Музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Владимира Шаинского «ДОБРАЯ РЕКА ДЕТСТВА»
методическая разработка по музыке на тему

Черкасова Наталия Эдуардовна

        Песни Шаинского нужны людям. Особенно детям. И дети доказали это стойкой привязанностью к его песням.

        Этот немолодой человек на редкость энергичен и мобилен. Сколько городов и стран он изъездил, перед сколькими слушателями выступал! Наверное, его аудитория насчитывает миллионы людей.

        Музыка Шаинского проста, чиста, человечна и очень талантлива – пора уже произнести это слово.

        «Песня должна внушать оптимизм, бодрость, делать людей дерзновеннее, внести за собой, - утверждает Шаинский, - и высшее счастье для композитора – если он вправе считать, что его творчество нужно людям».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobraya_reka_detstva.docx21.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        МКОУ «Присадская СОШ»

Музыкальный вечер,

посвящённый

жизни

и

творчеству

Владимира Шаинского

«ДОБРАЯ

РЕКА

ДЕТСТВА»

Учитель музыки Н.Э.Черкасова

Форма проведения:

Познавательно-развлекательное мероприятие

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством композитора Владимира Шаинского

Задачи:

  1. Знакомить обучающихся с биографией В.Шаинского;
  2. Знакомить обучающихся с творчеством В.Шаинского;
  3. Развивать музыкальный кругозор;
  4. Воспитывать художественно-эстетический вкус;
  5. Прививать любовь к музыке, песням, пению;
  6. Воспитывать любовь к Родине, её истории.

( видеоклип песни «Голубой вагон»)

     

     -Дорогие друзья! Всем нам очень хорошо известна эта замечательная песня. Кто же написал её, кто композитор?

      Это Владимир Яковлевич  Шаинский. Сегодня вы познакомитесь с ним: его жизнью и творчеством.

     Утро композитора Шаинского начинается в шесть часов. Этот немолодой человек занимается зарядкой, ведёт активный образ жизни. Он невысок ростом, коренаст, весь состоит из мускулов. Он человек большой физической силы и отменного здоровья. «Физическое состояние организма, - говорил Иван Петрович Павлов, - теснейшим образом с психикой человека, постоянно влияет на неё…»

      Шаинский в полной мере осознал это уже в зрелом возрасте.

      - Если композитор или писатель сидит сиднем, курит без передышки, то ничего не получится. И я сказал себе: хватит! Задыхаюсь, толстею, портится настроение и музыка рождается какая-то болезненная.

     Бросил курить, занялся спортом, стал бегать по шесть километров в день.

     Разумеется, связь регулярных занятий спортом, физического здоровья с характером и строем его музыки не прямая, опосредованная. Но связь несомненная.

     Музыка Шаинского удивительно здоровая, ясная, оптимистичная. Стоит услышать его песню, и вы, сами того не желая начинаете напевать:

«Раз – дощечка, два – дощечка, будет лесенка,

Раз – словечко, два – словечко, будет песенка…»

(песня «Вместе весело шагать»)

       Лучшие песни Шаинского – а у него их много. Завидно много! – возвращают людей в детство. Детство – их золотой запас.

      У Владимира Шаинского далеко не все песни детские, он и сам не доволен, когда его называют только детским композитором. «Я пишу не детей, а о детстве, мои песни для всех возрастов». И действительно, взрослые поют «Антошку», «Крокодила Гену», «Улыбку», дети – «Через две зимы», «Дрозды».

(песня «Через две зимы»)

      Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925года (88 лет) в Киеве. Родители его к музыке непосредственного отношения не имели: отец – инженер-химик, мать – биолог. В три года он мог на слух спеть любую услышанную им мелодию. С девяти лет Володя Шаинский начал посещать музыкальную студию при Киевском дворце пионеров, заниматься в классе скрипки. Скрипкой он увлёкся  необычайно.

     В 40-е и 50-е годы Шаинского знали как скрипача. Он был скрипачом-профессионалом. В 1949 году окончил Московскую государственную консерваторию. По окончании её работал в эстрадном оркестре, руководимом Леонидом Утёсовым.

