проект "Святочные гулянья на Руси"
проект по музыке на тему

Щербакова Наталья Петровна

С годами ведическое отношение к миру было утрачено. Но осталось то, что не подвластно никаким изменениям. Это традиции, которые живут в нашем подсознании, прячась за множеством наслоений. Славянские традиции, не только знание воды, но и владение чем -либо, умение удерживать, не терять, накапливать и сохранять все блага жизни и окружающего мира и передавать их потомкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_svyatochnyh_gulyaniy.doc201 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Проект

Тема: « Святочные гулянья на Руси »

Проблемный вопрос: Влияют ли народные праздники на воспитание общечеловеческой культуры ребёнка?

Гипотеза: Мы считаем, что нравственное воспитание учащихся будет

                   наиболее успешно происходить в народных играх, с традиционными

                   народными обычаями и обрядами, так как именно в них заложен

                   потенциал для воспитания в детях толерантности, терпимости к

                   другим людям, и влияния на будущую судьбу.

План исследования:

  1. Найти и изучить литературу о древних славянских праздниках.
  2. Проанализировать какое влияние они оказывают на общее развитие детей.
  3. Реализовать тему на примере  «Святочных гуляний» при проведении спортивно-игрового урока.

Оглавление.

1.Введение.                                                                                                                                       Стр.

1.1 Краткий обзор современного состояния  проблемы.                                                                                          2

1.2 Обзор изученной литературы о древних славянских праздниках.                                                              3

1.3 Обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы.                                           4

1.4 Формулирование цели.                                                                5

1.5 Определение задач по её достижению.                                                                   6

1.6 Характеристика методов исследования.                                                               7

   

2. Основная часть

2.1 Святочные гулянья на Руси.                                                               8

2.2 Влияние народных праздников на воспитание и развитие детей.                                               9

2.3 Организация подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей.                                      10

3. Выводы

3.1 Итоги исследования.                                                              11

3.2 Литература.                                                              12

   

Введение.

1.1 Краткий обзор современного состояния  проблемы.                    

           

С годами ведическое отношение к миру было утрачено. Но осталось то, что не подвластно никаким изменениям. Это традиции, которые живут в нашем подсознании, прячась за множеством наслоений. Славянские традиции, не только знание воды, но и владение чем -либо, умение удерживать, не терять, накапливать и сохранять все блага жизни и окружающего мира и передавать их потомкам.

Очень ответственное и величественное понятие жизни у наших предков. Как много мы потеряли, забыв такое мудрое понятие о правильности жизни. Чтобы окончательно не потерять узы, связывающие нас с предками, мы сегодня имеем возможность наглядно показать, как жили наши предки. Удержать традиции, которые духовно очищают человека, нравственно укрепляют и физически развивают.

 "Святки - это период духовной радости".

09:35

Рождество Иисуса Христа, поздравлять близких, родных и знакомых, желать  Православный мир празднует Святки – две недели зимних праздников, которые продолжаются от Рождества Христова вплоть до Крещения, 19 января. В христианской традиции Святки, или Святые дни – это празднование Рождества Христова. На Святки принято прославлять им счастья и здоровья. Святки – самый веселый и продолжительный в православном мире праздник.

Церковь по любви к людям дает праздник, развернутый во времени. Но если включить телевизор или почитать статьи о Святках в светской печати, так окажется, что это – главное время гаданий. Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью.

В святочные дни традиционно исполняются колядки – народные песни, прославляющие Рождество Христово. Хождение по дворам и исполнение колядок называлось на Руси колядованием. За эти песни колядовщики (обычно дети) вознаграждались подарками – праздничным угощением.

Настоятель храма Всемилостивого Спаса на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко, по этому поводу говорит: "Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. "Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе" – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует. А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь".

"Народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные, – считает священник, – народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли он будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?" Настоящие традиции другие, считает иерей: "Православные на святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что-то доброе!" "Святки – это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества".

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.


          Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «ни какоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

.

      

1.2 Обзор изученной литературы о древних славянских праздниках.                                                              

Святками на Руси именуется светоносный и радостно творный период православного календаря от праздника Рождества Христова «25-ое декабря ст.ст./ 7-ое января н. ст.»  до торжества Крещения Господня  «6-ое января ст.ст.,/19-ое января н.ст.». «Святки» - простонародное, неуставное словцо, коему в церковных определениях соответствует понятие «Святые дни». В сие время народ Божий, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Божественного Логоса, второй ипостаси Пресвятыя Троицы, воплощённой от пречистых кровей Девы Марии, именуемой посему Богородицею.

       Таким образом, история святок неразрывно связана с историей означенных празднеств, кои ограничивают Святые дни во временном отношении. Следовательно, до 4-го/5-го вв., когда оформились и закрепились указанные церковные торжества, не было и Святых дней в календарном смысле.

       На протяжении первых трёх столетий христианской эры православный мир не имел единой, общей традиции празднования рождения и крещения Спасителя Иисуса. Это было обусловлено как тем, что с позиции гражданского календаря  неизвестен день, в который воссиял человечеству свет вифлеемскаго  Богомладенца, так и разобщённостью рассеянных по лику Земли поместных церквей,  причина коей в  безпредельно жестоких гонениях со стороны язычников и тех, кто кричали Пилату: «Распни, распни его!»

