открытый урок по музыке"О доблести,о славе.."
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему

Урок посвящён славным традициям и героическим событиям, отображённым в различных видах искусства"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

 с применением интерактивных методик.

Класс: 5

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Дидактическая цель урока: знакомство учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств. 

Тип урока: формирование новых знаний

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать знания  о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины;
  • проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;
  • исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;
  • проконтролировать степень усвоения знаний с помощью интерактивных приемов.

Воспитательные:

  • формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
  • воспитывать нравственно-эстетические чувства; пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.

Развивающие:

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации обучения: индивидуальна, коллективная

Средства обучения:

- Учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» М.: Просвещение, 2011.

- ПК, мультимедийный проектор, сборники песен, репродукции картин, портреты композиторов, аудиозапись А.П. Бородин  симфония № 2 и С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», словарь настроений и чувств, магнитофон, презентация к уроку «Образ защитника Отечества в искусстве»; таблица «Виды искусства».

Источники информации:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Windows DVD-2006
  2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
  3. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):

Эпиграф. 

Нет счастья выше, нет чести выше,

Чем любимой Родине служить!

А.С. Ерикеев

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, друзья».

II. Начало урока. (3 мин.)

-Ребята, соберите в правильной последовательности слова в предложении и прочитайте высказывание. Слайд№1.

счастья выше Родине чем чести выше нету ! нету выше любимой служить

Чтение высказывания и проверка правильности выполнения задания.

Прием «Нестандартный вход в урок» 

-Ребята, как Вы понимаете слова эпиграфа?

III. Актуализация знаний. (2 мин.)

-Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.( ответы детей)

Прием «Шаг за шагом».

  • Былины о русских богатырях
  • С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
  • Русские народные солдатские песни
  • Песни о полководцах и русских воинах
  • М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»
  • Песни Великой Отечественной войны

IV. Постановка учебной задачи (4 мин.)

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства

-Почему? С чем это связано?

Прием «Проблемный вопрос»

Учащиеся выстраивают предположения. (Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ).

-Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Таблица к уроку «Виды искусства» ( слайд №2)

-Посмотрите на слайд и запишите таблицу в тетрадь, в конце урока вы должны будете её заполнить.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Чем мы будем заниматься?

Учащиеся определяют тему урока,  план действий :

 (Сегодня я познакомлюсь с произведениями искусства, которые рассказывают о подвигах людей и т.д.).( слайд №3)

V.  Изучение нового материала. (30 мин.)

     Построение проекта выхода из затруднения

1.        Анализ музыкального произведения С.С.Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина «Александр Невский».

-Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».

Аудиофрагмент:

С. Прокофьев. Сюита "Александр Невский" 

-Какое настроения передает музыка? Какими чувствами охвачены люди?

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для  эпического повествования).

-Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский»( слайд №4)

 

Прием "Ситуацонные задачи"

Вопросы и задания:

1. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).

2. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?

3. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).

4. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе  героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.

6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества.

7. Режиссер – С. Эйзенштейн снял художественный фильм  «Александр Невский» в1938 г., а С.Прокофьв написал музыку к этому фильму. Позже он создал одноименную кантату.

Видеофрагмент:

из к/ф "Александр Невский" 

-Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

Физкультминутка.

2.        Рассказ о русском композиторе А.П.Бородине слайд №5

 «Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым»- Ильин М.

Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор, который  жил на 100 лет раньше С.С.Прокофьева в 19 веке. Он был ученым-химиком, композитором, педагогом, общественным деятелем. Окончил Медико-хирургическую академию, не прекращая заниматься музыкой. Сочинил оперы, симфонии, квартеты, романсы. Писал статьи о музыке, научные работы.

3.        Слушание и анализ фрагмента симфонии№2 часть 1

-Прослушайте внимательно фрагмент музыки А.П.Бородина

Вопросы и задания:

-.Какое название вы могли бы дать этой музыкальной картине?

(Современники дали название «Богатырская», а А.П.Бородина в мировой музыке называют богатырем русской музыки.)слайд №6

Демонстрация репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»

Vasnecov

Вопросы для обсуждения:

 1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2.Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).

3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатый).

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

Прекрасные произведения великих мастеров В.Васнецова и А.П.Бородина, П.Корина и С.С.Прокофьева рассказывают нам о Древней Руси. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, происходивших  в 19 и 20 веках.

Проблемный вопрос:

-Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.слайд №7

Много песен было написано об этом страшном времени, одну из них «На безымянной высоте» мы исполним.

  1. Исполнение  хором песни  «На безымянной высоте Слайд №8

Молодцы. Садитесь.

VI. Обобщение. (3 мин.)

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Взаимопроверка.

-Заполоните таблицу, которую вы записали в тетрадь, обменяйтесь ими и проверьте, у всех получилось также как на слайде. (слайд №9)

Прием «Хочу спросить».

VII. Рефлексия деятельности. (1 мин.)

-Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок?

-Всё ли вам удавалось легко?

Прием «Два смайлика»

Мы сегодня хорошо поработали.

VIII. Итог (1 мин.)

 И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат». Слайд №10

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

IX. Домашнее задание (по выбору)

Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости или сочинить свои.

До свидания. Выставление  оценок  в журнал  и  дневник.



Предварительный просмотр:

Урок музыки

 с применением интерактивных методик.

Класс: 5

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Дидактическая цель урока: знакомство учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств. 

