Собственный педагогический опыт
опыты и эксперименты по музыке на тему

Ватолкина Оксана Викторовна

Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.ped_._opyt_vatolkinoy_o.v.docx343.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

« Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактические игры.»

«Человеческий голос - это прекрасный

 и доступный каждому музыкальный инструмент,

 а пение создает самые благоприятные

условия для формирования

 общей музыкальной культуры».

 (Золтан Кодай)

   Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. 

     Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней: пестушки, потешки,  пели детям их мамы и бабушки. Но изменился жизненный уклад, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями, и навыками в области музыкального искусства.

Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса.

         Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса.

Проблема формирования вокально – хоровых навыков неоднократно поднималась в работах Л.Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, В.М, Никитиной, Г.А. Стуловой, Н.М. Черноиваненко и других. Авторы отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразвания в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.

      Одной из актуальных проблем в настоящее время  является проблема развития творческих качеств личности,  где песенное творчество не исключение, так как  оно является одним  из наиболее массовых и существенных компонентов традиционной культуры, определяется необходимостью его сохранения в условиях глобализации и натиска так называемой «массовой культуры». Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Практическая значимость данной проблемы обусловлена тем, что : во –первых, воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления и помогает решать некоторые  проблемы звукопроизношения. Во –вторых,  планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Деятельность музыкального руководителя  детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированию  у них основ музыкальной культуры.

Моя музыкально- педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить петь ребенка хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне. Потому что, песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

 Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух - центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть - неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой,  напротив, именно таким детям музыкальные занятия - и в первую очередь занятия пением - более всего нужны и приносят пользу!

Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией! Пение - одно из наиболее эмоционально переживаемых рабочих действий!

 Таким образом, развитие  детского голосового аппарата приводит педагогов к необходимости поиска новых способов вокально-хоровой работы, так как в процессе обучения дошкольников пению рекомендуется не большой выбор методических приемов по пению , что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования специальных технологий по обучению детей пению, и недостаточностью теоретической и методической разработанности  данного вопроса. Это и  подтолкнуло меня  для углубленного изучения данной  проблемы.

Я поставила перед собой цель: способствовать развитию вокально –хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами  музыкально – дидактического игры .

Для реализации цели были поставлены задачи:

1.Изучить теоретические аспекты проблемы развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста;

2. Рассмотреть сущность значения музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей;

3.Проанализировать и выявить уровень развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

4.Использовать музыкально-дидактические игры  на музыкальных занятиях.

Объект исследования: развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.

Гипотеза: реализация этих задач возможна лишь при условии:

  • учета в процессе занятий  возрастных физиологических особенностей детского голоса;
  • включения  в занятия музыкально –дидактических  игр, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;
  • использования на занятиях новых методических разработок  известных педагогов ( комплекс упражнений, построенных на адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», различные вокальные упражнения авторов М.Ю. Картушиной , Е. Тиличеевой и др., применение элементов «Игровой методики обучения детей пению» О.В.Кацера при знакомстве с песней и ее разучивании);

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:
^ Принцип воспитывающего обучения
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве. У детей развивает внимание, воображение, мышление и речь.
^ Принцип прочности.
Выученные детьми песни постепенно забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняться в пении. Поэтому целесообразно время от времени к старым песням  возвращаться.
^ Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
^ Принцип наглядности.

Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности- это исполнения песни педагогом. Некоторые образы, встречающиеся в песне, можно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Наглядность повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности, прочному усвоению песен.
Принцип доступности.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.
^ Принцип постепенности.

Для реализации поставленной цели и задач ,я наметила  работу по трём направлениям:

- с детьми;

-с родителями;

- с  педагогами.

Разработала перспективный план «Приобретение вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических  игр». Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов выстроила собственную систему формирования вокально – хоровых навыков ребенка старшего дошкольного возраста. Для этого систематизировала вокальные упражнения М.Ю. Картушиной, В.В. Емельянова, О.В. Кацера, Е.Н. Тиличеевой.

На этапе формирования вокально – хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста в работу включаю одновременно почти все элементы вокально – хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом:
Вначале – это работа над выработкой напевности звучания на основе задержки дыхания, выдоха. Учу детей певческому дыханию при помощи специальных дыхательных упражнений без звука, звуковых дыхательных упражнений. Это упражнения «Дыхательная зарядка», «Собачки», «Упражнение на сохранение вдоха», «Дирижер», «Дыхание под музыку», «Попеременное дыхание», «Свеча», «Силовое дыхание» , «Ветер».
Затем, работая над развитием тембровых качеств детских голосов, с первых занятий добиваюсь естественного, ненапряженного звучания. 
Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях, а затем  и в веселых,  шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.