       Своим Миланским эдиктом 312-го года равноапостольный император Константин Великий провозгласил окончание гонений на христианство и тем   благоприятствовал организации крупных церковных соборов, на которых выковывалось общее православное учение по самым различным вопросам духовной жизни. Так началась эпоха семи Вселенских соборов, длившаяся с 325-го до 787-го года. До сего же времени в христианской среде Римской империи было принято воспоминать рождение  и крещение Сына Божия  в один день - 6-го января по старому стилю, то есть по Юлианскому календарю, названному так по имени своего автора -  римского цезаря Юлия  (первый век до Р. Х.). День сей греками-христианами был наречён Феофанией, то есть Богоявлением, что указывало на явление  воплощённого Божества в вифлеемском вертепе и на водах палестинского Иордана при Иоанне Крестителе.  

       На рубеже 4-го/5-го вв. патриарх константинопольский Иоанн Златоуст положил начало традиции торжествовать Рождество Христово 25-го декабря по Юлианскому календарю. В этот день язычники Римской империи праздновали так называемые Сатурналии, связанные с тем, что в сие время происходит      солнцеворот и продолжительность светового дня начинает расти. Святитель  наполнил сей день новым, христианским содержанием, именуя Христа Спасителя Солнцем правды и указывая, что всякий верующий в Него наследует Царство невечерняго света. Постепенно    традиция праздновать Рождество Христово 25-го декабря распространилась  по всей вселенной. Так было положено начало новому церковному явлению - Святым дням, оканчивающимся навечерием или сочельником  Крещения Господня.

       Древнерусское слово «навечерие» означает  канун или преддверие церковного торжества, а название дня «сочельник» или «сочевник»  происходит от того, что  предки наши вкушали в сие время  сочево, то есть  пшеничный взвар, смешанный с мёдом и изюмом.

       Точно такой же сочельник предшествует и Рождеству Христову. Вообще с точки зрения богослужебной структуры и устава о трапезах  данные празднества  ничем не отличаются друг от друга. Это обусловлено тем, что в древности, как уже было говорено выше, и рождение, и крещение Миссии торжествовались  в единый день.
       Как Светлая седмица замыкает Великий пост, так Святки указывают на окончание поста Рождественского. И на Светлой седмице, и в Святые дни Церковь Православная не совершает браковенчание и  благочестивым христианским семействам рекомендуется  уклоняться от супружеского соития. Причина этого в том, что Церковь-Мать заботится о психическом равновесии своих чад и даёт им некоторое время на то, чтобы подкрепиться после длительного воздержания в снедях и сне.

       Святки начинаются церковным торжеством в честь Девы Марии, именуемым Собором Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы. Термин «собор» указывает на собрание верующих в храмах Божиих для совместных молебствий. В сей день христианский люд прославляет и воспевает Ту, через Которую Сын Божий благоволил воплотиться, дабы добровольным страданием Своим на Кресте спасти род человеческий  от насилия бесовскаго и вечных мучений в геенне огненной, уготовленной Диаволу и ангелам его.

             На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом. Самым популярным занятием в сие время были калядки, то есть народное прославление Спасителева рождества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемскаго Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлыя гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетаго люда, шедшаго на народныя гуляния или в гости. Шумная мелюзга лепила снежных баб, каталась с гор на санках, устраивала весёлыя снежныя побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестиваго и обильнаго празднества.

Период с 7 января по 19 января в России называется Святками, или Колядой. Праздник Коляды существовал ещё у древних славян на Руси, задолго до принятия Христианства (конец Х века). Это был языческий праздник, возвещавший о повороте солнца на лето, когда начинает прибавляться день и становится ясно, что зима скоро закончится. Коляда приходит с игрищами и народными гуляниями, катаниями на санях, а также обрядами колядования и таинственными ночными гаданиями.

В старинных песнях-колядках рассказывается о приезде Коляды. Эта древняя богиня, которая в праздничном одеянии едет в разукрашенной повозке. И повозка эта обязательно с колёсами, а не на санном ходу, как обычно в снежную зимнюю пору, так как колёса символизируют Солнце. Коляда разворачивает коней на летнюю дорогу. В старые времена существовал особый обряд "возить Коляду": Богиню представляла молодая девушка, специально избранная. Её наряжали в белые одежды и возили по всей деревне на расписной телеге и распевали песни, славящие приход Коляды.

В традиционной русской культуре особое место занимают так называемые детские колядки. Самые древние из них очень простые. Колядующие обходят дома, поют колядки с пожеланиями добра и процветания хозяевам и домочадцам. В ответ получают разные дары, главным образом лакомства. Введение Христианства на Руси внесло большие перемены в содержание колядок. В них стали славить Иисуса Христа, Бо-городицу и Иоанна Крестителя, рассказывать библейские истории.

Не сразу, медленно, век за веком Рождество, Святки и Коляда, совпадающие по времени, объединились в единый праздник и по настроению и по обрядам. Хранителями святочных традиций стали в наше время наряду с учеными-фольклористами музыкальные коллективы, которые бережно собирают и воспроизводят театрализованные действа народных обрядов так, как это было много лет назад.

 "Время рождественское, святочное, эти две недели с 7 января по 19 января чрезвычайно важны и насыщены обрядами. Много сохранилось языческих традиций. Девушки гадают, это время считается чрезвычайно подходящим, чтобы заглянуть в будущее. По улицам ходят ряженые, в основном, молодёжь, в звериных шкурах, перемазанные сажей, с рогами, играют песни-колядки. И по сию пору эти древние обряды соблюдают в деревнях, их знают и в городах".

