Сила патриотической песни
план-конспект урока по музыке на тему

Перцева Ольга Владимировна

Урок - исследования «Сила патриотической песни» 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_patrioticheskaya_pesnya.docx24.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок - исследования «Сила патриотической песни» 3 класс.

Составила:  учитель музыки Перцева Ольга Владимировна

Цель урока: доказать с помощью исследования, что песня во все времена являлась мощным средством агитации, давала силы на борьбу с врагом.

Музыкальный материал:

  • «Вставайте, люди русские» хор из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»,
  • Частушки  ВОВ 1941-1945 (По кн.: Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967)
  • марши военных лет, «Случайный вальс»,
  • Симфония №7 Шостакович(1ч).

Слайды:  Солдаты В.О.В., воины  времен Ледового побоища.

Видеоматериал: Фрагмент фильма «Александр Невский, «В бой идут одни старики»

                                                    Ход урока

  1. Организационная часть. Музыкальное приветствие.
  2. Основная часть.
  1. Актуализация знаний. Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?
  2. Формулирование темы урока.  Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование. Известно, что песня, особенно патриотическая, имеет большую силу. В чем же заключается эта сила, нам предстоит сегодня узнать и доказать. Скажите, ребята, что такое песня?  (Песня - это стихи, поэтический текст под музыку, мелодию)  На первый взгляд не скажешь, что песня может стать грозным оружием против врага. Песен боялись гораздо больше, чем  пушек. Они заставляли задумываться, давали надежду, силы на борьбу с врагом, агитировали идти в бой для защиты Родины.

Наша задача - попробовать разобраться, почему песня оказывает  такое сильное влияние на человека.

  1. Работа над новым материалом.

Скажите, на что в человеке, прежде всего, воздействует музыка? (на эмоции, чувства.) Давайте проверим это. Прослушаем несколько отрывков из песен, а вы запишите, какие чувства и эмоции вы испытали.

(Работа по группам из 4 человек: детям дается таблица, в которую нужно вписать несколько слов, характеризующих эмоции от прослушанного музыкального фрагмента.)

«Вставайте, люди русские»

«Вставай страна огромная»

«Случайный вальс»

Теперь, пользуясь таблицей, объясните, к чему призывает каждое произведение? (Выступает представитель от каждой группы.)

- Как вы думаете, что в песне является главным - мелодия или текст? (Мелодия - это самая выразительная , побудительная часть песни, но и слова играют важную роль.)

- Я предлагаю рассмотреть роль мелодии в создании нашего настроения. Охарактеризуйте мелодию в отрывке «Вставайте, люди русские» по плану.

План

1.  Темп, ритмический рисунок.

2. Наличие поворотов, скачков.

3. Динамика.

4. Исполнение.

(Обсуждение музыкального отрывка.)

- Все перечисленные пункты работают в одном направлении - песня должна стать быстро запоминающейся, она призывает к борьбе, и мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервал кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию.

Посвящено произведение событию, произошедшему в  XIII веке и известному как Ледовое побоище. В 1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Скажите, какой это век? (Двадцатый)  

Новое слово «кантата».  Кант – хвалебная песнь. Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.

       Теперь давайте обратимся к словам и посмотрим, как они построены.

План

1. Ключевые слова.

2. Наличие повторов.

3. Уровень запоминания - быстро или медленно.

(Обсуждение слов.)

(Все результаты выносятся на доску в два столбика для удобства сопоставления.)

Давайте попробуем спеть фрагмент этой песни и посмотрим, многое ли запомнилось из слов и мелодии.

На основе написанного на доске сделайте вывод - к чему призывает эта песня и какие приемы используются для этого. (Она призывает к борьбе против врага,  за счет мелодии решительного характера, маршевого ритма, легко запоминающихся слов.) Молодцы. Действительно  эти приемы являются мощным средством воздействия.

А чего стоили фронтовые частушки!  

Исполнение (демонстрация) частушек ВОВ:

На осине две веревки

Сидит Гитлер на дороге,
В лапти обувается,
А на них написано:
Жизнь его кончается.
На осине две веревки,
Любо-дорого смотреть.
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть.

Мил уехал на войну

Распроклятая Германия
Затеяла войну.
Взяли милого, хорошего —
Оставили одну!

Отчего же не приходится
С залеточкой гулять?
Двадцать третьего июня
Он уехал воевать.

Вижу озеро в тумане,
Идет синий пароход.
Мой миленочек в шинели
Отправляется в поход.

Взяли милку на войну,
Меня оставили одну.
Я с миленочком рассталась,
Сиротой кругом осталась.

Как вы думаете, каким  в частушках изображали врага? (Трусливым, глупым, слабым.) А для чего высмеивали врага? (Чтобы люди не боялись врага.)

- Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили по франтам и давали концерты для поднятия боевого духа, часто эти концерты проходили на передовой, между боями.

Давайте исполним песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и посмотрим, поднимется ли наше настроение. (Исполнение заранее разученной песни, можно использовать  шумовые инструменты. Исполнить песню с маршировкой.)

Как вы думаете, о каких событиях эта песня? (….) Эта песня  времен Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил  с ходу завоевать  Россию, а в результате, что получилось? (Мы его победили.)

Посмотрите на экран и определите, к какой картинке какая песня подходит.

(Слайды:  «Битва под Москвой», «Русская армия времен Отечественной войны 1812г».)  Звучат песни: «Солдатушки,  бравы ребятушки», «Вставай страна огромная»

Мы обратились с вами к воинам разных времен. Скажите, поменялся ли характер патриотической песни?  (Нет, все эти песни имеют похожие черты, призыв к борьбе с врагом.) Молодцы.

Слушание и анализ. А теперь послушайте две темы из симфонии  Шостаковича, выберите тему фашизма и опишите, каким изобразил врага Д. Шостакович.

IV. Подведение итогов.

- Как вы считаете, сумели ли мы доказать, что песня во все времена имела большую силу  и являлась мощным  средством агитации? (Да, сумели.)

- А теперь домашнее задание: выберете любую рекламу, где используется песня, попробуйте разобраться, почему эта песня выбрана для рекламы определенного товара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фестиваля-конкурса патриотической песни "Песни памяти"

На фестивале прозвучали песни, в которых отражены страницы истории нашей страны. Фестиваль был посвящен Дню Защитника Отечества....

Сценарий конкурса инсценированной патриотической песни «Нам песни эти позабыть нельзя…»

конкурс инсценированной песни "Нам песни эти позабыть нельзя"...

Сила патриотической песни (урок-исследование, 3 класс)

Методическая разработка №3урока мужества по теме: «Сила патриотической песни» для учащихся 3-го класса(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России!»...

Урок-исследование по музыке в 4 классе по теме "Сила патриотической песни"

В течение урока ребята проводят исследование, в ходе которого пытаются определить, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы, чтобы сочинить патриотические песни. Знакомятся с н...

«Сила патриотической песни» урок музыки в 4 классе

В чем же заключается необыкновенная сила песни? На первый взгляд не скажешь, что песня может стать грозным оружием против врага. Песни боялись гораздо больше, чем пушки. Она заставляла задумываться, д...

Сила патриотической песни

Презентация для урока музыки 5 класса....

Презентация к уроку музыки "Сила патриотической песни"

Презентация предназначена для учителей музыки, реализующих АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью....