кезээде омак-хɵглуг болурунарны, кезээде арныңардан хулумзуруп, каткы-хɵглуг чорууруңарны, эш-ɵɵруңер-биле найыралдыг болуруңарны кузеп тур бис.

Мультфильмнернин киржикчилери- биле тоолду кɵруп олурган ɵɵреникчилер ырыны ырлап доостур.



Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»  5 кл
 

Тип урока: урок введения в тему. 

Форма урока: урок-поиск.

Материалы к уроку: М.П.Мусоргский цикл «Картинки с выставки» («Гном»)

                                                          Ход урока. 

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем находить взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы. И попытаемся найти ответы на вопросы: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» (Слайд с вопросами). Может кто-то из вас уже знает ответ? 

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов. 

Учитель: - Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы. Для начала подумаем, ЧТО вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание своих произведений? Где тот источник вдохновения, откуда черпают идеи, темы, образы люди искусства? 

Дети: - Возможно, это окружающая природа, люди… 

Учитель: - Совершенно верно. И природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни. (Слайд со словом). 

Учитель: - Молодцы. Мы с вами нашли первую связь, объединяющую музыку и литературу: это наша жизнь, она подсказывает композиторам, поэтам, писателям темы для их произведений.

Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста. Догадались, о каком понятии идёт речь?

Дети вспоминают про интонацию. Если вопрос вызвал затруднения, можно подсказать им латинский корень слова «intono». Или попросить детей спеть фрагмент знакомой им песни, например «Песни о России» В.Локтева, с пластическим показом рукой мелодической линии, затем выразительно прочитать слова песни, также рисуя линию текста. Сравнивая движения, дети находят много общего в контурах мелодий спетого и произнесённого текста, то есть выявляют интонационную выразительность мелодии и текста. (Слайд со словом). 
Учитель: - Вот вы нашли вторую взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах?

Дети называют песню, романс и другие музыкальные жанры. (Слайд ). 

Учитель: - Конечно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Послушайте его и скажите, какие чувства у вас возникли при прослушивании музыки, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальное произведение? (Звучит фрагмент музыкального произведения «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского).

Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «страшных», «жалобных», «убегающих» интонаций. 
Учитель: - Вы все по-своему правы. Но у этого произведения есть своё, авторское название. Композитор М.П.Мусоргский назвал это произведение «Гном». Давайте ещё раз послушаем фрагмент этого произведения, и вы подумаете, как в музыке отражается образ гнома. (Звучит музыка. Дети слушают и анализируют свои впечатления)

Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте, когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием?

Дети: - С названием было проще понимать музыку. 

Учитель: - Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание,программу произведения. (Слайд).

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения.

Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры. 

Дети вспоминают миф об Орфее, былину о Садко, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы. 

Учитель: - Молодцы. Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: этопроникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством. 

Итог урока.

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Дети: - Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Учитель: - Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали.

Домашнее задание. Вспомните литературные произведения, в которых рассказывается о музыке и музыкантах. Спасибо. До свидания! 

6 класс Ход урока

  1. Организация урока

Вход обучающихся в кабинет музыки под песню Г.Струве «Школьный корабль».

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!

  1. Введение в тему урока

П: Ребята, когда вы входили в класс, звучала музыка. К какому музыкальному жанру она относится?

Д: Это песня.

П: О чем была эта песня? Какое название можно придумать к этой песне?

Д: Это песня о школе, школьной жизни, о дне Знаний.

Ребята придумывают названия к песне.

П: Когда вы услышали песню, какие чувства, эмоции у вас возникли?

Д: Ощущение праздника, радости, грусти от того что стали на год старше.

Эта песня называется «Школьный корабль», музыку сочинил композитор Г.Струве (портрет), а слова К.Ибряев.

Давайте сейчас все послушаем песню еще раз, закрыв глаза, попытайтесь представить, изобразить картинку к этой песне.

Повторное слушание песни «Школьный корабль»

П: Что у вас получилось увидеть, изобразить, представить? Какие краски использовали вы в своих фантазиях?

Д: Ответы ребят

Итак, вы все правильно представили, прочувствовали музыкальный образ песни – образ праздника, школьных будней (изображения дня Знаний, школьных будней).

  1. Основная часть урока

Тема сегодняшнего урока «Удивительный мир музыкальных образов».

П: Попытайтесь дать определение, что такое музыкальный образ?

