Диагностика УУД по предмету музыка
методическая разработка по музыке на тему

Рачина Елена Григорьевна

Формы и критерии оценки  результатов учебной деятельности учащихся

 по учебному предмету «Музыка»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формы и критерии оценки  результатов учебной деятельности учащихся

 по учебному предмету «Музыка»

Оценка (отметка) – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями Стандарта начального общего и основного общего образования, программ обучения и руководящими документами обучения.

Требования к оценке:
  - оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,
  - оценка должна выполнять стимулирующую функцию, иметь эмоционально-положительную направленность.

- оценка должна учитывать все виды деятельности   на уроке и выполнение домашнего задания,

   - оценка должна учитывать  индивидуальные особенности учащегося, его способности и музыкального опыта, специфику предмета «Музыка»


При оценке знаний учитываются:
  - объем знаний по учебному предмету (вопросу),
  - понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
  - степень систематизации и глубины знаний,
  - действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.


При оценке навыков и умений учитываются:
  - содержание навыков и умений,
  - точность, прочность, гибкость навыков и умений,
  - возможность применять навыки и умения на практике,
  - наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Формы текущего контроля в начальной   и основной школе:

  • наблюдение за коллективной и индивидуальной  учебной деятельностью (активность, эмоциональность, отзывчивость, на уроке,  внимательность при работе с учебником и рабочей тетрадью,   выполнение домашнего задания),
  • учебные кроссворды и ребусы на узнавание основных понятий  терминов и определений,
  • музыкальные викторины из 8-10 музыкальных произведений на узнавание основных изученных музыкальных произведений;
  • анализ музыкальных произведений (определение особенностей развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей; выявление отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей, полифонии) и ее композиционных функций; сравнение различных интерпретаций музыкального произведения; выявление жизненных истоков музыки, общего и различного между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и т.д.);
  • творческие задания  в  рабочих тетрадях (подбор заголовков к поэтическому или музыкальному произведению,  сочинение стихов, рассказов,  подбор иллюстраций к музыкальному произведению, создание иллюстраций)
  • дидактические игры («Допой мелодию», «Угадай мелодию», «Исправь ошибку», «Музыкальное лото» и др.);
  • исполнение вокального репертуара (хоровое, ансамблевое, сольное)

Критерии оценки текущего   и итогового  контроля

по предмету «Музыка» в начальной  и основной  школе

 (с учетом видов деятельности и программных требований ):

Слушание музыки

Параметры

Критерии  

Неудов,

 результат

(Оценка  - «3»)

Удов, результат

(Оценка  «4»- «5»)

Хороший результат

 (Оценка «5»)

1. Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

2.  Умение размышлять, сравнивать, анализировать,

обосновывать высказанное суждение

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Высказанное суждение о музыке  односложно, только с помощью учителя.

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.     Определение настроения, выраженного в музыке.

Элементарно обосновано высказанное суждение

Ответ самостоятельный. Допустимы 1-2 наводящих вопроса учителя.

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.

    Определение эмоциональное содержание музыкального произведения.

Дана характеристика тех известных ученикам (в соответствии с учебной программой) средств музыкальной выразительности, которыми оно передано.  

 Высказанное суждение обосновано.

 Самостоятельность в ответе

3.Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора произведения , музыкального жанра, названия  произведения и  фрагмента.

80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Ошибки при определении автора произведения , музыкального жанра, названия  произведения и  фрагмента.

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение автора  муз. произведения, музыкального жанра, названия  произведения и  фрагмента.

Освоение  и систематизация знаний о музыке.

Параметры

Критерии  

Неудов,

 результат

(Оценка «2» )

Удов, результат

(Оценка ««3»)

Хороший результат

(Оценка «4» - «5»)

1. Знание музыкальной литературы и истории

Учащийся  отказывается отвечать, объясняя отказ незнанием материала.

  Отказывается от помощи учителя.

 

Учащийся  слабо знает основной материал.

 На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя.

Учащийся твердо знает основной материал и отвечает без наводящих вопросов.

       

Учащийся глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.

     

2. Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

1 – 2 или отсутствие правильных ответов в тесте;

При выполнении практической работы – если задание не сделано  на 50% (или меньше), допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

не более 4 правильных ответов в тесте;

При выполнении практической работы – если задание выполнено правильно на 30%- 60 % .