1.3 Обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы.            

Актуальность данного проекта связана, прежде всего, с возрождением традиций празднования Рождества. Традиции не могут возродиться за один день или за один год, но способствовать их вхождению в современную культуру семьи и общеобразовательного учреждения является одной из задач художественного образования.

 

Идея проекта: собрать материал о  великом двунадесятом  празднике Рождества и представить его с использованием современных информационных технологий.

Цель проекта - выявит условия синтеза  содержания религии и современной  культуры  празднования  Рождества.

Задачи:

1. Изучить исследуемую проблему на основе мифологической, фольклорной и календарно - обрядовой литературы.

2. Выявить условия синтеза религиозного и светского содержания празднования Рождества.

3. Познакомить с символикой Рождества.

4. Разработать презентации, сценарии Рождественского праздника.

Основные объекты исследования:

* иконография Рождества;

*истоки празднования Рождества - язычество;

*символы Рождества;

*традиции Рождества - рождественский пост, сочельник, коляда (святочные гуляния), рождественский стол,  рождественская елка;

*рождественский фольклор;

*образ Рождества в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

Результат проекта: разработать презентации, сценарии Рождественского праздника, рождественские открытки, создать фигурки ангелов,  рождественские  сувениры, собрать рождественский фольклор: колядки, овсени. Создать модели оформления пространства школы, класса к новогодним праздникам.

 Истоки празднования Рождества.

Зимнее солнцестояние издавна считалось началом нового солнечного года. Христианская церковь приурочила к святкам три больших праздника:

*Рождество (25 декабря) - начало святок.

*День Василия Великого (1 января).

* Крещение (6 января), завершающие святки.

Впервые о Рождестве на Востоке упоминается у Климента Александрийского. Он совершался там 6 января под именем Богоявления, а на Западе праздновался 25 декабря. От Рождества (7 января по новому стилю) до Крещения (19 января н.с.) все славянские народы праздновали Святки.

В Восточной церкви праздник Рождества считается вторым после Пасхи, а на Западе он стоит даже выше Пасхи.

Сорокадневный Рождественский пост приготовляет верующих к достойному празднованию. К празднику готовились заранее: убирали дом, наряжали елку. «Белят ризы на образах: чистят щеточкой с мелом и ставят «праздничные», «рождественские» лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звезды. Вешают на окнах свежие, накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, - и это напоминает чистый, морозный  снег» - отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».

 Сочельник - канун Рождества. По обычаю православных христиан пост этого дня длится до вечерней звезды. Название сочельник связано со старинным обычаем  православных христиан употреблять в этот день в пищу сочиво - хлебные зерна, размоченные в воде - кашу.   Сочиво  приправляли постным молоком из разных семян: миндалевое, ореховое, конопляное, маковое. Сочни - маленькие ржаные пирожки с пшеничной кашей.  Вечерняя трапеза сочельника начинается с кутьи - обрядовой каши, которая символизирует воскрешающую жизнь, а мед и сладкая приправа (изюм) - сладость благ будущей блаженной жизни.

Обычаи колядования: Святочные гуляния - коляда (лат.) цикл народных рождественских праздников,  игр и песен, - с вечера 24 декабря по 6 января - остаток греко - римской старины, перешедший к славянам и другим народам вместе с церковными обрядами. Колядовать - благославлять, колядные песни заключаются в славлении лица, которому поются. Колядки - песни, прославляющие Коляду. Коляда - в русской мифологии бог празднеств и мира. Сын Даждьбога и Златогорки.  Имел брата Овсеня. Его рождение приветствовали боги и люди,  так как  существовало предсказание, что Коляда принесет на землю ведические знания и покарает демонов. Волхвы поднесли Коляде дары - золото и серебро,  зажигали свечи и пили мед в его честь. Предания о Коляде во многом совпадают с древнеиндийскими ведическими преданиями о Кришне из 10-й пени «Шримад - Бхагаватом». Мотив поклонения Коляде  колежанами  сходен с библейским поклонением 3-х волхвов младенцу Иисусу. Предполагалось, что образ Коляды возник из поэтического представления о рождении молодого Солнца в день зимнего солнцеворота

 пение колядок, овсеней, виноградия.  Колядки - их смысловое ядро пожелания и величание, они ничего не сообщают. Овсень, таусень - этимология этих слов остается неясной. Оригинальность таусеня заключалась в песнях и прибаутках, причитаемых  таусенщиками в честь хозяина или хозяйки дома. Виноградия - длинные, величальные, полуэпические песни с постепенным раскрытием художественных образов. Виноградия  исполнялись взрослым девушкам или женщинам  и не только во время святочного обхода дворов, но и на свадьбах.

 святки - ряжанье, баловство (выход отрицательных эмоций), новогодние шалости, создание антиобразов: противоестественный наряд, святочная личина, святочные гадания, ворожба;

«одаривание» -  колядовщиков  одаривают обрядовой едой: баранки, пироги,  караваи, фигурное печенье, изображающее домашних животных (козульки, коровки, колядки), свиные ножки, колбасы (кишки). Обрядовая еда являлась символом будущего плодородия скотины и земли.

обряд «посевания» - сопровождался пением коротких песен, чтобы обеспечить хороший урожай.

 христославяние - внедрен церковью, чтобы вытеснить дохристианский обряд. Детские славы  (Славите, славите, сами люди знаете...)

