ПРОЕКТ "Этническое составляющее в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
проект по музыке на тему

Ондар Шорана Саяновна

на примере обучения игре на тувинских музыкальных инструментах детей в средней, старшей и подготовительной группах

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного типа «Сказка»

ПРОЕКТ

Этническое составляющее в эстетическом воспитании

детей дошкольного возраста

(на примере обучения игре

на тувинских музыкальных инструментах детей в средней,

старшей и подготовительной группах) 

Авторы разработки:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа «Сказка», тел.: 2-12-50; 2-14-59, факс: 8394332-12-50  

- Руководитель проекта: Кужугет Айлана Оолаковна , Зам по ВМР  

  «Сказка» г. Ак-Довурак,

- Ответственные исполнители проекта:

Ондар Шорана Саяновна – музыкальный руководитель

 Куулар Арина Делеговна – воспитатель.

- Участники проекта:

Дожулаа Чодураа Камааевна – педагог-психолог;

Иргит Хорагай Кызыл-ооловна – учитель информатики 

г. Ак-Довурак – 2013

         Актуальность проекта. Музыкальное воспитание является одним из важнейших составных частей общего и художественно-эстетического воспитания и образования детей. В связи с изменившимися условиями социальной жизни нашего общества становится актуальной разработка новых методик преподавания музыки в единстве с дидактическими задачами современной общеобразовательной системы.  

В начале ХХI века в ходе модернизации российского общего образования и в связи с повышением интереса к традиционной культуре, к ее историческим корням, и с развитием таких наук, как «этнопедагогика» и «этнопсихология» стала очевидной необходимость пересмотра концепции музыкального образования детей, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях.  

Изучение детьми фольклорного наследия, освоение игры на традиционных музыкальных инструментах является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих корней и первоисточников как исторической памяти в ряду устного народного творчества.

Проблема организации эстетического воспитания на основе фольклорного материала определяется следующим аспектом – созданием условий, обеспечивающих полноценное внедрение проекта и качественного проведения эксперимента, определяемых как внешними, так и внутренними факторами.  

Внешние факторы: нехватка финансовых средств, связанная с недостаточной оснащенностью необходимыми материалами и инструментарием.  

Внутренние факторы: возможная недостаточность подготовленности коллектива образовательного учреждения.

Объект эксперимента  

Процесс художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет эксперимента

Содержание современных образовательных технологий личностно-ориентированного образования с использованием принципа индивидуально-творческого подхода, направленного на удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности.  

Основная цель инновации – формирование у детей основ музыкальной культуры как части их духовной культуры и ориентировано на развитие и социализацию личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации.

Основная цель музыкального образования в дошкольном учреждении – формирование у детей основ музыкальной культуры как части их духовной культуры. Основными составляющими этого процесса являются включение детей в тувинскую этномузыкальную среду и овладение начальными навыками игры на музыкальных инструментах. В дошкольном учреждении занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность. Для детей дошкольного возраста это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, и также их богатый игровой опыт. В основе музыкального воспитания детей лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка дошкольного возраста с природой самой традиционной культуры. Такого искусства, которое было вскормлено молоком матери – колыбельной песней как образца музыкального искусства народа.

Программа будет строиться в соответствии с общими теоретическими положениями отечественной методики базового музыкального образования, а также будет основана на концептуальных положениях развивающего обучения детей и направлена на решение следующих задач:

- воспитание любви и интереса к тувинской музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей дошкольного возраста;

- знакомство с разнообразными жанрами традиционного музыкального наследия тувинского народа, с музыкальными инструментами, образно-эмоциональное восприятие детьми музыки через игровые элементы;

- содействие возникновению избирательного отношения к произведениям и способствование развитию музыкального вкуса;  

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия детьми лучших образцов традиционной музыки и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;

- развитие мелодического, тембрового и гармонического слуха на основе использования музыкально-дидактической игры, приемов моделирования на материале тувинской музыки.

Гипотеза проекта  

При создании условий, гарантирующих корректное введение программы эстетического воспитания на основе фольклорного материала, то у детей должно:

- расшириться интонационно-образной словарь, первоначальные знания о музыке, необходимые для ориентации ребенка в разнообразном мире этнического музыкального искусства;

- развиться творческий потенциал личности;

- расшириться эмоциональная сфера;

- развиться практические навыки пения и игры на тувинских народных музыкальных инструментах;

Новизна проекта – впервые в Республике Тыва делается попытка приобщения детей дошкольного возраста к богатейшей традиционной музыкальной культуре тувинцев через освоение игры на тувинских народных музыкальных инструментах.

Этапы с указанием сроков

  1. Подготовительный этап: 2013-2014 уч. год

- создание необходимых условий для обеспечения эффективного проведения

эксперимента;

- проведение работ по финансовому обеспечению экспериментальной работы (создание материальной базы нововведений, приобретение необходимых музыкальных инструментов, научно-методической литературы, дидактического материала для организации учебно-воспитательной работы);

- проведение работ по повышению мотивации в участии педагогов и родителей в экспериментальной работе;

- создание творческой рабочей группы на время проведения экспериментальной работы;

- привлечение общественности к управлению проектом через связь дошкольного образовательного учреждения с родительским комитетом и попечительским советом.

