Хоровое пение (методические рекомендации к работе с детским хором)
методическая разработка по музыке на тему

Гобрик Ирина Станиславовна

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занимающихся проблемами вокального воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           

 Хоровое пение

(методические рекомендации к работе с детским хором )

      Хоровое пение в школе –один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образования нации , психического и физического здоровья детей. Чтобы школьный  хор мог  выполнять свое назначение, качество его исполнительского мастерства должно соответствовать определенным требованиям  к уровню вокально-хоровой работы учителя музыки. Работа хормейстера –учителя музыки имеет особую специфику, которая заключается в том , что его хор состоит в основном из детей, не умеющих правильно петь. Поэтому с самого начала  работы с хором  у педагога возникает необходимость научить их основам голосообразования , то есть работы над постановкой голоса. Эта работа должна проводиться постоянно и регулярно: сначала в упражнениях , а затем в процессе исполнения вокального репертуара.

Дикция в хоре

Дикция(греч)-произношение.

Одно из условий достижения хорошей дикции в хоре - это , прежде всего, глубокое проникновение в содержание слов исполняемого произведения, что и делает возможным достижение осмысленности их произношения.

Формирование хорошей дикции во многом зависит :

  • от правильного произношения гласных и согласных в пении. Именно ясность согласных помогает слушателям понять смысл слов исполняемого произведения.
  • четко произнесенная согласная автоматически включает голос и  на последующей за ней  гласной.
  • важно обратить на формирование гласных в пении.
  • пение в речевой позиции, т.е при стабилизации гортани в нейтральном положении, как в процессе спокойной речи.
  • при пении слоги всегда произносятся быстро, а слова   в пении делятся на слоги  по принципу , отличающемуся от правил грамматики: каждый  вокальный слог заканчивается непременно гласной , на которой можно  тянуть звук.
  • все следующие за ней согласные  относятся к другому слогу и всякий раз произносятся очень быстро , как бы спрессовано.
  •  многое  зависит  еще   и от владения навыком певческого дыхания и правильного звукообразования.

 Причинами фонетической неопределенности  и даже искажения  дикции в пении  могут стать мышечные зажимы голосового аппарата ,  особенно в области глотки и нижней челюсти, излишняя напряженность звучания голоса, перебор дыхания,  форсировка   звука.

Работа над гласными в пении

       Основной момент в работе над гласными- воспроизведение их в чистом виде , т.е. без искажений. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения ровности тембрового звучания голосов  и достижения  унисона в хоровых партиях.

Выравнивание гласных достигается: 

  • путем сохранения вокальной позиции гортани в стабильном положении в процессе перестройки артикуляционного уклада с одной гласной на другую.;
  • если   начинать  с любой , лучше всего звучащей гласной, с тем , чтобы последующие за ней  гласные при пении  были окрашены её тембром .

Округление гласных в процессе пения осуществляется  

  • за счет небольшого движения вниз расслабленной нижней  челюсти, опускающего кадык , что порождает , так называемое  «прикрытие»  звука.

(Это  можно легко проконтролировать путем легкого  прикосновения пальцев к шее в области щитовидного хряща. Чрезмерное опускание кадыка может привести  к затемнению звука и потере высокой позиции)

Для осознанного  управления певческим процессом педагогу необходимо хорошо понимать фонетическое значение артикуляционного уклада каждой гласной для звукообразования.

ЗВУКИ «У»,»Ы»-формируются на уровне глотки и звучат  более глубоко. Они способствуют открытию глотки по вертикали и по горизонтали. Эти фонемы устойчивого произношения. Они почти не искажаются в словах. Именно  на этих гласных быстрее выравнивается тембровое звучание хора и достигается унисон в хоровых партиях. Вокализация на слоги «лю», «ду», «ды» исполнение со словами  приобретают большую ровность звучания.

Гласная «у» при фонетически определенной её артикуляции способствует оптимальному понижению гортани, что является необходимым условием постановки певческого голоса в академической манере. Использование «У» в вокализации имеет положительный эффект  для формирования дыхания, освобождения глотки от мышечных зажимов, достижения прикрытого звука и пр.

 В  сочетании    с мягкой атакой эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках, округлять их. Фонема «У» способствует  формированию высокой певческой позиции и стимулирует головное звучание голоса.