рождественское дерево  - ель символизировала древо жизни, зажженные на ней свечи - духовный свет, пришедший в мир с рождения Христа.  Непременным атрибутом Нового года и Рождества является ярко украшенная елка, о которой сложено множество красивых легенд. Одна из них гласит, что близь пещеры, где родился Христос, росли маслина, пальма и ель. Когда все приносили младенцу дары, маслина одарила его своими золотистыми плодами, пальма предложила зеленый шатер  для защиты от зноя и непогоды. Только ей тщательно старалась придумать, что бы ей подарить. Печально поникли ее ветви, прозрачной смолой закапали слезы... Но ангел видел гордость пальмы и маслины и скромность елки. Ему было жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей. Взглянул ангел на небо, которое было усеяно сверкающими звездами, сделал знак, и одна за другой звездочки стали скатываться прямо на зеленые ветки ели. Скоро она вся засияла огоньками. И когда божественный младенец проснулся, то не благоухание в пещере, исходящее от маслины, и не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На неё взглянул он, улыбнулся и протянул ручки. Ангел увидел это и сказал: « Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год ты будешь появляться в домах, где есть маленькие дети и приносить им радость. А еще станешь ты знаменьем веселого  рождественского праздника».С тех давних пор, ставя дома елку на Рождество, люди верят, что своими колючими иголками она прогонит злую, нечистую силу. А так как ель вечнозеленое дерево, то она принесет домочадцам долгую жизнь и крепкое здоровье.

Свеча как символ очищения, изгнание злых духов (современные лампочки выполняют ту же функцию);

Вифлеемская звезда (8 конечная) указывает место рождения и путь к нему. Иконография вифлеемской звезды, в виде восьми лепестковой звезды - розетки в памятниках ранне христианского искусства напрямую соотносится с изображением утренней звезды Иштар - Венеры. Склоняясь к знакомому астральному знаку, соединяющему в себе звездность и Божественность, художники видимо опирались на известное самоотождествление самого Христа с денницей «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

Фигурки ангелов. Ангел - (вестник) хранитель, защитник и друг. Херувимы - красивые дети, охраняют врата Рая. Херувимы украшают рождественские открытки - образ идеальной красоты. Внешне напоминают человека, но имеют отличительную особенность - крылья, нимбы, в руках музыкальные инструменты: арфа ассоциируется с ангелами, лютня, скрипка. Серафимы и Херувимы славят, воспевают  Бога (хор ангелов), стоят на самой высшей ступеньке в иерархии ангелов.

Яблоки - плоды символизируют царство благодати, находят самое широкое применение в украшении рождественского дерева и в создании зимних композиций. Яблоки также прикрепляют к гирляндам, из них изготовляют подсвечники для рождественской свечи.

Зимние букеты (аранжировки) - для создания зимних композиций - аранжировок используются ветки хвойных деревьев: сосны, можжевельника  в сочетании с плодами шиповника, рябины. Ветки лиственных деревьев покрытых «инеем» оживляют композицию. Техника  создания «инея»: гибкие  прутики лиственных деревьев, обычные сухоцветы - сорняки: пижма, тысячелистник, сурепка, тмин, колоски разнотравья   станут более графичными, если их покрыть «инеем» (в 1 литре горячей воды растворить 1 кг соли) и выдержать до 30 часов в  соленом растворе, после этого они примут сказочный облик.

Венки и гирлянды из веток хвойных деревьев (западная традиция);

Злаки, перевязанные колоски (снопики) символизируют согласие, благоденствие, процветание, благополучие.   Злаки на рождественском столе также символизируют изобилие, плодородие, в злаках по народному поверью живут добрые духи;

Хлебная выпечка - пряники, печенье, мелкие булочки;

Шары  и композиции из бумаги, соломы, шишек  в Рождественскую ночь сделать дома атмосферу ярмарки (зимняя сказка из шишек, шаров и т.п.).

Колыбелька из скорлупки грецкого ореха - символизирует ясли, в которых родился Иисус Христос, фигурку божественного Младенца лепят из глины или соленого теста. Согласно  легенде ясли становятся знаком избранности: «И сказал им Ангел Господень... И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях»;

Рождественский сапожок  изготовляют из ткани, бумаги, вешают на елку, в него кладут подарки детям.

 Рождественский стол оформляют обрядовой едой, готовят блюда символизирующие атмосферу праздника: свежие и засахаренные яблоки, запеченная с крупами и яблоками утка, гусь, индейка. Кладут на стол зерна, колоски, выпекают обрядовую выпечку. Готовят  свиные ножки (холодец), колбасы (кишки) и др.

Рождественский фольклор.

Колядки.

Дожидай Рождества, Коляда пришла!

Коляда свята! Коляда свята!

Коляда пришла, Рождество принесла!

А дай Бог тому, кто в этом дому:

Ему рожь густа, Рожь ужиниста.

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством!

Овсени.

Ой,  овсень, бай овсень!

Что ходил овсень по светлым вечерам,

Что искал овсень Иванов двор.

А Иванов - то двор, он не мал не велик

На семи верстах, на восьми столбах,

На восьми столбах, на высоких кораблях.

Столбы точеные, позолоченные, а вокруг его двора железный тын,

На каждой тынинке по жемчужинке.

Не дари ты нас хозяин, не рублем и не полтиной,

А если дашь пирога - полон двор живота.

