Раннее музыкальное воспитание и обучение в классе фортепиано детской школы искусств
статья по музыке по теме

Будкевич Ирина Александровна

Проблема развития творческих качеств личности является одной из актуальных проблем педагогики. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей. В этом случае занятия в классе специального фортепиано помогут маленькому ученику гармонично и естественно войти в мир Музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раннее музыкальное воспитание и обучение  в классе фортепиано детской школы искусств

Проблема разработки образовательных программ для детей раннего возраста, в том числе и музыкальных, остается в настоящее время весьма актуальной, поскольку продолжается поиск обновления качества содержания музыкального образования детей. К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Воспитательно-образовательная работа с детьми должна базироваться одновременно на  двух принципах:

1. Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса).

  1. Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду.

Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа со школьниками в раннем возрасте детской школы искусств должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Известно, что занятия любыми видами искусств благоприятно воздействуют на сохранение творческого дара. Все методики работы с малышами этого возраста объединяются общими принципами, вытекающими из физических и психологических особенностей маленьких детей. Базой для усвоения первоначальных навыков служит комплексный подход в работе с маленькими учениками, при этом музыкальное и общее развитие гармонично дополняют друг друга. Последовательное движение «от простого к сложному» позволяет сделать процесс познания доступным. Несомненно, особое значение имеет бережное отношение педагога к психике малыша, умение не нарушать границ возможностей восприятия. Атмосфера взаимного доверия, игра, посильная практическая деятельность, совместное творчество и возможность поимпровизировать  становятся главной формой общения, ибо процесс обучения должен приносить ребенку радость и интерес.

В отечественной и мировой педагогике накоплен огромный опыт в области музыкального воспитания и образования детей на подготовительном отделении школы. В последние годы появилось множество современных методик и музыкального репертуара, касающихся обучения детей младшего возраста, например таких авторов, как Костиной Э.П., Дубровской Е.А., Баклановой Т. И., Домогацкой И.Е., Бергер Н.А. и др.  Особое место среди них занимает программа Смирновой Т.И. «Становление личности ребенка посредством искусства».

«Говоря о воспитании детей, о приобщении их к искусству, мы хотим, чтобы они были культурными, образованными, общительными, творческими людьми; мы хотим привить им нравственные, моральные качества, научить уважению к другим и самоуважению, в конце концов – научить их жить в соответствии с внутренним голосом и не быть заложником обстоятельств» [10:6]. Такова позиция ведущего методиста Международного центра музыкального образования Татьяны Смирновой (г. Москва).

Вряд ли найдутся педагоги или родители, которые эту позицию оспорят или скажут: нет, нам это не интересно. Именно это и интересно. Где начать обучение? Практически везде сразу начинают заниматься развитием навыков по образцу: «ручку туда, ножку сюда, делай так, как я показываю». Достаточно ли привить ребенку навыки, чтобы вырос гармоничный человек? И становится ли гармоничным тот, кто всего лишь  много попробовал. Этим вопросом Смирнова Т.И. задалась 20 лет назад. Постепенно сложилась комплексная программа.

Познакомившись с программами для детей от трех лет, Татьяна Ивановна  поняла, насколько они упрощают возможности ребенка, а поэтому зачастую строятся на примитивном материале. Только до 6-7 лет, а не позже, можно заложить в человека все самое важное из того, что понадобится ему в жизни.

На первое место в программе вышла задача развивать эмоциональную сферу ребенка, без чего невозможно восприятие искусства. В раннем возрасте ребенок обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. На  занятиях Смирнова Т.И. уделяет большое внимание развитию у малышей умения осознавать свои чувства и эмоции, что немаловажно, называть их, а также подробно описывать свои ощущения. Педагоги Центра вызывают у детей желание поделиться тем, что они ощущают. Но так говорить гораздо сложнее, чем просто повторять за мамой готовые фразы.  Дети часто удивляют родителей тем, что начинают объяснять, что чувствуют и почему так делают. В результате у них появляются новые способы выразить себя, причем не через капризы, плач, упрямство и непослушание. Взаимоотношения в семье налаживаются, потому что взрослые начинают понимать ребенка, а он их. А слова – это уже инструмент логического мышления. Так происходит движение к осмыслению через переживание.

