Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Губанова Ирина Михайловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_5_kl.docx48.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское

Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Козлова Т.А.

Протокол № 1

«29» августа 2016 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское

__________/Айсина О.В.

 «29» августа 2016 года

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с. Калининское

_____________/Губанова И.М.

Приказ №     «29» августа 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по музыке 5 класс

на 2016-2017 учебный год

Губановой Ирины Михайловны,

учителя искусства 1 квалификационной категории

с. Калининское Марксовского района Саратовской области

                                               2016 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКА»

5 класс

I. Пояснительная записка.

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.

-Примерные программы по учебным предметам: музыка 5-8 классы:

-Авторская программа «Музыка» 5-8 классы Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015.

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области

-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

Рабочая программа по «Музыке» предназначена для реализации в МОУ-СОШ

 с. Калининское. Ориентирована на учащихся 5 класса. Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностными результатами  изучения предмета «Музыка» являются следующие умения:

-  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

-  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, села и др.;

Метапредметным результатом  изучения предмета «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

 Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

 Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

Предметные результаты изучения курса.

Учащиеся должны

знать:

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

 Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

уметь:

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

 Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

 Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

 Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальноммузицировании,музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..

III. Содержание учебного предмета «Музыка» 5 класс (35 ч)

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Раздел 2. “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура –  застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

IV. Тематическое планирование.

4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» . 5 класс,35 часов.

Раздел

ч

Контрольные, проверочные работы

1

Музыка и литература

17

Проверочная работа №1

2

Музыка и изобразительное искусство

18

Проверочная работа №2

Итого

35

Проверочных  работ- 2

4.2. Календарно-тематическое планирование

 

№ в теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Примечание

План

Факт

Музыка и литература 17 часов

1

1

Что роднит музыку с литературой

Выразительно прочитать стихотворения «Родина»

2

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10)

3

3

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Работа со справочной литературой, интернет ресурсами.

4

4

Вокальная музыка.

Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16

5

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»

Послушать «Кикимору» А.Лядова. Прочитать волшебную сказку, подобрать к ней музыкальный ряд.

6

6

Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…»

Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.

7

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.

8

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов.

9

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины»

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Молитва».

10

10

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Выполнить  задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы».

11

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах .

Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

12

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта.

13

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера  «Руслан и Людмила»

Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.

14

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Выполни задания в творческой тетради «В музыкальном театре. Балет» Спящая красавица»

15

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач.

16

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл

Прослушать фрагменты из мюзикла «Песню Бастофера Джонса»

17

17

Мир композитора

Проверочная работа

«Музыка и литература»

Выполнить задание «Мир композитора».

Музыка и изобразительное искусство 18 часов

18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать,  можно ли увидеть музыку.

19

2

Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Найти в учебнике и картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.

20

3

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Найдите в Интернете

пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

21

4

 «Ледовое побоище». «После побоища».

 Подобрать песни о подвигах. Выполни задания в творческой тетради

22

5

Музыкальная живопись и живописная музыка

 Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.

23

6

 «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песни.

Вспомните музыкальные произведения других композиторов, выполнить задание

24

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве  

«Весть святого торжества».

Выполнить в творческой тетради задания «Загадочный мир звуков» Сергея Рахманинова.

25

8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери.

26

9

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»                                  

Выполнить  задания в творческой тетради  «Дирижёр и оркестр -единое целое».

27

10

Образы борьбы  и победы в искусстве                                      

Выполнить  задания в творческой тетради «Симфонический оркестр».

28

11

Застывшая музыка

Выполнить задание «Архитектура – застывшая музыка»

29

12

Полифония в музыке и живописи 

Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает?

30

13

Музыка на мольберте

Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

31

14

Импрессионизм в музыке и живописи

Выполни задания в творческой тетради «Есть в красках отзвуки и звуки…»

32

15

О подвигах, о доблести, о славе...

Выучить  песню  «День Победы»

33

16

В каждой мимолетности вижу я миры...

Выполните задания в творческой тетради  «Программа урока – концерта».

34

17

Мир композитора. С веком наравне

Подготовить проект

35

18

Проверочная работа

«Музыка и изобразительное искусство»

-

V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        Учебные материалы

       Авторская программа «Музыка» 5-7 классы Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015. Образовательная система «Школа России».

     Учебник  «Музыка» 5класс Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015. Образовательная система «Школа России».

   Рабочая тетрадь  по «Музыке » 5 класс Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2014. Образовательная система «Школа России».

  «Музыкальное образование в школе», под ред., Т.С.Критская, Г.С.Сергеева

   Алиев Ю.Б.

     Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2012.- 224

      Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся  / Ю. С. Булучев-ский,

   В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 2012.

   Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей  / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. –

  М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2012

   Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй / В. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2000.

Список электронных учебно-методических комплектов:

Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодий. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.(CDROM)

Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «Истра Софт»

«Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

 «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

 «Музыка. Ключи»

 «Музыка в цифровом пространстве»

 «Энциклопедия Кирилла и Мефодий, 2012г.»

 «История музыкальных инструментов» «Кирилл и Мефодий»

Технические средства:

Мультимедиа проектор, моноблок, принтер, сканер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...