Музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Владимира Шаинского «ДОБРАЯ РЕКА ДЕТСТВА»
методическая разработка по музыке на тему
Песни Шаинского нужны людям. Особенно детям. И дети доказали это стойкой привязанностью к его песням.
Этот немолодой человек на редкость энергичен и мобилен. Сколько городов и стран он изъездил, перед сколькими слушателями выступал! Наверное, его аудитория насчитывает миллионы людей.
Музыка Шаинского проста, чиста, человечна и очень талантлива – пора уже произнести это слово.
«Песня должна внушать оптимизм, бодрость, делать людей дерзновеннее, внести за собой, - утверждает Шаинский, - и высшее счастье для композитора – если он вправе считать, что его творчество нужно людям».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobraya_reka_detstva.docx | 21.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ «Присадская СОШ»
Музыкальный вечер,
посвящённый
жизни
и
творчеству
Владимира Шаинского
«ДОБРАЯ
РЕКА
ДЕТСТВА»
Учитель музыки Н.Э.Черкасова
Форма проведения:
Познавательно-развлекательное мероприятие
Цель:
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством композитора Владимира Шаинского
Задачи:
- Знакомить обучающихся с биографией В.Шаинского;
- Знакомить обучающихся с творчеством В.Шаинского;
- Развивать музыкальный кругозор;
- Воспитывать художественно-эстетический вкус;
- Прививать любовь к музыке, песням, пению;
- Воспитывать любовь к Родине, её истории.
( видеоклип песни «Голубой вагон»)
-Дорогие друзья! Всем нам очень хорошо известна эта замечательная песня. Кто же написал её, кто композитор?
Это Владимир Яковлевич Шаинский. Сегодня вы познакомитесь с ним: его жизнью и творчеством.
Утро композитора Шаинского начинается в шесть часов. Этот немолодой человек занимается зарядкой, ведёт активный образ жизни. Он невысок ростом, коренаст, весь состоит из мускулов. Он человек большой физической силы и отменного здоровья. «Физическое состояние организма, - говорил Иван Петрович Павлов, - теснейшим образом с психикой человека, постоянно влияет на неё…»
Шаинский в полной мере осознал это уже в зрелом возрасте.
- Если композитор или писатель сидит сиднем, курит без передышки, то ничего не получится. И я сказал себе: хватит! Задыхаюсь, толстею, портится настроение и музыка рождается какая-то болезненная.
Бросил курить, занялся спортом, стал бегать по шесть километров в день.
Разумеется, связь регулярных занятий спортом, физического здоровья с характером и строем его музыки не прямая, опосредованная. Но связь несомненная.
Музыка Шаинского удивительно здоровая, ясная, оптимистичная. Стоит услышать его песню, и вы, сами того не желая начинаете напевать:
«Раз – дощечка, два – дощечка, будет лесенка,
Раз – словечко, два – словечко, будет песенка…»
(песня «Вместе весело шагать»)
Лучшие песни Шаинского – а у него их много. Завидно много! – возвращают людей в детство. Детство – их золотой запас.
У Владимира Шаинского далеко не все песни детские, он и сам не доволен, когда его называют только детским композитором. «Я пишу не детей, а о детстве, мои песни для всех возрастов». И действительно, взрослые поют «Антошку», «Крокодила Гену», «Улыбку», дети – «Через две зимы», «Дрозды».
(песня «Через две зимы»)
Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925года (88 лет) в Киеве. Родители его к музыке непосредственного отношения не имели: отец – инженер-химик, мать – биолог. В три года он мог на слух спеть любую услышанную им мелодию. С девяти лет Володя Шаинский начал посещать музыкальную студию при Киевском дворце пионеров, заниматься в классе скрипки. Скрипкой он увлёкся необычайно.
В 40-е и 50-е годы Шаинского знали как скрипача. Он был скрипачом-профессионалом. В 1949 году окончил Московскую государственную консерваторию. По окончании её работал в эстрадном оркестре, руководимом Леонидом Утёсовым.
Но с самого детства в нём жила потребность создавать собственные произведения. Первые попытки были робкими: он писал скрипичные пьесы в подражание Моцарту, Гайдну, Бетховену. Жажда сочинять привела его ещё в консерватории к педагогам композиторского факультета. Шаинский занимался у Михаила Леонидовича Старокадомского – композитора, прославившего себя в области музыки для детей. Его песни «Любитель-рыболов», «Весёлые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далёкие края») пели и поют несколько поколений ребят.