Тип урока: формирование новых знаний

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать знания  о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины;
  • проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;
  • исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;
  • проконтролировать степень усвоения знаний с помощью интерактивных приемов.

Воспитательные:

  • формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
  • воспитывать нравственно-эстетические чувства; пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.

Развивающие:

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации обучения: индивидуальна, коллективная

Средства обучения:

- Учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» М.: Просвещение, 2011.

- ПК, мультимедийный проектор, сборники песен, репродукции картин, портреты композиторов, аудиозапись А.П. Бородин  симфония № 2 и С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», словарь настроений и чувств, магнитофон, презентация к уроку «Образ защитника Отечества в искусстве»; таблица «Виды искусства».

Источники информации:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Windows DVD-2006
  2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
  3. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):

Эпиграф. 

Нет счастья выше, нет чести выше,

Чем любимой Родине служить!

А.С. Ерикеев

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, друзья».

II. Начало урока. (3 мин.)

-Ребята, соберите в правильной последовательности слова в предложении и прочитайте высказывание. Слайд№1.

счастья выше Родине чем чести выше нету ! нету выше любимой служить

Чтение высказывания и проверка правильности выполнения задания.

Прием «Нестандартный вход в урок» 

-Ребята, как Вы понимаете слова эпиграфа?

III. Актуализация знаний. (2 мин.)

-Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.( ответы детей)

Прием «Шаг за шагом».

  • Былины о русских богатырях
  • С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
  • Русские народные солдатские песни
  • Песни о полководцах и русских воинах
  • М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»
  • Песни Великой Отечественной войны

IV. Постановка учебной задачи (4 мин.)

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства

-Почему? С чем это связано?

Прием «Проблемный вопрос»

Учащиеся выстраивают предположения. (Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ).

-Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Таблица к уроку «Виды искусства» ( слайд №2)

-Посмотрите на слайд и запишите таблицу в тетрадь, в конце урока вы должны будете её заполнить.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Чем мы будем заниматься?

Учащиеся определяют тему урока,  план действий :

 (Сегодня я познакомлюсь с произведениями искусства, которые рассказывают о подвигах людей и т.д.).( слайд №3)

V.  Изучение нового материала. (30 мин.)

     Построение проекта выхода из затруднения

1.        Анализ музыкального произведения С.С.Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина «Александр Невский».

-Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».

Аудиофрагмент:

С. Прокофьев. Сюита "Александр Невский" 

-Какое настроения передает музыка? Какими чувствами охвачены люди?

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для  эпического повествования).

-Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский»( слайд №4)

 

Прием "Ситуацонные задачи"

Вопросы и задания:

1. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).

2. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?

3. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).

4. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе  героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.

6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества.

7. Режиссер – С. Эйзенштейн снял художественный фильм  «Александр Невский» в1938 г., а С.Прокофьв написал музыку к этому фильму. Позже он создал одноименную кантату.

Видеофрагмент:

из к/ф "Александр Невский" 

-Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

Физкультминутка.

2.        Рассказ о русском композиторе А.П.Бородине слайд №5

 «Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым»- Ильин М.

Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор, который  жил на 100 лет раньше С.С.Прокофьева в 19 веке. Он был ученым-химиком, композитором, педагогом, общественным деятелем. Окончил Медико-хирургическую академию, не прекращая заниматься музыкой. Сочинил оперы, симфонии, квартеты, романсы. Писал статьи о музыке, научные работы.

3.        Слушание и анализ фрагмента симфонии№2 часть 1

-Прослушайте внимательно фрагмент музыки А.П.Бородина

Вопросы и задания:

-.Какое название вы могли бы дать этой музыкальной картине?

(Современники дали название «Богатырская», а А.П.Бородина в мировой музыке называют богатырем русской музыки.)слайд №6

Демонстрация репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»

Vasnecov

Вопросы для обсуждения:

 1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2.Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).

3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатый).

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

Прекрасные произведения великих мастеров В.Васнецова и А.П.Бородина, П.Корина и С.С.Прокофьева рассказывают нам о Древней Руси. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, происходивших  в 19 и 20 веках.

Проблемный вопрос:

-Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.слайд №7

Много песен было написано об этом страшном времени, одну из них «На безымянной высоте» мы исполним.

  1. Исполнение  хором песни  «На безымянной высоте Слайд №8

Молодцы. Садитесь.

VI. Обобщение. (3 мин.)

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Взаимопроверка.

-Заполоните таблицу, которую вы записали в тетрадь, обменяйтесь ими и проверьте, у всех получилось также как на слайде. (слайд №9)

Прием «Хочу спросить».

VII. Рефлексия деятельности. (1 мин.)

-Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок?

-Всё ли вам удавалось легко?

Прием «Два смайлика»

Мы сегодня хорошо поработали.

VIII. Итог (1 мин.)

 И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат». Слайд №10

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

IX. Домашнее задание (по выбору)

Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости или сочинить свои.

До свидания. Выставление  оценок  в журнал  и  дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок словесности "Святым учителям поём мы славу!"

Открытый урок посвящён Дню славянской письменности и культуры, празднованию его 1150-летия. Цель урока: приобщить школьников к культурно-историческому наследию России, её духовно-нравственному потенци...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Презентация к уроку "О подвигах, о доблести, о славе..."

Презентация составлена к уроку "О подвигах, о доблести, о славе..." в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой....