Из опыта работы учителя музыки Баулиной М.Г.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Баулина  Марина   Геннадьевна

Из  опыта  работы  учителя  музыки    Баулиной  М.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_pedagoga_do.docx22.1 КБ
Файл opyt_uchitelya_muzyki.docx24.09 КБ
Файл ssylki_na_portfolio.docx10.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Большеберезниковская  средняя  общеобразовательная  школа»

Большеберезниковский   муниципальный   район.

Описание инновационного педагогического опыта

 педагога дополнительного образования

МБОУ  «Большеберезниковская  СОШ»

Баулиной  Марины  Геннадьевны.

Педагогическая проблема, над которой я работаю - «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к музыкальному  искусству».

  Любой  возраст  школьников  имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-эстетических  способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен   определённый  опыт, дети  имеют определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладают способностью к мыслительным операциям, т.е. расположены к анализу. Они  обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.

Актуальность и эффективность опыта.

  Формирование   художественно-эстетических  способностей личности было  и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как музыкальное  творчество. Особое место, в котором занимает музыка, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни  школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли умело проявить свои дарования, нужно умелое руководство взрослых.

Гипотеза.

    Совершенствование развития художественно-эстетических  способностей  школьников возможно путем целенаправленного, систематического формирований интереса к вокальному  творчеству, развитию творческого воображения, овладения продуктивным и целесообразным действием и средствами образной выразительности. В качестве условия эффективности предполагаются целенаправленные и систематические музыкальные  занятия с детьми.

   Новизна состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о музыке, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников   кружков.

  Проанализировав теоретические основы проблемы художественно- эстетического  воспитания   учащихся  школьного возраста, я пришла к выводу, что необходима система работы в данном направлении, включая в себя систему кружковых  занятий и организацию самостоятельной деятельности как продолжение занятий.

  Теоретическая значимость состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования художественно-  эстетических  способностей младших школьников средствами   музыкального  искусства, в конкретизации понятий: "художественно-  эстетические   способности", "развитие".

  Практическая значимость заключается в систематизации   занятий  по музыкальному  искусству с учетом эстетико-оценочной и эстетико-творческой функции воспитания  школьников. Разработанные дидактические материалы, игры и методические рекомендации обеспечивают успешное включение   учащихся  в эстетическую, творческую и   концертную  деятельность.

Инновационная модель   занятий  кружка  предполагает три этапа.

 На начальном этапе главная задача - познакомить и приобщить   учащихся  к музыкальному  искусству, дать почувствовать его специфику, роль в жизни человека, одновременно учить преодолевать скованность, робость, неумение свободно проявлять себя в творческих играх, овладеть целенаправленным и продуктивным действием в предлагаемых обстоятельствах и средствами образной выразительности. Исходя из специфических особенностей возраста, развивать творческое  воображение, импровизировать на заданную и свободную темы, действовать в творческом общении.

  Второй этап. Главная задача этого этапа - сохранить и развить сложившиеся склонности и интересы, определившиеся на начальном этапе, способствовать дальнейшему развитию художественно-  эстетических   способностей   учащихся  и потребности в творчестве. Основной акцент сделан на развитие   вокальных  возможностей школьников, их активное участие в   поиске   музыкального  материала. . В течение учебного года были подготовлены   музыкальные  номера  для  школьных  праздников  и  концертов,а  также  подготовлены номера для  участия в муниципальных  и  республиканских  творческих  конкурсов.

   Конкретно-педагогические и творческие задачи в программе   кружка  усложняются от года к году. Главный акцент этапа - музыкальная практика, самостоятельное   вокальное творчество, активное участие в репетиционном процессе, оформлении и выступлении в   мероприятиях, концертах  и  конкурсах.

Третий этап. Главная задача – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной акцент направлен на усвоение более сложного музыкального  репертуара , ориентацию детей на исполнительскую   деятельность и создание «характера» на сцене.

Концептуальность.

   Цель моей работы заключается в разработке модели системы музыкальной  деятельности  школьников и в определении ее возможностей, влияющих на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют художественно-эстетическому  развитию учащихся в процессе изучения ими предмета  «Музыка» .

Задачи курса:

1. Раскрыть сущность, структуру и место музыкальной  деятельности в  учебном  процессе.