Вокально – хоровые упражнения предлагаю детям в виде песенок – игр, когда я пою запев, а дети отвечают за персонажа. Когда с упражнением дети хорошо знакомы, запев поют солисты. Овладеть навыками произношения помогают упражнения: «Про филина», пальчиковая игра «Неумеха», «Маленький зайчишка»; упр. на гласные «Это я», «Плач», «Подружки», «Зубы заболели», «Юла»; скороговорки «Скворцы и синицы», «Вагоны»; чистоговорки «Зимняя чистоговорка», «Шипящие звуки».
Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упр. «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и др.)

Чтобы добиться чистоты интонирования,  использую следующие приемы:
1 пение a capella
2 пение в  сопровождении  металлофона или флейты
3 пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у».
4 пение с солистами
5 выкладывание  фрагментов мелодии
6 показ направления движения мелодии на рисунке,  схеме, музыкальной лесенке
7 использование наглядных пособий 
8 показ движения мелодии рукой
9 игры - повторялки

Одновременно на простых упражнениях работаю над выстраиванием унисона. Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, стараюсь научить каждого ребенка слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя : пение «цепочкой», «песенки – эхо», «пение про себя».

Заключительный этап вокально - хоровой работы - работа над песней.

Работу над песней провожу в течение 7 – 8 занятий в 5 этапов.

1 Разучивание песни. 
Для скорого запоминания текста и мелодии применяю выше перечисленные игровые приемы по методике О.В.Кацера. 

2 Закрепление текста.
Варьировать работу позволяет применение следующих приемов:
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание.
- пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.
- игра «я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько
тактов поет педагог, а после сигнала песню подхватывают дети.

3.Работа над качеством исполнения.
Проводится при помощи следующих приемов:
- пение на звук «у» для выравнивания унисона.
- пение a capella для внимательного слушания своей интонации.
- моделирование высоты звука рукой, схемой.
- прием «Уши – назад» (по В.В. Емельянову)
- игра «Хлопки" дети поют песню все, по хлопку пение мысленно…
- использование детских музыкальных инструментов.
- похлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста.
- игра «Узнай песню по ритму».
- пение с ритмическим аккомпанементом.
- пение мелодии на слог «лю», выравнивание тембрового звучания.
- пение по фразам.

4 Закрепление песни.
Требуется вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности: 
- пение по подгруппам
- игра «Спрячем мелодию»
- сольное пение
- пение с движением
- инсценирование песни
- соревнования «Мальчики и девочки»

5 Концертное исполнение.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.


Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. 

В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской;

Уметь эмоционально исполнить ее;

Расширить певческий диапазон на 2-3 тона;

Петь выразительно, правильно передавать мелодию;

Петь индивидуально, подгруппами и коллективно;

Использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.

Для педагогов:

Создание системы работы с детьми по пению с использованием разнообразных  музыкально-дидактических игр.

Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах развития  вокально-хоровых навыков детей в певческой деятельности.

Объединение педагогов ДОУ и детской музыкальной школы.

 Для родителей:

Отметить для себя необходимость и пользу пения;

Познакомиться с детским песенным репертуаром;

Поддерживать интерес детей к песне в целом.

Подводя итоги работы по развитию вокально –хоровых  навыков у дошкольников средствами музыкально –дидактических игр и упражнений, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Сравнительная диагностика уровня развития вокально-хоровых навыков детей показала следующие результаты:

год

возраст

начало года

конец года

2014-2015

старший

В – 27%

С – 59%

Н – 14%

В – 41%

С– 50%

Н – 9%

2015-2016

подготовительный

  В – 36%

   С –55 %

    Н – 9%

   В – 62%

   С – 38%

   Н – 0%

Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков средствами музыкально –дидактических игр, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, для развития творческих способностей детей через музыкальные занятия, игры, музыкальные загадки .

                                     Приложение

Перспективный план работы по формированию вокально-хоровых навыков .

Направления работы

   Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1.Игры-занятия в вокально-хоровом  кружке «Колокольчик».

