Конспект урока 6 класс на тему "Фрески Софии Киевской".
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Байжуменова Оксана Юрьевна

Познакомить детей с Софьей Киевской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.odt20.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Тема урока: «Фрески Софии Киевской».

Цель деятельности: Углубить представление обучающихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Планируемый результат:

Предметные:

1. Закреплять, на примере концертной симфонии, умение определять принцип строения музыкального произведения - повтор, контраст или вариативность.

Метапредметные:

1. Формировать интерес обучающихся к религиозным сюжетам в музыке, изобразительном искусстве, истории.

Личностные:

1. Способность воспитывать уважение к духовной национальной культуре.

Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальны центр, доска, портреты:

Ход урока.

«Музыканты — извечные маги

Вызывают виденья веков...»

Б.Дубровин.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

2

Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Юрьевна, несколько уроков я буду вести у вас музыку.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

15

Тема нашего урока «Фрески Софии Киевской». Сегодня мы обратимся к музыке современного композитора XX века Валерия Григорьевича Кикты, который обращается в своем творчестве к русским народным интонациям и пропагандирует у слушателей бережное, чуткое отношение к прошлому, к нашей истории. Сейчас мы с вами посмотрим видео биографию этого композитора. Валерий Григорьевич родился 22 октября 1941 года в Донецкой области. В 19 лет он окончил Московское хоровое училище, а через 5 лет композиторское отделение Московской консерватории. В 1967 по 1993 годах был ведущим музыкальным редакторам издательства «Советский композитор». Так же в 1989 году являлся членом редакционной коллегии журнала «Балет». Валерий Григорьевич автор сочинений различных жанров — им написано 11 балетов, симфонические произведения, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Валерий Григорьевич жив и ему не давно исполнилось 74 года.

Валерий Григорьевич Кикта, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией, лирически окрашенным отношением, создавая свой неповторимый музыкальный язык, понятный его современниками. По велению русского князя Ярослава Мудрого в начале 11 в. в честь 50-летия принятия христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии. Считалось, что святая София — символ премудрости Божией. Валерий Григорьевич написал необычную симфонию под названием «Фрески Софии Киевской». (Фрески — это живопись по сырой штукатурке). Это своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется об одной из самых значительных страниц истории русского государства, о духовном богатстве русского народа, воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресках, и в народном искусстве Руси. В симфонии ярко ощущается влияние жанра инструментального концерта, а солирующий инструмент — арфа приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитизируя звучание гуслей.

Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Как говорил композитор: «Орнамент — самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудры, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль — сколько  раз разрушалась Киевская София, и всегда она возраждалась во всей своей красоте. «Орнамент»- это и красота, и неповторимость, и изменяемость...»

Дети слушают, отвечают на поставленные вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

3

Изучение нового материала.

16

В симфонии «Фрески Софии Киевской» композитор создает яркие запоминающиеся образы: «Групповой портрет дочерей Ярославы Мудрого» (№4), «Борьба ряженных» (№6), «Музыкант» (№7), «Скоморохи» (№9).

В «Групповом портрете дочерей Ярослава Мудрого» два пласта звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, звук которых трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцание свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек — дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

В «Борьбе ряженых» жестокие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстры темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

Фреска «Музыкант» - одна из самых драматичных частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента — гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.

В «Скоморохах» композитор рисует «Беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

Теперь ребята открываем учебник на странице 60 и отвечает письменно в тетрадке на вопросы. Затем открываем страницу 25 в рабочей тетраде, там вы рисуете рисунок и отвечаете на вопрос. Ваше домашнее задание красочно оформить рисунок.

Дети слушают, отвечают письменно на поставленные вопросы, фантазируют.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

4

Подведение итогов.

7

Ребят, заканчиваем, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего урока. Скажите пожалуйста, что такое «Фреска»? Почему композитор Валерий Григорьевич Кикта назвал так произведение? Почему, спустя 10 веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

Спасибо за урок, до свидания!

Дети отвечают на поставленные вопросы, прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...