2. Обосновать возможности   музыкальной  деятельности  школьников. Определить ее влияние на формирование личности.

3. Разработать критерии оценки и показатели уровня социально-художественного развития учащихся в процессе   музыкальной  деятельности.

4. Разработать модель системы музыкальной  деятельности  школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в социально-художественном развитии учащихся.

   Основные дидактические принципы: систематичность и последовательность в процессе обучения; доступность обучения; применение наглядности; учет индивидуальных и возрастных особенностей развития способностей в условиях совместной творческой деятельности группы; активность и самостоятельность школьников в процессе обучения и воспитания.

  Образовательная  программа   кружка  включает в себя определенный круг знаний, умений и навыков и их подачу в определенной последовательности с возрастающими требованиями, с учетом психофизиологических возможностей школьников.  Прочное усвоение знаний, умений и навыков требует повторения пройденного, но на более высоком уровне с опорой на уже достигнутое, изученное, и это в значительной степени облегчает прохождение нового материала. Возвращение к пройденному материалу является необходимым принципом обучения. Его сущность заключается в том, что на каждом последующем уровне обучения элементы усвоенного повторяются в более широком и углубленном виде.

  Оптимальность и эффективность средств. При реализации программы   кружка  «Вокальный» использую как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов,видеоклипов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых),  метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

  В практической  деятельности я применяю такие формы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, конкурсы.

Результативность опыта.

  Представленный педагогический опыт считаю результативным, так как проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности и развивать творческие способности. Большой популярностью у   воспитанников  кружка пользуются    концертные  выступления. И это неслучайно, ведь именно  они  показывают  результаты  деятельности, повышают  самооценку  детей  и воспитывают  дух  доброго  соперничества.

  Обобщая свой опыт работы, я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в школьные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно. Есть простая истина: в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание. В музыке  чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое горе как своё, совсем личное. Следовательно, в человеке раздается и развивается человечность, человек начинает формироваться как Человек.

  В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются во внеурочной деятельности.

Воспитанники  кружка  принимали участие:

- в районных конкурсах, фестивалях  -  конкурсе  эстрадной  песни «Серебряная  музыка», народной  песни  «Живи, народная  душа!», патриотической  песни «Я  люблю  тебя, Россия!»,муниципальных  мероприятиях  и  концертах.

- в республиканских  конкурсах  детского и молодежного творчества «Ушаков. Россия. Флот», конкурсе  патриотической  песни  среди  кадетов, фестивале  на  противопожарную тематику  «Таланты  и  поклонники».

     Анализ результатов систематической работы с детьми показал, что постоянное участие моих воспитанников  в традиционных мероприятиях школы, в рамках фестивалей и творческих конкурсов на уровне района, республики  способствуют развитию творческих способностей  учащихся. Отмечу, что у кружковцев  сформированы способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека.

   Итак, развитие творческих способностей школьников средствами музыкального  искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения на занятиях во внеурочной деятельности.

   Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на семинарах разного уровня, заседаниях методического объединения. Так же мои разработки, презентации, конкурсные работы детей размещены на   школьном  и  личном  сайтах .



Предварительный просмотр:

  «Музыка подобна дождю: капля за каплей                                                                               просачивается в сердце и оживляет его»

                                                                                   Д.Шостакович              

      Работая учителем музыки в  МБОУ  «Большеберезниковская  СОШ»   23  года, я убедилась, что уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». На уроках музыки, я уверенна, каждый педагог стремится во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя, ведь  мы  очень  часто повторяем, что  музыка – это  сама  жизнь.

 С того самого момента, как я переступила порог школы, задумалась над тем: возможно ли за сорок пять минут в неделю, делясь своими впечатления и мыслями с детьми, в результате получить «букет творческих проявлений»? И уже сейчас я сделала вывод: такое возможно. Главное, не быть равнодушной к происходящему.     В нашей профессии много трудностей, но и радостей много. Хочу увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы они были похожи на меня, хочу «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты. Начиная с первого класса, стараюсь вести уроки музыки, как уроки любви человека ко всему живому и высокому.

          Вызывая определенные чувства, музыка без навязчивости воспитывает определенные взгляды, вкусы, поэтому, когда на уроке музыки перед учащимися раскрывается красота народных песен, например, их разнообразие,  поэтичность,  у  учащихся  пробуждается интерес к культуре своего народа.  

   Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение  последних  лет -  «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования».

Актуальность и перспективы опыта.

       Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

      Главная задача моего предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Ребенок всегда творит, и каждый раз - «новое», никогда не повторяясь. Отсюда - его бесконечное развитие, пока взрослый его не остановит. Для меня всегда важно творческое единение с детьми.

       Я стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Проведение уроков разных типов мене в этом помогает.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и примеров).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Наличие теоретической базы опыта.

Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2013 года. За это время у меня накопился теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам. Из всего многообразия современных типов урока предпочтение отдаю таким как:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и вокально-хоровых навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- комбинированный урок;

- уроки  контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- урок –   лекция;

- урок концерт;

Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего  возраста, так как именно в средних  классах изучается довольно объемный материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к творчеству отдельных композиторов, музыкальных произведений, самостоятельная работа с учебником  по музыке, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков: урок – лекция,  киноурок, урок – концерт, урок комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Основными дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

 в) применение знаний на практике для углубления и расширения ране усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль заходом изучения учебного материала и совершенствования знаний,  умений  и навыков.

Этот тип урока я разбиваю на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков. Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, как свидетельствует реальная школьная практика, менее эффективны и поэтому они, как и уроки, например, целевого применения усвоенного и другие аналогичные им, входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются:

 а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных угадаек);

б) урок-концерт;

в) урок-экскурсия

Уроки типа обобщения и систематизации  нацелены на решение двух основных дидактических задач –установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Каждый раз при проведении таких уроков заранее обозначаю вопросы –проблемы для повторения, указываю заранее источники, музыкальные произведения, которыми учащимся необходимо воспользоваться, провожу при необходимости обзорные лекции, проверяю задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе.

Комбинированный урок – это наиболее распространенный вид урока в моей практике. В качестве основных элементов этого урока являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и  усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация     работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;  

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

При подготовке к комбинированному уроку я четко определяю целевые установки урока, чему должна научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, угадайка,  сочинения, тесты, исполнение музыкальных произведений; Все эти и другие виды уроков провожу после изучения целых разделов, крупных тем. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности у учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической, вокально-хоровой деятельности в различных ситуациях обучения.

Урок объяснение нового материала. Вокально-хоровая работа над музыкальным произведением

Объяснение нового материала провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в 6,7  классах – в форме лекции, включающей в себя элементы беседы. Придавая своему изложению проблемный характер, стремлюсь привлечь внимание учащихся к музыкальной литературе, даю общую ориентировку в печатных источниках, связываю новое с ранее усвоенным.

 Обязанность учителя способствовать развитию творческих качеств, а так же музыкальных  способностей учащихся  Развитие музыкальных способностей обогащают личность ребенка,его духовную жизнь через открытие перед ним чудесного мира музыки. Я тесно взаимосвязываю классные и внеклассные занятия. Во-первых, использую одни формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создаёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.

     Работая с детьми над песней, я выделяю следующие важные для меня аспекты:

     1. Эмоциональное восприятие песни.

     2. Разучивание мелодии и запоминание слов.

     3. Вокально-интонационная работа.

     4. Драматургия песни.

     5. Художественное исполнение.

Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением - песней. Или даже желая спеть ее перед классом. Не стесняются четвероклассники просолировать сочиненные на школьные темы частушки.

         "Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания" (С.Миропольский).

         Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, я увеличиваю число народных песен, предложенных программой.

      Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д.

Так же мы поем колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения.

Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы,   музыкального центра и др.

На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету.

Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел Викторина, где можно проверить знания по различным музыкальным темам.

Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий на моих уроках необходимы. Всё это делает урок более эмоциональным, привлекательным, ярким, что способствует формированию интереса учащихся к изучению данного предмета.

Результативность опыта.

      Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление тщательно готовится.  Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.

Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: "Новый год", "Последний звонок", "Выпускной вечер".

       Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального

искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном , расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

       Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными

                                         

 

                                   



Предварительный просмотр:

https://yadi.sk/i/_rPKgnLY3GUduz

https://yadi.sk/i/S2z-Vo0U3GUdki