Д: Ответы ребят

П: Подводя итог вашим словам можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация – главное свойство музыки.

В первом полугодии 6 класса вы будете учиться понимать музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки. Давайте вспомним определения, что такое вокальная, а что такое инструментальная музыка.

Д: Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

П: Чтобы понять музыкальный образ необходимо выявить выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, раскрыть для себя, что в нем отражается и как это делается.

Композитор Д.Б. Кабалевский говорил (на экране текст): «Музыкальное произведение, как все рожденное и живущее, имеет своих родителей. Родители – это композитор и жизнь».

П: Как вы понимаете его слова?

Д: Музыкальные образы всегда воплощают какую-то частицу жизни: то или иное жизненное явление, картину природы, нечто происходящее в человеке, в обществе, в душе ребенка.

П: На уроках литературы вы знакомились с родами художественной литературы – эпическим, лирическим и драматическим.

Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, лирико-эпические, драматические.

Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе и т.д.

Эпические образы – это грустные воспоминания, разочарование и т.д.

Драматические образы – это образ, где присутствует драма, трагедия и т. д.

  1. Закрепление материала и вокально-хоровая работа.

П: Исполняя песню «Школьный корабль» попробуйте передать соответствующий музыкальный образ.

Проследите за мелодией песни и движением руки отметьте начало исполнения.

1. Настроим свои голоса для пения.

Дыхательное упражнение «Насос»

Сели в самолет, заправили живот,

2. Пение звуков по «музыкальной лесенке»

Самолет загудел (тихо звук У)

А потом полетел (громко звук У)

Мы сразу испугались (тихо звук А)

А потом сильнее (громко звук А)

В окошко посмотрели и сильно удивились (тихо звук О)

Под нам красота (громко звук О)

Вдруг как что-то зарычит (Тр)

А потом забурчит (Бр)

Мы снова испугались (звук А)

Но самолет стал снижаться (звук У)

Он приземлился на чистом поле, мотор затих,

мы глубоко вздохнули и улыбнулись!

3. Показ педагога, дети проговаривают текст песни, который выведен на экран.

4. Затем исполнение детей вполголоса без музыкального сопровождения.

5. Исполнение детей под музыку.

  1. Подведение итогов урока

П: Сегодня на уроке вы познакомились с новым понятием, с каким?

Д: Музыкальный образ.

П: Что такое музыкальный образ, какие бывают музыкальные образы?

Д: Ответы детей

П: Возникли у вас какие-либо трудности сегодня? Все ли было понятно?

Вы сегодня молодцы! До свидания!

6 класс Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов

В общении людей большую роль играют интонации. С их помощью можно выразить любовь и ненависть,

радость и печаль,гнев и спокойствие... Из устного общения людей выросло музыкальное

искусство - искусство интонирования. Взаимосвязь разговорной и музыкальной речи ярко проявляется в

песенных жанрах, в том числе в романсах (найдите значение слова, перейдя по ссылке).

О каких чувствах и переживаниях говорится в них?

Романсы создавали и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты.

 Вот несколько портретов известных

 композиторов - авторов романсов.

Александр Александрович Алябьев (1787 - 1851)

Александр Егорович Варламов (1801 - 1848)

Александр Львович Гурилёв (1803 - 1858)

Послушайте романсы "Гори, гори, моя звезда" и "Я Вас любил". 

Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857

Некоторые романсы настолько полюбились слушателям, что их стали называть народными песнями.

Пример такого произведения - песня-романс

А. Варламова на слова Н. Цыганова "Красный сарафан". 
В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремлённость к добру.

красоте, любви.
Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.


Домашнее задание.
1. Объясните значение слова "романс".
2. Как в романсе "Красный сарафан" строится беседа дочери и матери? Как меняются лад

(мажор или минор), темп, характер звучания, аккомпанемент?
3. Посмотрите презентацию в приложении1. Найдите лишний портрет в галерее портретов композиторов.

Объясните свой выбор.
4*. Каких современных певцов - исполнителей романсов - вы знаете?
 

        

7 класс Классика и современность

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

II. Актуализация знаний.

Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

- Что нас в ней привлекает.

- А какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». 

III. Основной этап урока.

         Беседа.

- Что означает слово «классика»?  Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

 Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства.

- Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

- Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими

- Какое из этих произведений можно отнести к классике?

- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? 

Слушание и анализ музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена,  Э.-Л.Уэббера.)

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

Продолжение беседы.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. 

