Царит гармония оркестра
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Людмила Владимировна Дидусенко

Царит гармония оркестра.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.

Техническое обеспечениеперсональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, синтезатор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, 

Ход  урока:

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие:
Учитель - Здравствуйте, ребята,
Встретились мы снова.
Дети -  Слушать музыку и петь
Мы уже готовы.

Слайды №1-2 Приложение 1

2.Беседа по теме.

Учитель - Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы будем слушать звучание симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. 

Слайд №3 Приложение 1-Презентация

Давайте, ребята, вспомним  и назовём инструменты симфонического оркестра. 

Слайд №4 Приложение 1-Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Царит гармония оркестра.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.

Техническое обеспечениеперсональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, синтезатор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, (http://school-collection.edu.ru/)

Ход  урока:

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие:
Учитель - Здравствуйте, ребята,
Встретились мы снова.
Дети -  Слушать музыку и петь
Мы уже готовы.

Слайды №1-2 Приложение 1-Презентация

2.Беседа по теме.

Учитель - Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы будем слушать звучание симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. 

Слайд №3 Приложение 1-Презентация

Давайте, ребята, вспомним  и назовём инструменты симфонического оркестра. 

Слайд №4 Приложение 1-Презентация

Проверка знаний учащихся.

Учитель раздаёт  учащимся инструкцию к заданию:

1.Вы работаете в книжном издательстве.
2.Перед вами повреждённый отрывок из повести Е.Канн-Новиковой «Маленькая повесть о Михаиле Глинке». В нём отсутствуют названия музыкальных инструментов.
3.Восстановите текст отрывка, воспользовавшись описанием музыкальных инструментов.

«ЧТО ТАКОЕ ОРКЕСТР?»

«Они вошли в залу. Перед пюпитрами с нотами расселись дядюшкины люди, держа в руках невиданные инструменты.
-Что уставился? Небось, не видал ещё такой музыки? Да, впрочем, где тебе было её увидеть! Ну, гляди в оба и вникай. Вот эта певунья, например, с изящной талией – (-----------).Можно сказать царица музыкальных инструментов, потому что голос у неё богатый. Что хочешь, можешь на ней изобразить. По струнам её смычком водят, вот этак, - и дядюшка, взяв скрипку из рук первого скрипача, извлёк несколько красивых, протяжных звуков.- А там видишь, продолжал он, - деревянные дудки? Которые с раструбами на концах – то (----------------) .Которые же наподобие свирелей – наверное, не раз слыхал, как наши пастухи в них свистят, - те (--------------)зовутся…А вот этот крендель, тут дядюшка повернулся к музыканту, у которого в руках блестела свившаяся в кольца медная  труба, - этот крендель называется (-------------)валторна, ещё по-немецки говорят: вальдгорн – это означает охотничий рожок. 
Приложение 2-модельный ответ

Продолжение беседы:

Учитель - На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом 
оркестре? (
Ответы учеников)

Слайд №5 Приложение 1-Презентация

Учитель - Какие инструменты в составе струнной группы? (Ответы учеников)

Слайд №6 Приложение 1-Презентация

Учитель - Назовите духовые музыкальные инструменты. (Ответы учеников)

Слайд №7 Приложение 1-Презентация 
Учитель - Осталось назвать группу ударных инструментов. (Ответы учеников)

Слайд №8 Приложение 1-Презентация

3.Проверка знаний учащихся. Игра «Третий лишний».
Учитель - Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.

Слайд №9 Приложение 1-Презентация 

4.Слушание музыки. ( Звучит фрагмент симфонии №40,часть1,В.А.Моцарт)

Слайд №10 Приложение 1-Презентация

Учитель - Музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме? Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы)
Учитель-Русский композитор М.Мусоргский говорил, что «Музыка, прежде всего искусство человеческого общения». Ребята, как вы понимаете эти слова? (Ответы - диалог)

Слайд№11 Приложение 1-Презентация

5.Пение песни:

Давайте споём песню  Б.Окуджавы «Пожелание друзьям», которую мы разучили на прошлом  уроке. Ведь в ней тоже раскрывается секрет человеческого общения.

6.Понятия «ГАРМОНИЯ» и «ТУТТИ».

Слайд №12 Приложение 1-Презентация

Учитель - Кто стоит во главе оркестра? (Дирижёр)

Слайд №13 Приложение 1-Презентация

Учитель – Сейчас мы попробуем превратить наш класс в концертный зал, где выступает симфонический оркестр. Я буду выступать в роли дирижёра. А вы – в роли оркестрантов. Каждый из вас будет играть на своём музыкальном инструменте.
Слушайте музыку и «играйте» на своих инструментах.

Слайд№13 Приложение1-Презентация

(Звучит фрагмент из симфонии №4,финал, П.Чайковского, ученики имитируют игру на музыкальных инструментах под звучание симфонического оркестра.
Задача каждого ученика – услышать тембровое звучание своего инструмента и вовремя вступить. Важно умение каждого ученика координировать свои действия с действиями других оркестрантов.)

6. Итог урока.

Слайд №14 Приложение 1-Презентация

Учитель - П.Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой». А вы бы, ребята, с ним согласились? (Ответы - диалог)
Учитель - Много незабываемых минут  остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать оркестр в концертном зале! Музыканты  берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой и весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, имя которому …СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

Литература:

1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие.
Москва «Просвещение»2004год
2.Т.В.Надолинская «Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе». Москва «Владос» 2003 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царит гармония оркестра.4 класс

Разработка урока  с применением  игровых,групповых информационных технологий....

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра....

Технологическая карта образовательного мероприятия по музыке Раздел «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» Тема урока: «Царит гармония оркестра» Тип урока: комбинировнный

ПредметмузыкаКласс,  профиль класса/группа, количество человек4 класс, количество человек - 25Продолжительность образовательного мероприятия40 минутМетодическая информацияТема образовательного ме...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Презентация на тему: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр."

Презентация на тему: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр."...