  1. Практический этап

С 2013-2014  по  2015-2016 уч. годы – реализация заложенных в проекте организационных и учебных программ:

- фиксация исходного состояния объекта экспериментирования с помощью выявленных результатов диагностической работы;

- реализация запланированной программы в содержании проекта;

- отслеживание результатов процесса реализации;

- корректировка нововведений в случае необходимости.

  1. Заключительный этап 

2013-2014 учебный год

- обработка данных мониторинга;

- соотнесение полученных результатов освоения опыта с поставленными целями эксперимента;

- корректировка гипотезы в соответствии с полученными результатами;

- оформление и описание хода реализации эксперимента и его результатов.

Разработка и выбор конкретных методик и методов исследования

  1. Эмпирические – изучение литературы по теме эксперимента, нормативных, инструктивно-методических документов, анализ проводимой работы, проверка теоретических построений методами наблюдения, опроса, тестирования, обобщения опыта.
  2. Теоретические – описание, анализ, установление связи между фактами, сравнение, обобщение, систематизация.

База проведения инновационного проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа «Сказка» г. Ак-Довурак Республики Тыва.

Работа с участниками проекта  

- Для достижения внутренней и внешней мотивации у всех участников образовательного процесса проводится разъяснительная работа по значимости эксперимента, подробное изложение его целей и предполагаемых результатов.

- Также проводится работа по оказанию помощи педагогам в овладении методологией проведения экспериментальной работы в форме семинаров, мастер-классов, мозгового штурма, тренингов, собеседования и курсов повышения квалификации.

Для родителей и воспитанников будет проводиться разъяснительная работа, социально-психологические тренинги, лекции, консультации, совместные мероприятия и т.д.

Анализ условий

- В результате опроса родителей и анкетирования педагогов выявился высокий уровень заинтересованности в проведении экспериментальной работы в МДОУ д/с комбинированного вида «Сказка» г.Ак-Довурак.

- В педагогическом коллективе создан благоприятный для творческой работы морально-психологический климат.

- Для полного достижения поставленных целей образовательное учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Коллектив детского сада имеет достаточный внутренний потенциал для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для повышения творческой активности и повышения профессиональной компетентности путем самообразования, участия в кожуунных, республиканских семинарах и т.д.

- Материально-техническая база для ныне существующей численности посещающих детский сад детей отвечает требованиям государственного стандарта.

- Однако для реализации эксперимента и оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо повышение квалификации педагога-психолога.

Также необходимы:

- оснащение познавательной, дидактической литературой для детей;

- оснащение ИКТ;

- оснащение программными комплексами и методической литературой для педагогов, текстовыми описаниями новых педагогических технологий.

Ожидаемые результаты:

- Будет разработан учебно-методический комплекс по обучению детей традиционным музыкальным инструментам.

-  Будут выявлены эффективные технологии.

- В ходе музыкального образования, обучения детей дошкольного возраста на традиционных музыкальных инструментах будет выявлен комплекс уточняющих и детализирующих методических приемов.

Приложение

Сведения об участниках проекта:

        Кужугет Айлана Оолаковна – заместитель по ВМР, образование высшее ,  общий педагогический стаж работы 26 лет, по ВМР – 3 года, имеет I квалификационную категорию. Награждена грамотой от Отдела образования за участие в конкурсе «Воспитатель года - 2005», от Городского профкома, грамота от Хурала Представителей, от Управления Образования.

Дожулаа Чодураа Камааевна - педагог-психолог, образование высшее, общий педагогический стаж работы 16 лет, педагогический стаж по специальности 5 лет. Награждена грамотой от Управления Образования администрации г. Ак-Довурак, благодарность от Управления Образования, сертификат от Городского методобъединения педагогов-предметников ДОУ г. Ак-Довурак.

Ондар Шорана Саяновна - музыкальный руководитель, образование среднее специальное, общий педагогический стаж работы 21 лет, имеет I квалификационную категорию. Награждена грамотой от Управления Образования, «Воспитатель года – 2014 г.» -диплом II степени, грамота от РОПРОН РТ, Благодарность Министерства образования и науки РТ -2016 г.  

         

Куулар Арина Делеговна  воспитатель, образование высшее, педагогический стаж работы 23 лет, имеет I квалификационную категорию. Награждена грамотой за участие  конкурса  «Воспитатель года - 2009», обладатель гранта Председателя администрации «Лучший воспитатель ДОУ» г. Ак-Довурак, а также награждена почетными грамотами Управления Образования и Председателя администрации г. Ак-Довурак, грамота от РОПРОН РТ, почетная грамота Министерства образования и науки РТ -2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

  В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисто...

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами народной культуры

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".

Цель:Познакомить с теоретическими  основами  музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....