     Но с самого детства в нём жила потребность создавать собственные произведения. Первые попытки были робкими: он писал скрипичные пьесы в подражание Моцарту, Гайдну, Бетховену. Жажда сочинять привела его ещё в консерватории к педагогам композиторского факультета. Шаинский занимался у Михаила Леонидовича Старокадомского – композитора, прославившего себя в области музыки для детей. Его песни «Любитель-рыболов», «Весёлые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далёкие края») пели и поют несколько поколений ребят.

      Шаинский пришёл в детскую музыку, когда в жизнь властно вторглось телевидение. Используя и развивая в детской музыке традиции предшественников он привнёс в неё свои индивидуальные черты: яркую мелодию, яркую, остроумную эстрадную оркестровку. И именно в области песен для детей достиг убедительных успехов!

     Но начинал он вовсе не с детских песен.

     Первая – памятна на всю жизнь.

     1943 год. Идёт война. Семнадцатилетнего Владимира Шаинского призывают в ряды Советской Армии. Товарищ по взводу А.Лебедев написал стихи о курсантах-радистах, принёс Шаинскому, знали что он играет на скрипке.

      - Подбери подходящую мелодию.

      Шаинский не подобрал, сочинил свою. Показали полковнику – понравилась. «Песня военных радистов» стала первой в длинном ряду армейских песен Владимира Шаинского!

       Следующую он написал спустя… двадцать лет! И всё повторилось, как тогда. Поэт Б.Брянский предложил ему написать песню на свои стихи. Они назывались «Как бы мне влюбиться».

        - Попробую,  - сказал Шаинский. Авторы показали песню на Радио, редакторам передачи «С добрым утром». В числе других её предложили на выбор студентке Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова 17-летней Алле Пугачёвой. Она выбрала песню Шаинского. В её исполнении песню услышали миллионы радиослушателей. Стали писать письма на Радио с просьбой повторить.

        1967 год. В группе композиторов Владимир Шаинский вместе с певицей Аллой Пугачёвой по путёвке ВЛКСМ по городам Тюменской области. Его потрясла суровая природа Сибири, энтузиазм её покорителей, сердечность и теплота слушателей концертов. После той памятной поездки композитор написал «А лес стоит загадочный», «Берёза белая», «Дрозды», «Травы-травы» и др.

         Всё это были песни «взрослые». Так он вступил на дорогу массовой песни на дорогу массовой песни, потому что их поют тысячи, а может быть, и миллионы людей.

(песня «А лес стоит загадочный»)

         Через трудности, порой неудачи шёл композитор к лучшим своим созданиям. Было и такое: критика , хваля одни, жёстко, но справедливо отзывалась о других песнях: «Это, может быть, бывало», «Как бы мне влюбиться», Смешной паренёк и даже о столь популярной «Ладе».

(песня «Лада»)

       Шаинский настойчиво искал себя, обретал свои стиль, свои интонации в области песен и музыки для детей. Он начал работать для детского  кинематографа, в основном мультипликационного. Герои «мультиков» сих песнями шагнули с экрана. Их запели дети и взрослые. Одним из первых со своей гармошкой возник «Крокодил Гена».

(песня «Песенка крокодила Гены»)

        Песенке этой весёлой, простодушной, в чём-то даже дурашливой, суждена была долгая жизнь… Такой же долгий и прочный успех обрели другие его детские песни. Их пели в детских садах и школах, на ёлках и на вечерах, в клубах и дома. Раскупались пластинки мгновенно. Пели хором и в одиночку, то чисто, то нестройно, то просто проговаривая или выкрикивая слова.

       Герои «Мультиков» да и других его песен становятся столь привлекательными для детворы: Антошка – лентяй и насмешник, Чебурашка – симпатичнейшее маленькое чудище, а крокодил Гена – добродушный чудак и верный друг.

(Песня «Песенка Чебурашки»)

       Песни  Шаинского, особенно для младшего возраста – «Антошка», «Чунга-Чанга», «Кузнечик»,несут в себе игровой элемент. Весьма показательна для раскрытия метода Шаинского песня «Кузнечик». Композитор строит её в виде диалога между солистом и хором, обсуждения «ужасной истории», использует приём повтора строк:

                  Солист:    В траве сидел кузнечик,

                  Хор:           В траве сидел кузнечик.

                  Солист:    Совсем как огуречик,

                  Хор:            Зелёненький он был.

       Внезапно в эту наивную лексику вплетается взрослое:

                                       Представьте себе, представьте себе,

                                       Зелёненький он был,

Что делает песенку и серьёзной, и смешной одновременно.

