Конспект открытого урока "Вокальное слово и дикция"
план-конспект урока по музыке на тему

Смирнова Евгения Игоревна

Цель открытого урока "Вокальное слово и дикция" - это развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема:  « Вокальное слово и дикция»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных.  

Развивающие:

-развить дикционные способности и навыки;

-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности;

-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя;

Воспитательные:

-способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры;

-способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей.

Оборудование и материалы:  фортепиано,  зеркало, рисунок артикуляционного аппарата.

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Лера! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).

  1. Вводная часть. Введение в тему.

 (П – преподаватель, Л – учащийся)

П: Лера, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Л: настроить его,  разогреть голосовой аппарат, распеться

П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Лера, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?

Л: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Л: без чёткой дикции и слов

П: совершенно верно!

  1. Основной этап.

 Объяснение темы:

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание) всех звуков и  слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тема нашего  сегодняшнего занятия. «Вокальное слово и дикция».

Итак, начнем. Как всегда наше занятие мы начинаем с дыхательной гимнастики.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н.   Стрельниковой.                                                                           

П: А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. 

П: А от чего она зависит?

Л: (Ответ ученика)

П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

Л: (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.
П: Верно, всё это  называется артикуляционным аппаратом.  К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести  «бык-тупогуб, тупогубенький бычок»  (ученик пробует). Видишь, ничего не получается.

Необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь,  надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика                                               

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

2. «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3. «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые

5. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

  мышцы губ на согласных П - Б,   мышцы языка Т - Д, мышцы гортани  К-Г.

6. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

 Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных,  также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Пакет под попкорн.

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

П.: молодец, Лера! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П. Лера, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Л. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить.

П.  Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения

1.Звук  «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний.  Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают  диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му,  да-дэ-ди-до-ду,  ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы  мышцы губ  и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание  на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «нэй-нэй-нэй. 

П.: молодец. Лера! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к  работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Л.  Разборчивая, понятная.

П.  Как нужно произносить слова в пении?

Л. Четко, ясно.

П.  От чего зависит четкое, ясное произношение?

Л. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки)

Работа над дикцией в вокальном произведении               

П.: Лера, сейчас мы будем работать над песней «Атаманши». Твоя задача хорошо проговаривать текст перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя, но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом  в темпе с хорошей артикуляцией.

- Исполнение  произведения. 1 куплет и припев.  Работаем по фразам, соблюдая  правильное  произношение согласных и гласных, звуковедение,  дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)

- Далее  ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).

 Заключительный этап                                  

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Лера, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Л. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях,  скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

 Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за урок. Ты сегодня молодец. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.

Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...

Вокальное слово и дикция

План-конспект занятия по вокалу...

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...

Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".

Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...

Методическая разработка занятия «Вокальное слово и дикция».

Одним из первых навыков, приобретаемым детьми  в процессе обучения вокалу, является навык певческого дыхания и певческой дикции. Это – основа всего обучения....