Тебе триста коров, полтораста быков,

На реку они идут - все помыкивают,

А с реки они идут - все поигрывают.

                            Виноградие.

Виноградье да красно - зелено мое.

Да там ходили девицы - виноградницы,

Да они ищут да поищут господинов новый двор

Да господинов новый двор,

Он далеко - далеко,

Да далеким - далеко, да высоким высоко.

Ты затем сударь - хозяин,

Прирасплачивайся.

Хошь и рупь, хошь и два, хошь полтину серебра.

Метод художественного проектирования способствует: 

- творческой самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в течение всего учебного года;

- повышению уровня «значимого учения», которое предполагает  «встречу с проблемой», помогает учащемуся быть самим собой, иметь адекватные представления о своих возможностях;

- развитию логического мышления, художественной деятельности;

- методик обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения;

-  повышению базиса общей и художественной культуры педагога и учащихся.

 -  реализации теоретических знаний на практике.

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания.

      Зародившись во времена глубокой древности,  пройдя  многовековой  путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой,  говорящей  летописью  о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом  современности.

Важным событием были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

По народным поверьям, это время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем - в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. 
В этот день постились и ели сочиво - постную кашу, медовые оладьи, готовили кутью, пекли сочни с ягодами, овощные блины. А еще  гадали в последний вечер перед крещением Господним.
В деревнях гадали умело, бросали не башмачок, а валенок.  
Рождественские колядки сопровождались песенками, которые сохранились в Ростовской области. Колядовать начинали со святого вечера 6 января, с первой звездой. Народ был сугубо верующий, одаривали поющих деньгами, пирогами, холодцом, прочими яствами.  Сильно было правило: вечерние колядки - дело сугубо для взрослых. Детское время наступает рождественским утром.   Ни водки, ни самогона долгое время  не было - запивали яства пивом. Его варили два раза в год всей деревней - весной и на Николин день 19 декабря. До января оно выстаивалось и с Рождества до Крещения потреблялось. Естественно, едой и питьем празднование не ограничивалось.  Всегда в святки в деревнях жгли костры. С них в деревнях начиналось гадание.  Завершали все гадальные манипуляции 18 января. В канун Крещения  славили Христа, но уже без шуток и переодеваний, торжественно. А когда наступало время, обливались святой водой. И самое главное - меняли на чистое все нательное белье. 

"Время рождественское, святочное, эти две недели с 7 января по 19 января чрезвычайно важны и насыщены обрядами. Много сохранилось языческих традиций. Девушки гадают, это время считается чрезвычайно подходящим, чтобы заглянуть в будущее. По улицам ходят ряженые, в основном, молодёжь, в звериных шкурах, перемазанные сажей, с рогами, играют песни-колядки. И по сию пору эти древние обряды соблюдают в деревнях, их знают и в городах".

 

1.4 Формулирование цели.                                                                

Целью исследования стало изучение возможностей использования народных игр в нравственном воспитании учащихся.

Объект исследования - нравственное воспитание учащихся начального и среднего звена, как направление работы  нашего лицея.

Предметом исследования выступает народная игра - как средство нравственного воспитания учащихся.

Для эффективного воздействия на духовное, нравственное развитие личности, где личность испытывает потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активность , деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Мы исходили из следующей гипотезы, что нравственное воспитание учащихся будет наиболее успешно происходить в народных играх, так как именно в них заложен потенциал для воспитания в детях толерантности, терпимости к другим людям, народам.

Целью нашего урока являлось формирование у учащихся чувства дружбы, товарищества, воспитанию внимательного и чуткого отношения друг к другу. В процессе планирования, подготовки и проведения праздничного мероприятия у детей совершенствуется умение анализировать, синтезировать, сравнивать; развиваются самооценка и самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и трудовые навыки, укрепляются внутри коллективные отношения.

Существенный результат нравственного развития детей – их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Он обусловлен актуализацией субъектной позиции школьников в процессе нравственного воспитания, когда ученикам не только представлена возможность, но и обеспечены педагогические условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэтому на занятиях и других формах работы с детьми должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребёнка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Учителю отводится опосредованная роль. Ему важно в педагогической практике воспитания своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного нравственного развития, поощрить, одобрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха.

Как показывают современные исследования, у учащихся подросткового периода интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности. При этом возникает общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Внедрение   элементов   фольклора   в   практику    музыкально-эстетического и физического воспитания, изучение традиций и обычаев  своего  народа  являются  важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой  художественной и нравственной культуры.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности воспитания, в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые:

1.Интегральны и многофункциональны по своему характеру;

2.Способствуют самореализации, самовыражению личности;

3.Интересны детям;

4.Органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает,  развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности детей, мы считаем, что именно в игре, с народными элементами можно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить  развитие нравственной сферы ребенка. Таким образом, актуальность нашей темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в нравственном воспитании учащихся.

Мы решили расспросить жителей деревни: как в старину проводились народные гуляния, что интересного  из древних народных традиций и обрядов можно применить на практике. Проанализировав беседу с жителями села, учителями - наставниками мы убедились, что старики это носители традиций, - это корни, учителя - ствол, а учащиеся  - новые веточки. Дерево традиционной культуры будет жить, зеленеть, давать свежие побеги, если мы

возродим к жизни забытые традиции русских праздников, всё делать по обычаям, существовавшим в старой русской деревне. Много нового мы узнали о святочных гуляниях: это Рождество и Святки когда жители ходили по дворам и улицам, колядовали. Гадали, как это было принято, пели древние песни, прибаутки, потешки, стихи.

