Конспект урока "Рахманинов - один из самых выдающихся композиторов 20 века" по предмету "Музыка" 6 класс Критская соответствует ФГОС
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Кальсина Татьяна Алексеевна

Конспект  урока  по  предмету "Музыка"  6класс   Критская  будет интересен  тем ,что  здесь созданы  условия  для  систематизации  полученных  знаний  обучающихся, выявления  уровней  системы  знаний  и  умений, получения  опыта  творческой  деятельности. Через  знакомство  с  жизнью  и творчеством  русского  композитора С.Рахманинова объединяющим  началом    являются  духовные  ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rahmaninov.docx44.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Рахманинов – один  из  самых  выдающихся  композиторов  20  века»; 6 класс

Направление  внеурочной  деятельности: художественно - эстетическое

Форма  внеурочного  занятия : Урок  обобщения  и  систематизации  знаний  и  умений

Цель: создать условия  для  систематизации  изученного  материала, выявления  уровня  овладения  системой  знаний  и  умений, опытом  творческой деятельности

Через знакомство  с жизнью  и  творчеством Рахманинова в  трех  направлениях  формировать  у  учащихся  понимание  целостности  мира, объединяющим  началом которого  являются  духовные  ценности.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

1. обобщить  знания учащихся  о  творчестве С.В.Рахманинова

2.развивать:  умение  работать  с разными источниками  информации; устную  монологическую  речь; самостоятельную  познавательную  деятельность учащихся

Знать/понимать: имя выдающегося  русского  композитора: С.Рахманинова; определения музыкальных жанров и терминов: романс, концерт, прелюдия, вокализ

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Уметь выразительно  исполнять  соло. Способствовать  воспитанию  интереса  и уважения  к  музыкальному творчеству С.В.Рахманинова, к  музыкальному  наследию России

Планируемые  результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

реализация способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать.

Приобщение к отечественному музыкальному наследию, освоение культурных традиций Отечества.Постоянное и разнообразное  по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном пении, развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций  вариантов решения творческих задач

этап

Времямин

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

примечание

Орг

Момент

Целепо

Лагание  и  мотвация

20мин

Знакомство  с  темой  и  содержанием  урока

Ролевая игра

беседа

Проверка готовности  к  внеурочному  занятию

Звучит музыка С.В.Рахманинова

Романс «Здесь  хорошо»(фрагмент)

Ребята, как  вы  думаете, музыка какого композитора  сейчас  прозвучала?

Ребята,  мы  с  вами  на  уроках  касались  лишь  отдельных  эпизодов   творчества замечательного  русского  композитора Сергея  Васильевича  Рахманинова.

О  чем  тогда  сегодня можно  поговорить?

Я  с  вами согласна.

 Сегодня  мы  попробуем  понять  музыкальный  мир, приблизиться  к  искусству композитора  более  углубленно.

Что  нужно  сделать, чтобы  понять  чувства   композитора, проникнуться  его  музыкальными произведениями?

А  еще, ребята, для  этого  нам  нужно  вспомнить  этапы   его нелегкой  жизни.

Сегодня  урок  состоится  в форме беседы, где  мы  будем  слушать, обсуждать, делать  выводы. Жизненное  творчество  композитора Сергея  Рахманинова  мы  попробуем  проследить  в  трех  направлениях.

1.Рахманинов – лирик-романтик

В  начале  учебного  года  первым  произведением  для  прослушивания у  нас был  концерт  с  фортепиано  с оркестром №3 Сергея  Рахманинова.

Давайте вспомним, что  означает  слово «концерт»?

На  пианино  сирень, разложены  ноты, на столе  рукописи. Ученик  в  роли Рахманинова  за  пианино  сидит. После  исполнения  романса(читает)

Что музыка? Она  одна

Нас  утешает  бесконечно,

Так  сладостна, так  гармонична-

В  ней  наша  видится  судьба

И,муки  наши  отражая,

Она  нам  все же  обещает

Слияние  с  законом вечным

И  с  поколений  чередой,

И укрощает  нашу  боль.

                             (Ольга Поленц)

Сергея Васильевича Рахманинова

О  его  личной  жизни.  