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов развития голосовых возможностей детей с использованием различных технологий обучения пению.

2 раза в год

 (октябрь-апрель)

3. Посещение детьми концертов учащихся Детской музыкальной школы и Дома детского творчества.

В течение учебного года

4. Музыкально-дидактические игры « Почему мишутка пищал», «Птичка на проводе», « Сколько нас поет?», с целью развития у детей звуковысотного слуха в процессе увлеченной игры.

2 раза в неделю

5. Цикл бесед по темам: «Певческая установка», «Певческое дыхание», «Звукообразование», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?», с целью доступным, понятным языком объяснить детям о  правильном звукоизвлечении, заложить основы певческой установки.

В течение учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

7. Применение различных приемов по пению (пение вслух и про себя; «цепочка»; хлопаем и маршируем; пение «по секрету»; «музыкальная лесенка»; использование элементов дирижирования и тд.).

В течение всего года

8. Занятия-игротеки.

1-2 раза в месяц

9. Занятия по подгруппам (наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, изменение  форм дальнейшей деятельности).

В течение года

10. Творческие задания по пению, создание собственных импровизаций.

В течение года

В течение года

11. Артикуляционные и пальчиковые игры.

 2. Сотрудничество с  родителями

1. Анкетирование родителей.

1 раз в год

2. Совместная работа родителей и детей по теме проекта.

В течение учебного года

3.Оформление фотоальбома кружка «Колокольчик»

В течение учебного года

4.Участие в конкурсах и концертах.

В течение года

5.Помощь в оборудовании и оснащении материалом для музыкального зала.

В течение учебного года

3.Методическое сопровождение

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с  развитием вокально-хоровых навыков детей.

В течение реализации проекта

2. Картотека методических приемов по пению.

Май 2016 г.

3.Подборка музыкально-дидактических игр для детей.

В течение реализации проекта

4. Конспекты занятий по хоровому пению.

В течение реализации проекта

5. Сценарии развлечений.

 В течение года

6. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации проекта

7. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации проекта

8. Обобщение и распространение наработанного материала.

В течение года

9.Изучение авторских методик по данной теме.

В течение реализации проекта

4. Работа с педагогами

1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В течение реализации проекта

2. Консультации для педагогов.

В течение реализации проекта

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

В течение реализации проекта

4. Взаимопосещения.

В течение учебного года

5. Мастер класс для педагогов « Всем нам песни петь не лень, мы бы пели целый день»

Декабрь 2015 г.

Диагностика вокально-хоровых навыков детей.

Входящая диагностика.

Цель: Выявить уровень развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Диагностику по методике Анисимова  В.П. проводила в старшей и подготовительной группах детского сада № 50. Для выявления уровня певческих навыков детям были даны задания в определенной последовательности.

Задание 1. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называя свое имя или различные переклички ("Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.).

.Задание 2. Спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации.

Задание 3. Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяется путем пения по музыкальным фразам («цепочкой»), кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Задание 4. Спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого.

Задание 5. Спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться".

Задание 6. сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-на").

Задание 7. Определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Задание 8. Ответить, - кто спел правильно.

Задание 9. Выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без сопровождения инструмента.

Задание 10. Петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка).

Выявив уровень певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, определила  цель дальнейшей работы: формировать у детей старшего дошкольного возраста вокально-хоровые навыки с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений.

Всю  работу спланировала поэтапно:

  1. этап: Развитие песенных умений детей с низким уровнем певческих навыков.

Цель: Помочь приблизить детей к простейшему песенному творчеству, развить дикцию, протяжное пение, тембровый слух, устранить чувство стеснения ребенка перед пением.

Упражнение: Пение песни по фразам.

Дидактическая игра: «Узнай по голосу».

   

2  этап: Развитие чувства ритма.

Цель: По изображению ритмического рисунка определить песню, правильно сыграть этот ритмический рисунок на любом ударном инструменте: ложки, барабан, треугольник, музыкальный молоточек.

Упражнение: «Прогулка».

Дидактическая игра: «Определи по ритму».

  1. этап: Развитие диатонического слуха.

Цель: Помочь добиться звонкости, выразительности пения, а так же забыть о скованности и стеснении.

Упражнение:  «Колобок».

Дидактическая игра: «Громко-тихо запоем».

  1. этап: Развитие памяти и слуха.