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков  –осознается  современным  обществом  как  значительный   фактор   духовности, преемственности поколений,  приобщения  к  национальным  жизненным  истокам.

Фольклору  отводится ведущее  место   в   выполнении   задач нравственного и эстетического воспитания, развития  творческих  способностей подрастающего поколения .

1.5 Определение задач по её достижению.        

Проблема гуманизации системы школьного образования сейчас одна из наиболее острых. Напрямую касается она и школьного предмета «физическая культура». Школьная физическая культура пока слабо ориентирована на ребенка как на личность. В основном она направлена на развитие физиологических систем организма школьников, на их физические кондиции. И в этой своей ориентации она отчуждается от многих культурных потребностей детей и не принимается ими в полном объеме.
Между тем передача культурного наследия одного поколения другому и создание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, соизмеримыми по своим временным масштабам. Но в культурное наследие входят и ценности, которые создавались и осмысливались человечеством веками, а теперь должны быть переданы и усвоены за очень короткий отрезок времени. Поэтому задача школьной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае никоим образом не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.
На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить русские народные игры и развлечения в программу по физической культуре младших школьников, особенно в сельской местности. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием, русские доминируют как нация, значительно превосходя по численности остальные народы и народности.

Основные задачи исследования:

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания учащихся;

-охарактеризовать задачи и содержание нравственного воспитания учащихся;

-обосновать роль игры в нравственном воспитании;

 -экспериментально исследовать влияние народных игр на нравственное воспитание.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем  положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания учащихся. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике общеобразовательных учреждений.

1.6 Характеристика методов исследования.

Учитывая актуальность, практическую значимость, недостаточную теоретическую и методическую разработанность проблемы исследования в своей работе мы придерживались рабочей гипотезы. Она основывается на том предположении, что возможности нравственного воспитания учащихся значительно усиливаются, если:

- приобщение учащихся к традициям своего народа будет строиться как целостный учебно-воспитательный процесс;

-в содержание нравственного воспитания будут включены разносторонние знания о народных традициях и обычаях;

-будут осуществляться единство и взаимосвязь урочной и внеклассной работ, организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности учащихся на местных традициях и обычаях.

В процессе разработке данного проекта мы опирались на:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- обобщение опыта работы учителей физического воспитания и музыки;

- беседы с учителями, учащимися, родителями об их отношении к проблеме  

   исследования;

- необходимость обогащения учебно-воспитательной работы элементами  

  национальной культуры и использование её традиций;

- теоретические положения процесса нравственного воспитания учащихся;

- психологические основы нравственного воспитания учащихся;

-самосовершенствование, развитие морально-волевых качеств личности, нравственных принципов, убеждения.

Основная характеристика методов исследования элементов народных традиций в процессе нравственного воспитания учащихся:

Поисково-подготовительный метод.

Связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением задач, состоянием и оценки исследуемой проблемы.

Опытно-экспериментальный метод.

Выявлены, разработаны и экспериментально обоснованы методы процесса нравственного воспитания учащихся на народных традициях.

Заключительно-обобщающий метод.

Теоретическое осмысление, обработка и обобщение полученной информации и оценке результатов эксперимента. Определение эффективности формирования нравственных качеств и нормативного поведения детей в процессе приобщения к народным традициям и обычаям.

 

2.2 Влияние народных праздников на воспитание и развитие детей.                                              

На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить русские народные игры и развлечения в программу по физической культуре младших школьников, особенно в сельской местности. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием, русские доминируют как нация, значительно превосходя по численности остальные народы и народности.  

Основными задачами воспитания детей являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического и духовного воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший и средний возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процессе воспитания. В своей работе мы рассмотрели вопрос об игре в национальной традиции наших предков. На приеме праздника – игры «Святочных гуляний». Игра, дети и развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Различные игры, забавы, конкурсы, состязания, - которые были предложены, оказались детям по душе. Дети с интересом, азартом и воодушевлением принимали участие в празднике. Игры, состязания были по душе, а это значит, что праздник доставил каждому ребенку чувство удовлетворения и удовольствия.

А если игра правильно подобрана и выражает наклонности ребенка и силу его души, то это имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно и на будущую судьбу.

Где ещё учащиеся почувствуют себя раскрепощенными, свободными как не на соревнованиях, играх. Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят.

А на празднике – красота! Никто на тебя не кричит, все по правилам игры. Можно показать себя, какой ты сильный, ловкий, быстрый, смекалистый!

Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок сам не подозревая развивает свои физические и моральные качества учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Все эти игровые занятия хороши для детей, они отрывают их от подворотни, вредных привычек. Подвижные игры  - это подвижный процесс, связанный с развитием у детей двигательных качеств, формированием душевных качеств, их отношения к другим детям, коллективу. Стремление к игре присутствует и у ребенка, и у взрослого человека. По этому важно их объединить в совместных играх, где те и другие лучше познают друг друга, и появляются взаимная симпатия и уважение.

Дети узнают в процессе урока, что Святочные гуляния и прегрешения заканчиваются купанием в проруби. Эту особенность как ритуала крещенских дней они запомнят надолго,что в последствии может привести уже взрослого человека к закаливанию организма.

