Сценарий урока музыки в 5 классе "Мы слышим музыку в стихах".
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_.doc69 КБ
Файл slaydy_k_uroku.pptx180 КБ
Файл refleksiya.pptx1.97 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока музыки в 5 классе.

Тема полугодия: Музыка и литература.

Тема урока: Мы слышим музыку в стихах.

На примере  хора  «Поёт зима, аукает» из кантаты  «Поэма памяти Сергея Есенина»

Г. В. Свиридова.

Цель  урока: Научить обучающихся выявлять общее и особенное в поэзии и музыке.

        Задачи:

    Образовательные:

  • познакомить с новыми гранями творчества Г. В. Свиридова;
  • расширить познания о вокально-инструментальных жанрах (кантата);

   Развивающие:

  • актуализировать музыкально - слуховой опыт обучающихся;
  • развивать интегрированное восприятие музыки в содружестве с другими видами искусства;
  • развивать творческую фантазию, воображение и потребность проявлять себя в творчестве;

   Воспитательные:

  • пробудить интерес к творчеству Г. В. Свиридова;
  • воспитать у обучающихся потребность в познании русского искусства (литературы, музыки…);
  • воспитать у обучающихся трепетное отношение к Родине через лучшие образцы русской музыки.

 Универсальные учебные действия:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать, сопоставлять и понимать поэзию музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации;

           Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию;

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

  •   учить воспринимать поэзию и музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности;
  • развивать умение соотносить эмоциональный строй поэзии и музыки;
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

 Тип урока - урок - исследование

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: 

Общенаучные: обобщения, сравнительный  анализ, сопоставление, моделирование;

Педагогические:  объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия.

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент ( фортепиано).

Музыкальный материал:

                Г. В. Свиридов. Хор «Поёт зима – аукает» из кантаты «Памяти Сергея Есенина». «Снег идёт» из одноименной кантаты. Слова Е. Никоновой, М. Сутягиной, музыка М. Сутягиной «Песня о России».              

  Наглядный материал:

  • Слайды;
  • Видеофрагменты исполнения кантаты;
  • Таблицы средств музыкальной выразительности;
  • Листы со стихотворением «Поёт зима – аукает» С.Есенина;
  • Иллюстрации на зимнюю тематику;
  • Листы для рефлексии, стикеры.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задачи.

4.  Усвоение новых знаний и способов действия.

     

 

 

4. 

5.      

7.      

5.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия.

8.      

9

 

6.Котроль и самооценка знаний и способов действия.

7. Коррекция знаний и способов действия.

8. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

9. Рефлексия.

                    

 С

М    

П

6

 

Музыкальное приветствие.

- Вы знаете, ребята, несколько дней назад со мной произошло нечто удивительное. Ко мне подошла ученица нашей школы и протянула вот эту тетрадь. Как вы думаете, что в ней оказалось?

Правильно, стихи (учитель записывает слово «стихи» на доске.

Но девочка сказала, что это непросто стихи, а её музыка. ( учитель записывает слово «музыка» на доске)

Я подумала тогда, что этой девочке дан талант не только слушать, но и слышать ( учитель записывает слово « слышать» на доске. ЭВРИКА! вот прекрасная тема для нашего занятия ведь мы  вторую четверть занимаемся разделом?..

1.

Давайте, ребята мы попробуем сформулировать тему  урока опираясь, на эти ключевые слова.

2.

Используйте вопросительную интонацию

Раз у нас появился вопрос, значит цель нашего урока?

Не просто ответить а исследовать этот вопрос. Поэтому сегодня вы не класс, а три творческие группы.

В центре нашего внимания два мастера. Слайд 1

Как их имена?

На стихи Сергея Есенина «Поёт зима – аукает» композитор  Георгий Свиридов сочинил музыку. Но мы же исследователи и попробуем вначале сами себя в роли композиторов.

С чего же мы начнём?

«Давайте познакомимся»

( Учитель обращает внимание детей на папки, просит высказать предположение что в них находится…)

1.Учитель читает стихи с интонацией.

«Давайте вслушаемся».

2.Учитель подводит детей к необходимости выбрать интонацию к каждому образу и характер исполнения.