О  других  музыкальных произведениях. О  судьбе  композитора. О  чувствах  и  мыслях  Рахнинова.

Нужно  послушать  его музыку.

Вспомнить  ранние  и  поздние  музыкальные  произведения.

В  переводе  с  латыни  оно  означает  состязание, а   в переводе  с  итальянского  – согласие. Это  соревнование  одного  инструмента  с  оркестром  и  в  то  же  время  созвучие этого  инструмента  с  

оркестром.

актуализация

Совершенно  верно, фортепианная  партия в  этом концерте сложна, но  Рахманинов  сочетает  ее  с  богатым  колоритом оркестра. На  протяжении  всего концерта композитор использует  свои  неординарные  исполнительские способности. Мы  можем  сравнить  его с пианистом – волшебником. У  Рахманинова были  необычайно  длинные пальцы  и  большие  руки. Благодаря  такой  способности  он  мог  дотянуться  одной  рукой от  ноты до  до  ноты  соль  другой  октавы, при  этом  нажимая  еще  несколько  клавиш  между ними.

Эта особенность  помогла  композитору  стать  одним  из  выдающихся  пианистов –

виртуозов.

Поэтому  произведения Рахманинова  могут исполнять не все  музыканты.

Давайте  прослушаем  одно  из  самых  красивых,но  технически  сложных  произведений  композитора.

Дети  слушают  Концерт  для фортепиано  с оркестром  №3(1часть)

Систематизация  и  обобщение

А  другой  критик определил  еe, так: «Мелодия стелется, как  трава  в  полях»

Как  «заплетает» свою  мелодию  фортепиано?

С  чем можно  сравнить  главную  тему  концерта?

Если  это  русская народная  песня, то  какого она  жанра?

Что  указывает  нам  на  это?

Посмотрите  на  доску. Восход  солнца, изображенный  на картине  Саврасова «Перелесок», передает образный  настрой  Рахманинова, с  которым  композитор ,может  быть, приступил  к  созданию своего  концерта для  фортепиано  с оркестром №3

Рахманинов был  человеком  высокой  культуры. Еще  в юности, во  время  учебы  в консерватории. его  учитель  и  наставник Зверев Н.С. хотел, чтобы  все  ученики  были разносторонне  образованными  людьми, не  замыкались  только  в музыкальной  сфере. И  юный  Рахманинов часто  пропадал  в  картинной  галерее, подолгу  простаивая перед  полотнами  Репина, Левитана, Серова. Его  жизнь была связана  с  интереснейшими  личностями  своего времени, яркими  общественными  фигурами: меценатом  Саввой  Мамонтовым, композиторами Чайковским, Лядовым, Римским-Корсаковым, Танеевым, художниками Врубелем, Васнецовым, великим певцом  Шаляпиным. Сам Немирович –Данченко  создал либретто  к  первой  опере  Рахманинова «Алеко». Кстати, первая  опера  композитора  была  написана  им  всего  за  несколько  дней.Это  короткий срок. Вот  что  может сделать  талант  и вдохновение.

Ученик в роли Рахманинова (читает)«Я  хотел  спеть  мелодию  на  фортепиано, как ее  певцы».

Грустно,скромно,просто…

С русской  народной  песней, напевом…

Лирического

Простота  напева, плавность, грусть, печаль

Применение  учебного материала  в  знакомой  и незнакомой учебнойситуации

Следующая  страница  творчества  композитора – романсы.

В  общей сложности  ы  Рахманинова  65 романсов. Самые  поэтичные, трепетные, нежные  выходили  из-пд  пера  в  1902году,когда  композитор  женился  на  Наталье  Сатиной. В  этом  цикле  такие  шедевры: «Мне  хорошо», «О,не  грусти»

Ребята, давайте  вспомним, что  такое  романс?

Каждое  ли  стихотворение  может  лечь  в  основу  романса?

А  какое?

А  все  ли  стихи  можно петь,все ли  они  музыкальны?

Скажите,в  чем  ощущается  музыкальность?

Верно,молодцы. А  что  очень важно  в таком жанре, как  романс?

Почему?

Верно. Давайте послушаем  романс Сергея Рахманинова «Сирень»

Красивый романс, правда? Чем  наполнена мелодия этого романса?

Какой  темп  выбрал  композитор?

