Открытый урок музыки во 2 классе "С Рождеством Христовым!"
методическая разработка по музыке на тему

Пелагеина Елена Владимировна

Конспект урока по музыке во 2 классе на тему "С Рождеством Христовым!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_muzyki_rozhdestvo_2_klass_pelageina.docx709.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия

Урок музыки  «С Рождеством Христовым!» 2 класс.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создание условий для развития образного мышления детей на примере темы урока « Рождеством» 

Задачи: 1. Расширить кругозор детей о народных традициях, в частности познакомить с историей появления  христианского праздника  Рождество, его традициями и музыкой.
2. Развивать у учащихся музыкально-творческие способности, коллективное музицирование, чувство ритма;
3. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, передающей красоту человеческих чувств.

Слушание музыки: «Ангелы» Рождественская молитва. «Ростовские колокольные звоны»

Музыкально-исполнительская деятельность: П. Синявский «Рождество»,  «Динь- динь-дон Рождество» Мотвиенко

Арт терапевтическая деятельность: Вокалотерапия – интонационно-фонетические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие голосовых сигналов доречевой коммуникации. Дыхательная терапия – голосовое дыхание. Танцевально-двигательная терапия – «Рождество», «Динь- дон Рождество» хоровод. Ритмизация – игра колокольчиками .  Драматерапия - выразительное исполнение песни .  Цветотерапия  – «Украшение Рождественской елки».
УУД, которые формируются в ходе урока :

Регулятивные: самостоятельное выразительное исполнение произведений  в соответствии с поставленной задачей, в условиях концертного исполнения ;

Познавательные: осознанное эмоциональное исполнение произведений в соответствии с заданным поэтическим образом и иллюстрациями художественных полотен.

Коммуникативные : умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников ,участвовать в совместном исполнении произведения;

Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений - проявление эмоциональной отзывчивости.

Методы:

Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.

Мета предметные связи данного урока : музыка, история,  художественное слово.

Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды  деятельности: коллективное хоровое пение, коллективное инструментальное музицирование.

Оборудование : компьютер; интерактивная доска ; инструмент фортепиано; колокольчики, елка, игрушки, ангелочки, кроссворды.

Материалы : слайдовая презентация в программе Power Point ; нотный материал.

Ход урока.

1 Орг.момент(2 мин)

Вход под музыку песни П. Синявского «Рождество» проходят на свои места.

Слайд1 На экране морозные узоры

У: Доброе утро, ребята! Сегодня мы соершим увлекательное путешествие.

А чтобы наше путешествие было интересным, мне нужны помощники

Вы согласны мне помогать? Тогда в путь.

Сообщение темы урока.

У: Ребята, какая музыка встречала вас  при входе в класс?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, о каком празднике? (Рождество)

 - Что за праздник у дверей?
Расскажите поскорей.
Наступает торжество
К нам приходит …. (Рождество). (
Слайд2  «Рождественские чудеса»)

2 Постановка цели и задач

Тема нашего урока «С Рождеством Христовым!»

Цель: Мы познакомимся с историей появления  праздника Рождества, его  традициями и  музыкой .

 Сегодня на уроке вам предстоит услышать и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад. Вам предстоит работать в командах, провести исследование и сделать выводы. Соблюдать порядок на уроке, проявить внимание друг к другу, уважение и терпение. У нас в классе есть елочка на макушке звезда. Она пока не горит, чтобы звезда загорелась, мы её должны украсить игрушками. Вы будете работать в командах и каждый из вас сможет украсить елочку , поэтому стараемся работать активно. Вы сможете узнать, почему на рождество ставят елку и на верхушку крепят звезду.

У: Перед тем как мы начнем наше путешествие, ваша задача  внимательно послушать пение, которое будет звучать, какой характер у музыки, какие чувства у вас вызовет это произведение?

3Актуализация знаний

2 слайд Звучит музыка.

У: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? Какой у нее характер? (спокойный певучий)

У:Как вы думаете, где мы можем услышать такую музыку? ( в церкви)

В церквях звучат молитвы. Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова.  
* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)
При  слушании такой музыки  сердце наполняется душевным теплом, добротой и любовью.

У: Праздник  Рождество Христово считается церковным праздником

У: С каким событием связан этот праздник? Кто родился?

Д: С рождением Иисуса Христа.

У: Верно, а когда отмечают Рождество?

Д: 7 января.

У: День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова. Вам предстоит услышать Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад.

У: Давным-давно более 2000 тысяч лет назад, в старинном городе Назарете (слайд « карта») жила девушка Мария.

  Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, он спасёт людей от грехов их
(показ
слайда «Ангел несёт Марии послание от Бога»)

В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки, поэтому  Мария отправились из Назарета в Вифлием.

           В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии не оказалось. Она нашла приют за городом в вертепе, в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Иисус ( на древнееврейском «Спаситель») Христос  - царь  так назвали священников, пророков, царей  в знак их важного служения.