Цель: Узнать по мелодии знакомую песню, определить жанр музыки: танец, марш, колыбельная.

Упражнение:   «Наши песни».

Дидактическая игра: «Что делают в домике?».

  1. этап: Развитие звуковысотного слуха.

Цель: Помочь детям определять направление движения мелодии — восходящее, нисходящее, на одном звуке.

Упражнение: «Ступеньки».

Дидактическая игра: «Музыкальное лото».

C:\Users\ADMIN\Desktop\11.jpg

        

                   

C:\Users\ADMIN\Desktop\11.jpg

Музыкально-дидактические игры и упражнения для старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры на развитие песенного творчества.

 1.         «Музыкальное лото». Пропеть двустишье про животное, изображенное на картинке. Пропеть название животного, изображенного на картинке (бегемот, петушок, лисичка и т. п.)

 2.         «Веселый поезд»         Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки).  Продолжить песенку, начатую педагогом или другим ребенком.

 3.         «Веселый медвежонок». Выбор роли определяет сложность задания. Спеть длинную фразу.         Спеть короткую фразу

 4.         «Весело— грустно».         Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на двустишье веселого или грустного характера. Допеть начатую педагогом мелодию.

 5.         «Волшебные картинки».         Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя сказки и пропевает придуманные им слова с соответствующей образу интонацией. Педагог начинает фразу, ребенок продолжает.

 6.         «Спой сказку». Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок пропевает текст сказки, окрашивая свое пение в зависимости от содержания слов (весело—грустно); продолжает сказку следующий ребенок. Ребенок поет небольшую фразу самостоятельно.

7.         «Музыкальное лото».         Дети должны придумать веселую или грустную песенку на разные четверостишия. Сначала ребенок выбирает стихотворение по своему желанию, а потом выполняет задание по предложению педагога.

 8.         «Веселый поезд».         Детям дается задание придумать маршеобразную, танцевальную или колыбельную мелодию в зависимости от текста стихотворения (по выбору ребенка).

 9.         «Веселый медвежонок».         Дети самостоятельно придумывают новый текст сказки, т.е. изменяют содержание сюжета, сохраняя при этом общую линию игры.

 10.         «Весело— грустно».         Дети должны продолжить стихотворную строчку (пропеть), в зависимости от содержания (весело—грустно). Например: «Дождь идет весь день с утра... (загрустила детвора)».

 11.         «Волшебные картинки».         Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок. Дети пропевают содержание одной картинки (на выбор). Количество слов и фраз не ограничивается.

 12.         «Спой сказку».         Дети сами сочиняют сказку по ходу пения. Каждый может пропеть любое количество слов (без картинок). По окончании пения ребенок передает ход любому другому игроку и тот продолжает сюжет по своему усмотрению.

Упражнения, содействующие  развитию песенного творчества дошкольников.

Развитие и укрепление дыхательного аппарата:

1.Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

3. Задувание воображаемой свечи.

Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.

Упражнения на артикуляцию:

Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

2. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

3. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают").

4. А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

5. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

6. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

Развитие дикции: чтение скороговорок. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить за ритмичностью произношения. Не забывать про темп:

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

 Конспект занятия с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте.

Занятие №1.

Вид деятельности        

Программное содержание        

Музыкальный материал        

Музыкально-ритмическая деятельность:

- вход в зал

-упражнения        

Развивать у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться легкого, стремительного бега. Закреплять танцевальное движение «гвоздики».        

«Экосез» Муз. Ф Шуберта,

«Из-под дуба» русская народная мелодия        

Слушание музыки.        

Закреплять умение детей сравнивать пьесы противоположные по характеру, давать сравнительные характеристики, используя большое количество прилагательных.        

П. И. Чайковский «Болезнь куклы» и «Новая кукла».        

Развитие слуха и голоса.        

Вырабатывать у детей кантиленность в пении, способствовать развитию дыхания и музыкального слуха. Добиваться легкости звучания, развивать подвижность языка, используя работу со слогом «ля-ля».        

«Вальс», муз. Е. Тиличеевой.        

Пение.        

Обучать воспринимать и передавать веселый и радостный характер песни, исполнять легким звуком в оживленном темпе.        

«Дружат дети всей земли»

сл. В.Викторова,

муз. Д. Львова - Компанейца.        

Музыкально-дидактическая игра.        

Развивать восприятие и различение последовательностей из трех, четырех, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз.        

