«Реализация творческого потенциала детей на внеурочных занятиях музыки»
учебно-методический материал по музыке на тему

Домников Андрей Николаевич

Доклад на районном совещании учителей музыки образовательных учреждений Раменского муниципального района.

МОУ МЦ «Раменский Дом Учителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_9.09.16.docx25.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству. 

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.  Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей.

Активизация внимания к вопросам творчества обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. В процессе творчества происходят значительные изменения личности, а именно, укрепление и формирование характера, ведь творцу приходится преодолевать сопротивление, трудности и испытания. Поэтому в нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка. Изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Василий Александрович Сухомлинский сказал: "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал"

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

На что же должен обратить внимание педагог при развитии творческой личности? Прежде всего, надо постараться создать благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.         

Личный опыт.

У творчески одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.   

В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие  творческой личности, стало  в полной мере реализовываться во внеурочной деятельности. 

В работе по развитию творческой личности целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся.

        Развитие и одаренности школьников проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося, подготовки учащихся к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы учащихся.

В своей работе с каждым учеником приходится  оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества.   Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. Творческий  ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный. В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.

Каковы же педагогические условия развития творческой  личности ?

Процесс развития творческой личности будет эффективным, если:

1. приоритетными будут педагогические задачи личностного развития с  высоко моральными ориентирами,   воспитания характера, эмоционально-волевой сферы ребенка, позитивного отношения к жизни,;

2. будут созданы условия, обеспечивающие условия  ребенку для своего развития, самопознания, самоорганизации;

3. педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно-творческой деятельности;

Во время работы с детьми развивались их индивидуальные творческие способности. Ребята участвуют в школьных и районных мероприятиях. Следует отметить, что конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, творчества развиваются  воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Мои ученики принимали участие в муниципальных конкурсах:  «Золотые звёзды», во Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества. Участие в конкурсах приносит не только положительные результаты в виде призовых мест, но и позволяет прививать этим детям основы художественного вкуса, учить их навыкам сценического мастерства, создавая атмосферу успешности, в чём состоит моя главная задача при работе с одарёнными детьми.

Практика

Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания . Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние . Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.  

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Зачастую это помогает найти нужный образ для сцены. Даже в обычной речи мы много говорим «руками». Ну а в песне без пластики никуда.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества . 

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  

Каким же образом можно реализовывать возможности детей на занятиях? Как было сказано ранее процесс пения,  весьма сложен. И если на занятиях нет хорошего контакта учитель - ученик, нет взаимной заинтересованности, то и результативность их очень низкая.

Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением.  Ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  должен  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние.   Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация творческого потенциала детей в процессе обучению современному музицированию.

Творчество является одной из центральных проблем педагогики.  Наряду со знаниями,  умениями,  навыками,  нормами отношения к миру и своему окружению, творческая деятельность формир...

Статья о реализации творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков,  воплощая идеи в готовый продукт.Признаки и критерии творч...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Доклад "Развитие творческого потенциала детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству".

Для достижения высокого уровня деятельности человеком в творчестве....