(Пластическое интонирование).

«Представьте себе!»

3.Учитель предлагает каждой группе выбрать средства музыкальной выразительности:

- 1лад;

-2темп;

-3динамика;

Вы славно поработали, но пришло время немного перевести дыхание: «Динамическая пауза» ВИДИО

4.«Давайте выбирать».

5.Слушание и сопоставление музыки и исследований обучающихся.

Г. В. Свиридов «Поёт зима - аукает» из поэмы памяти Сергея Есенина». ВИДИОФРАГМЕНТ

Подводим итоги работы творческих групп. СЛАЙД 2

О чем же написал свои стихи С. Есенин и Г. Свиридов музыку? СЛАЙД 3

«Поёт зима» - это одна из граней  кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина» в которой сколько частей?

Молодцы! Ребята. Пора услышать музыку в вашем исполнении.

РАСПЕВАНИЕ

На мелодию «Снег идёт» из одноименной кантаты.

Разучивание песни.

Слова Е. Никоновой, М. Сутягиной, музыка М. Сутягиной «Песня о России».

Что больше всего запомнилось, понравилось сегодня на занятии? (скрипка)              

Домашнее задание:

- Конверты с ребусом:

Угадай, какое произведение Свиридова зашифровано?

- раскрасить стихотворение Есенина в соответствии с характером музыки;

- нарисуй иллюстрацию к оркестровому эпизоду.

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос и прикрепить свой листочек к соответствующему рисунку.

ФИНАЛ: учитель читает стихи из тетради…Сегодня мы делали ещё один шаг вперёд к прекрасному, учились видеть красоту в окружающем нас мире…

Что ж возможно со временем в моих руках или даже  на полках книжных магазинов мы увидим ваши стихи и услышим в них??? Дети хором

 А мне только остаётся стереть вопросительный знак в теме урока. И давайте прочтем её хором в утвердительной интонации: - «Мы слышим музыку в стихах».

ПОПЕВКА: Урок окончен.

- рассуждают, высказывают свои мнения.  

 

- мозговой штурм: дети высказывают свои варианты, формулируют тему занятия.

Ответ :

Музыка и литература

Версии обучающихся

Тема: Мы слышим музыку в стихах?

Дети высказывают свои мнения ( ответить на этот вопрос ….)

Ответы обучающихся

Дети высказывают предположения, намечают план исследования.

- дети отмечают в тексте сколько характеров и подбирают иллюстрации к содержанию;

- вывешивают на доску иллюстрации, обьясняют свой выбор…

2.

-дети подбирают карточки с изображением интонации к каждому образу через содержание поэтических строчек и пластическое интонирование;

   

     3.

    - дети по группам выполняют задание и результаты выносят на доску.

4.

- выбирают исполнителей и сопровождение.

5.

- слушают сопоставляют анализируют, высказывают свои впечатления.

- обучающиеся оценивают работу друг друга

(взаимоанализ)

- дети находят информацию в папках и озвучивают её.

- дети узнают знакомую интонацию и произведение.

- обучающиеся разучивают песню;

- продумывают исполнительский план;

- исполняют по группам 3 куплета;

- дети передают друг другу скрипку коротко высказываются

- «кофемолка»

( поученные знания требуется перемолоть, проработать)

- чемодан ( знания пригодятся в будущем)

- корзина для мусора ( знания, полученные на занятии не нужны)

- Музыку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДВА МАСТЕРА

Слайд 2

Оцените работу друг друга Выбери утверждение: Всё удалось Справились, но были недочёты Большая часть заданий выполнена неверно

Слайд 3

Эпиграфом к музыке стали слова С.Есенина …Более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...

Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна

Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...

Сценарий урока "Что значит "современность" в музыке?"

Данная разработка была создана для проведения открытого урока. Любой кто хочет может провести данный урок. Скачивайте и пользуйтесь....

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».

На уроке используются современные образовательные технологии:               «Педагогика искусства» (ПИ).·         Технол...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Сценарий урока для 9 класса по музыке по теме "Искусство - это твой собственный голос".

Разработка сценария урока для 9 класса, 3 четверть, 3 урок. Содержание урока с материалом для презентации....