8 января начинается первый длительный праздник православного календаря - святки. Святки продолжаются 12 дней и завершаются большим православным праздником - Крещением. Святки празднуют в память о евангельских событиях - рождении Христа и его крещении в Иордане.

Весь период святок на Руси насыщен магией и обрядами, гаданиями, приметами и народными обычаями. Самой любимой забавой в эти дни всегда были рождественские колядки. Колядовать в России будут две святочные недели. Этот шумный и весёлый праздник продлится вплоть до Крещения. Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.
Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении шестого Вселенского собора: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимии.... пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".
Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах совершается водосвятие, обряд освящения воды в "ердани" - проруби, сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины, гадавших) купали в проруби.

                        Основная часть.

             2.1 Святочные гулянья на Руси.                                                                                       

Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю - 25 декабря, а Россия - по юлианскому - 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что тогда нарушится устройство церковного года. На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

Любили шумно праздновать Рождество и российские государи.

Петр 1 имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел "кислую мину", был бит батогами.

Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни.

Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.
Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу – холодно. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

На Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.
На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженным?” - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали” чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. “Снег полоть” - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.
Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, “пели в лад песенки подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой.

По народным поверьям, это время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем - в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. 
Как сообщает Агентство национальных новостей, на Севере в этот день постились и ели сочиво - постную кашу, медовые оладьи, готовили кутью, пекли сочни с ягодами, овощные блины. А еще  гадали в последний вечер перед крещением Господним.
В поморских деревнях гадали умело, только бросали не башмачок, а валенок.  
Рождественские колядки сопровождались песенками, которые сохранились в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии.  
Колядовать на Севере начинали со святого вечера 6 января, с первой звездой.  Поморский народ был сугубо верующий, одаривали поющих деньгами, пирогами, холодцом, прочими яствами. 
Сильно было на Севере правило: вечерние колядки - дело сугубо для взрослых. Детское время наступает рождественским утром.  
Ни водки, ни самогона долгое время на Севере не было - запивали яства пивом. Его варили два раза в год всей деревней - весной и на Николин день 19 декабря. До января оно выстаивалось и с Рождества до Крещения потреблялось. Естественно, едой и питьем празднование не ограничивалось. 
Всегда в святки в деревнях жгли костры. С них в поморских деревнях начиналось гадание. 
Завершали все гадальные манипуляции 18 января. В канун Крещения на Севере тоже славили Христа, но уже без шуток и переодеваний, торжественно. А когда наступало время, обливались святой водой. И самое главное - меняли на чистое все нательное белье. 

А знаете ли вы, как в старину справляли на Севере Рождество? Стол застилали льняной скатертью, предварительно положив на него мягкое сено, пересыпанное зерном. Считалось, что если зерно на столе, то будет богатый урожай.

2.2 Влияние народных праздников на воспитание и развитие детей.

Основными задачами воспитания детей являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического и духовного воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший и средний возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процессе воспитания. В своей работе мы рассмотрели вопрос об игре в национальной традиции наших предков. На приеме праздника – игры «Святочных гуляний». Игра, дети и развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Различные игры, забавы, конкурсы, состязания, - которые были предложены, оказались детям по душе. Дети с интересом, азартом и воодушевлением принимали участие в празднике. Игры, состязания были по душе, а это значит, что праздник доставил каждому ребенку чувство удовлетворения и удовольствия.

А если игра правильно подобрана и выражает наклонности ребенка и силу его души, то это имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно и на будущую судьбу.

Где ещё учащиеся почувствуют себя раскрепощенными, свободными как не на соревнованиях, играх. Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят.

А на празднике – красота! Никто на тебя не кричит, все по правилам игры. Можно показать себя, какой ты сильный, ловкий, быстрый, смекалистый!

Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок сам не подозревая развивает свои физические и моральные качества учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Все эти игровые занятия хороши для детей, они отрывают их от подворотни, вредных привычек. Подвижные игры  - это подвижный процесс, связанный с развитием у детей двигательных качеств, формированием душевных качеств, их отношения к другим детям, коллективу. Стремление к игре присутствует и у ребенка, и у взрослого человека. Поэтому важно их объединить в совместных играх, где те и другие лучше познают друг друга, и появляются взаимная симпатия и уважение.

2.3 Организация подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей.

Прежде чем ребенок сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, шутливым, любознательным и предусмотрительным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему необходимо получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Игры могут помочь детям обрести эти качества и ловкость. Неформальные игры позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего обучения.

В организации празднования святочных гуляний мы учитывали интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития среднего школьного возраста.

На примере игры «Снежки» дети сохраняли в памяти наглядно-образное объяснение игры. Главное содержание этой игра заключалось в движении, способствующему совершенствованию и обогащению двигательного опыта ребенка: увёртыванию,  метанию в цель и на дальность, преодолению не больших препятствий, проявлению ловкости и быстроты без больших длительных напряжений.

 Игра «Пройди по канату» выполнялась с закрытыми глазами двух учащихся. Игра на координацию движения, проявление значительной точности движений, чувства времени и пространства.

Игра «Бой подушками» и характеризуются как активное единоборство, выполнение кратковременных силовых напряжений, что способствует развитию мышечной системы.

При проведении игры учащимся сообщается о всех командах, сигналах, роли играющих хода и правилах игры. В процессе игры можно наблюдать и оценивать: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

В нашем проекте особая роль отводится подвижным играм, где в отличии от других игр ярко выражена роль движений. Так как движение широко используется как средство физического воспитания.

