исследование (музыка) "Масленица - праздник наших дней"
проект по музыке (8 класс) на тему

Соловьева Галина Андреевна

Исследовательская работа ученицы 8 класса по предмету "Искусство. Музыка". Ученица ищет ответ на вопрос: является ли праздник "Масленица" современным, или он устарел, как платье бабушки? Анкетирование одноклассников и другие методы исследования помогают найти аргументированный ответ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследование: «Масленица – праздник наших дней»

Подготовила: Гулина Анастасия,

ученица 8 класса.

МБОУ «Центр образования»,

г.Торжок Тверской области.

Руководитель: Соловьева

Галина Андреевна, учитель музыки.

  Я выбрала эту тему, потому что меня заитересовало: почему люди до сих пор празднуют Масленицу? Я знаю, что этот праздник возник в давние времена и связан с проводами зимы. Мы живем в 21 веке, человечество быстрыми шагами приближается к самым дальним звездам. И,тем не менее,

каждый год с наступлением первых признаков весны весь народ готовится встречать масленицу блинами, играми и хороводами. Так старый это праздник, от которого нужно отказываться, как от немодной одежды – или это праздник наших дней: такой же наш, как и многих поколений русских людей, живших до нас?

 Мне захотелось  найти правильный ответ на этот вопрос и   веские тому доказательства.

Я выдвинула для исследования две гипотезы:

  • Масленица – праздник бабушек и прабабушек. Сегодня он нам не нужен, потому что неинтересен.
  • Масленица – очень современный праздник, который любит «и стар, и млад». Он не может устареть, как не может устареть приход весны.

 Целью моего исследования было выяснить: почему праздник «Масленица» остается любимым народом.

 Для достижения поставленной цели я сформулировала с помощью учителя следующие задачи:

  • узнать, как давно появился на Руси этот праздник;
  • почему он «прижился» у народа;
  • какие особенности встречи весны были раньше и чем сегодняшний праздник отличается от прежних, давних;
  • провести анкетирование одноклассников и проанализировать их мнение;

Для того, чтобы мое понимание проблемы было не поверхностным, мне нужна информация. Поиск ее в интернете, в энциклопедии, в видеозаписях мне представляется недостаточным. По совету учителя я нашла нужные книги, поговорила со своими родственниками о том, как в 20-ом веке (а бабушка вспомнила и рассказы своей бабушки о далеком прошлом!) встречали весну и провожали зиму.

    Вопросы для анкеты я определила следующие:

  • Когда зародился праздник Масленица?
  • Любите ли вы этот праздник?
  • Чем отличается Масленица от праздника весны 8 марта?
  • Что означает название «Масленица»?
  • Почему его празднуют накануне поста по церковному уставу?
  • Почему – семь дней?
  • Кто «придумал» прощеное воскресенье? Мы ведь все просим именно в этот день прощения друг у друга.
  • Считаете ли вы Масленицу устаревшим праздником?
  • Считаете ли вы Масленицу современным праздником?

В анкетировании приняли участие 19 человек из 8-а и 23 человека из 8-б классов: 42 человека.

Получены такие результаты:

  • Когда зародился праздник Масленица?

Ответы: «не знаю» – 18 человек; «давно» - 22 человека; «в 19 веке» - 1 человек; «при царе Горохе» - 1 человек.

     •    Любите ли вы этот праздник?

Ответы: «да» - 35 человек; «нет» - 5 человек; «когда как» - 1 человек;

«мне все – равно, есть он или нет» - 1 человек.

    •   Чем отличается Масленица от праздника весны 8 марта?

Ответы: «Масленица – общий праздник, а 8 марта – женский» - 20 человек;

«На 8 марта блины не пекут» - 20 человек;

«8 марта – мимозу дарят, а на Масленицу – блинами угощают» - 2 человека;

«Масленица – обрядовый праздник, а 8 марта – календарный» - 1 человек.

     •        Что означает название «Масленица»?

Ответы: «Блины с маслом» - 45 человек.

• Почему его празднуют накануне поста по церковному уставу?

Ответы: «Чтобы организм пост выдержал» -26 человек;

«Не знаю» - 12 человек; «Так по календарю выпало» - 7 человек.

• Почему – семь дней?

 Ответы: «так положено» - 40 человек; «раньше погулять любили»-3 человека

«не знаю» - 2 человека.

• Кто «придумал» прощеное воскресенье? Мы ведь все просим именно в этот день прощения друг у друга.

Ответы: «церковь» - 41 человек; «не знаю» - 4 человека.

• Считаете ли вы Масленицу устаревшим праздником?

Ответы: «нет» - 36 человек, «да» -6 человек», «не уверен» - 2 человека,

«не знаю» - 1 человек.

• Считаете ли вы Масленицу современным праздником?

Ответы: «да» - 36 человек; «не знаю» - 9 человек.

   В результате анализа анкет мной были сделаны следующие выводы: Масленица воспринимается большинством моих ровесников как праздник сегодняшнего дня, но появившийся давно. Знания о празднике поверхностные, от старинного обряда проводов («похорон») Зимы остались только определенные символы (сжигание чучела, угощение блинами, костры, игры). Праздник, возникший в еще в языческие времена, трансформировался в гуляния, связанные со встречей весны и, не смотря на сохраняющуюся обрядовую цикличность – носит современный характер. Мои одноклассники не задумываются: старый это праздник или новый. Они радуются его наступлению. Я теперь знаю о Масленице гораздо больше благодаря исследованию. Одноклассники – тоже. И мы беремся утверждать, что Масленица – современный, веселый народный праздник.

Источники информации: www.calend.ru › Международные праздники;

https://ru.wikipedia.org/wiki   logosenc.org/brokgauz/kalendar.htm

 https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&rl

А. Тюняев, Русь великая. Каталог «Пресса России».www.dazzle.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

От Коперника до наших дней

Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...

История моды от Древнего Египта до наших дней

Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....

Проценты. Из глубины веков до наших дней.

Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....

От Пушкина до наших дней

Программа  элективного  курса.Образовательная область "Технология"  9 класс общеобразовательной школы (предпрофильное обучение) ...

История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1

Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позици...

Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней

Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деят...