Фонема «У»-«темная» гласная.  Чрезмерно долгая вокализация на этой фонеме  может привести к появлению «тусклого» звучания голоса. Рекомендуется осветлять  её  на упражнениях в сочетании с гласной «А»

Гласная «Ы» является производной от «И». В речи «Ы» звучит мгновенно., то во время пения фиксируется на всей длительности соответствующей ноты.

При пении гласных «У», «Ы» получается «заваленной» макушка голоса , чего нельзя позволять, а надо  в таком случае использовать их в сочетании с другими гласными, приближающими вокальную позицию.

 Чистая гласная «О»  обладает свойствами гласных «У», «ы»,  однако в меньшей степени. После неё следующая гласная звучит  округло естественно.

Необходимо сохранять артикуляционный уклад гласной «О» на уровне глотки для  наилучшего результата.

Фонема «А»-привносит в пение наибольшую пестроту. У итальянцев возникает из глубины глотки, у англичан тоже образуется достаточно глубоко, у славянских народов  имеет плоское грудное звучание. Использовать  фонему на первом этапе обучения нужно очень осторожно.

А.В.Свешников начинал обучение детей именно с гласной «А»  из солидарности с педагогом-вокалистом И.П.Прянишниковым , который писал: «У большинства певцов хороший  звук легче всего образуется  на гласной «А» , потому что при ней части  рта и языка  находятся   в натуральном положении».В тоже время он считал её очень сложной, т.к.в обычной речи звучит  открыто, осветляя тембр  голоса, и поэтому при  пении  гласная «А» требует искусственного  округления, т.е.приближения её звучания к гласной «О». Гласная «О»-основа голоса и главный подводный камень. Основательное её  изучение имеет особое значение на все остальные гласные.

Гласные «И» и «Э»-стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их  формирование  связано с рефлекторным повышением положения гортани. Они осветляют звучание голоса и приближают вокальную позицию. При пении в академической манере эти фонемы требуют особого внимания в отношении округления звука. Гласная «И» должна звучать ближе к «Ю», иначе она приобретает неприятный ,  пронзительный характер.  Чтобы ее   звучание не было слишком узким , необходимо в упражнениях её соединять с гласной  «а».

Гласные «е,ю,я,ё»-сложные. Благодаря скользящему артикуляционному укладу они поются мягче, по сравнению с чистыми гласными.

Если две гласные стоят рядом , то при пении их нельзя сливать  -вторую следует   спеть  как бы с новой атакой.

Таким  образом , работа в хоре над гласными- основа достижения  хорошего качества звучания хора и заключается в достижении фонетически определенного и грамотного их  произношения  в сочетании с правильным звукообразованием.

Работа над согласными

      Формирование согласных, в отличие  от гласных, связано с возникновением преграды в речевом тракте на пути тока воздуха. Согласные  делятся на звонкие , глухие и сонорные, в зависимости от степени участия голоса  при их образовании.

Исходя из функционального назначения голосового аппарата, второе место  после гласны занимают сонорные согласные : м,л,н,р, так как они тоже могут тянуться.

Сонорные согласные способствуют озвучивание головных резонаторов и формированию навыка пения в высокой певческой позиции.

Согласные б,г,в,ж,з,д называются звонкими .

С помощью звонких и сонорных согласных  можно влиять на тембровое звучание голоса.

Например, слог "зи" приближает вокальную позицию, тембр голоса становится позиционно близким, легким и прозрачным. Однако он может стать плоским  и обеленным.Чтобы  этого избежать , необходимо избежать , необходимо  добиваться произношения  гласного "и" на достаточно большом объеме рта.

Согласные "п,к,ф,с,т "образуются без участия голоса и состоят из одних  шумов.

Согласные " п,к,т" не имеют продолжительности. Эти согласные , стоящие на конце слога, следует всегда относить к следующему за ними слогу.

Шипящие" х,ц,ч,ш,щ" -состоят  из одних шумов, однако они имеют продолжительность.  Эти согласные, стоящие  на конце слога, следует всегда относить   к следующему за ними слогу.

Глухая согласная "х " в сочетание с гласной смягчает атаку звука.

Глухая "Ф" и свистящий звук "С" нередко рекомендуют использовать в упражнениях для   тренировки дыхания: продолжительности и постоянности выдоха.

