Музыкально - театрализованное представление к проекту "М.П.Мусоргский - душа русской музыки"
проект по музыке на тему

Артемова Алевтина Валериановна

Сценарий итогового мероприятия к проекту "М.П.Мусоргский - душа русской музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_teatr.predstavleniya_k_proektu_o_musorgskom2.docx26.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

 «Школа № 950»

Музыкально – театрализованное представление

«М.П.Мусоргский – душа русской музыки»

(к 175-летию со дня рождения)

        

Музыкальный руководитель        

высшей категории

Артемова А.В.

Москва

Музыкально – театрализованное представление

«М.П.Мусоргский – душа русской музыки»

Звучит музыка «Рассвет на Москва - реке» из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина».

Дети заходят в зал.

М.р. Сегодня наша встреча в музыкальной гостиной посвящена творчеству великого русского композитора М.П.Мусоргского, которому 21 марта исполняется 175 лет со дня рождения.

Мусоргский родился 9 марта (21 марта по новому стилю) 1839 года в селе Карево  Псковской губернии в дворянской семье.( слайд)

Самые первые уроки игры на фортепиано преподавала будущему композитору его мама, начав заниматься с мальчиком, когда ему было шесть лет. Несомненное дарование сына радовало не только мать, но и отца. Хотя, разумеется, даже и мысли о том, что их «Модя» (так ласково называли его) станет профессиональным музыкантом, родители допустить не могли. Все Мусоргские служили по военной части, и в 10 лет Модеста и его брата Филарета отдали в Петропавловскую  школу в Петербурге.

В 1856 году Мусоргский был произведен в прапорщики Преображенского гвардейского полка (слайд). Здесь в атмосфере, казалось бы, не слишком располагающей  к творческой деятельности, состоялась знаковая встреча, решившая в дальнейшем судьбу молодого офицера. В один из дней, неся вахту в Военном госпитале, Мусоргский познакомился с А.П.Бородиным, доктором медицины, талантливым химиком и будущим гениальным композитором.

Довольно скоро Мусоргский понял, что музыка перестала быть для него просто « отдыхом для души». И в 1858 году он сделала свой выбор - оставил военную службу ради серьезных музыкальных занятий.(Слайд)

Жизнь композитора не была гладкой. Мусоргскому не удалось дописать многих своих произведений. Лишь благодаря самоотверженному труду его коллег –  Н.А. Римскому-Корсакову, Ц.Кюи, А.Лядову – мы можем наслаждаться прекрасной музыкой композитора. Во всех театрах мира идут оперы Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина».

Но есть и другая музыка, которую Модест Петрович посвятил детям. Это целый цикл песен, который так и называется «Детская». В него входят песни о разных событиях детской жизни. Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей музыка песен. Это словно семь живых картинок.

Вот девочка поет своей кукле, которую зовут Тяпа, колыбельную песню с привычными для нас словами: «Тяпа, бай-бай, Тяпа спи-усни, угомон тебя возьми».(слайд) Такую песенку может спеть каждый из ребят. Но кукла Тяпа никак не хочет засыпать, и девочка пытается спеть ей про буку, про серого волка. Но потом девочка рассказывает своей дочке-кукле о том, что она увидит во сне остров чудный, где растут и зреют наливные  груши,где поют золотые птички. Музыка становится все тише и кукла засыпает.

 Вот сейчас мы все представим, что наступил вечер, и мы вместе с этой девочкой поем колыбельную кукле Тяпе.

На экран проецируется видеозапись песни «С куклой».

(Девочки ст. гр. укачивают кукол).

М.р. Вы обратили внимание, как исполнялась песня «С куклой». (Ответы детей). Да, она исполнялась протяжно, напевно и очень тихо – ведь это же колыбельная.

М.р. А сейчас я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею. И помогать нам будет музыка  М.П.Мусоргского.

«Картинки с выставки» композитор сочинил под впечатлением увиденной выставки картин своего друга художника  В.Гартмана. Выставка настолько впечатлила композитора, что он сочинил цикл пьес и назвал его «Картинки с выставки».

Сейчас вы послушаете стихотворение и, наверное, догадаетесь  какое музыкальное произведение мы сейчас услышим. (далее используются стихи Ушаковой Л.И.)

Ребенок . Зловещие звуки звучат тут и там,

И карлик коварный является  нам:

«На службе у горного я короля,

Пугать всех людей - вот задача моя!

Скачу по камням и крадусь в тишине,

Да, очень силен я в своем колдовстве!»

М.Р. Догадались, какое музыкальное произведение мы будем с вами слушать?

Да, сейчас мы услышим музыкальную пьесу «Гном». Мы будем слушать музыку, изображающую злого, грозного, коварного гнома и смотреть на картины, которые вы нарисовали после знакомства с этим произведением.( на экран проецируются детские работы)

М.Р. Следующая картина, которую мы сейчас увидим называется «Старый замок». Вы когда-нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые окна с  резными решетками… Пьеса интересна тем, что музыка без слов  очень выразительно рисует картину мрачного сурового замка. Музыка звучит загадочно, волшебно, будто все замерло, заснуло.