5 – 7 правильных ответов в тесте;

При выполнении практической работы – если задание выполнено правильно на 70%- 80 % .

Не менее 8 правильных ответов в тесте;

При выполнении практической работы – если задание выполнено правильно на 90-100%.

Исполнение вокального репертуара:

Параметры

Критерии  певческого развития

Неудов, результат (Оценка  «3» - «4»)

Удов, результат (Оценка  «4»- «5»)

Хороший результат (Оценка «5»)

1. Музыкальный слух

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

Относительно чистое интонирование

Чистое интонирование

2. Способ  звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака

Мягкая атака

3. Тембр голоса.

Тусклый. Сиплый. Резкий, глухой.

Светлый, слабый. Чистый. Светлый. Легкий.

Звонкий.
Полетный.
Серебристый.

4. Диапазон.

В пределах терции, кварты.

В пределах сексты.

Шире октавы.

5. Дикция.

Нечеткая.
Согласные смягченные.
Искажение  гласных. Пропуск   согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

6. Дыхание.

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку.

7. Музыкальная эмоциональность.

Вялое безразличное пение.

Поет довольно выразительно, с подъемом

Художественное исполнение вокального номера.  При исполнении песен активен.

8. Участие во внеклассных мероприятиях и концертах.

Художественное исполнение вокального номера на концерте (сольное или в ансамбле)


Формы итогового контроля в основной школе:

  • итоговое тестирование,
  • музыкальная викторина,
  • урок-концерт (исполнение вокального репертуара),
  • защита  проекта (8-9 классы).

Критерии оценки итогового контроля

 по предмету «Музыка» в 5-9  классах

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 8 правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;
  • учебный  проект не имеет замечаний по содержанию и оформлению. Высокий уровень самостоятельности при создании проекта. Свободное, ясное изложение материала при защите проекта. В тексте  отражены причинно-следственные связи, наличие рассуждений и выводов.

Оценка «4» ставится:

  • 80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 5-7 правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически- и дикционно точное исполнение вокального номера;
  • учебный проект имеет замечания  по содержанию,  тема проработана недостаточно глубоко. Свободное изложение материала при защите проекта, но нет рассуждений и выводов.

  •  Оценка «3» ставится:
  • не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не более 4 правильных ответов в тесте;
  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
  • учебный проект имеет замечания  по содержанию,  тема проработана недостаточно глубоко. Низкий уровень самостоятельности.  Изложение материала при защите проекта с помощью конспекта.

Оценка «2» ставится:

  • 20%  или отсутствие правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 1 – 2 или отсутствие правильных ответов в тесте;
  • не знание вокального репертуара;
  • творческий учебный проект представляет собой чужую работу, не переработанную учащимся.



Предварительный просмотр:

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

по музыке  для проведения процедур оценки качества начального образования

 (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка». Он разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.).

Кодификатор содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка».

В него включены два блока планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта, представленные  на базовом (Б) и повышенном (П) уровне.

Кодификатор планируемых результатов обучения (ПРО) по музыке за курс ООО 7 класс

№ раздела ПРО

Раздел

ПРО

№ Код ПРО

Планируемый результат обучения

уровень

1

Музыка как вид искусства

1.1.1

наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

б

1.1.2

понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

б

1.1.3

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

б

1.2.1

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

п

1.2.2

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

п

2

Музыкаль

ный образ и музыкальная драматургия

2.1.1

раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

б

2.1.2

понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

б

2.1.3

осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

б

2.2.1

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

п

2.2.2

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

п

3

Музыка в современном мире: традиции и инновации

3.1.1

ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

б

3.1.2

определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

б

3.1.3

применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

б

3.2.1

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

п

3.2.2

структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...

Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна

Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....

Стартовая диагностика по предмету "Музыка"для 5класса

Стартовая   диагностика   позволяет    обобщить  знания  детей  по  предмету. Подходит  для  индивидуальной,парной  и  групповой  работ...

Итоговая диагностика по предмету "Музыка" для 5 класса

Итоговая  диагностика  позволяет  организовать  групповую работу  обучающихся.Она  способствует  проявлению  инициатив  детей,развитию  творческих ...