Удалось ли композитору  передать  свои  чувства, мысли  переживания?

Получилось  это  произведение  романтическим?

Лирическим?

Сирень, весна-близкие  по своим  образам  слова. Композитор  очень любил  весну  как  время  года.

А  теперь посмотрите  на  картину Сомова «Рахманинов»

«…тема  фона  дана  была вольной, и  я  ее  выбрал с Сергеем Васильевичем. Я ему  предложил  изобразить  его  на  фоне  весны, так  как  она из  любимых композиций «Весна» Пейзаж  с фруктовыми  деревьями, прошедшая гроза, молодая  береза, прудик, освещенный  солнцем, ярко-зеленая  трава, сообщал  Сомов  своей  сестре  в  письме.

Ребята,мы  уже  знакомы  еще  с одним  красивейшим  музыкальным произведением композитора «Вокализом». Вспомним  звучание.

Как  вы думаете, что  роднит «Вокализ»,  романс «Сирень»  и  мелодию главной  темы  третьего концерта для фортепиано?

Совершенно  верно. Вы  правильно  подобрали  определения  к  целому  этапу  творчества  композитора.

Однажды  замечательный  оперный певец  Федор Шаляпин  спросил  у  Рахманинова:  

Послушайте, что  же  ответил  композитор:

Да, действительно, Рахманинов прежде  всего был великим  лириком-романтиком.

Многие  художники  того  времени  сравнивали  музыку  Рахманинова  со  своими  картинами. Илья Репин, знаменитый  художник, образно  охарактеризовал  одну  прелюдий композитора  так: «Озеро  в  весеннем  разливе. Русское  половодье.»

Это  эмоционально –глубокая  песня с  фортепианным  сопровожденим.В  романсах  особенно тонко  раскрываются  чувства  человека,его  душевный  мир,отношение  к жизни, к  природе.

Нет,не  каждое

Которое   музыкально

Нет,не  все.

Должна  быть  музыкальная  интонация,чтобы  она  ложилась на  мелодию,делилась  на  фразы,предполагается  и большое  количество гласных  звуков,чтобы  можно было распевать.

Аккомпанемент

Аккомпанемент  придает  звучанию  большую полноту, вносит  новые выразительные  оттенки.

Дети  слушают  романс «Сирень»

Дети исполняют романс

Трепетом, нежностью, теплом  и  светом, душевностью…

Спокойный, непринужденный. Мелодия  как  бы  протекает.

Да,удалось

Да,получилось.

Дети  слушают   «Вокализ»

Напевность, душевность, поэтичность, близость   напевам  родного  края, романтичность, лирика, иногда  печаль, грусть, мечтательность.

Ученик  в роли Ф.Шаляпина(читает)

 « Растолкуй  мне, простому  рассейскому  артисту, что  такое  замечательное в  музыке   твоей  заключается, отчего  на  жизнь  другими  словами  смотреть  начинаешь? Любить жажда  одолевает, страдает, петь  от  радости. Описываешь ты  в ней  события  своей жизни  или жизнь  человеческую  вообще? И  почему душевно  скорбь  такой  щемяще  сладкой делаешь?»

Ученик  в роли  Рахманинова: (читает)

«Так  ты  спрашиваешь, что  такое  музыка моя? Это  тихая лунная  ночь; это  шелест  листьев; это  отдаленный  вечерний  звон; это  то, что  роднится  от  сердца  к  сердцу; Это  любовь»

2.Рахманинов – человек  с  большой буквы

Ребята, кого  называют Человеком  с большой буквы?

Совершенно верно. Таковым  и являлся  композитор  Рахманинов. Много  испытаний  выпало на его долю. Но, не  смотря  на  это, он  всегда  оставался  человеком  чутким, отзывчивым, помогающим    больным  и  слабым. Боль  за  чужое  горе  всегда  находила  в  сердце  композитора  отклик.

Что  за  события происходили  в  1905году в  России? Какое  было  время?

Да, Россия переживала  тяжелое  время. За  свободные  мысли, музыку, действия композитор Римский –Корсаков  был  уволен  из  консерватории.