«Музыкальные лесенки»- комплекты карточек разного цвета: красного, синего, зеленого и желтого.        

Песенное творчество.        

Развивать творческие способности детей. Упражнять в самостоятельном нахождении нужной певческой интонации, обязательно заканчивать ее на устойчивых звуках.        

«Колыбельная»

сл. Н. Френкель,

муз. В. Карасева.        

Музыкально-ритмическая деятельность (навык выразительного движения).

      Развивать чувство ритма, закрепить шаг польки, воспитывать чувство товарищества в парном танце.        

«Ливенская полька» русский народный танец обработка М. Иорданского.        

 Конспект занятия с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте.

Занятие №2

Вид деятельности        

Программное содержание        

Музыкальный материал        

Музыкально-ритмическая деятельность:

- вход в зал

- упражнение        

Совершенствовать умение детей двигаться пружинящей ходьбой. Упражнять в выполнении дополнительного танцевального движения «качалочка».        

«Танец» муз. С. Затеплинского.        

Слушание музыки.        

Закреплять умение детей сравнивать пьесы с одинаковым характером танцевальности. Определить средства музыкальной выразительности, создающие образ(акценты, динамику, артикуляцию).        

«Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка»

П. И. Чайковский из «Детского альбома».        

Упражнение на развитие слуха и голоса.        

Упражнять внятно произносить слова в быстром темпе.        

«Курица» муз. Е.Тиличевой,

сл. Л. Долинова.        

Пение.        

Продолжить работу над песней и выразительностью интонации. Закрепить текстовое содержание.        

«Солнечная песенка» муз. И. сл.Т. Бочковой, муз.обраб. Ю. Забутова.        

Музыкально-дидактическая игра.        

Развивать диатонический слух детей, ориентацию в пространстве, внимание.        

«Громко-тихо запоем».        

Песенное творчество.        .

Развивать ладовое чувство у детей, умение закончить мелодию. Формировать первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации..        

«Мишка» муз. Т.Бырченко,

сл. А. Барто.        

Музыкально-ритмические движения.        

Упражнять детей двигаться небольшими подгруппами, соблюдая равные промежутки в движении друг за другом. Воспитывать чувство товарищества.        

«Возле речки, возле моста» рус.нар. п. обраб. А. Новикова.        

Конспект занятия с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте.

          Занятие № 3.

Вид деятельности        

Программное содержание        

Музыкальный материал        

Музыкально-ритмическая деятельность:

- вход в зал

-упражнения        

Закреплять умение детей двигаться в соответствии со спокойным,величавым характером музыки. Познакомить детей с танцевальным движением «гвоздики».        

Отрывок из оперы «Царская невеста» муз. Н. Римского-Корсакова.

«Из-под дуба»рус.нар.мел.        

Слушание музыки.

Знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать эмоциональный отклик на грустную и печальную музыку. Побуждать к высказыванию об эмоциональном содержании музыкального произведения.        

П. И. Чайковский «Болезнь куклы».        

Развитие слуха и голоса.        

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на песню шуточного характера, петь выразительно, естественным голосом.        

«Ехали» сл.Т. Волгиной,

муз. А. Филиппенко.        

Пение.        

Формировать умение исполнять песню напевно, в умеренном темпе, сохранять чистоту интонации на повторяющемся звуке «си». Брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, выполнять логические ударения в словах.        

«Во поле береза стояла» обраб. Н. Римского-Корсакова.        

Музыкально-дидактическая игра.

Развитие стремления к физическому раскрепощению, формирование ритмической организации. Закрепление навыка правильного и свободного пения.        

«Передай, передай эту песенку по кругу» муз.и сл. Е. Агабабовой        Игровое творчество        

Формировать умение детей воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания).        

«Ищи!» муз. Т. Ломовой.        

Музыкально - ритмическая деятельность (навык выразительного движения).

Формировать у детей чувство ритма, умение различать музыкальные фразы. Закреплять навык выполнения шага польки.        

Чешская народная мелодия обраб. Н. Френкель.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Собственный инновационный опыт

Тема  «Воспитание экологической культуры обучающихся – как  приоритетное направление в дополнительномобразовании»...

Собственный педагогический опыт

     Айса Ряисович - педагог, владеющий научно-теоретическими основами преподавания уроков физической культуры. Проводит уроки на высоком организационном и научно-методическом ур...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...