Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности.
статья по музыке на тему

Ожиганова Ирина Сергеевна
Статья для музыкального руководителя детского сада.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И. С. Ожиганова

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности

Ребенок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом — эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость — знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» [4].

Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений, эмоциональные состояния, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности [4. С. 35]. Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной, певческой деятельности дошкольников.

По словам Льва Семеновича Выготского эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка [3. С. 6].

Иван Алексеевич Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни» [8. С. 31].

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б. М. Теплов [9], Д. М. Кабалевский [5], О. П. Радынова [6], Н. А. Ветлугина [2]. В. М. Бехтерев указывал на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию [2].

Р. М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. «Музыка — это и есть собственно эмоция» [10. С. 177].

Это было доказано в работах педагогов Н. Б. Берхина [1], О. П. Радыновой [6] и музыковеда А. Н. Сохор [8].

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Работу над песней условно можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

Первый этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. Задача: Побудить интерес к песне, желание ее выучить. На этом этапе используются наглядный и словесный методы. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроении в ее частях.

Свои музыкальные впечатления о прослушанной песни дети могут передавать с помощью театра настроений.

На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Задача: Овладение певческими навыками, и воспроизведение выразительных нюансов песни. Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. На этом этапе большую роль приобретают упражнения: пение попе-вок, потешек и считалок, пение мелодии по ручным знакам.

Третий этап — закрепление. Задача: Свободное исполнение песенного репертуара. Методы и приемы: наглядность, творческое самовыражение, игровая ситуация. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности.

Для успешного формирования эмоциональной отзывчивости важно знать уровень развития музыкальности каждого ребенка. Музыкальность — комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности. Музыкальность, по Б. М. Теплову — это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [9. С. 379].

Музыкальность каждого ребенка определяется семью показателями, входящими в ее структуру: эмоциональная отзывчивость на музыку, звуковысотный слух, ритмическое чувство, тембровое восприятие, динамическое восприятие, музыкальное мышление репродуктивное, музыкальное мышление продуктивное, музыкальная память.

Исследование уровня музыкальности осуществлялось в непринужденной беседе-с ребенком, с использованием игровых приемов и многочисленных наглядных предметных пособий, а также детских музыкальных инструментов.

Сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости у детей за 2011—2012 учебный год (начало и конец года) позволяет говорить о динамике развития данного качества: показатель эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста улучшился на 23 %, что свидетельствует об эффективности выбранных методов и средств. Дети стали более эмоционально реагировать на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни, овладели певческими умениями и навыками, проявляют творческую активность в певческой деятельности, выразительно исполняют певческий репертуар.

Под влиянием эмоций, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, освобождаться от напряжения, стеснения.

По результатам исследования разработаны комплекс методов и приемов, развивающих упражнений для развития эмоциональной отзывчивости в певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей остается важной и актуальной. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.

Список    литературы

1. Берхин Н, Б, Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. / Вопросы психологии. 1988 - № 4.-155-160 с.

2. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - СПб., 1909. - 223с.

3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.- 270 с.

4. Выготский А. С. Психология искусства. — М., 1965. - 256с.

5. Зенъковский В. В. Психология детства. — М.: ИЦ «Академия», 1995.- 345 с.

6. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства». — СПб. Питер, 2001.- 752 с.

7. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — Н.: Просвещение, 1984. - 204 с.

8. Радынова О. 77. Слушаем музыку. — М.: Просвещение, 1990.-  158 с.

9. Сикорский Воспитание в возрасте первого детства. — Санкт-Петербург, 1884. - 204 с.

10. Сохор Л, Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.

11. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., Наука, 2003- 379 с.

12. Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи»— М.: Просвещение 1992. - 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...

Эмоциональное предвосхищение поступков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как условие развития нравственного поведения

Ребенок в современном обществе: психолого-педагогические аспекты развития, воспитания и обучения: материалы межвузовской научно-практической корнференции 19-20 октября 2006 года, Петрозаводск / ...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...