При организации детей а подвижных играх уделялось внимание творческой инициативе в выборе способов достижения цели. Мы увидели, что игра привлекла детей еще и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределенности. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Игра таит в себе много неожиданностей. Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у ребенка положительные эмоции, приятное волнение, причем это проявляется перед началом игры без относительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

 Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Она может быть средством самопознания, отдыха, развлечения, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры несут в себе огромную ценность, являясь частью человеческой культуры. Их разнообразие очень велико. Они отражают все области материального и духовного творчества людей..  
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

 Подвижные игры решают такие важнейшие задачи как: оздоровительные, образовательные, воспитательные.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.
В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.
Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.
Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте.

III.    Выводы.

3.1 Итоги исследования.

В зависимости от педагогической задачи данный проект может использоваться:

- как вариант проведения итоговых уроков по разделам программы или же по всему курсу;

- как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;

- как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре - урочно -  внеурочной деятельности в 1-7 классах общеобразовательной школы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы. На основании проделанной работы можно сделать выводы по итогам исследования:

1. Открытие  детям  музыкального  фольклора  должно  начаться  с самого  первого  класса. Слово, музыка – это духовный  мир человека, народная мудрость, передаваемая  из  поколения  в  поколение.  Это складывалось веками как  система  педагогического  воздействия  взрослых  на детей и как система эстетических воззрений человека на  мир.  

2. Следование народным традициям  культуры  позволит  ученикам  осознать

народное искусство как вечно живое явление. При этом от учителя требуется:

-  изучение  национального  фольклора, знание традиционных обрядов и праздников;

- умение найти такое сочетание методических приемов, которое позволит

проводить уроки музыки и физической культуры в нетрадиционных формах:  народный  праздник или обряд, посиделки,  путешествие  в  прошлое,  выставка  старины, сказка, концерт и др.;

- творчество: учитель-исполнитель;

- знание особенностей детей младшего  возраста,  в  котором  наиболее

ярко выражено желание участвовать, исполнять, пробовать, научиться.

Опыт приобщения к традиционной музыкальной и обрядовой культуре народа на  основе  интеграции  всех  видов  народного   искусства,   вариативности, импровизации позволит детям  понять  национальное  и  общечеловеческое достояние народа.

3. Важным этапом в освоении народных традиций  является  начальная

школа.  Младший  школьник  более  свободен  в   творческой,   художественной деятельности,  более  эмоционален.  Этот  период  в  жизни   оптимален   для овладения своеобразной «азбукой» художественно-творческого  саморазвития.  У детей есть огромное желание попробовать себя в  разных  видах  деятельности, особенно   в   музыкальной и физической.   Своеобразие  народной    музыки, заключающаяся   в   интонационной   природе,   требует   изучения   народных музыкальных  традиций.  А  это  ярко  проявляется  в   способе   исполнения, традиционных формах: коллективное  пение,  хороводы  на  природе,  ритмичные танцы в сопровождении  музыкальных инструментов, игровые песни.

4. Важно в содержание учебных предметов  художественно  эстетического цикла включать народный  музыкальный  фольклор и традиционные русские народные забавы  как  необходимую  часть   знаний учащихся о жизни.

5.  Воспитательная  работа лицея  должна  быть  направлена   на   понимание ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа  –это воспитывает национальное достоинство, патриотизм.

6.Славянский музыкальный фольклор имеет  богатое  наследие,  которое  должно выступать   эффективным   средством   формирования   музыкально-эстетической, физической культуры учащихся в приобщении их к национальной культуре.

3.2   Литература.

  1.  Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: Просвещение, 1988. - 358 с.

2. Варюхина С. И. Истоки Доброты. - Минск: Харвест, 1987. - 226 с.

3. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста).- М.: Педагогика, 1988. - 157 с.

4. Григорьев В.Н. Народные игры и традиции в России. - М.: Педагогика, 1994. - 270 с.

5. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности // Автореф. докт. дисс. - М., 1988. - 38

6. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. - Томск: ТГУ, 1984. - 338 с.

7. Игра и нравственное развитие ребенка / Под ред. Г.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1963. - 318 с.

8. Игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1985. - 334 с.

9. Игры: Энциклопедический сборник /Сост. В. А. Черноземцев. - Бурятское книжное издательство, 1995. - 800 с.

10. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. - 1993. - №9. С. 17.

11. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

12. Марьенко И.С. Основные источники и стимулы нравственного    

          развития личности // Советская педагогика. - 1970. - №6. С. 32-43.

     13. Матенева В.П. Педагогический потенциал детских народных игр //        

      Материалы научно-практической конференции. - Самара: Самарская

      государственная академия культуры и искусств, 2003. - 474 с.

     14. Менджерицкая С. А. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979.

     15. Мир детства и традиционная культура. - М.: Сфера, 1996. - 268 с.

     16. Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М.: Сфера      

     2001. - 124 с.

     17. Петров В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.: Сфера,  

     2001. - 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.  Так в конце зимы , в период с конца февр...

"Особенности национальной потехи" (масленичные гуляния)

Предлагаю музыкальное театрализованное костюмированное, а самое главное, познавательное   представление  на праздник "Масленица". Вы узнаете не только о днях  Масленицы, но и ...

Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

Методическая разработка по теме "Праздничные народные гулянья "

Методическая разработка по теме "Праздничные народные  гулянья " для 5 класса....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...