-Над горной пещерой сверкала звезда,
И спал Вифлеем в тишине сладких грёз,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился Спаситель для мира – Христос

 
Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость и указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, Волхвы поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, указала волхвам путь до самой пещеры. Летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

В России Рождество семейный праздник. Его любят и взрослые и дети. Много стихов и песен есть про Рождество. Ребята, споем песенку про Рождество.

Кто родился в этот день? (Иисус Христос)

Христос что значит Царь, помазанник.)
Музыкальная разминка

1) Вокалотерапия. Греем, гладим горлышко. (Приветствие организма. Работа над голосовыми сигналами доречевой коммуникации – ГСДК.)
2) Интонационно-фонетические упражнения: на доске порядок букв – м, а, и, о. Дети исполняют мелодию песни со звуками).
3) А теперь исполним песню со словами, но для начала приведем наш голосовой аппарат в хорошую форму. («Щеточка, иголочка» – Артикуляционная гимнастика).
4) Поработаем над своим дыханием. (
Дыхательная терапия.)
- Молодцы! Итак, мы исполнители, настоящие артисты.
Исполнение песни. Синявского «Рождество»

Молодцы, мне понравилось, как вы спели.

Ребята первой группы могут повесить на елку игрушки.

4 Исследовательская деятельность

- Ребята у меня есть коробочка, попробуйте на слух определить, что в ней лежит?ответы детей (колокольчики)

- Верно, я даю вам эти колокольчики, а вы, послушав их, скажите, одинаково ли они звучат, что общего и чем отличаются? ( колокольчики разных размеров и из разного материала)

Работа в группах

Ответы детей: у каждого колокольчика  свой голос, это зависит от размера колокола и из какого материала сделан колокол.

Молодцы. Послушайте звучание колоколов Ростовского храма.

Подумайте, каких размеров они могут быть?

5 Слушание «Ростовские колокола»

Колокол как символ России воспевался в песнях, в стихах.

Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»

Ученые установили факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. А когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…

Как называют людей, которые играют на колоколах? (звонари)

Это трудоемкая работа этому учатся,  у нас в России есть даже школа звонарей.

Ребята сегодня у вас есть возможность побывать в роли звонаря.

Мы не просто будем играть наша задача разучить пеню «Динь-динь –Дон  Рождество» Матвиенко и сопровождать наше  пение игрой на колокольчиках. Послушайте песенку, какой характер, и в каких местах как вы думаете, нам нужно будет играть на колокольчиках?

6 Коллективное инструментальное музицирование

Игра на колокольчиках и исполнение песни «Рождество».

Молодцы вторая группа хорошо сыграли и у вас есть возможность украсить нашу елку цветными шарами.

Работа над песней

1)Слушание

Какой характер в музыке? На какие слова мы будем играть на инструментах

Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!

Попробуем прохлопать,  показать ритм. Ти- ти- та Ти –короткие, та- длинные

3) Переложение мелодии песни на текст – про себя

Еще раз поем с хлопками.

Молодцы. мне понравилось как выразительно спели ребята можете выбрать колокольчики и повесить их на нашу ёлку.

Исполнение с игрой на колокольчиках.

"Динь-динь-дон!" - к нам в окно
Постучалось Рождество!
За окошком снег блестит,
Елка в гости к нам спешит.

Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!
Пригласим ее к нам в дом,
Пусть метели за окном,
С доброй вестью волшебства
В день святого Рождества!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!

- Мне понравились ребята 4 группы… можете повесить игрушки  на елочку

Вы все старались, пели и играли, и наша елочка загорелась.

- У нас получилась нарядная ёлочка, каждый из вас постарался, и я предлагаю встать в хоровод   «Ёлка в Рождество». (куплет и припев)

Вы сегодня хорошо все поработали.  

- В Рождество родные, знакомые, друзья поздравляют друг друга и дарят подарки,  желают здоровья и благополучия. Я вас тоже хочу поблагодарить за хорошую работу, в память о нашем уроке  дарю ангелочка, пусть он согревает вас своим теплом, хранит вас, счастья и добра всем вам.

Можно занять свои места

7 Закрепление изученного с помощью видеоматериала.        

 Давайте и мы с вами  посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово!  (мультфильм)     

8 Выявление  уровня сформированности знаний нового материала

Опрос

---   Что  было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

- Почему храмы, дома украшаются  еловыми ветками или елью? (Вечнозелёная ель считается символом древа жизни, возвращённого нам с Рождением Спасителя).

Посмотрите, в нашем классе нарядная елочка на её верхушке звезда, как та, которая указала путь Волхвам в пещеру.

У: Ребята, с каким праздником мы сегодня познакомились на уроке?

-Почему этот праздник так называют?

- Кто родился в этот день? 
- Какие песни звучали?

- Когда мы можем услышать Колокольный звон? (в праздники)

7 Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Какую песни мы сегодня слышали

8Домашнее задание

Думаю много интересного узнали на уроке, на дом вам даю свертки с заданиями. До Рождества еще есть время подготовиться и  вместе с родителями выполнить домашнее задание.

9 Итог урока  

                        Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

                       Песни ангельской слова льются во вселенной.

                       Возвещаю радость вам, радость эта будет

                       Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Спасибо за работу! До новых встреч1