Протяни ребенку пустую ладонь и скажи: возьми яблоко! И он будет «брать», « откусывать», потому что этот предмет для него совершенно реален. Эта вера, эта готовность играть настолько ярко выражены, что и звуки они воспринимают как реальный образ. Балеты Чайковского, Стравинского, Прокофьева смотрят с огромным удовольствием, т.к.  не просто слушают, сидя на стуле, а участвуют в  спектакле, в котором дети проигрывают все роли, переживают множество чувств и выражают эти чувства танцем и пантомимой. Ребенок импровизирует на ходу, вслушиваясь в музыку. Это такая игра. А игра – всегда удовольствие и, что еще важнее, - чистое творчество: играя, ребенок творит. Постоянная свободная импровизация на заданную тему растит творчески активную, интересную личность. В игре осваиваются различные эмоциональные состояния, дети учатся управлять ими. Быстро пробудить эмоцию или переключить ее на какую-нибудь другую помогает музыка, поэзия, танцевальные движения.

«Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательным особенностям, она становится, по выражению Б.М. Теплова, «эмоциональным познанием» и создает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве».

«Начальное обучение юных пианистов – удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. И с самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку. От этого этапа целиком зависит направление дальнейшего развития ребенка» [4:138].

Индивидуальный подход к музыкальному развитию малыша в классе специального фортепиано позволяет преподавателю самостоятельно определить продолжительность каждого этапа в обучении, найти интересные формы проверки заданий. Современные учебные пособия для самых маленьких пианистов помогают сделать процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на фортепиано доступными ребенку с самыми обычными данными. Начинать обучение лучше в раннем возрасте с 4-5 лет. Именно в этот период легче всего приобщить ребенка к музыке не отрывая его от привычной детской жизни. Большую роль в первый период обучения играют родители, которые присутствуют на каждом уроке и могут стать незаменимыми помощниками. «Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им чем-то утомительным и скучным, учитывая при этом, что на момент поступления в школу не у всех есть фортепиано» [3:4].

В донотном периоде через конкретную творческую деятельность закладываются, по словам Г.Г. Нейгауза, «основы духовного овладения музыкой». Так, слушание и пение расширяют музыкальный кругозор, активизируют эмоционально-образную и слухо-интонационную сферы способностей, укрепляют музыкальную память. Игра «с рук» педагога в тот момент, когда ребенок еще не читает ноты, подбор музыкального материала и транспонирование на инструменте позволяют активно развивать слух, получать первые навыки игры на фортепиано, а также знакомиться с возможностями рояля (расположением октав, звучанием регистров и т.д.). Обсуждение сыгранных пьес как своего рода анализ произведения направит внимание маленького ученика на многие элементы музыкального языка, их красочные и выразительные возможности, на основы музыкального мышления.

При изучении нотной записи важно научить ребенка понять ритм произведения в его графическом начертании. При этом наиболее естественно ритмический рисунок воспринимается малышом как через стихотворный текст, так и через прослушивание и запись знакомого музыкального материала. Использование ритмических схем позволяет детям ощутить различную длину нот. Изучение звуковысотной записи предлагается начинать в относительной системе, то есть сначала на одной линейке, затем на двух. Это позволит малышу понять логику графического изображения мелодической линии и осмыслить принцип чередования нот на линейках и между линейками. Период изучения относительной нотной записи не должен быть долгим — переходить к записи нот на пятилинеечном нотоносце следует незамедлительно.