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?

- Как вы думаете, почему?

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчеств. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. 

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».

- Понравилась музыка?

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

IV.Вокально-хоровая работа.

  1. Распевание.
  1. Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
  2. с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
  1. Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет…  (Л.Мартынов).

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание   первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

V. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе,  уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил  Д.Б. Кабалевский.

Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. .

Я надеюсь, что рядом с вами  всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека. 

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

  1. сообщение о группе «Битлз»,
  2. найти интересные сайты о музыке.

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.

Интернет-ресурсы:

 Поурочный план урока

Класс 5 кл урок____ дата ______________

Тип урока (урок изучения новых знаний, урок формирования предметных навыков(повторение), урок применения предметных ЗУНов (практикум), контрольный урок, коррекционный урок, комбинированный урок, урок- экскурсия, проектный урок.

Тема_«Что роднит музыку с литературой»

ЦЕЛЬ:

-выявить многосторонние связи между музыкой и ИЗО;

 - помочь учащимся почувствовать, что у них есть не только внутренний слух но и внутреннее зрение;

-развивать музыкальный слух с помощью музыкальных произведений.

-воспитывать ко всему прекрасному в мире.

ПРЕДМЕТНЫЙ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ

ЛИЧНОСТНЫЙ

Предмет музыка и литература, взаимосвязь этих предметов.

П: быть

внимательным,

уметь находить частное и общее, сопоставлять,

строить рассуждения,

анализировать и делать выводы, пользоваться

справочной

литературой.

Ценностное

отношение к

народной

культуре.

Оценка

результатов

деятельности.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы ? Во все времена музыка училась у литературы. Связь музыки и литературы

Р: способность

организовывать свою

деятельности,

принимать её цели и задачи, выбирать

средства реализации

этой цели и применять

К: Освоение

 диалоговой формы общения.

Материалы урока

Оборудование урока

Дидактические материалы

А

В

С

Групповая

Парная

Карточки

Сюжетные картинки

Мини- проект

Ход урока

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Методы обучения

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем находить взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы. И попытаемся найти ответы на вопросы: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» (Слайд с вопросами). Может кто-то из вас уже знает ответ? 

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов. 

Актуализация опорных знаний

- Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы. Для начала подумаем, ЧТО вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание своих произведений? Где тот источник вдохновения, откуда черпают идеи, темы, образы люди искусства? 
- Совершенно верно. И природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Молодцы. Мы с вами нашли первую связь, объединяющую музыку и литературу: это наша жизнь, она подсказывает композиторам, поэтам, писателям темы для их произведений.Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста. Догадались, о каком понятии идёт речь?

Вот вы нашли вторую взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Возможно, это окружающая природа, люди… 

Дети делают вывод, что это всё явления жизни. (Слайд со словом). 

Дети вспоминают про интонацию.

Постановка учебной задачи, целеполагание. Мотивация.

А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах? Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Послушайте его и скажите, какие чувства у вас возникли при прослушивании музыки, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальное произведение? (Звучит фрагмент музыкального произведения «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского). Вы все по-своему правы. Но у этого произведения есть своё, авторское название. Композитор М.П.Мусоргский назвал это произведение «Гном». Давайте ещё раз послушаем фрагмент этого произведения, и вы подумаете, как в музыке отражается образ гнома.

Дети называют песню, романс и другие музыкальные жанры. (Слайд ). 

Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «страшных», «жалобных», «убегающих» интонаций. 

Звучит музыка. Дети слушают и анализируют свои впечатления)

опрос

Освоение нового материала

Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте, когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием?

Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание,программу произведения. (Слайд).

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения.

С названием было проще понимать музыку. 

Физминутка

Первичное закрепление

Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры. 

Молодцы. Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: этопроникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством. 

Дети вспоминают миф об Орфее, былину о Садко, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы. 

Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.



Предварительный просмотр:

Тема: Азас хол.

Кичээл: Ыры кичээли

Башкы: Ак-Довурактын №2 школазының

бирги категориязының ыры башкызы

Саая Урана Дадар-ооловна.

Кичээлдин хевири: Чаа билиглерни бээри.

Класс: 7 кл

Сорулгазы: - уругларга хɵлдун турар чери-биле, анң-меңи, бойдус-байлаа-биле таныштырары. Хɵл дугайында ырны ɵɵредири;

- Хемнер- сугларны, хɵлдерни долгандыр турар бойдусту камгалаар,камнаар, оларны хирлендирип, бокталдырбас, аң-меңни кай-хамаан чокка ɵлурбезин, бойдуска ынак болурунче кижизидери.