А  что  такое  быть  без  работы? Это  безденежье ,подавленность, обреченность. Рахманинов, как  друг, поддерживал  Римского – Корсакова, помогая  ему  материально. Когда  все  произведения  Римского-Корсакова  были  запрещены  к исполнению, готовил  в  Большом  театре  постановку его оперы «Пан  воевода»

Какой  дух, какой внутренний  мир  должен быть у человека с  большой  буквы?

Мы  можем назвать  борьбу  с  собой после  неудачного  исполнения музыкального произведения  закалкой  духа?

Вот  так  произошло  и  с  С. Рахманиновым. Его  первая  симфония «провалилась»  на  премьере. После  этого  он отошел от  творчества  на  целых три  года. А что такое  не сочинять  целых трои  года для  гениального  композитора? Сам  он  пишет  об  этом вот  что:

Человека  порядочного, отзывчивого, честного, всегда готового  помочь, много  сделавшего  для  других  людей

Революция. Смутное  время.

Этот человек  должен  быть  сильным  духом, с  богатым внутренним  миром, со  «стержнем»  в  душе, сильной  волей.

Да, можем.

Ученик  в  роли Рахманинова  (читает)

«…проваливались  хорошие  вещи   неоднократно, а  еще  чаще  нравились плохое….После  симфонии не сочинял  около  трех  лет,был подобен  человеку  которого   хватил  удар  и  у которого   на  долгое  время  отнялись голова  и руки…»  

И  все-таки  он  справился  с  собой. Поддержка  родных  и друзей помогла  преодолеть кризис. Друг  Рахманинова  Савва Мамонтов  взял  его  на  должность  дирижера  в  свою «Частную  оперу»

Очень  повезло  тогда  опере Глинки «Иван  Сусанин».

Как  вы  думаете, почему?

Впервые  за  многолетнюю  сценическую  жизнь великой оперы   был  восстановлен  первоначальный  авторский  текст.  Декорации  писали  художники  Коровин, Васнецов,  а  главные  роли  исполняли  Шаляпин  и  Нежданова. Опера   под  руководством  Рахманинова  - дирижера  звучало  по-новому.

Образу   Человека с  большой  буквы очень  созвучна  его  прелюдия до-диез  мажор(1 часть)

Давайте  послушаем  ее

Ответы  детей

Дети  слушают

Ролевая  игра

Хотя  это  произведение  было  написано  им одним  из  первых, композитор уже  поведал  нам  о  многом.  О чем  же?  Что  мы  чувствуем  в  нем?

Высказывание  самого Рахманинова

Кто  слушал  внимательно, мог  заметить, что  аккорды  в  прелюдии  созвучны  ударам  колокола. Тема  колокольности присутствует во многих  произведениях  Рахманинова. И  это  подтверждает  наше  третье  направление…

Сила  духа, твердость, свобода  личности, где-то  жесткость, ощущение  непокорности…

Ученик  в  роли Рахманинова  Читает Высказывание  самого Рахманинова :  «…Я  пытаюсь  заставить  музыку  передавать  просто  и  прямо  то, что  я  чувствую  во  время  сочинения. Если  в  моем  сердце  находится любовь, или горечь, или  религия,-эти  чувства становятся  частью  моей  музыки»

3.Рахманинов – патриот

Революцию1917года Рахманинов воспринял революцию как  труднейшее  испытание для  Отечества и  как  личную  драму. Он сразу  стал  участвовать  в  концертах, сборы  от которых  шли  в  пользу  раненых  и  на нужды  армии. Выезжая  на  гастроли  в  Швейцарию, композитор думал, что  разлука  с  Родиной  будет  временной, а  оказалось – на  всю оставшуюся  жизнь.

Проверка уровня обученности

Информация  о  д.з.

Рефлексия (подведение  итогов)

10мин

15мин

Коллективная работа с кроссвордом

За  границей  Рахманинов  много  концертирует, исполняя  не  только свои  произведения. Концерты  проходят с  большим  успехом. Вся  его  музыка  того  времени проникнута  необычайным  лиризмом  и  тоской  по  родине. Во  всех   произведениях  слышатся  напевы родного  края, грусть, печаль. Желание  видеть  и  слышать  Россию  присутствует  в  каждом  произведении.

Как  вы  думаете, ребята, что  значит  «потерять   покой»?