Шаинский пришёл в детскую музыку, когда в жизнь властно вторглось телевидение. Используя и развивая в детской музыке традиции предшественников он привнёс в неё свои индивидуальные черты: яркую мелодию, яркую, остроумную эстрадную оркестровку. И именно в области песен для детей достиг убедительных успехов!
Но начинал он вовсе не с детских песен.
Первая – памятна на всю жизнь.
1943 год. Идёт война. Семнадцатилетнего Владимира Шаинского призывают в ряды Советской Армии. Товарищ по взводу А.Лебедев написал стихи о курсантах-радистах, принёс Шаинскому, знали что он играет на скрипке.
- Подбери подходящую мелодию.
Шаинский не подобрал, сочинил свою. Показали полковнику – понравилась. «Песня военных радистов» стала первой в длинном ряду армейских песен Владимира Шаинского!
Следующую он написал спустя… двадцать лет! И всё повторилось, как тогда. Поэт Б.Брянский предложил ему написать песню на свои стихи. Они назывались «Как бы мне влюбиться».
- Попробую, - сказал Шаинский. Авторы показали песню на Радио, редакторам передачи «С добрым утром». В числе других её предложили на выбор студентке Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова 17-летней Алле Пугачёвой. Она выбрала песню Шаинского. В её исполнении песню услышали миллионы радиослушателей. Стали писать письма на Радио с просьбой повторить.
1967 год. В группе композиторов Владимир Шаинский вместе с певицей Аллой Пугачёвой по путёвке ВЛКСМ по городам Тюменской области. Его потрясла суровая природа Сибири, энтузиазм её покорителей, сердечность и теплота слушателей концертов. После той памятной поездки композитор написал «А лес стоит загадочный», «Берёза белая», «Дрозды», «Травы-травы» и др.
Всё это были песни «взрослые». Так он вступил на дорогу массовой песни на дорогу массовой песни, потому что их поют тысячи, а может быть, и миллионы людей.
(песня «А лес стоит загадочный»)
Через трудности, порой неудачи шёл композитор к лучшим своим созданиям. Было и такое: критика , хваля одни, жёстко, но справедливо отзывалась о других песнях: «Это, может быть, бывало», «Как бы мне влюбиться», Смешной паренёк и даже о столь популярной «Ладе».
(песня «Лада»)
Шаинский настойчиво искал себя, обретал свои стиль, свои интонации в области песен и музыки для детей. Он начал работать для детского кинематографа, в основном мультипликационного. Герои «мультиков» сих песнями шагнули с экрана. Их запели дети и взрослые. Одним из первых со своей гармошкой возник «Крокодил Гена».
(песня «Песенка крокодила Гены»)
Песенке этой весёлой, простодушной, в чём-то даже дурашливой, суждена была долгая жизнь… Такой же долгий и прочный успех обрели другие его детские песни. Их пели в детских садах и школах, на ёлках и на вечерах, в клубах и дома. Раскупались пластинки мгновенно. Пели хором и в одиночку, то чисто, то нестройно, то просто проговаривая или выкрикивая слова.
Герои «Мультиков» да и других его песен становятся столь привлекательными для детворы: Антошка – лентяй и насмешник, Чебурашка – симпатичнейшее маленькое чудище, а крокодил Гена – добродушный чудак и верный друг.
(Песня «Песенка Чебурашки»)
Песни Шаинского, особенно для младшего возраста – «Антошка», «Чунга-Чанга», «Кузнечик»,несут в себе игровой элемент. Весьма показательна для раскрытия метода Шаинского песня «Кузнечик». Композитор строит её в виде диалога между солистом и хором, обсуждения «ужасной истории», использует приём повтора строк:
Солист: В траве сидел кузнечик,
Хор: В траве сидел кузнечик.
Солист: Совсем как огуречик,
Хор: Зелёненький он был.
Внезапно в эту наивную лексику вплетается взрослое:
Представьте себе, представьте себе,
Зелёненький он был,
Что делает песенку и серьёзной, и смешной одновременно.