 - Кроссворд, оюннар дузазы-биле оореникчилернин кичээнгейин, ооренген билиглерин сактырын чедип алыр. Шулук дузазы-биле аас-чугаазын сайзырадыры.

Дерилгези: компьютер, проектор, тыванын картазы, бойдус дугайында, хɵл, ан-меңниң дугайында слайдылар, карточкалар,баян.

Репертуар: «Наш край» Д.Кабалевскийнии; «Азас хол» С.Бадырааныы.

Кичээлдин чорудуу:

Организастыг кезээ: ϴɵреникчилер-биле мендилежир. 

Башкы: Конга кын дээн,

Оореникчилер: Кичээл эгелээн ! – дээш олуттарынче олуруп алыр.

Башкы: кичээлдин сорулгазы-биле таныштырар. 

- Тывада чуу деп хɵлдер аттары билир силер ?  Адап корунерем.

(оореникчилернин харыызы)

Тема: - Бис бо кичээлде Тыванын эн-не чараш хɵлдеринин бирээзи Азас хɵл – деп хɵл – биле таныжып, ооң аң-меңин, куштарын,бойдузун билип алыр бис:

Тывада 400 ажыг улуг,биче холдер бар. Оларнын эн-не улуглары болгаш хой кезии Тожуда (картадан коргузер). Агым холдерге Нойон-Хол,Азас, Маны-Хол, Чагытай, Хиндикитиг-Хол, Сут-Хол хамааржыр. Турум холдерге Дус-Хол, Чедер, Каък-Хол, Шаранур,Хадын болгаш оскелер-даа  хамааржыр.

(Слайд 1)

«Азас хол» - деп холдун ады «Аза» болгаш «Ас» - деп ийи состен укталып тывылган деп турар. Шаанда ивижилер ас деп ан коруп кааш ас дижи бергеннер. Оон ол аннын ады биле катай аза ас деп адап турганындан холдун ады тывылган болуп турар.

        Холдун узуну 40 км, дооразы 12км. Терени каш-даа чус киломертлер биле санатынар.

(Слайд 2) Байлаа, долгандыр турар бойдузу ,ан-мени онзагай холл. Бойдузун магадап, ону чарашсынып, туристер,балыкчылар, дээш оске-даа чурттардан улустар кээр Азас –Холге дыштанып турарлар.

(Слайд 3) Холде кара-куш, курту,кушкул,эзир,хартыга, угу,айлан-куш. Холунде одуректер,касс,ангырлар,дуруялар дээш оон-даа хой куштар бар. Холдун суу чамдыкта корунчук дег шилдегер онгуг аппаар. Азас-Холдун чаражын кижи магадап ханмас. Оон дугайында ырылар, шулуктерни бистин чогаалчыларывыс,композиторларывыс бижип турар.

Шулук «Азас».

Леонид Борандайнын бижээни «Азас» деп шулуун дыннаптаалынар:

Оореникчи:

Ажыл-ишчи

херээм доостум

Азас холде

Кежээ душту

Холдун кырын

Коруп четпес

Хойге чонга

Хоореп ханмас

Дооза чуве

Тоолда ышкаш

Торгу маннык

Тонанныпты

Энерелдиг эргим

                                                    Холум

                                                    Чараш кылан

                                                   Чалгып келем.

Башкы: Бо шулуктен безин дыннаарга Азас-Холдун чаражын  хоореп-даа ханмас чараш ,тоолда дег деп состер-биле дамчыдып турар  чогаалчы.

-А ырыларда кандыг состер-биле болгаш  аялга-биле илередир турарын  дыннап, ооренип корээлинер,уруглар.

3.Ыры «Азас-Хол» созу: Ю.Кюнзегештии, аялгазы: С.Бадырааныы.

                                                                                                  (слайд 4)

Ырынын утказын сайгарар. Состерин бижиттирер. Ырлап бээр.

4.Ун отуруушкуну: Бра-Бре-Бро-Бру; Аа-Ээ-Оо-Уу.

Ырнын аялгазын ооредир.

5.  Карактарга мергежилге:  (слайд 5 )

Дорт булунчук, уш булунчук, тогерикти башкынын айытканынын аайы-биле карактарын шимчедир. ( 3-4 катап катаптаар).