Сборники по фортепиано включает в себя интересные и доступные детям пьесы. Последовательное изложение музыкального материала позволяет ребенку усвоить первоначальные музыкально-технические навыки. Значительное число музыкальных примеров дополнено аккомпанементом, специально написанными авторами пособий. Сопровождающая партия усиливает ладово-слуховые ориентации детей, а кроме того дает возможность ребенку получить элементарные представления об ансамблевой игре. В сборнике Толкуновой Е.В. для большей наглядности  введена цветовая дифференциация, например, новые элементы теории выделены красным цветом, игра левой рукой — зеленым и пр.   Горошко Н.Н.в «Музыкальной азбуке» предлагает разработки первых уроков, которые могут послужить развивающей основой фантазии преподавателей.

Чрезвычайно важным фактором является сила воздействия преподавателя на ребенка. Преподаватели ДМШ им. П.И.Чайковского г. Ростова-на-Дону считают, что «в процессе обучения игре на фортепиано проявляются собственно две личностные и художественные индивидуальности: педагог и ученик. Это весьма ответственная роль, поскольку общеизвестно, что отношение ребенка к музыкальному обучению в большинстве случаев зависит от первого преподавателя» [11:6]. С учетом того, что внутренняя организация личных качеств у каждого ребенка является единственной в своем роде и неповторимой, необходимо, чтобы преподаватель музыки, в своей работе обязательно дифференцировал методические средства и глубоко вникал в их целесообразность и действенность. «Методические средства» в этом случае – не только методы, касающиеся игры, но, прежде всего, формы и способы передачи их учащемуся, облегчающие овладение пианистическими приемами. Основное условие успеха в работе с детьми – это любовь к своему педагогическому делу, которая стимулирует инициативу в ходе всего педагогического процесса и облегчает установление правильного контакта с учащимися. Этот контакт необходим, если преподаватель хочет завоевать  доверие ребенка, стать его любимым учителем. Если ему это удалось, он может не опасаться, что натолкнется на какое бы то ни было психическое сопротивление со стороны учащегося даже при предъявлении повышенных или самых высоких требований.

Музыкальное воспитание и образование в подготовительном классе школы искусств будет осуществляться более качественно, если удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления. Основными показателями готовности педагога к реализации  образования  следующие:

1) способность работать в личностной парадигме;

2) профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями;

3) готовность к саморазвитию, способность вписываться в постоянно изменяющуюся среду, рефлексировать.

Проблема развития творческих качеств личности является одной из актуальных проблем педагогики. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей. В этом случае занятия в классе специального фортепиано помогут маленькому ученику гармонично и естественно войти в мир Музыки.

Список использованной литературы

  1. Бакланова Т.И. Программа «Музыкальный мир». Москва, 2008г.
  2. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Санкт-Петербург, 2004г.
  3. Горошко Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких. Москва, 2007г.
  4. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Москва, 2006г.
  5. Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет Москва, 2008г.
  6. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. Москва, 2006г.
  7. Костина Е.П.  Камертон.  Москва, 2006г.
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва, 1997г.
  9. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. Москва, 2008г.
  10. Смирнова Т.И. Музыкально-информационная газета «Играем с начала». Москва, №4, 2007г.
  11. Сугоняева ЕЭ. Музыкальные занятия с малышами. Ростов-на-Дону, 2002г.
  12. Толкунова Т.Е. Начальные уроки игры на фортепиано. Москва, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Методы развития мелкой техники в классе фортепиано детских школ искусств"

Важнейшей основой для развития мелкой моторики учащихся была и будет всегда правильная организация игрового аппарата, начиная с первых шагов юного пианиста. Очень важно научить ученика умело пол...

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

Методическая разработка "Методология организации педагогической работы с родителями обучающихся по классу фортепиано детской школы искусств"

Методическая разработка "Методология организации педагогической работы с родителями обучающихся по классу фортепиано детской школы искусств"...

Роль концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств

Эта методическая разработка поможет концертмейстерам-пианистам разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца....