урок музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Ломтева Татьяна Викторовна

урок  музыки  для  5  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx36.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Цель урока: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Задачи

Образовательные: способствовать созданию  условий  для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.

Развивающие: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы; работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: познакомить с национальными и историческими традициями и обычаями, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.

Познавательные УУД: умение работать с учебником, понимать  специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством, узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия

Коммуникативные УУД: участие в исполнении  музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Основные термины  и понятия: Колокол. Сюита. Контраст. Темп, динамика, мелодия, ритм, тембр.

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин)

  1. Представление учителя

Здравствуйте, ребята!  Начинаем наш урок музыки.

Приветствие друг друга (по здороваемся друг с другом и пожелаем хорошего настроения).

2. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин)

1слайд. (звучит запись курантов)

- Знакомы ли вам эти звуки?

- Какой музыкальный инструмент здесь используется?  (Колокола)

- Что вы представляете, слушая эту музыку? (Картину)

- С чем они ассоциируются у вас. (Москва. Кремль)

2 слайд. (звучит запись колокольных звонов)

- Определить какой картине соответствует музыка.

3.Постановка учебной проблемы

(работа с рабочими листами)

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь? (О колокольных звонах)

(Запишите в рабочих листах ответ №1)

Вспомните, ребята, какой раздел мы начали изучать во 2 полугодии?

(Музыка и ИЗО») 

Учитель объявляет тему урока.

4 слайд. Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». (Записывают в рабочую тетрадь).

Какая же цель будет нашего урока?

Цель урока: Определить, какое место колокольные звоны занимают в русской культуре?

Для этого нужно собрать необходимые доказательства.

- Как вы думаете, когда появились первые колокола на Руси?

5 слайд. Из истории колокола (текст написан на колокольчиках, для каждого уч-ся под номерами, выходят к доски и читают)

  1. Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке.                          
  2. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан.
  3. Возвещали время труда и отдыха,
  4. время бодрствования и сна, время веселья и скорби.
  5. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать.
  6. Они служили мерилом добра и праведности: «Голос чище звона», «Слава, что звон».
  7. Колокола даже имели имена, к примеру: Лебедь, Сысой,  Реут.
  8. Колокола имеют лечебное свойства. Их называют «лекареми». Учёные обнаружили, что каждый вирус обезвреживается «своим» звуком, т.е. звуком определённой частоты. Так, что недаром наши предки во время эпидемии били в колокала, дающие звуки определённого тембра и частоты, и так долго пока не сгинет напасть.
  9. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи; его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов.

10)Если в комнате поставить даже маленький колокол, то при звучании в живых клетках свёртывается белок.

- Вот мы и познакомились с историей колокола.

- Где ещё мы можем встретить колокола?

(Самый большой колокол – Царь колокол; в церквях, храмах, на лошадях..)

4. Формулировка учебной проблемы, планирование действий

   6 слайд. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы знакомились с биографией и творчеством композитора Сергея Рахманинова.  Давайте вспомним,

  1. Где и когда родился композитор, какой уголок России ему дорог? (Новгородский край; 20 марта1873 года) (143 года со дня рождения)
  2. Со скольки лет С. Рахманинов стал играть на музыкальном инструменте,  и на каком? (с 4 лет, на фортепьяно)
  3. Кто из композиторов сказал 8 летнему С. Рахманинову «Я предсказываю ему великое будущее» (П. И. Чайковский)
  4. С кем маленький Серёжа проводил большую часть своего времени, кто был самым дорогим  ему человеком? (Бабушка)

5. Открытия нового знания

Прослушивание  и анализ произведения

Сейчас прозвучит одно из музыкальных произведений С. Рахманинова. Вам нужно определить настроение и  характер музыки.

Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты  С.Рахманинова

- Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка?

 (Записываем в рабочих  листах в. № 2)

Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?

(Праздничное, радостное настроение.  В основе слышен колокольный звон).

- Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону?

(Записываем в рабочих  листах в. № 3) (Фортепиано)

- Верно. Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.

Слайд:  2-3 картина

- На слайде вы видите Софийский собор в г.Новгороде. Сюда вместе с бабушкой маленький Сережа приезжал на церковные праздники, и здесь будущий композитор  мог слышать колокольные звоны.

6. Первичная проверка понимания

 Работа с учебником

Прочитайте из учебника на стр.108.  воспоминания детства композитора.

Дети читают отрывок из учебника.

- О каких же 4 нотах вспоминает композитор?

 - Откройте с. 109 и прочитайте 4 ноты

(ми, соль, ля, си). (Учитель прикрепляет ноты к магнитной доске)

Если сложить эти ноты в определенном порядке, то получится знакомый мотив  - тема 4 части сюиты «Светлый праздник».

Таким образом, в основе прослушанной музыки Рахманинова лежат 4 ноты колокольного звона.

7. Применение новых знаний.

- Мы с вами познакомились с новым муз. понятием «СЮИТА», давайте найдём в таблице этот термин и прочитаем, что означает.

7 слайд. СЮИТА – крупное музыкальное произведение из 4 и более частей разного характера на одну общую тему (запишите понятие в тетрадь)

8 лайд. Просмотр видео. Изображение звонаря на звоннице 

Давайте посмотрим видеосюжет и попытаемся определить о каких видах колокольного звона узнал будущий композитор?

 (Праздничный трезвон, набат, благовест, малиновый звон)

- Какой вид колокольного звона использовал С.Рахманинов в своём произведении? ( Праздничный трезвон)

- На протяжении многих веков колокольные звоны сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.

    Продолжите  знакомство с текстом в у учебнике с.108. «Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…

 9 лайд . Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы».

Композитор лишь изменил чередование  4 знакомых нам  нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)

- Что изменилось? Как звучит колокольный напев?

(Музыка стала грустной, печальной).

Учитель:

Слёзы людские, о слёзы людские

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной. (Ф.Тютчев)

- В жизни крестьян были не только радостные моменты,  печаль и тоска жили рядом. Поэтому по своему характеру и настроению музыка 3 и 4 части сюиты контрастна.

Новое понятие. Контраст в музыке - сопоставление в музыке 2 разнохарактерных приёмов. (запишите понятие в тетрадь)

10 – 11 слайд.

Сравнительная характеристика музыкальных произведений.

Темп

Динамика

Мелодия

«Светлый праздник»

быстрый

Громкая, яркая

Торжественная. праздничная

«Слёзы»

медленный

тихая

грустная, печальная

ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами  сегодня на уроке убедились.

12 лайд.   Игра «Музыкальное эхо» по картине И. Левитана

- Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней  «зазвучит», какие звуки вы услышите?

Слушаем и имитируем р.н.п. «Вечерний звон».

Композитор – поёт правильную мелодию

Дирижёр – дирижирует

Все остальные - имитируют звучание колоколов.

- Что общего между прозвучавшей песней и картиной художника? Охарактеризуйте средства выразительности в песне.

(И картина, и  песня передают нам спокойное, умиротворенное настроение).

ВЫВОД: Средства выразительности, используемые композитором в песне и художником в картине, перекликаются. Обратите внимание, что и картина, и русская народная песня имеют одинаковое название – «Вечерний звон».

13 лайд. Физминутка. Игра в звонарей. Под звучащий колокольный звон в записи, дети изображают игру на колоколах.

8. Вокально-хоровая работа

14 лайд. Распевка «Распевка по нотам»

15 лайд. Исполнение песни«Купола России»

Творческое задание: Проимитировать звучания колоколов в песни

Имитировать – подражать, копировать, воспроизводить, следовать примеру.

9. Рефлексия учебной деятельности

16 лайд. «Вставь нужное слово»      

- Следующее задание для вас будет проверочным. Вставьте  в текст пропущенные слова.

Колокола – это символ …(России), это душа русского …(человека)– открытая и широкая. В несколько колоколов одновременно может звонить…(один) человек. Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут ….(имитировать) колокольный звон. Красота звучания …(колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов. Неотъемлемой чертой русской музыки является …(колокольность).

17 слайд. Вывод по уроку.

«Зачем звонят колокола?»

- На примере биографии и творчества С. Рахманинова мы можем сделать вывод, что яркие музыкальные впечатления детства композиторов становятся интонационной  основой  многих произведений. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится нам близкой и понятной.

- Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой.

Говорят:

икона – молитва в красках, 

храм – молитва в камне, 

колокол – молитва в звуке. 

Я желаю вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые колокольчики.

10. Домашнее  задание.  

17 слайд.

1) с. 108-111, знать определения.

2) Найти в интернете песни, в которых поётся о колокольных звонах.

По желанию

3) Нарисовать рисунок по одному из прослушенных  музыкальных произведений.

Учитель:   Ну вот, ребята, наш урок окончен. Я сегодня принесла маленький колокольчик, средний и большой. Сегодня вы узнали, что колокольный звон лечебный и поэтому когда будете  уходить с урока,  позвоните в колокольчик и пусть он вам принесет радость и счастье. Будьте здоровы!

19 слайд. Спасибо за урок!