6. Кроссвор «Азас» (слайд 6)

Айтырыглары:

1.Тывада билдингир ансамбль ? (Аян)

2.Ырынын бичи уе иштинде доктаай бээрин чуу дээрил ? (пауза)

3. Ырыны ырлап кууседип турар кижини кым дээр бис ? (ыраажы)

4. Музыканын алфавидинде 5 дугаа ун (соль).

А

я

н

п

а

у

З

а

ы

р

а

А

ж

Ы

С

о

л

ь

7. Катаптаашкын: 

Ооренген ырызын  катаптаар: «Наш край» Д.Кабалевскийнии.

8. Оюн: «Оорганда чул ?»

9. Быжыглаашкын:

- Тывада холдернин саны чежел ?

- Азас –Хол кайда турарыл ?

- Кандыг дириг-амытаннар, куштар чуртап турарыл хол чанында?

Башкы: - Ындыг чараш холду баз оске-даа хемнер сугларны, холдерни  ол-ла хевээр чараш турзун деп бодаар болзувусса чуну канчаар ужурлуг бис ?

- бокталдырбас, куштарны,ан-менни камнаар, камгалаар, бойдус-байлаан хирлендирбес…

Эки харыылаан уругларга демдеетерни салыр, мактаар.

Онаалга: Азас-Хол деп ырынын состерин доктаадыр, хол  дугайында  солун чуулдерден билип экээр.

Ырыны ырлаар «Азас- Хол».

Кичээл тонер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хоровод муз урок музыки в 1 классе

Слайд 2

дидактическая игра «Вопросы Терпсихоры »

Слайд 3

Какие предметы и явления издают немузыкальные звуки? ЧАСЫ СКРИПКА БУБЕН ПЕВЕЦ МОРЕ ХОР

Слайд 4

Где звучит музыка?

Слайд 5

Какой русский композитор изображен?

Слайд 6

Как еще называют Терпсихору ? МУЗА ФЕЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ТАНЦА И ПЕНИЯ

Слайд 7

Владимир Шаинский (автор-композитор детских песен)

Слайд 8

От улыбки хмурый день светлей От улыбки в небе радуга проснется Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется И тогда наверняка вдруг запляшут облака И кузнечик запиликает на скрипке С голубого ручейка начинается река Ну а дружба начинается с улыбки

Слайд 9

ХОР

Слайд 10

ХОРОВОД

Слайд 11

Что общего между хороводом и хором ?

Слайд 12

ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать. Вот и получается, что ХОРОВОД – песня-танец.

Слайд 13

От улыбки хмурый день светлей От улыбки в небе радуга проснется Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется И тогда наверняка вдруг запляшут облака И кузнечик запиликает на скрипке С голубого ручейка начинается река Ну а дружба начинается с улыбки

Слайд 14

Сиртаки популярный греческий танец, символ Греции

Слайд 15

Как изменялась музыка сиртаки?

Слайд 16

Хора и Сырба молдавская хороводная пляска с пением

Слайд 17

Молдавский национальный костюм

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ДУША МУЗЫКИ

Слайд 7

СОЧИНЯЕТ музыкальные произведения

Слайд 8

К И С КОМПОЗИТОР ИСПОЛНИТЕЛЬ СЛУШАТЕЛЬ

Слайд 9

КУПЛЕТ ПРИПЕВ

Слайд 10

НОТЫ

Слайд 11

Человек всегда связывал свое Настроение, чувства, мысли с природой. Это отразилось в творчестве почти всех композиторов.

Слайд 12

Сравните мелодии Рахманинова и русскую народную песню.

Слайд 15

радостное смешное праздничное мечтательное игривое грустное восторженное хвалебное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...

Презентация к уроку «Наша Родина – Казахстан»

Цель урока:  - Изучать историю музыкальной культуры КазахстанаЗадачи урока:  -провести беседу о роли музыки, песни в жизни современного человека;- дать сведения о 7 чудес Казахстана;- дать с...

Презентация к уроку "Здравствуй снег, мороз и лыжи"

Презентация к уроку" Здравствуй снег, мороз и лыжи".Яркий рассказ об истории древних и современных игр....

Мнемотаблица для пения "Здравствуй, родина моя!" муз. Ю.Чичкова, сл.К.Ибряева

Мнемотаблица для разучивания и зрительного запоминания песни, а также использования в самостоятельной деятельности дошкольников....

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...