Работа по самообразованиюТема самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальной школе в соответствии с ФГОС».
учебно-методический материал по музыке на тему

Назаренко Татьяна Александровна

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальной школе в соответствии с ФГОС».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ основная общеобразовательная школа №81

Развитие творческих способностей

 на уроках музыки в начальной школе

 в соответствии с требованиями ФГОС.

                                                                                     

учитель музыки

                                                                                      Назаренко Татьяна Александровна

                                                   

г.Краснодар,  2015

       Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили,  недоразвили. Нельзя упускать такой  благодатный  детский возраст,  когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания,  к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

     Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить? Какова роль учителя и каковы его возможности в этом сложном процессе?
У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Что такое — творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе. Игровая деятельность на уроках музыки помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

 Какие же творческие приемы и формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие.

      Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности. Хотя программа курса «Музыка» почти полностью исключает то, что принято было называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому  на уроках можно использовать музыкальную терминологию, подбирать различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.

      Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний. 

   Например: 
В классе мы билет купили,
и вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели,
весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
от певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали
Все мы любим (оперу)
Оркестр молчит,
а домбра звучит,
одной домбре только слово!
Оркестр молчит, а домбра звучит,
ведь домбра играет (соло)
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,  
   лад, в котором мы играли
называется (мажор)
Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
это лад печальный, грустный,
называется (минор)
Ярко зал весь засверкал,
приглашает всех на бал.
Попрошу ответить вас
Что за танец этот (вальс)


        На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы, кроссворды и решают их.
     Большое значение придается развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок — музыкальная викторина, урок — защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.

       Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
 Роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

   Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
   Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
   “Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальной школе в соответствии с ФГОС».

Цель: начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • реализация собственного творческого потенциала ученика с применением

музыкальных знаний и представлений о музыкальном искусстве для             выполнения учебных и художественно-практических задач;

  • применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
  • понимание  роли музыки в жизни человека,
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжение изучения педагогического опыта коллег;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование творчески развитой личности с активной жизненной позицией, владеющей механизмом личностного и коллективного творчества;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах, в работе школьного МО учителей музыки, искусства, изобразительной деятельности, технологии и физической культуры.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие учеников в конкурсах и различных мероприятиях.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2015 – 2016 уч.год

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический.

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2015 – 2016 уч.год

Участие в заседании МО учителей начальных классов и  МО учителей музыки, искусства, изобразительной деятельности, технологии и физической культуры.

Практический.

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2016 – 2017 уч.год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.

Выступление на педсовете       «Творческая деятельность на уроке музыки, как средство формирования УУД у младших школьников».

Выступления на заседаниях МО «Требования к современному уроку».

Участие учеников в школьных мероприятиях и конкурсах.

Обобщающий.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2017-2018 уч.год.

Участие в работе городского МО учителей музыки и в проведении городских семинаров.

Участие учеников и их результаты в окружных и муниципальных конкурсах и фестивалях.

Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы)

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий.

Распространение опыта работы.

2017 -2018 уч.год.

Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Развитие творческих способностей на уроках музыки с учётом требований ФГОС

Развитие творческих способностей , одна из важнейших задач уроков музыки.Использование различных игр , технологий помогают учителю сделать этот процесс интересным и увлекательным....

самообразование "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Презентация самообразование "Развитие творческих способностей на уроках технологии"...

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...

План самообразования"Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы"

план самообразования дла учителя русского языка и литературы...

План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....