Дети читают стихотворение:

Таинственный замок заброшен и тих,

Он тайну скрывает от взоров людских.

Колючий шиповник разросся у стен,

И лес вокруг замка печален и нем.

Когда- то давно здесь принцесса жила:

Смеялась и пела – была весела….

Теперь лишь виденья в том замке живут,

И тени прозрачные в танце плывут.

Дети исполняют танцевальную композицию «Старый замок»

М.Р. Пьеса, которую мы сейчас услышим называется «Тюильрийский сад».

Тюильрийский сад – место, расположенное во Франции. По своему характеру  музыка - полная противоположность предыдущей. Музыка звучит  весело, легко, непринужденно.

Ребенок читает стихотворение:

Солнце яркое сияет,

Освещая все вокруг.

Птицы весело порхают,

Собираясь в пестрый круг.

Потянувшись, вышла кошка –

Рада солнцу и теплу –

И, свернувшись, на дорожке

Лижет шерсточку свою.

Так лениво наблюдая

За веселою игрой,

Думает: «Да пусть летают!

Я так занята собой!»

Дети исполняют танцевальную композицию «Тюильрийский сад»

М.Р. Сейчас мы услышим очень интересную пьесу. Она называется «Балет невылупившихся птенцов». Музыка изображает, как птенцы появляются на свет. Музыка легкая, суетливая. Маленькие птенчики стучат клювиками, ломают скорлупу, неуклюже толкаются, пищат. В средней части музыка звучит совсем робко, тихо.

Давайте послушаем стихотворение.

Дети ст.гр. читают:

Мама-Курица забыла

Сделать срочные дела,

И, оставив без присмотра

Яйца встала и ушла…

Вдруг « трик- трак» - и треск раздался

В белой скорлупе…

Желтый клювик показался:

- Вот я! Здравствуйте!

Вот один, другой и третий…

Ну и писк подняли дети!

И вприпрыжку - танцевать-

Маме деток не унять.  

М.Р. Давайте посмотрим музыкальную картину в исполнении детей ст.гр.

Танцевальная композиция «Балет невылупившихся птенцов».

М.Р. Сейчас мы послушаем стихотворение и вы догадаетесь, какая музыкальная картина будет следующей.

Ребенок читает:

В далеком глухом и дремучем лесу,

Куда ты найдешь лишь тропинку одну,

По ней, если смело и прямо пойдешь-

То вскоре к избушке без окон придешь.

И сказка проснется, и лес оживет,

И Баба – Яга на крылечко взойдет…

М.Р. Догадались, ребята, какую музыку мы сейчас услышим? Да, правильно. Музыка, которая будет сейчас звучать называется «Избушка на курьих ножках». С первых звуков музыка рисует портрет свирепой ведьмы. Музыка звучит очень громко, грозно, с резкими, жесткими акцентами, похожая на дикий, лихой пляс. В средней части все внезапно затихает. Мелодия звучит очень тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-Яга затеяла что-то недоброе… И в третьей части музыка опять становится жесткой, свирепой, как в начале.

Сейчас у меня для вас сюрприз. Мы будем слушать это произведение и посмотрим мультфильм.

Дети смотрят мультфильм «Избушка на курьих ножках», на третью часть музыки появляется девочка  в образе Бабы-Яги и исполняет танцевальную импровизацию.

Баба- Яга.

Я-Баба-Яга,

Костяная нога

Я по лесу летаю,

Вас сейчас распугаю.

М.р. Ты нас лучше не пугай, а вместе с нами поиграй.

Игра «Баба- Яга»

М.Р. Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. Сегодня мы слушали музыку великого русского композитора М.П.Мусоргского, которого по праву называют «душой русской музыки».

До свиданья. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ярмарка" (Музыкальное театрализованное представление)

Театрализованное представление для учащихся младшего школьного возраста....

Методическая разработка сценария музыкально-театрализованного представления "В гостях у деда Тимофея"

Сценарий музыкально-театрализованного представления «В гостях у деда Тимофея» составлен на основе накопленного опыта, который может оказаться полезным   и  быть использован как в учебно...

Сценарий музыкально-театрализованного представления «На арене цирка»

Сценарий музыкально- театрализованного представления «На арене цирка» для детей 5-7 лет направлен на развитие сценических, танцевальных и музыкальных способностей детей....

"Музыкально - театрализованные представления для детей дошкольного возраста".

Музыкально - театрализованная деятельность развивает в детях творческие способности средствами музыкального и театрального искусства.Занятия, игры, досуги, развлечения способствуют развитию  личн...

Музыкально - театрализованное представление по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная Королева"

Сценарий театрализованного представления "Снежная Королева" по сказке Г.Х. Андерсена...