Основное   правило   произношения слов  в пении:

быстрое и четкое формирование  согласных и максимальная протяженность   гласных, что обеспечивается активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата- щечных и губных мышц, кончика языка.

Для достижения четкости дикции :

  • уделять работе над плотностью смыкания губ и активностью прикосновения кончика языка к деснам при произношении слов в пении;
  • работать над эластичностью подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани;
  • для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки;
  • проговаривание слов песен с утрированной активностью работы артикуляционного аппарата;
  • для тренировки активности кончика языка полезно использовать вокализацию мелодий из песенного репертуара на согласный звук "р" или такие слоги, как : та, лю, на. 

  В пении у детей нередко наблюдаются различные недостатки, которые необходимо устранять определенными методами и приемами:

  • при появлении гнусавости полезно использовать гласные "а" или "э" в сочетании с губными согласными , а при появлении носового призвука -"а" или "Ы" в сочетании с согласной "Д"
  •  открытый звук устраняется при помощи гласных «У», «о» в сочетании   с сонорными м, л.
  • горловой призвук- устраняется при пении гласных «о», «у» в сочетании с глухими согласными.
  • если одно слово кончается,  а другое начинается одинаковыми или приблизительно одинаковыми согласными (д- т,  б- п, в- ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделить, а в быстром темпе , когда такие звуки приходятся на короткие длительности , их нужно подчеркнуто соединить .  
  • согласную на конце слова следует присоединять к следующему слогу. Это будет создавать условия для выработки кантилены.

Работа над ритмическим ансамблем

В.И.Краснощеков писал: «…умение петь вместе, ритмически четко и одновременно произносить слова, гибко изменять  темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения- является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмическом исполнении  заключается тот порядок , без которого не может быть решена ни одна творческая задача».

С первого момента работы с хором начинается:

  • развитие ритмического чутья;
  • длительности должны активно отсчитываться.

В организации хорового пения  нужно пользоваться следующими методами:

  • Простучать или прохлопать  ритм произведения;
  • Проговорить  хором ритмический рисунок на слог «та», «ти-ти»,

«та- а», «тири- тири»;

  • проговорить слова в ритме произведения;
  • петь с названием нот;
  • петь со словами.

Ритмические особенности  ансамбля определяют характер вдоха перед  атакой звука. Если меняется  темп , то скорость вдоха тоже  меняется. Важно добиваться:

  • одновременного вдоха, атаки  и  снятия  звука;
  • умение петь по руке дирижера;
  • слаженности хора в момент вступления после паузы
  • применять метод ритмического дробления в метрические единицы, что в   последствие  переходит в ощущение внутренней пульсации при работе над кантиленой в пении.

Содержание:

1.Дикция в хоре

2.Работа над гласными в хоре

3.Работа над согласными

4.Работа над ритмическим ансамблем

Литература:

1.Г.П.Стулова «Хоровое пение» (Методика работы с детским хором)

2.М.А.Дейша-Сионицкая «Пение в ощущениях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляция в пении. Методические рекомендации

Цель данных методических рекомендаций - помочь педагогам в работе над достижением чистоты и естественности произнесения слова, при сохранениии всех лучших вокальных качеств голоса. Рекомендуемые ...

Формы вокальной работы в детском хоре. Из опыта работы.

В своей  работе я пытаюсь рассказать о поиске методов, направленных на воспитание вокально-хоровых навыков у учащихся, о взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребенка....

Методическая разработка. Сборник аранжировок для детского хора. Опыт работы концертмейстера.

Моя методическая разработка адресована руководителям и концертмейстерам детских хоровых коллективов.В ней обобщен мой личный многолетний опыт работы. Если вы - творческая личность, то откроете здесь д...

Методические рекомендации по работе над интонацией в хоре

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занима...

Вокально-хоровая работа в детском хоре

Вокальная работа в детском хоре должная быть направлена на развитие певческого голоса. Понимание закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом....

Вокально-хоровые упражнения их значение в работе с детским хором

Распевание в хоре-это настройка коллектива певцов на певческую установку,правильное дыхание и звукообразование.В этом помогут грамотно подобранные вокально-хоровые упражнения....

Методические рекомендации "Практическая работа с хором"

Методические рекомендации "Практическая работа с хором"....