ПРОЕКТ «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».
проект по музыке на тему

Развитие музыкальной культуры учащихся.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._proekt.docx21.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: 

Развитие музыкальной культуры учащихся.        

Гипотеза:

Если создать благоприятную среду для развития музыкального восприятия, то будет формироваться высокий уровень музыкальной культуры учащихся.

Задачи:

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Формирование системы общечеловеческих ценностей.

Развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.

  Этапы реализации проекта:

1). Выбор темы.

2). Изучение теории.

3). Исследование: диагностика и анкетирование родителей и учащихся по данной теме.

4). Описание результатов, прогнозирование дальнейшей работы по данному направлению.

Изучение теории.

1. Березовчук Л. Н. Музыка и мы: Самоучитель элементарной теории музыки. -  СПб.: Бояныч,1995.

2. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение,2005.

3. Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,2001.

4.Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Под ред. Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.

5.Рачина Б. С. Путешествие в страну музыки. Учебно - методическое пособие. – СПб.: ГУПМ, «МиМ – Экспресс»,1997.

6.Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. Методические очерки. – М.: Мирос,1998.

7. Усачёва К.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство: Учебник - М.:    Вентана - Графф,2002.

8. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. Теория и  методика музыкального образования детей. Научно – методическое пособие. – М.: Флинта: Наука,1999.

Исследование: диагностика и анкетирование родителей и учащихся по данной теме.

Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Провозглашая ориентированность учебно-воспитательного процесса на развитие личности ребёнка, я считаю, что необходимо обратить внимание на важность диагностики музыкальной культуры учащихся. Такое исследование позволяет не только получить развёрнутое и достаточно детализированное представление об уровне сформированности музыкальной культуры, но и попытаться ответить на вопросы: каков современный ребёнок, что его волнует, что он слышит вокруг себя, как музыка воспринимается ребёнком и влияет на его психологическое развитие.

В исследовании я использовала:

1. Тест.

2. Анкетирование учащихся.

3. Анкетирование родителей.

1. Тест по методике «Градусник», с помощью которого исследовалось воздействие музыкального искусства на самочувствие, активность, настроение учащихся 4,5,6 классов, на примере «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта.

Учащимся предлагается матрица и значение баллов:

Параметры

измерения

До прослушивания

После  прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С (самочувствие)

А (активность)

Н (настроение)

1 – очень плохое

2 – плохое

3 – удовлетворительное

4 – хорошее

5 – отличное

Результаты (4а класс):

До прослушивания:        После прослушивания:

Самочувствие  52,1%         Самочувствие   82,6%

Активность       56,5%         Активность        91,3%

Настроение      69,5%                                      Настроение       95,7%

Результаты (5а класс):

До прослушивания:        После прослушивания:

Самочувствие   43,4%                                       Самочувствие   78,5%

Активность        65.2%         Активность        91,3%

Настроение       73,9%         Настроение        95,7%

Результаты (6а класс):

До прослушивания:        После прослушивания:

Самочувствие    73%         Самочувствие   88,5%

Активность        50%         Активность        88,5%

Настроение       84,6%         Настроение       96,2%

Итоги (общие показатели):

До прослушивания        После прослушивания

Самочувствие    56.1%        Самочувствие  83.2%

Активность        57.2%        Активность      90.4%

Настроение        76%        Настроение      95.9%

Вывод:  

Результаты теста показывают  благоприятное воздействие классической музыки на настроение, активность и самочувствие учащихся.

2. Анкетирование учащихся дополнило сведения о роли музыкального искусства в жизни каждого ребёнка.

Цель:

Наиболее глубокое изучение влияния музыки на ребёнка.

          Предлагаемые вопросы:

  1. Как ты относишься к музыке?
  2. Для чего нужна музыка в жизни?
  3. Какую музыку ты любишь слушать?
  4. Может ли музыка повлиять на твоё самочувствие?
  5. Что тебе больше нравиться делать на уроках музыки?

Вот некоторые ответы учащихся 4-6 классов:

- музыка улучшает настроение (часто встречающийся ответ);

- помогает глубже заглянуть к себе в душу;

- почувствовать себя действительно человеком;

- музыка  меня «понимает», а я её;

- помогает мечтать, чувствовать и понимать оттенки жизни, очистить мысли, раскрыться, остаться наедине с самим собой, стать добрее, светлее и т. п.;

- учит, развивает, лечит, воспитывает…;

- урок музыки поднимает настроение;

На уроках музыки детям больше всего нравиться слушать музыкальные произведения и петь.

А также размышлять, отвечать, мечтать, танцевать, слушать рассказ учителя, понимать смысл произведения и т. д. .

Вывод:

Детям нравиться слушать не только современную, но и классическую музыку.

Она развивает, учит, воспитывает, помогает чувствовать, думать, анализировать.

3. Большую роль в исследовании музыкального опыта ребёнка играет выяснение понимания родителями роли музыкальной культуры в его жизни. Для анкетирования родителей я выбрала следующие   вопросы, на которые они отвечали анонимно, в письменном виде:

1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?

2. Что необходимо для достижения Вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?

3. В чём Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

В результате такого исследования я получила представление о том, какую роль играют родители в формировании музыкальной культуры ребёнка.

Определённая часть родителей осознают роль музыки и искусства в обществе и в жизни ребенка, понимают, что необходимо для развития определённого уровня музыкальной культуры ребёнка. Но также  прослеживается:

- недооценивание музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребёнка;

- пассивная позиция определённой части родителей;

-  не хватает разумной организации музыкальной среды, стимулирующей развитие ребёнка;

- отсутствие традиций музыкального воспитания в большинстве современных семей.

Я считаю, что воспитание музыкой – важное и очень ответственное дело, так как она не только обогащает учащихся духовно, учит видеть и чувствовать красоту, но и помогает проявлять и укреплять лучшие качества личности.

 Для развития познавательного интереса учащихся и их творческих способностей, создаю проблемные ситуации, которые помогают реализовывать творческий потенциал, способствуют самореализации.

Таким образом, учащиеся 6 класса, в сотрудничестве с учителем, приняли участие в создании презентации к открытому уроку по теме: «Музыка возвышает и облагораживает человека».

 Музыкальное образование и воспитание опирается на принцип признания самоценности музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире.

С помощью полученных знаний, умений, навыков у учащихся развивается интерес к музыке, желание исполнять музыкальные произведения. Как результат этого процесса:

- успешные выступления в районных олимпиадах по музыке;

- создание школьного хора и ансамбля, которые принимают участие в школьных, городских и районных мероприятиях;

- активное участие солистов в школьных, городских и районных мероприятиях.

Я считаю, что необходимо продолжать исследования с помощью диагностики, чтобы проследить динамику развития музыкальной культуры учащихся. Продолжать работать над становлением и развитием ценностных ориентаций учащихся средством музыкального искусства для повышения заинтересованности и готовности к сотрудничеству.

4.На основании проделанной работы мною написан реферат по теме: «Воздействие музыкального искусства на нравственно-эстетическое воспитание личности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся

Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся...

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"

Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...

Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».

Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся»....

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...

Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

Использование на уроках трудового обучения  в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...