(песенка «Кузнечик»)

       Грустно-ироничный мотив песенки,»подпрыгивающий» ритм переводят события в условный план – всё как бы понарошку. Это маленький спектакль, который разыгрывают сами дети. Метод диалога «солист – хор» Шаинский использовал во многих детских песнях, и этот приём создаёт ощущение повседневной ребячьей жизни, её будней и радостей, ссор и дружбы. Вот «Антошка» - типичная дразнилка.

(песня «Антошка»)

       В песнях Шаинского темп большей частью оживлённый. Ритмы разнообразны: то маршевые, то танцевальные, то ритм «бегущего поезда» или «шагающего отряда». Современные дети легко и с большим удовольствием поют «Чунга-Чангу» или «Голубой вагон» с его упругим ритмом и эффектом «движущегося поезда» словами-повторами.

(караоке песни «Чунга-Чанга»)

      Одной из лучших песен Шаинского по справедливости считают «Улыбку». Её поёт Крошка Енот из одноимённого мультфильма. Мелодия её чиста и оптимистична, полна доброты и надежды.

(караоке песни «Улыбка»)

      Вернёмся к взрослым песням Шаинского – они составляют большой пласт его творчества. Среди этих песен – лирические, армейские, гражданственные, песни о родной земле, песни посвящённые молодёжи, миру.

      С Армией у Шаинского давние и прочные связи. Он часто выступает в воинских частях, в военных училищах и академиях.

      Самые известные армейские песни Шаинского – «Проходит кавалерия», «Победа», «Шло письмо», посвящённые героическому подвигу народа и нетленной памяти об Отечественной войне; песни-марши современности – «Через две зимы», «Идет солдат по городу…», «Солдат молоденький» и популярнейшая «Не плачь, девчонка». Нет, наверное, ни одного новобранца ни одной роты или отделения, где не пели бы «Девчонку…»

(песня «Не плачь, девчонка»)

      Не раз Владимир Яковлевич бывал в городах Сибири, на молодёжных стройках.  Одна из самых впечатляющих – поездка на Байкало-Амурскую Магистраль. На одной из станций – митинг в честь окончания работ на большом участке дороги. Тысячи молодых лиц  Шаинский запевает:

Где-то багульник на сопках цветёт…

(песня «Багульник»)

        Шаинским написано много песен о природе: «Белая берёза», «Родина ясноглазая», Родительский дом», «На дальней станции сойду» и знаменитые «Дрозды».

        Запев «Дроздов», да и весь склад песни – широкий, раздольный, русский в нём отчётливо слышны народные интонации.

       «Дрозды» - одна из лучших песен «русского» цикла Шаинского.

(песня «Дрозды»)

        Песни Шаинского нужны людям. Особенно детям. И дети доказали это стойкой привязанностью к его песням.

        Этот немолодой человек на редкость энергичен и мобилен. Сколько городов и стран он изъездил, перед сколькими слушателями выступал! Наверное, его аудитория насчитывает миллионы людей.

        Музыка Шаинского проста, чиста, человечна и очень талантлива – пора уже произнести это слово.

        «Песня должна внушать оптимизм, бодрость, делать людей дерзновеннее, внести за собой, - утверждает Шаинский, - и высшее счастье для композитора – если он вправе считать, что его творчество нужно людям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»

Сценарий литературно-музыкального вечера для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»...

Презентация к песне "Песенка мамонтёнка" музыка Владимира Шаинского

Презентация содержит стихотворение о маме, поговорки о матери о итце, загадку про мамонтёнка, описание мультфильма "Мама для мамонтёнка", текст песни....

Презентация песне "Взрослые и дети" музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Танича.

Презентация содержит загадки и поговорки о семье, тест песни....

2015 г. 0. Положение об учрежденческом фестивале – конкурсе музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского»

Положение об учрежденческом фестивале – конкурсе  музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского», посвященный 90-летию отечественного композитора...

2015 г. 2. Протокол от 11.12.15 О проведении учрежденческого фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского»

Протокол проведения учрежденческого фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского», посвященного 90-летию отечественного композитора (от 11.12.2015 г.)...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Мама-мой ангел добра"

Сценарий предназначен для обучающихся 7-11 классов...