Вы  правильно  понимаете  это  состояние. Рахманинов  замечает  в  своих  письмах, что  он  часто  недоволен  своей  игрой  на  концертах, его  постоянно  тянет к русским  людям. Он  общается  с русскими  эмигрантами. Его  тянет  в Европу, ему  кажется, что  там  ближе  к России. Связь  с  Родиной не  прерывается  на  духовном  уровне. Связь  с  Родиной  не прерывается  на  духовном  уровне. Сборы  от  концертов композитор  посылает  в  Московскую  и  Ленинградскую  консерватории. Помогает  также  другим  учебным  заведениям  в  России. На  предложение  о  принятии  американского  гражданства  дает  отказ. Отвечает, что  не считает  для  себя  возможным  отречься  от  Родины.

Европа  рукоплещет  Рахманинову –пианисту-дирижеру. Начинается  Великая  Отечественная  война. Там  уже  не  до  концертов. Во  время  войны  композитор    выступает  в  поддержку Советской  Армии: помогает нашим  войскам  деньгами. Дает  благотворительные концерты.

В  1943  году  великий  композитор  скончался. Его  похоронили  в  Беверл - Хиллз.

Музыка  Рахманинова  очень  любима  и  популярна  во всех странах  мира.

Жизнь  его музыки  продолжается!

Вы  сегодня хорошо  поработали на уроке  и заслужили  хорошие отметки. Творчество  Рахманинова –это вершина  мировой  культуры путь  к  ней  занимает  долгие  годы: мы всю  жизнь  поднимаемся  по  ступенькам  этих  знаний  о  мире  и  об искусстве. И  чем больше   этих знаний, чем богаче  наш  слушательский  опыт, тем  ближе  мы  к  Рахманинову. Можете ли  дома еще  раз  послушать  понравившиеся музыкальные  произведения. Вы  будете  слушать  музыку  Рахманинова   в одиночестве  или  с  семьей?

Попробуйте составить  чайворд «Ступеньки  в  Рахманинову»

В  конце  урока  я предлагаю  вам   кроссворд    «Ступеньки  к  Рахманинову». который позволит еще раз применить и  обобщить знания.

Ученик  в роли Рахманинова(читает)

«Слово – поверхностно, музыка-глубинка»,

Стать  беспокойным, нервным, быть  недовольным  собой  и окружением, волноваться  по  всякому  поводу…

можем

я  буду  слушать  с  братом…..

Кроссворд

«Ступеньки  к Рахманинову»

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Кроссворд

1.Музыкальный  инструмент, который  подарила    С.В.Рахманинову  фирма «Стейнвей» (бывает  концертным,

   кабинетным).

2.Так  называется  пение  без  слов. У    С.В.Рахманинова –концертное  произведение для  сопрано  с

    инструментальным  сопровождением.

3.Этот  исполнительский  коллектив – обязательный  участник  исполнения  кантаты  «Весна», написанной

    Рахманиновым  на  стиха  Н.Некрасова «Зеленый  шум»

4.Название  сольной  лирической  песни  с  инструментальным  сопровождением. У    С.В.Рахманинова  их  более  80-ти.

5.Название  оперы, литературной основой  которой является  поэма А.С.Пушкина «Цыганы», сочиненной

   С.В.Рахманиновым  за      17  дней  для  выпускного  экзамена  в  консерватории.

6.Крупное   музыкальное  произведение  для  какого – либо  инструмента  с оркестром.  У  С.В.Рахманинова  их  четыре.

7.Название  инструмента, на котором  виртуозно  играл  С.В.Рахманинов

8.Название  одного  из  самых известных  романсов  С.В.Рахманинов

9.Название    театра, дирижером  которого  в течение  двух  лет  был С.В.Рахманинов

10.Фамилия  русского  композитора, оказавшего  большое  влияние на  творчество  С.В.Рахманинова, распознавшего  уже

     в  ученических  сочинениях  его  самобытное дарование.

                                       

7

10

8

2

4

6

9

1Р

А

3Х

М

Н

И

Н

О

В

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

"Сергей Рахманинов. Композитор. Гражданин" ( Конспект урока музыки для 8 класса)

Материал можно использовать для музыкального лектория...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...