(песенка «Кузнечик»)
Грустно-ироничный мотив песенки,»подпрыгивающий» ритм переводят события в условный план – всё как бы понарошку. Это маленький спектакль, который разыгрывают сами дети. Метод диалога «солист – хор» Шаинский использовал во многих детских песнях, и этот приём создаёт ощущение повседневной ребячьей жизни, её будней и радостей, ссор и дружбы. Вот «Антошка» - типичная дразнилка.
(песня «Антошка»)
В песнях Шаинского темп большей частью оживлённый. Ритмы разнообразны: то маршевые, то танцевальные, то ритм «бегущего поезда» или «шагающего отряда». Современные дети легко и с большим удовольствием поют «Чунга-Чангу» или «Голубой вагон» с его упругим ритмом и эффектом «движущегося поезда» словами-повторами.
(караоке песни «Чунга-Чанга»)
Одной из лучших песен Шаинского по справедливости считают «Улыбку». Её поёт Крошка Енот из одноимённого мультфильма. Мелодия её чиста и оптимистична, полна доброты и надежды.
(караоке песни «Улыбка»)
Вернёмся к взрослым песням Шаинского – они составляют большой пласт его творчества. Среди этих песен – лирические, армейские, гражданственные, песни о родной земле, песни посвящённые молодёжи, миру.
С Армией у Шаинского давние и прочные связи. Он часто выступает в воинских частях, в военных училищах и академиях.
Самые известные армейские песни Шаинского – «Проходит кавалерия», «Победа», «Шло письмо», посвящённые героическому подвигу народа и нетленной памяти об Отечественной войне; песни-марши современности – «Через две зимы», «Идет солдат по городу…», «Солдат молоденький» и популярнейшая «Не плачь, девчонка». Нет, наверное, ни одного новобранца ни одной роты или отделения, где не пели бы «Девчонку…»
(песня «Не плачь, девчонка»)
Не раз Владимир Яковлевич бывал в городах Сибири, на молодёжных стройках. Одна из самых впечатляющих – поездка на Байкало-Амурскую Магистраль. На одной из станций – митинг в честь окончания работ на большом участке дороги. Тысячи молодых лиц Шаинский запевает:
Где-то багульник на сопках цветёт…
(песня «Багульник»)
Шаинским написано много песен о природе: «Белая берёза», «Родина ясноглазая», Родительский дом», «На дальней станции сойду» и знаменитые «Дрозды».
Запев «Дроздов», да и весь склад песни – широкий, раздольный, русский в нём отчётливо слышны народные интонации.
«Дрозды» - одна из лучших песен «русского» цикла Шаинского.
(песня «Дрозды»)
Песни Шаинского нужны людям. Особенно детям. И дети доказали это стойкой привязанностью к его песням.
Этот немолодой человек на редкость энергичен и мобилен. Сколько городов и стран он изъездил, перед сколькими слушателями выступал! Наверное, его аудитория насчитывает миллионы людей.
Музыка Шаинского проста, чиста, человечна и очень талантлива – пора уже произнести это слово.
«Песня должна внушать оптимизм, бодрость, делать людей дерзновеннее, внести за собой, - утверждает Шаинский, - и высшее счастье для композитора – если он вправе считать, что его творчество нужно людям».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»
Сценарий литературно-музыкального вечера для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»...
Презентация к песне "Песенка мамонтёнка" музыка Владимира Шаинского
Презентация содержит стихотворение о маме, поговорки о матери о итце, загадку про мамонтёнка, описание мультфильма "Мама для мамонтёнка", текст песни....
Презентация песне "Взрослые и дети" музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Танича.
Презентация содержит загадки и поговорки о семье, тест песни....
2015 г. 0. Положение об учрежденческом фестивале – конкурсе музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского»
Положение об учрежденческом фестивале – конкурсе музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского», посвященный 90-летию отечественного композитора...
2015 г. 1.Итоги учрежденческого фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского»,
11.12.15 г.Списки победителей и участников фестиваля - конкурса...
2015 г. 2. Протокол от 11.12.15 О проведении учрежденческого фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского»
Протокол проведения учрежденческого фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «В гостях у Владимира Шаинского», посвященного 90-летию отечественного композитора (от 11.12.2015 г.)...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Мама-мой ангел добра"
Сценарий предназначен для обучающихся 7-11 классов...